В Российской империи (XVIII- нач. XIX вв.). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В Российской империи (XVIII- нач. XIX вв.).



 

1. Становление системы государственного призрения во время царствования Петра I.

2. Состояние благотворительности в России «эпохи дворцовых переворотов» (1725 – 1762 гг.) 

3. Социальные реформы Екатерины II.

4. Деятельность Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны.

5. Императорское человеколюбивое общество

6. Состояние и основные тенденции развития системы государственного призрения в конце ХIХ века.

 

1.Становление системы государственного призрения во время царствования Петра I.

Заслуга в развитие мер призрения в определенную систему принадлежит Императору Петру Великому. Систематизируя обширный ряд  его распоряжений, нельзя не видеть, что им были затронуты все важнейшие вопросы призрения. Он подробно останавливается на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь им в соответствии с ней. Он указывает на предупреждение нищеты как лучший способ борьбы с ней; выделяет из нуждающихся работоспособных, профессиональных нищих и другие категории. Он принимает решительные меры к урегулированию частной благотворительности, определяет организованную помощь общества, устанавливает органы призрения и необходимые для него средства.

Таким образом, применяемые им меры составляют уже не ряд разрозненных попыток помощи, а целую систему. Обращаясь к отдельным мероприятиям Петра Великого, отметим наиболее важные из них:

- заботясь «о пристройстве» истинно нуждающихся в 1700 году он пишет о постройке по всем губерниям богаделен для старых и увечных, которые не могут работать. В связи с тем, что при богадельнях стало, кормится много народа способного самостоятельно зарабатывать на жизнь, он приказывает произвести разбор призреваемых.

- Петр 1 пытался бороться с профессиональным нищенством и бесконтрольным подаянием. По замыслу Петра 1 духовное ведомство должно заботиться о тех кто не может трудиться на «государственную пользу», остальными же нищими должен заниматься магистрат. В соответствии в указами тех времен отправлять нищих-мужчин в смирительные дома, чтобы в дальнейшем использовать их на тяжелых работах, а нищенок в прядильные дома. Аналогичная система работных домов почти тюремного типа сложилась в 18 веке в просвещенной Англии. Но до конца предтворить в жизнь этот проект у него не хватило ни сил ни времени.

- Он не запрещал раздачу милостыни вовсе, если человек хочет употребить свои деньги на благое дело он может пожертвовать их богадельни, монастырю или в специальный приказ. Тех же, кто подает милостыню на улице, надлежало ловить и приводить в Монастырский  приказ, где с них брали штраф в первый раз 5 рублей, во второй 10. Был сделан акцент на карательные меры и по отношению к нищим, и по отношению к русским «нищелюбцам». Основными средствами воспитания становились каторжные работы и штрафы. Контроль и проведение мероприятий по борьбе с нищенством возлагались на полицию. Иными словами, была разрушена система открытого призрения, установленная еще Иваном IV (то есть система содержания нищих за счет милостыни),  произошел поворот в сторону «закрытой» системы призрения.

Петр 1 принимал не только репрессивные меры, во время его царствования появились и остались существовать после него такие государственные учреждения, как:

 - смирительные дома для мужчин «непотребного» вида и поведения; в них следовало сажать «ленивых, здоровых нищих и гуляк», с организацией в них работ, чтобы «ленивые прошаки» не даром хлеб ели, а «могли пропитание свое заработать, чтоб никогда праздны не были». В эти же смирительные дома надлежало присылать преступников, расстратчиков и вообще всех тех «рабов непотребных, которых уже никто в службу не приемлет».

- прядильные дома или «шпингаузы» для таких же женщин; созданные для тех же целей, что и смирительные дома, с единственной разницей, что в них должны были содержаться лица женского пола, причем как нищие, так и особы «непотребного и неистового же» поведения (то есть проститутки).

- сиротские дома; в 1706 году митрополитом Иовом был основан первый в России приют для «зазорных» (незаконнорожденных) детей. Царь с сочувствием отнесся к этому учреждению и отдал ему доходы с нескольких вотчин.

