Цивилизационное влияние на развитие социальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цивилизационное влияние на развитие социальной работы



 1. Социальное страхование и социальное обеспечение в странах Центральной Европы.

2. Социальное обеспечение в странах Северной Европы. Модель «общества всеобщего благоденствия».

3. Современные теоретические модели социальной работы.

 

  1. Социальное страхование и социальное обеспечение в странах Центральной Европы

Социальное рыночное хозяйство. В первые понятие “социальное государство” (Sozialstaat) встречается в трудах немецкого ученого Л. Фон Штайна (конец ХIХ в.). В работе “Настоящее и будущее правовой научно-государственной Германии” он писал, что социальное государство “обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве”. Широкое же распространение этот термин получил после того, как в 1949 г. в Конституцию ФРГ было включено выражение “sozialer Rechtsstaat”, которое дословно переводится как “социальное правовое государство”. При разработке текста конституции немецкие ученые и законодатели пришли к выводу: их государство в своей деятельности должно подчиняться принципу солидарности, что означает обязанность правительства осуществлять политику, направленную на обеспечение достойного человека уровня жизни, удовлетворение основных жизненных потребностей всех социальных групп.  Этот принцип лег в основу концепции социального государства.

Итак, определение “социальное” в словосочетании “социальное государство” служит не для обозначения того факта, что всякое государство есть социальный институт, а для демонстрации новой сущности государства на постиндустриальной стадии развития производства, для характеристики содержания его политики в сфере распределения материальных благ. Такое государство призвано осуществлять политику, направленную на обеспечение определенного уровня благосостояния всех своих граждан, поддержку социально уязвимых групп населения, на утверждение в обществе социальной справедливости.

Основные принципы социального государства - социальная справедливость, социальное равенство, обеспечение социальных гарантий. Однако социальное государство не ставит перед собой задачу достижения абсолютной социальной справедливости, оно призвано лишь обеспечить такую социальную компенсацию, которая позволила бы исключить возможность социальных конфликтов вследствие неравномерного распределения ресурсов, не допуская правовой, социальной и культурной изоляции определенных социальных групп. Установить размер этой компенсации чрезвычайно сложно. Первоочередная задача социального государства – не достижение всеобщего равенства, а обеспечение социальных гарантий. Объективно существующие социальные гарантии, а также субъективно воспринимаемые как таковые являются принципиально важными с точки зрения отношения конкретного человека к своей работе, к экономической, политической системе.

Исторически модель социального рыночного хозяйства возникла в процессе восстановления разрушенного войной западногерманского хозяйства как альтернатива административному централизованному управлению экономикой, существовавшему в национал-социалистической Германии. Эта модель имеет эмпирический характер и исключает некую ориентацию на «историческую цель», она предполагает постепенное (поэтапное) решение актуальных проблем. Благодаря этому модель получила широкую общественную поддержку. Экономико-политическая концепция социального рыночного хозяйства направлена на синтез гарантированной правовым государством свободы (экономическая свобода входит в понятие свободного порядка вообще) и идеалов социального государства, связанных с социальной защищенностью и социальной справедливостью. Это сочетание целей – свобода и справедливость – отражается в понятии «социальное рыночное хозяйство».

Социальное рыночное хозяйство в силу своей экономической эффективности носит социальный характер:

а) экономические предпосылки «благосостояния для всех»;

б) предоставление экономической свободы;

в) ограничение в рамках неприкосновенности прав третьих лиц.

Рыночное хозяйство должно ограничиваться там, где оно привело бы к нежелательным социальным результатам (результаты свободного экономического процесса должны корректироваться, если они являются недостаточно социальными с точки зрения ценностных представлений общества). Концепция социального рыночного хозяйства – идея политического упорядочения, целью которого является соединение общества, построенного на конкуренции, частной инициативе, с социальным прогрессом, обеспеченным производительностью рыночной экономики.

