Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составитель доц. Рыбалка Ю.А.

Поиск

Учебно-методические материалы по видам занятий

Конспекты лекций

Лекция 1

История социальной работы как наука и учебная дисциплина

1. Предмет, цели, задачи  и методология изучения истории социальной работы.

2. Ключевые понятия курса истории социальной работы.

3. Причины осуществления благотворительной деятельности.

4. Периодизация истории социальной работы.

 

1. Введение. Предмет, цели, задачи и методология изучения истории социальной работы.

Предмет курса «История социальной работы» - представления о формах, видах и способах функционирования социальной помощи, взаимопомощи, социальной работы как профессии

Цель курса «История социальной работы» - получение общего представления о процессе становления в России и за рубежом общественной помощи и поддержки.

В рамках предлагаемого курса исследуются:

- эволюционный путь развития основных исторических форм, моделей, институтов помощи и поддержки в мировой цивилизации;

- этапы, формы и модели становления социальной работы в России и за рубежом как общественного института;

- особенности развития частной, общественной и государственной системы помощи различным категориям населения;

- проблемы периодизации развития социальной работы,

- основные модели социальной работы в разные периоды развития человеческого общества.

2. Ключевые понятия курса «История социальной работы».

В своем историческом развитии социальная забота о нуждающихся приобретала различные формы – от милостыни до организованной государственной системы социальной защиты, сочетавшейся с различными видами общественной и частной благотворительности.

Милостыня – это подаяние в виде денег или иных материальных средств нуждающимся. Это одно из древнейших проявлений естественно-гуманистических качеств присущих людям, впоследствии вознесенном церковью в религиозную обязанность и сохранившуюся до наших дней как форма сострадания к нищим, независимо от религиозных верований подающего. Эта форма благотворительности не поддается организации. Она подается тому кто протягивает руку и определяется личными свойствами индивида, его субъективными ощущениями. Оказание посильной помощи является основной целью милостыни. Однако щедрые подаяния могут спровоцировать развитие профессионального нищенства. Общественное развитие вносило свои коррективы в содержание и трактовку понятий «милосердие», «благотворительность». Они исторически менялись, как изменялись масштабы и формы милосердной практики. Но неизменным было понимание того, что порою такие беды и немощи постигают человека, которым не каждый может самостоятельно противостоять и не до каждого в нужное время доходит забота государства. Поэтому им необходимо милосердное содействие со стороны тех, кто в состоянии (материально и духовно) добровольно осуществлять благотворение.

В нашей стране резкий разрыв с традициями благотворительности, в том числе и отечественными, произошел около восьми десятилетий назад, когда даже сами понятия «милосердие», «благотворительность», «филантропия» вышли из официального употребления. Однако в народном сознании и в русском языке всегда сохранялись понятие и термин - милосердие, характеризующее высшее проявление человеческого сострадания, объединяющие жалость, сопереживание с активной, деятельной любовью к ближнему. Оно связано с отношением личности к трудной ситуации, физическим и умственным недостаткам и слабостям другого человека, с готовностью ему помочь. По В.И.Далю, милосердие – это «сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому».

Благотворительность является важной составной частью милосердной деятельности, направленной на оказание материальной помощи неимущим, это - добровольная и бескорыстная передача денег, имущества, услуг нуждающимся. Синонимом этого слова является филантропия. В западных странах ее обычно называют каритативной деятельностью (от латинского caritas - любовь к ближнему). Значение этих понятий близко, но не одинаково. Стоит попытаться разграничить эти понятия, чтобы не произошла подмена объекта исследования.