- В 1715 году он повелел в городах организовать госпитали для незаконнорожденных. По указу Петра 1 туда следовало приносить незаконнорожденных детей и подкладывать их в специальные окна, чтобы не было видно лица приносящего.  Как только призреваемые дети вырастут, их надо было пристроить, мальчиков в услужение какого-нибудь мастеру, а девочек в богатые дома в услужения или замуж. Писалось, что если они потеряют работоспособность или сойдут с ума, то в старости могут вернуться в эти приюты как в родительский дом. Эти учреждения просуществовали несколько лет, а потом стали закрываться одно за другим. По указу 1712 г в госпитали и сиротские дома должны были приниматься младенцы, «которые не от законных жен рождены, дабы вящшаго греха не делали, сиречь убийства».

Более пространен ноябрьский указ 1715 г. Там определялись следующие меры:

а) набирался штат детских приютов и госпиталей из «искусных жен» (кормилиц) с назначением жалованья за работу (по 3 рубля в год);

б) за умерщвление незаконнорожденных виновные наказывались смертью;

в) устанавливалась анонимность приема (подкидывания) незаконнорожденных в приюты;

г) на содержание незаконнорожденных отводилось по три деньги (то есть по полторы копейки) в день.

Богадельни и «гошпитали»; их было больше всего, потом уже шли сиротские дома, Петра 1 можно считать прародителем системы здравоохранения в нашей стране. Перт I говорил, что государство должно «старым зело и увечным кормовщикам, также и вдовам старым давать кормовых денег до их смерти». Содержание и устройство больниц и огаделен лежало на обязанности сначала Патриаршего, с 1701 г.— Монастырского приказа, а с 1721 г— в ведении Святейшего Синода и Камер- конторы. В ноябре 1715 г появляется новый указ Петра 1, где были даны распоряжения об обязательном строительстве госпиталей (каменных в Москве, деревянных в других городах). В результате к 1724 г. в одной только  Москве насчитывалось 90 богаделен и госпиталей (мужских и женских), в которых состояло около 4 тыс. нищих.

Особое место в системе государственного призрения заняли уволенные со службы военнослужащие (унтер-офицеры, рядовые драгуны и солдаты), не имевшие средств на жизнь. Так, по указу 1722 г таким отставникам предлагалось либо попытаться обзавестись собственным хозяйством, либо постричься в монахи и получить государственное содержание в богадельнях при монастырях. Им он отводил главную роль и не скупился на их финансирование.

Из каких средств происходило финансирование системы социальной помощи?

Источники финансирования:

- Петр 1 вдвое увеличил венчальный налог, вторая его часть и стала направляться на государственную благотворительность;

- он ввел монополию церкви на продажу восковых свеч, дело в том, что в нашем верующем государстве до него свечи могли продавать кто угодно. А как бы не был беден человек, приходя в церковь, он обязательно покупал свечу. Это свечечный сбор составлял колоссальную сумму. Церковь стала больше получать и Петр не только увеличил ответственность церкви по призрению нуждающихся, но и забирал часть средств в пользу государства;

- так же он ввел церковный сбор в два кармана, в церквях было две кружки на церковь и на государство;

- был введен также налог для всех чиновников кроме солдат в размере 1 копейка с рубля, а в то время можно было напиться и закусить вдвоем на полушку;

- ввел в монастырях обучение монахинь рукоделиям, а заработанные средства не выплачивались монахиням, а шли в пользу государства;

- еще он ввел штрафы иноверцам (старообрядцы).

К сожалению, Петр 1 много не успел совершить из своих планов; даже духовная коллегия не выполнила порученного ей наставления. Непосредственно после смерти Петра Великого наступает период законодательного затишья. Ближайшие наследники мало заботились о полном проведение мер по призрению, они лишь усиливают указы о жестоких наказаниях нищенствующих.

 

2. Состояние благотворительности в России «эпохи дворцовых переворотов» (1725 – 1762 гг.)  

За 37 лет на престоле сменилось шесть императоров и императриц: Екатерина I (1725-1727), Петр II (1727-1730), Анна (1730-1740), Иван VI (1740-1741), Елизавета (1741-1761), Петр III (1761-1762).