На основе рыночного экономического порядка может быть создана многообразная и всеобъемлющая система социальной защиты. Цели социального рыночного хозяйства, преследуемые с момента основания Федеративной Республики Германия и средства, которые необходимо использовать для их достижения в соответствии с общей концепцией, можно охарактеризовать следующим образом:

1. достижение максимально высокого благосостояния;

2. обеспечение экономически эффективной и социально справедливой денежной системы, обеспечение стабильности средств;

3. социальная обеспеченность, социальная справедливость и социальный прогресс (прежде всего, это защита семьи, справедливое распределение доходов и имущества за счет: достижения максимального уровня социального продукта как экономической основы социальной защищенности; государственной корректировки первоначального распределения доходов и имущества в форме социальных выплат пенсий и компенсаций, доплат на жилье, дотаций, мер по способствованию накопления собственности и имущества и т.д., но в то же время эта корректировка не должна ограничивать самостоятельность отдельных лиц и социальных групп, свободу и готовность к деятельности отдельного индивида и работоспособность экономики). Все эти экономико-политические цели обретают свой конечный смысл во внеэкономических общественно- политических целях свободных обществ, основывающихся одновременно на социальном государстве.

Социальная политика. Систему социального обеспечения в Германии можно разбить на три основных сектора - в зависимости от того, из каких фондов и по какому признаку производится выплата средств.

- Первый сектор: социальные выплаты производятся страховой компанией.

- Второй сектор: социальные выплаты производятся государством в соответствии с заслугами человека или его принадлежностью к определенной группе населения.

- Третий сектор: социальные выплаты производятся в порядке заботы о человеке, в силу его нуждаемости, вне зависимости от уплаченных им взносов, заслуг и т. п. Каждый из этих секторов имеет свою собственную организационную структуру.

Расходы на социальную защиту в валовом внутреннем продукте (квота социальных услуг) составляет 33,3 %. Почти треть услуг приходится на пенсионное страхование, более 20 % - на предписанное законом страхование на случай болезни. Оказывая эти услуги, государство выполняет положение Основного закона. Однако цель социального государства – не всестороннее обеспечение и обслуживание человека. Оно делает ставку на индивидуальные правопритязания, базирующиеся на результатах собственного труда. С этой целью разработан широкий спектр социальных законов, которые охватывают обеспечение по старости, болезни и в связи с несчастным случаем вплоть до пособия на детей, на частичную оплату жилья или по безработице. Социальное страхование Стержнем системы социального обеспечения в Германии является обязательное социальное страхование. Финансовой основой являются фонды социального страхования. В основе системы лежит принцип «один за всех и все за одного». Речь идет о взаимопомощи застрахованных, об объединении людей, подвергшихся определенному риску; распределив нагрузку равномерно на всех, они хотят ограничить тяжесть возможных последствий для отдельного человека. Своими взносами они совместно финансируют страховые услуги и тем самым приобретают право на получение услуг при наступлении страхового случая. При этом в сфере обязательного социального страхования в Германии подавляющее большинство социально застрахованных являются таковыми в принудительном порядке. Размер их (обязательных) взносов зависит от их доходов; пенсия и пособие по безработице (при наступлении страхового случая) зависят от размера их взносов. Отметим, что средства, поступающие в фонды социального страхования за счет взносов, не достаточны для покрытия расходов на выплаты, так что государство регулярно субсидирует сферу обязательного социального страхования весьма крупными суммами. Его важнейшие ветви: медицинское страхование, страхование от несчастного случая, пенсионное страхование и страхование по безработице. Его задача: охрана и восстановление здоровья и работоспособности застрахованных и финансовая помощь в случае болезни, уменьшенной трудоспособности или старости. Оно гарантирует, что работники не попадут в бедственное положение по окончании своей трудовой деятельности и смогут поддерживать соответствующий уровень жизни.

Всем работающим и служащим пенсионное страхование положено по закону. Лица, занимающиеся самостоятельной деятельностью, и те, кто из-за своей принадлежности к определенным группам профессий не имеет обязательного страхования, могут подать ходатайство на обязательное страхование. Кто не подпадает под обязательное страхование, заключает пенсионное страхование добровольно. Система пенсионного обеспечения ФРГ состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: обязательного пенсионного страхования и дополнительного пенсионного обеспечения, причем последнее подразделяется на пенсионное обеспечение от предприятий и пенсионное обеспечение в рамках личного страхования.

Также необходимо отметить, что немецкой пенсионной системе свойственен негосударственный характер. Субъектами социального страхования являются компании государственно-административного права (по юридическому характеру их действия, как и действия государственных учреждений, являются административными актами); в отличие от государственных учреждений они обладают гораздо большей мерой самостоятельности, то есть свободой действий, как в организационной, так и в финансовой части. Свои задачи они выполняют в форме косвенного самоуправления. Органами самоуправления являются собрание представителей и правление, состоящие, как правило, наполовину из представителей застрахованных и наполовину - из представителей работодателей. Больничная касса предоставляет как медицинскую страховку, так и страховку нуждаемости в уходе. Социальное страхование финансируется в основном за счет взносов; взносы уплачиваются наполовину самим застрахованным и наполовину его работодателем (страхование несчастного случая на производстве финансируется исключительно работодателем). Эти средства поступают в общий фонд и тратятся на нужды всех застрахованных. Таким образом, лица, уплачивающие взносы в фонд пенсионного страхования, отдают часть своего ежемесячного дохода в пользу тех, кто в данный момент получает пенсию. Когда сегодняшние плательщики выйдут на пенсию, они будут получать ее за счет взносов следующего поколения плательщиков. Такую схему называют в Германии “договор поколений”. Максимальный взнос в фонд пенсионного страхования составляет в западных землях Германии 1459,20 марки (взнос равен 19,2% от месячной брутто-зарплаты; верхняя граница зарплаты - 7600 марок; выше этой границы пенсионное страхование перестает быть обязательным). В восточных землях Германии максимальный взнос в фонд пенсионного страхования составляет 1132,80 марки (верхняя граница - 5900 марок). Тот, кто в течение своей трудовой жизни регулярно платил взносы в фонд обязательного пенсионного страхования, при наступлении пенсионного возраста или преждевременной нетрудоспособности получает пенсию.

Как и прочие выплаты страховой компании, выплата пенсии возможна лишь при выполнении определенных условий. Пенсию по возрасту получает лишь тот, кто достиг пенсионного возраста и имеет достаточный страховой стаж. В страховой стаж включаются годы, в течение которых застрахованный платил взносы, а также годы “эквивалентные”, “компенсационные” и т. д. Пенсионный возраст для обычной пенсии - 65 лет; необходимый и достаточный страховой стаж - 5 лет. В страховой стаж засчитываются как годы уплаты взносов, так и “эквивалентные”, то есть годы уплаты взносов, в течение которых застрахованный из-за военной службы, плена, бегства или т. п. не был в состоянии платить взносы. Учитываются также и “компенсационные” годы (при разводе часть страхового стажа финансово более сильного партнера передается более слабому в порядке компенсации). На первый план среди дополнительного пенсионного обеспечения выходит обеспечение от предприятий, которое, как правило, не связано с отчислениями из заработка работников. Этот вид пенсионного обеспечения осуществляется частными работодателями, а также применяется на предприятиях общественного сектора, выступающих в роли работодателей. Пенсионное обеспечение от предприятий носит сугубо добровольный характер и базируется на принципах продленной зарплаты и накопления капитала. Порядок, условия и размер обеспечения законодательно не урегулированы, однако работодатели и работники обязаны соблюдать определенные правила, которые закреплены федеральным правовым актом 1974 г. Отчисления работодателя в систему пенсионного обеспечения от предприятия составляют, как правило, не более 0,5% фонда оплаты труда ежегодно. В круг людей, охваченных коллективными договорами о пенсиях или индивидуальными договоренностями о предоставлении пенсии от предприятия, в Германии в первую очередь входят рабочие и служащие, а также служащие на руководящих постах и члены управленческих органов акционерных компаний. Пенсионными услугами, как правило, пользуются и члены семей этого круга лиц при утере кормильца. Квоты получающих пенсии от предприятий неодинаковы в различных областях экономики и отраслях промышленности и зависят от величины и значимости предприятия. В крупных промышленных предприятиях, в страховых компаниях и банках службы пенсионного обеспечения, как правило, значительны. Что касается малых и средних предприятий, а также торговли, то сотрудники этих организаций получают от своих работодателей так называемые «обещания» по дополнительной пенсии в старости. Финансирование выплат дополнительных пенсий зависит от выбранной формы пенсионного обеспечения. Так, если работодатель обещает (и это закреплено в коллективном договоре) выплачивать пенсии сам, то речь идет о создании на предприятии собственной «пенсионной подсобной кассы», выполняющей функции аккумуляции средств. Когда работодатель подключает для организации пенсионного обеспечения от производства независимое в правовом отношении учреждение социального страхования, пенсионную кассу, либо компанию, которые занимаются страхованием жизни или другими видами страхования, то это уже опосредованное пенсионное обеспечение, при котором происходит внешнее финансирование через уплату взносов или даже через благотворительные ассигнования.