В целом же неустойчивость власти не способствовала делу укрепления и нормализации системы государственного призрения. Считается, что в период правления Екатерины 1, а затем и Елизаветы Петровны, происходит заметное ухудшение в этой области. В целом главенствующим направлением в социальной работе становится ужесточение мер по борьбе с нищенством, то есть происходит дальнейшая регламентация системы наказаний.
В марте 1726 г. издается указ Екатерины 1 о необходимости подыскания особых домов для приема и призрения незаконнорожденных. Однако принятия каких-либо практических мер в этом направлении не наблюдалось, и вскоре даже те приюты, которые открылись при Петре 1, прекратили существование. Некоторое оживление внимания правительства к проблемам призрения относится к правлению Анны Иоанновны. Было осуществлено три  основных мероприятия:

- строительство новых богаделен.

- были ужесточены наказания за занятия попрошайничеством и нищенством.

- Впервые выявилось еще одно направление социальной работы государства. По указу, изданному в августе 1733 г., немые и умалишенные нищие должны были направляться в Святейший Синод, а оттуда определяться на содержание в монастыри «для прокормления и исправления в уме их».

В царствование Елизаветы Петровны были приняты специальные указы по вопросам общественного призрения и осуществлены конкретные меры по улучшению благотворительной помощи и постоянного приюта немощным и крайне нуждающимся. Она повелела построить в губерниях богадельни, возложив их содержание на Статс-Контору. Предложила при этом учредить еще и дома для призрения вдов и дочерей заслуженных чиновников. Императрица издает в феврале 1748 года указ в котором за выдачу паспортов больным и престарелым крестьянам устанавливалось обложение «немалым штрафом» губернаторов и воевод. Это было сделано для того, чтобы противостоять стремлению многих помещиков избавляться от заботы о «прокормлении» своих крепостных крестьян, получивших увечье, больных или престарелых выдачей им паспортов для ухода в город для сбора милостыни. В указе предписывалось помещикам и прочим владельцам крестьян обеспечивать их содержание. Эти меры ограничивали наплыва нищих в города, а также усиливали ответственность их владельцев и высших представителей государственной власти за организацию призрения немощных, что было очень прогрессивно для того времени.

Особой заботой и вниманием Елизавета наделила увольняемых из армии раненых и увечных военнослужащих, по указу от 13 января 1760 года повелевалось строить специальные инвалидные дома во всех губерниях. «… до учреждения инвалидных домов, разослать в города и определить в богадельни, и ежели где в городах богаделен нет, то построить от губернских, провинциальных и воеводских канцелярий в тех местах, где хлеб дешев, вновь деревянные без излишних украшений покои, наблюдая интерес только были бы по числу людей вместительны и зимой спокойны, а доколе оные построены будут, дать им в городах квартиры».

Немного нового в дело благотворительности внесло и краткое пребывание на российском престоле императора Петра III. Стало очевидным, что у государства не хватает денег на содержание все увеличивающегося числа нищих и богаделен. Поэтому указами в феврале и марте 1762 г.предусматривалось, что содержание богаделенных и инвалидов, а также отставных унтер офицеров и солдат, не имевших источников пропитания, возлагалось на доходы с монастырских имений. Наконец, в апреле 1762 г. последовало указание императора о строительстве специальных домов для умалишенных (так называемых «долгаузов») вне монастырей.

 

3.  Социальные реформы Екатерины II.