Средства, перечисленные работодателем на цели пенсионного обеспечения своих работников, и доход, полученный в результате капитализации этих средств, не подлежат налогообложению. Пенсионные выплаты имеет право получать только сам работник, достигший пенсионного возраста. Государство не создает каких-либо специальных контрольных органов для надзора за осуществлением дополнительного пенсионного обеспечения от предприятий. Эти функции выполняются органами финансового или страхового контроля (в зависимости от формы обеспечения). Основным инструментом государственного влияния в этом секторе пенсионного обеспечения является законодательное закрепление направлений инвестиционной деятельности пенсионных касс. Лицо со страховым стажем в 35 лет имеет право выйти на пенсию в возрасте 63 лет; в страховой стаж включаются вышеперечисленные эквивалентные и компенсационные годы, а также годы, в течение которых застрахованное лицо по причинам личного характера (болезнь, беременность, безработица, учеба в школе, вузе и т. п.) не могло платить взносы; с 1992 г. учитываются также те годы, в течение которых застрахованное лицо воспитывало детей, а с 1995 года учитываются также годы ухода за больным или инвалидом на дому. Инвалиды и нетрудоспособные лица имеют право на пенсию по возрасту уже в 60 лет при условии стажа страхования 35 лет. В случае безработицы пенсия по возрасту выплачивается застрахованному лицу при выполнении следующих условий: возраст 60 лет; в последние полтора года лицо не менее одного года было безработным; страховой стаж не менее 15 лет, включая как годы уплаты взносов, так и эквивалентные годы; из последних 10 лет не менее 8 лет составляют годы уплаты взносов. Женщины могут получить пенсию по возрасту уже с 60 лет при следующих условиях: страховой стаж 15 лет; после достижения возраста 40 лет уплачено не менее 121 обязательного месячного взноса.

Другой формой дополнительного пенсионного обеспечения в Германии является страхование жизни, которое предоставляет защиту в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в частности, при инвалидности, ранней смерти члена семьи, реже – для обеспечения старости. Предметом страхования жизни может быть каждый из этих случаев в отдельности или все они вместе. Выплаты по страховке могут быть единовременными или пенсионными. В настоящее время в Германии страховую защиту в старости предлагают более 100 учреждений, занимающихся страхованием жизни. Большинство из них имеет частно-правовую форму акционерного общества или страхового союза. Все страховые учреждения подлежат государственному страховому надзору, который в основном занимается контролем страховых тарифов и контролем за капиталовложениями. Независимо от правовой формы страхового учреждения основой для осуществления этой формы пенсионного обеспечения является страховой договор, т.е. документ частно-правового характера. Договором между учредителями, занимающимися страхованием жизни, и человеком, прибегающим к услугам страхования, предусматриваются права и обязанности обоих партнеров. Застрахованный сам может назначить размер страховки. Кроме того, по достижении определенной возрастной границы, после которой начинаются выплаты, и при определении формы выплат родственникам после его смерти он может сам выбрать между единовременной выплатой и выплатой в форме пенсии. Страховка выплачивается при наступлении любого из оговоренных в договоре обстоятельств (по достижении определенного возраста, при наступлении инвалидности, в случае смерти).