Первое десятилетие царствования Екатерины II характеризуется подъемом общественной мысли. Императрица живо интересуется прогрессивными движениями общественной мысли, а Западной Европе. В первые годы правления Екатерины 2 ее инициативы в области благотворительности ограничивались вопросами воспитания. Екатерина пытается внедрить в жизнь новую гуманную форму воспитания детей, создать унифицированный тип гражданина, отвечающего насущным задачам  быстро растущего государства. Инициатором создания новой системы воспитания был Иван Иванович Бецкой, внебрачный сын И. Ю. Трубецкого. В 1763 году он представил Екатерине II план школьной реформы, который императрица подписала специальным манифестом. Согласно проекту создавалась система закрытых учреждений для воспитания и профессиональной подготовки детей и подростков. В нее входили воспитательные дома для подкидышей в Москве (1764) и Петербурге (1770), а позднее в нее еще вошли и училище для мальчиков из разных сословий (кроме крепостных) при Академии художеств, Коммерческое училище в Москве, а так же институт благородных девиц при Воскресенском (Смольном) монастыре с отделением для девочек из мещан. Наибольшую  известность из этих учреждений получил Воспитательный дом, который предназначался для воспитания подкидышей в возрасте не более 2-х лет.  Сразу же при основании Воспитательного дома при нем было создано родовспомогательное отделение - секретно - родильный госпиталь. Поскольку в большинстве случаев были незаконнорожденные, то роженицам предоставлялось право не называть своего имени. Позволялось даже рожать в маске. Все обстоятельства сохранялись в тайне. Никто, кроме повивальной бабки, не имел права входить в палату к роженице. По мысли Бецкого воспитательные дома должны были сыграть огромную роль в обновлении российского общества, многие проблемы которого коренились в негативном влиянии невежественного и зараженного предрассудками старшего поколения на юное. Поскольку в семьях дворян, купцов и крестьян такое влияние непреодолимо, так как родители являются естественными воспитателями своих детей, Бецкой возлагал надежды на закрытые государственные учреждения, где молодое поколение будет готовиться к новой жизни в духе лучших идей Просвещения и под руководством гуманных наставников. Разумеется, сироты и бесприютные дети подходили для этой роли лучше всего. Первоначально воспитание всех питомцев было одинаковым, они получали элементарное общее образование, а затем с 14 - 15 лет мальчики и девочки отдавались для обучения ремеслам в мастерские. В последующем образование приобрело дифференцированный характер. Причем государственных средств на его содержание не выделялось, а предполагались «доброхотные подаяния» благотворителей. Помимо них, Воспитательный дом получил особую привилегию: в его пользу перечислялся специальный налог на ввозимые в страну игральные карты.

В 1772 году при нем были образованы три казны — сохранная, ссудная и вдовья. При Екатерине II предпринимались попытки организованной помощи вдовам с малолетними детьми, не имеющим средств к существованию. Учреждается специальная Вдовья казна, с тем чтобы мужья откладывали капиталы для обеспечения существования семьи в случае своей смерти. Однако призыв не нашел отклика в мужской среде и казна осталась пустой. В 1768 году Россия воевала с Турцией, но когда русские войска вступили в Молдавию, там вспыхнула чума. В 1770 году чума вспыхнула в Брянске и вскоре она снимала свою жатву в Москве. Чиновники не смогли быстро прореагировать на возникшие проблемы, чума распространялась по городу. Началась паника. Генерал - губернатор, гражданский губернатор и обер-полицейский бежали не в силах справится с заразой. В городе поднялся бунт. Обеспокоенная всем этим, а также и Крестьянской войной 1773 – 1775 года под предводительством Пугачева, Екатерина II проводит в 1775 году государственную реформу по реорганизации губернской структуры империи. Новым законодательным актом от 7 ноября 1775 года, получившим название «Учреждение для управления губерний Российской империи», в каждой самоуправляемой территории России создавались особые административные органы - приказы общественного призрения, в обязанности которых вменялось создание народных школ, сиротских домов, больниц, богаделен, домов для неизлечимо больных, домов для умалишенных, работных и смирительных домов. Кроме приказов общественного призрения в каждой губернии учреждалась дворянская опека для попечения о вдовах и сиротах дворянского происхождения и сиротские суды для попечительства о вдовах и сиротах купеческого, мещанского и ремесленного сословий. Эти учреждения занимались организацией приюта членов семей, оставшихся без средств к существованию, и решением вопросов, связанных с наследованием имущества. Приказы общественного призрения – губернские административные органы в России, созданные по административной реформе 1775 года. Имели в своем составе шесть заседателей (по два от каждого из трех губернских сословных судов (дворянства, купечества и мещанства)), возглавлялись губернаторами. Приказы подчинялись министерству внутренних дел и правительственному сенату. Ведали местными школами, госпиталями, больницами, богадельнями, сиротскими домами, а также некоторыми тюремными учреждениями – «работными» и «смирительными» домами, куда, кроме бродяг и нищих, помещики имели право помещать непокорных крепостных. Располагали средствами на благотворительные цели, получаемые от правительства и частных лиц. Были преобразованы в результате буржуазных реформ 1860-70-х гг.