Теперь перейдем к следующему виду – страхование на случай болезни. Почти все население Германии застраховано на случай болезни в обязательном или добровольном, установленном законом порядке, или в рамках частных страховых агентств. Законом предписано обязательное страхование на случай болезни для всех рабочих, кроме того – для служащих и других профессиональных групп с определенным доходом. При известных условиях возможно добровольное страхование. От болезней застрахованы также пенсионеры, безработные, ученики и студенты. В зависимости от профессии наемные работники застрахованы через местные, производственные или цеховые больничные кассы, морские больничные кассы, федеральные кассы горнорабочих, сельскохозяйственные больничные кассы или эрзац-кассы. У всех страхователей – свободный выбор врачей и дантистов, допущенных больничными кассами к обслуживанию пациентов. Страховые взносы лиц по обязательному и служащих по добровольному страхованию вносятся пополам страхователями и работодателями. В 1995 г. средний размер взносов в старых землях составил 13,2 %, в новых землях - 12,8 % от доходов, с которых в обязательном порядке взимаются взносы. Больничная касса оплачивает расходы на врачебное и зубоврачебное обслуживание, лекарства, лечебные и вспомогательные средства и лечение в больнице. Касса несет расходы полностью или частично и на необходимые курсы лечения. Сюда входят и пособия по материнству, семейные пособия и домашний уход за больными. В случае болезни наемный работник имеет право на получение заработной платы от работодателя в течение шести недель. В некоторых коллективных договорах установлен более длительный срок. По ним больничные кассы выплачивают пособие по болезни в течение 78 недель. Такое пособие составляет 80% заработка.

Следующий вид страхования – страхование от несчастных случаев. Установленное законом страхование от несчастных случаев предоставляет защиту и помощь при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях. В Германии все наемные работники застрахованы от несчастных случаев по закону, равно как и фермеры. Лица, работающие не по найму, могут заключать договоры добровольного страхования. Страховой защитой охвачены также студенты, школьники и дети в детских садах. Страховщики от несчастных случаев – прежде всего профессиональные объединения, охватывающие соответственно все предприятия одного профиля в определенном районе. Их средства состоят из взносов фирм. Услуги по страхованию предоставляются при несчастных случаях на производстве, связанных с травмами или смертью, а также при заболеваниях и смерти в результате профессиональной болезни. Сюда относятся несчастные случаи по дороге на работу и с работы. Если страхователь получил телесное повреждение вследствие несчастного случая, страховое агентство несет все расходы по излечению. Если он неработоспособен, то получает компенсационное пособие. Если он остается нетрудоспособным или умирает вследствие несчастного случая или профессиональной болезни, страховщик выплачивает пенсию, пособие на погребение и пенсию оставшимся родственникам. Помощь в рамках страхования от несчастных случаев включает в себя профессиональное обучение в целях восстановления работоспособности и содействие в трудоустройстве.