В функционировании приказов общественного призрения существовали свои особенности. Во-первых, сами приказы были переведены на самофинансирование,  каждому было единовременно выделено по 15 тыс. рублей. Предполагалось, что названная сумма будет обращена в первоначальный уставный капитал, который следовало умножить через раздачу в займы (под залог имений) или получение процентов на вклады в банки. Кроме того, приказы получили право принимать частные пожертвования, а города, селения и частные лица могли устраивать «общеполезные мероприятия» (благотворительные балы, спектакли, концерты и т. п.) для сбора средств в пользу неимущих.

В то же время в деятельности приказов вскоре обнаружились и существенные недостатки. Один из них был связан с тем, что работа в приказах общественного призрения являлась государственной службой по «Табели о рангах», зачастую привлекая карьеристов, желавших на этом «непыльном» поприще дослужиться до приличного ранга. Второй недостаток обуславливался тем обстоятельством, что приказы управляли очень разнородными по своему характеру благотворительными заведениями (богадельни, школы, сумасшедшие и работные дома и пр.), что в отсутствие достаточного числа квалифицированных специалистов порождало анархию и хаос в делах.

Общеизвестно, что Екатерина II в немалой степени сама подавала пример своим подданным. Так, в 1767 г. российское дворянство и купечество собрало более 52 тыс. рублей на сооружение памятника императрице, однако Екатерина II, прибавив от себя еще 150 тыс. руб, предназначила эти деньги на строительство училищ, сиротских домов, больниц и богаделен. Многие вельможи последовали ее примеру, так что общая сумма пожертвований составила около полумиллиона рублей. Екатерина II стремилась заинтересовать в этой деятельности все население страны так как казна не могла сама справится со всеми проблемами. Повышению общественной активности граждан по отношению к неимущим способствовало принятое в 1785 году «Городовое положение». В соответствии с этим законодательным актом учреждались, такие сословия как духовенство, купечество, мещанство и крестьянство, которые должны проявлять заботу о своих нетрудоспособных представителях. Так, купечество, располагая крупными финансовыми средствами, курировало деятельность ряда домов для душевнобольных, богаделен, детских приютов, училищ, в которых оказывалась помощь всем страждущим независимо от социального положения. Однако довольно скоро стало очевидным существование ряда негативных факторов, препятствующим успешному внедрению всего этого. Наиболее остро стояла проблема финансового обеспечения богоугодных  заведений. Средств, выделяемых Приказом общественного призрения из государственного бюджета на реализацию программ по оказанию помощи нуждающимся крайне не хватало. Расходы на содержание огромного бюрократического аппарата новой системы социальной защиты населения не покрывали даже функционирующие при Приказах общественного призрения ломбарды и коммерческие объединения, которые призваны были служить их самостоятельным источником доходов. Но тем не менее, несмотря на многочисленные проблемы системы общественного призрения к концу правления Екатерины II в России уже существовала и отличалась многообразием форм и правлений. При Екатерине II система помощи была реорганизована и адаптирована к условиям жизни. Богатые, благородные, образованные люди считали за честь вкладывать свои средства в богоугодные заведения, богадельни, приюты, воспитательные дома. Меценатство всячески поощрялось различными знаками отличия, медалями, а сами филантропы пользовались большим авторитетом в обществе.

4. Деятельность Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны.

В вопросах общественного призрения очень действовала и императрица Мария Федоровна и много в этом преуспела. Ступив на престол Павел I очень скоро издает указ: «Как по воле нашей Ея Императорское Величество любезнейшая супруга из человеколюбия срочного ей и
желая споспешествовать общему добру приемлет на себя главное начальство над воспитательными домами в обоих престольных городах наших учрежденных со всеми принадлежащими к ним заведениями; то вследствие сего и повелеваем попечителям оных относится в чем надлежит к Ея Величеству!». Императрица Мария Федоровна возглавляет и разворачивает, невиданную дотоле, благотворительную и просветительскую деятельность.