И, наконец, четвертый вид социального страхования – страхование по безработице. Законное обязательное страхование на случай безработицы существует в стране с 1927 г. Страхованию подлежит каждый рабочий или служащий. Средства Федеральному ведомству труда представляют половина наполовину работодатели и работополучатели. Потерявший работу получает в течение года около 65% своего последнего заработка. Если он и после этого срока не может найти работу, ему выплачиваются 55% прежней зарплаты. Ведомство труда платит из своего бюджета не только деньги по безработице. Большие средства тратятся на меры по содействию трудоустройству. Переквалификация на профессии будущего входит в число его основных задач. Ведомство труда поддерживает дальнейшую, профессиональную подготовку кредитами на содержание семьи и берет на себя расходы за дальнейшие квалификационные мероприятия (учебники, учебные заведения, преподаватели).

Социальное обеспечение. Финансовой основой сектора государственного социального обеспечения являются средства налогоплательщиков, ибо право на получение денег приобретается не за счет взносов в фонды страхования, а за счет иных заслуг данного лица: социальные выплаты являются компенсацией тем, кто имеет перед обществом особые заслуги (например, в качестве чиновников) или в определенных политических ситуациях нанес ущерб здоровью, или потерпел убытки (например, жертвы войны, изгнанники и т. д.)

Социальное обеспечение по признаку нуждаемости основывается на принципе, что нуждающимся считается тот, кто не имеет доходов, не получает (достаточных) выплат за счет первых двух секторов социального обеспечения и не в состоянии собственными силами преодолеть свои трудности. Социальное обеспечение по нуждаемости не зависит от взносов или заслуг человека и финансируется полностью за счет государства, то есть за счет налогоплательщиков. Правовой основой для оказания социальной помощи является принятая в 1987 г. новая редакция федерального закона о социальной помощи. Социальная помощь оказывается для обеспечения средств к жизни, а также при особых жизненных обстоятельствах; принятие социальной помощи призвано обеспечить ее получателю достойный уровень жизни. Цель социальной помощи - в максимальной степени способствовать тому, чтобы в своей жизни человек стремился полагаться прежде всего на собственные силы.

Необходимо отметить следующие принципы: существует юридическое право на получение социальной помощи, на получение социальной помощи могут претендовать не только немцы, но и иностранцы, однако для них закон предусматривает определенные ограничения в выплатах; - помощь дается для того, чтобы как можно скорее стать от нее независимой за счет получения работы, лечения; - индивидуальный подход к каждому получателю. Имеются следующие виды социальной помощи: индивидуальная помощь (бесплатные консультации у психолога, психотерапевта и т.д.); денежные выплаты (пособия, выплаты взносов в пенсионное больничное страхование, оплата расходов по похоронам); неденежная помощь (предоставление работы, содействие в профессиональном образовании, попечительство, лечение и т.д.). Вопросами социальной помощи занимаются муниципалитеты, администрации земель, округов и т.д. Это пособие тоже ежегодно меняется в соответствии с растущим уровнем жизни, ростом потребностей и цен.

Социальные услуги оказываются в Германии в соответствии с законом о налогообложении 1996 г. В 1996 г. вступил в силу новый закон о налогообложении. В целом он облегчил налоговое бремя граждан на 19 млрд. марок. Согласно этому закону граница доходов, не подлежащих налогообложению (12100 и 24200 марок соответственно для несостоящих в браке и для состоящих в браке), к 1999 г. поднялась до 13000 и 26000 марок. За пределами прожиточного минимума, не облагаемого налогами, начинается взимание налогов с минимальной налоговой ставкой в 25,9%. Максимальная налоговая ставка – 53%. В будущем семьи могут выбирать, что для них лучше: получать пособие на детей или пользоваться преимуществами уровня доходов, не облагаемых налогами. Пособие на 1 и 2-го ребенка составляет по 220 марок, на 3- го ребенка выплачивается 300 марок, а на каждого последующего по 350 марок. Сумма доходов, не облагаемых налогами в связи с наличием детей, составляет 6912 марок. Кроме того, с 1986 г. выплачивается пособие матерям и отцам на воспитание, которое в первые шесть месяцев составляет 600 марок в месяц на ребенка. Затем выплата зависит от размеров доходов. Кроме того, отцы и матери, намеривающиеся сами растить ребенка, могут взять отпуск на воспитание сроком до трех лет. В этот период они в принципе полностью застрахованы от увольнения. В ФРГ для социальных услуг характерно то, что они из частного независимого сектора все больше переходят под опеку государства. Для решения социальных вопросов пользуются также услугами добровольцев, безвозмездно пытающихся помочь людям, попавшим в беду (ежегодно эти люди экономят казне несколько миллиардов немецких марок), и услугами оплачиваемого персонала.

 

2. Социальное обеспечение в странах Северной Европы

Общество всеобщего благоденствия. В странах Северной Европы своеобразная модель государственного устройства социал-демократического типа, где преобладает принцип универсализма в предоставлении социальных услуг, организованных и финансируемых государством. Эта модель государственного устройства получила название «всеобщего благоденствия» (Wohlfahrtsgeselschaft). Социальная политика этого типа сформировалась в ограниченном кругу западноевропейских стран (прежде всего скандинавских) на базе (отчасти и параллельно) высокоразвитой и структурно-динамичной экономики, а также развитых институтов гражданской и политической демократии. И необходимыми условиями становления и совершенствования этой политики были и остаются атмосфера гражданского мира, и высокая политическая культура масс.
Эта модель социальной политики может функционировать только при высокой степени социализации национального дохода, т.е. аккумуляции в руках государства, местных органов власти или специальных общественных институтов огромных финансовых ресурсов и при высоком уровне налогообложения доходов граждан и предприятий. В этом случае состоятельные слои общества несут большие расходы, т.е. происходит перераспределение средств от наиболее обеспеченных к менее обеспеченным группам. Здесь реализуется принцип: от каждого – по возможности, каждому – по потребностям.

Отличительной особенностью датской системы, по сравнению с аналогичными системами других европейских стран, является большая ответственность общества за решение социальных проблем. В связи с этим общество играет главную роль в регулировании и выполнении требований, направленных на обеспечение удовлетворительного социального обеспечения. Главными составляющими этой модели являются:

• Государственная система, обеспечивающая высокий уровень экономической защиты даже для самых неблагополучных слоев, а также очень высокий уровень обслуживания. Почти все службы социального обеспечения финансируются за счет прямого и косвенного налогообложения.

• Перераспределение, т.е. выравнивание доходов через социальные (трансфертные) выплаты. Заметное расширение сети услуг, особенно для детей и престарелых, других групп населения, на которых прямо сказывается занятость женщин. Всеобъемлющие государственные службы и системы поддержки больших групп населения приводят к высоким прямым и косвенным налогам и большому государственному сектору. Государственные расходы составляют 58% от ВНП. Около ¼ ВНП выделяется социальному сектору (сюда входят и пособия по безработице).

• Децентрализация и контроль, которые осуществляются в рамках законодательства. За последние 20 лет ведущим принципом социальной политики Дании было возложение ответственности за ее выполнение на местные власти, тогда как задачей центрального правительства являлось утверждение и принятие законодательства, касающегося самой системы социального обеспечения.

• Равенство властей на местах. Более половины местных правительств существуют в районах с населением менее чем 10 тыс. человек. Самые маленькие административные единицы имеют население 3 тыс. человек, самые большие – 0,5 миллиона. Однако все местные правительства имеют равные права (экономические, политические) в проведении национальной социальной политики на местах. Всеобщее социальное страхование обеспечивает право всех граждан, независимо от их доходов и уплачиваемых налогов, пользоваться в равной мере услугами общественного (почти бесплатного) здравоохранения в равной мере. При одинаковой доплате граждан за определенные виды медикаментов хронические больные получают известные льготы. Принцип удовлетворения запросов «по потребности» означает, что лица, пользующиеся широкой материальной поддержкой системы социальной защиты населения (больные, безработные, потерявшие кормильца и т. д.), должны сохранять привычный для них жизненный стандарт. Цель социальной политики в данном случае – предотвратить ухудшение жизненных условий получателей социальных выплат. Абсолютная величина выплат для различных получателей различна, так как их прежний доход различен.