При ее участии утверждается сеть воспитательных, сиротских, больничных, образовательных и других богоугодных заведений. Императрица проявила большую заботу об улучшении их санитарно- гигиенического состояния; для этого число детей, воспитываемых в  воспитательных домах обеих столиц, было ограничено пятьюстами в каждом, причем предполагалось, что оставаться в них будут лишь «совершенно слабые дети, требовавшие непрестанного ухода». Более крепких младенцев во избежание перенаселения домов предписывалось «отдавать в казенные государевы деревни благонадежным и доброго поведения крестьянам с  целью приучить питомцев к правилам сельского домоводства». Мальчики должны были воспитываться в крестьянских семьях до 18, девочки—до 15 лет.

Активность Марии Федоровны в деле попечительства объяснялась, вероятно, не только ее гуманным характером, но отчасти и большим честолюбием. Имея перед глазами пример Екатерины Великой, десятилетиями самодержавно властвовавшей над всей Российской империей, Мария Федоровна, по-видимому, болезненно переживала отсутствие какого-либо заметного своего влияния на государственные дела. После смерти Марии Федоровны эти учреждения стали именоваться Ведомством учреждений императрицы Марии Федоровны. Все многочисленные учреждения, находящиеся под ее управлением, поступили в ведение специально образованного Четвертого отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии (возглавлял его особый статс-секретарь), они развивались и успешно существовали до событий 1917 года.  

С наступлением советской власти все эти учреждения были упразднены или переданы под начало Народных комиссариатов. А  упразднять что было, только в Ведомстве учреждений императрицы Марии Федоровны к началу ХХ века входило 683 благотворительных общества и  заведения.

Основным в деятельности Мариинского ведомства была работа по призрению. Во второй половине XIX в. выделился ряд ее направлений:

1. Призрение младенцев. Имелось 2 воспитательных дома в Москве и Петербурге, ежегодно принимавших более 20 тыс. незаконнорожденных.  Кроме того, под покровительством Домов находилось до 80 тыс. человек, находившихся в частном воспитании. Для обучения сирот содержалось около сотни школ. Наблюдались и новые явления; так, в 1880-1890-е гг. ширится сеть «яслей» при некоторых губернских и уездных детских приютах.

2. Опека над подростками. К началу 1900-х гг. имелось 176 детских приютов (на 14 тыс. детей), в том числе 4 тыс. пансионеров находилось на полном содержании заведений. Все призреваемые в обязательном порядке проходили курс народной школы.

3. Призрение слепых и глухонемых. Для лишенных зрения детей было открыто 21 училище (2 в столицах и 19 в провинции), где обучалось более 700 детей. Кроме того, содержалось 6 заведений для помощи взрослым слепым. Имелось училище и для глухонемых детей (на 250 человек).

4. Призрение престарелых и оказание врачебной помощи. В 36 богадельнях (в том числе двух столичных вдовьих домах) находилось на попечении ведомства до 5 тыс. человек. Под контролем Ведомства работало 40 больниц (на 4200 мест), ежегодно их услугами пользовалось до 25 тыс.  неимущих больных. Мария Федоровна была назначена фактически первым министром благотворительных заведений, следом за ней это стало традицией и Ведомство стали возглавлять жены императоров, и каждая вносила в дело свою лепту. Так императрица Елизавета Алексеевна, жена Александра I, способствовала созданию двух обществ – Императорского Человеколюбивого и Женского Патриотического.

 

5. Императорское человеколюбивое общество

Одним из самых крупных обществ в начале ХIХ в. было Императорское Человеколюбивое общество, возникшее почти сразу же после прихода к власти Александра I. Становление общества проходило в два этапа:

- первый продолжался с 1802 по 1816 гг.,

- второй — с1816 по 1825 гг.

16 мая 1802 г. в рескрипте Александра I на имя А. А. Витовтова говорилось: «Чтобы показать, как близки сердцу моему несчастные жертвы ожесточенного рока, беру под особливое покровительство свое как утверждаемое в здешней столице благотворительное общество, так и всякие другие». Из содержания рескрипта видно, что император придавал огромное значение развитию благотворительности в стране и собирался поставить ее на государственную основу. Этим целям и способствовало создание Императорского Человеколюбивого общества. С самого начала общество носило полуофициальный характер. Во-первых, оно было создано по рескрипту самого императора, во-вторых, получало довольно значительные суммы на благотворительные дела, и наконец, в-третьих, отчетная документация общества должна была проходить через канцелярию царя. В рескрипте указывалось, что образцом для создания Императорского Человеколюбивого общества Александр I предполагал взять подобное учреждение, работающее в Гамбурге, и рекомендовал А. А. Витовтову на тех же условиях устроить благотворительное общество в России.

Первоначально общество приняло название «Благодетельного общества». Императорское Человеколюбивое общество стало одним из наиболее гуманных начинаний, характеризующих «дней александровых прекрасное начало». Рескриптом молодого императора, искренно воодушевленного идеей высокого общественного служения государственной власти, предписывалось «для вспомоществования истинно бедным в столице составить особое благотворительное общество». Любопытным также представляется избранный Александром I механизм формирования руководства нового общества. Пытаясь избавиться от традиции назначения  б бюрократов-руководителей, император писал: «Назначу я трех членов, которые единогласно выберут четвертого, четыре - пятого, пять - шестого, шесть - седьмого, семь - восьмого, восемь - девятого, а сии девять членов уже по большинству голосов дополнят число семнадцать». Вскоре были назначены первые три руководителя Общества. Ими стали министр коммерции граф Румянцев, надворный советник Щербаков и иностранный  купец Фан-дер-Флит. При этом особое внимание было обращено на организацию медицинской помощи нуждающимся, по приглашению Витовтова пять врачей (известные тогда в столице медики Фрейтанг, Вельцен, Эллизен, Уден и Тимковский) занялись разработкой плана учреждения медицинских заведений для помощи бедным, а 18 мая 1802 г. по решению Александра I был создан особый Медико-филантропический комитет.

В 1804 г. Комитет разработал программу медицинской помощи и она была одобрена императором. В обязанности комитета входили:

- домовое призрение бедных больных;

- организация по городу специальных «диспенсариев» (лечебниц для приходящих), где больные могли бесплатно лечиться и получать лекарства;
помощь пострадавшим на улице от несчастных случаев;

- организация лечебниц для больных, страдающих инфекционными заболеваниями;

- призрение «искаженных природой или случаем, воспитание глухонемых и слепых».

По мысли венценосного основателя Человеколюбивого общества, оно должно было стать организующим центром благотворительной деятельности в стране, причем значительную часть расходов брал на себя сам император; предполагались также пожертвования частных лиц, - как российских подданных, так и иностранцев. В 1805 г. оформилась структура Человеколюбивого общества. Были созданы:

- «Благодетельный комитет», в задачи которого входило налаживание контактов с иностранными и отечественными филантропами;

- «Ученый комитет», занимавшийся сбором и анализом сведений о возможных улучшениях в плане благотворительной деятельности;

- «Попечительский комитет», в обязанности которого входило «оказание денежной помощи истинно бедным и несчастным людям».

- Первоначально также предполагалось создать и специальный «Юридический комитет» для оказания правовой помощи неимущим, но этот проект не осуществился.

В 1810 г. в обязанности Комитета вошло и оказание помощи неимущим, обращающимся с прошениями в Государственный Совет и в Комиссию прошений. Главным попечителем стал тайный советник князь А. Н. Голицын, который в 1816 году представил на рассмотрение Императора проект образования «Императорского Человеколюбивого общества». Проект  был одобрен и общество получило значительную материальную поддержку со стороны государства: на его содержание ежегодно выделялось 250 тыс. рублей ассигнациями (или примерно 70 тыс. рублей серебром). В качестве основных задач деятельности Человеколюбивого общества были выделены три:

1) забота о дряхлых, престарелых и немощных;

2) трудоустройство неимущих;

3) помощь в воспитании сирот и детей бедных родителей.

Всего за годы царствования Александра 1 Обществом было открыто 10 заведений для нуждающихся в Петербурге и учреждены шесть попечительных Комитетов в других городах, в том числе и в Москве. Дальнейшее развитие деятельность Общества получила при императоре Николае 1, при котором были основаны еще 52 учреждения, а формы содействия нуждающимся стали еще более разнообразными. Постепенно роль частных пожертвований все более возрастала: со времени вступления на престол Александра III, например, они составили свыше 20 млн рублей, а всего за историю Человеколюбивого общества им была собрана колоссальная  сумма в 67 млн, из которых лишь восемь приходилось на долю пожертвований императорской фамилии. Число же тех, кто пользовался помощью Общества, превышало к концу XIX века полтора миллиона человек в год.