Модель социального обеспечения. Датская модель социального обеспечения основана на принципе, согласно которому все группы населения должны иметь достойный уровень жизни и всем гражданам должны гарантироваться основные права в случае безработицы, болезни или старости. С течением времени сюда прибавились еще право на услуги, социальную защиту и выплаты независимо от степени участия в рынке труда. Расходы на социальную защиту в расчете на одного жителя составляют в Дании 28% от валового национального продукта. Датская система социального обеспечения характеризуется большими затратами государства, и этим она отличается от других стран ЕС.

Уже в 20-х годах датская система социальной защиты развивалась таким образом, что непосредственная связь между платежами и получением права на помощь утрачивалась. Значительными были и государственные субсидии. От существовавшей ранее страховой системы в настоящее время сохранилось страхование на случай безработицы. Этот вид страхования остался потому, что профсоюзы имеют возможность получать с него «организационные проценты».

В социальный сектор Дании не входят следующие три раздела, которые во многих странах считаются принадлежностью социальной сферы:

- здравоохранение и обслуживание в больницах (в ведении Министерства здравоохранения);

- социальные выплаты по безработице (в ведении Министерства труда);

- жилищные вопросы.

В Дании исторически развивались два основных компонента социального обеспечения: система защиты доходов и система социальных услуг. Право на получение пособий основано не на предыдущей деятельности, зарплате и вкладе каждого, а на его принадлежности к обществу. Прямое выражение эти принципы социального обеспечения нашли в системе выплат пенсий по старости. Отклонения от этой схемы происходят в сфере страхования безработицы, так как право получать такое пособие зависит от предыдущей работы и членства в Фонде поддержки безработных. Тем не менее правительство финансирует большую часть затрат на выплату пособий по безработице через налогообложение.

Система защиты доходов. Датская система социальной защиты включает в себя следующие основные структуры: пенсионное обеспечение; страхование по безработице; социальные гарантии; социальные выплаты; социальную помощь; социальные службы.

Пенсионное обеспечение защищает граждан, когда они оказываются неспособными сами обеспечивать себя вследствие старости или инвалидности. Датская пенсия по старости не зависит от трудовой деятельности. Со временем она превратилась в народную пенсию. По сравнению с соседними странами она невелика (для одиноких людей необлагаемая налогом 4851 крон в месяц), но пополняется возмещением квартплаты. Большинство пожилых могут прожить на эту пенсию. Имеется также помощь на отопление и на такие более крупные расходы, как посещение зубного врача или изготовление очков.

Мужчины и женщины получают одинаковую пенсию, но семейная пара пенсионеров получит только 85% от совокупной суммы пенсий двух одиноких пенсионеров Пенсия по инвалидности превратилась в досрочную пенсию. А теперь ее предлагают назвать пенсией по состоянию здоровья (Gesundheitspension), если имеется врачебное заключение, и досрочной пенсией, если причина выхода на пенсию социальная. Пенсия по состоянию здоровья может выплачиваться людям в возрасте от 18 до 67 лет, по социальным причинам - в основном тем, кому не меньше 30-35 лет. Предлагают этот возраст повысить до 45 лет, а для людей более молодых продумать иные возможности.

Страхование по безработице происходит на добровольной основе. Право пользоваться страховкой появляется у тех, кто в течение года платил членские взносы. Но при этом примерно 85% расходов все же составляют государственные субсидии. Безработный, плативший страховку, в течение 1-2 лет получает пособие, затем ему предлагают работу. После принятия предложения об обучении человек может не работать в течение пяти лет. Пособие составляет 11085 крон (самое большое - 90% от зарплаты) и облагается налогом. Молодые специалисты также могут получать пособие в размере 8868 крон в течение года. В начале 80-х годов размер максимума был уменьшен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.107 (0.038 с.)