 

6. Состояние и основные тенденции развития системы государственного призрения в конце ХIХ века.

Древнерусская благотворительность к концу XIX века сложилась в общероссийскую систему солидных обществ, учреждений, обрела статус и организационное строение. Определились три вида благодеяний: государственное, церковно-общественное и частное. Но эти отдельные виды на практике не были отделены друг от друга жесткими границами, в результате они дополняли и финансово поддерживали друг друга. Так один и тот же благотворитель мог одновременно оказывать помощь как государственным, церковным и честным заведениям. Либо частные благотворительные заведения входили в структуру общественно-церковных или государственных ведомств. Равно как и государственно-управленческий аппарат поддерживал организационно и часто и финансово церковно-общественные и частные заведения.

Благотворительность к концу XIX сложилась в общероссийскую систему солидных обществ, учреждений, обрела статус и организационное строение. Вот как современники характеризовали сложившуюся на этот период систему благотворительности: «Современная благотворительность может быть охарактеризована как крупный экономический и правовой институт, представляющий собой совокупность частью государства, частью общественных учреждений, имеющих целью предохранить обедневших от крайней нужды посредством вспомоществования, не требуя ничего в замен». Министерства и ведомства, в ведении которых состояли благотворительные учреждения, делились на две группы:

1) ведомства, выполнявшие исключительно и преимущественно благотворительные задачи;

2) ведомства, не имевшие специального благотворительного назначения.

К началу ХХ века социальное призрение осуществляли  следующие органы:

- Учреждения и общества Министерства внутренних дел (городские, земские, приказы общественного призрения, частные общества).

- Благотворительные учреждения состоящие под непосредственным покровительством Императорского дома (Ведомство учреждений императрицы Марии, учреждения великой княгини Елены Павловны)

- Благотворительные учреждения Императорского Человеколюбивого общества.

- Попечительства о бедных разного ведомства (приходские попечительства, Александровский комитет для призрения военных чинов).

В это время благотворительность стала образом жизни людей. На эту деятельность смотрели как на задачу, миссию возложенную Богом. Говорили раз Бог дал богатство то он и потребует отчета. Жертвовать – значило выполнять свои функции.

Итак, подведем итоги. К началу XX в. в России складывается более или менее стройная структура обществ и благотворительных учреждений различных типов:

1. Общества: Императорское Человеколюбивое общество; общества попечения о тюрьмах, вспомоществования учащихся, посещения бедных, попечения о раненых и больных, дешевых и бесплатных квартир, в пользу славян и т. п.

2. Ведомства и попечительства: Ведомство Учреждений императрицы Марии; Попечительство о домах трудолюбия и работных домах; Алексеевский Главный комитет и др.

3. Богадельни: богоугодные заведения различных наименований (собственно богадельни, особые военные богадельни, убогие дома, убежища и др.).

4. Детские учреждения: приюты, воспитательные дома, бесплатные школы, исправительные учебные заведения, приюты и училища для больных детей (слепых, глухонемых, увечных).

5. Приказы общественного призрения: сеть благотворительных и воспитательных заведений (богадельни, приюты, больницы, школы и т. п.).

6. Приюты: ночлежные приюты, приюты для служащих, магдаленские убежища, вдовьи дома.

7. Трудовая помощь: дома трудолюбия, работные дома,  земледельческие и рабочие колонии, тюремные патронаты и др.

8. Общественное питание: народные кухни, народные (бесплатные или дешевые) столовые, пекарни.

9. Врачебная помощь: бесплатные и дешевые больницы, лечебницы для  приходящих, бесплатные аптеки.

К началу XX в. в России формируется несколько направлений в области социальной работы:

- Начинает разрабатываться методология подхода к социальной помощи.

- Появляются первые научные исследования по проблемам социальной патологии, формы организации и контроля нуждающихся в помощи по территориальному принципу, дифференцированный подход к категориям призреваемых и развитие принципа «трудовой помощи».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.063 с.)