Благотворительность следует отличать от профессиональной социальной работы, которая во многом выросла из нее. Но она строится на других организационных началах. Социальная работа четко регламентирована нормативно-правовой базой, организационно-управленческой структурой специально созданных учреждений и организаций. «С социальной работой благотворительность в ее современном понимании сближает относительная институированность – наличие правового статуса, специальных организационных форм, участие в благотворительной деятельности не только частных лиц, но и коллективных субъектов» (Голомидова М.В., Штинова Г.Н). В тоже время благотворительная деятельность не так жестко регламентирована, что позволяет ей более гибко реагировать на возникающие социальные проблемы. Социальная помощь государству обязательна, все граждане страны имеют право на защиту государства и его социальных институтов. Благотворительная помощь не обязательно и четко не регламентирована, это добровольная помощь нуждающимся. Гончарова А.Н. пытается описать основные формы взаимодействия благотворительности с социальной работой:

- благотворительность как форма социальной работы, направленная на непосредственное оказание социальной и материальной помощи нуждающимся через различные благотворительные организации;

- благотворительность как дополнительный источник финансирования различных социальных программ, реализуемых социальными службами;

Социально-педагогическая деятельность, направленная на воспитание культуры благотворительности.

Социальная поддержка – это содействие человеку в преодолении его жизненных трудностей. Она может оказываться как в возмездной, так и в безвозмездной формах. Кроме того, диапазон возможных жизненных трудностей, вызывающих необходимость в социальной поддержке, гораздо шире тех, которые «обслуживаются» благотворительностью. Социальная поддержка бывает не только материальной, но и физической, социально-бытовой, правовой, психологической, педагогической и так далее. Таким образом, всякая благотворительность является социальной поддержкой, но не всякая социальная поддержка является благотворительностью Благотворительность – это особая форма социальной поддержки, заключающаяся в безвозмездном оказании материальной помощи нуждающимся.

Общественное призрение – в русском языке в отношении социальной помощи возник специальный термин — призрение, глагольная форма которого «призреть» означает «опекать», «заботиться о ком-то», «приглядывать за кем-то». Ныне этот термин, долгое время считавшийся устаревшим, вновь возвращается, приобретая новое, современное звучание. Это одна из наиболее цивилизованных форм благотворительности, осуществляемых государством, церковью, обществом и частными лицами и выражающаяся, прежде всего в предоставлении нуждающимся приюта и пропитания. Это организованная система помощи сложившаяся u1074 в России в XIX веке со стороны государственных институтов или общества нуждающемуся населению. Призреть кого-либо – значит дать ему приют и пропитание. Это простейшая форма социальной поддержки, содействие в удовлетворении простейших человеческих потребностей.

Спонсорство, по идее совпадает с понятием дарения или пожертвования, но это совершенно разные понятия. Под спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лиц на условиях распространения получателем спонсорской помощи рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорская деятельность способствует формированию и повышению имиджа спонсора в глазах его потенциальных клиентов. На спонсорскую помощь заключается договор, в котором оговаривается какую помощь, оказывает спонсор, и какие виды рекламы ему за эту помощь предоставляет получатель помощи. В отличие от спонсорства благотворительное пожертвование не требует договора и обязательной ответной реакции благополучателя.

Филантропия — (переводится с греческого как любовь к людям) сначала определялась как благосклонность, благожелательное отношение к человеку, в новое время под филантропией стали понимать индивидуальную благотворительность. Большой энциклопедический словарь указывает, что это то же, что и благотворительность. Очень многие исследователи не делают различий между понятиями благотворительность и филантропия, считая их полностью идентичными. «Благотворительность или филантропия – идентичные понятия, означающие оказание помощи как отдельным лицам, так и организациям; сострадание, сердечное участие в жизни больных, немощных, нуждающихся, материальное или иное поощрение общественно-значимых форм деятельности (защита окружающей среды, охрана памятников культуры, развитие образования, здравоохранения, спорта)» (Сырямкина Е.Г., Маргиева Е.В., и др.)

Составной частью благотворительности можно считать меценатство, то есть материальную, в первую очередь, а так же организованную поддержку искусства лицами, обладающими значительными средствами и влиянием в обществе.

Милосердие - сострадание, сочувствие; благосклонность, особое расположение, любовь. Милосердие это больше эмоционально-чувственный отклик на страдания другого человека, нежели практическая помощь ему. «Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка не в осуждении ближнего, а в уважении к его человеческому достоинству», - эти слова написаны Львом Толстым, великим знатоком человеческой души. Милосердие лежит в основе благотворительной деятельности, очень часто выступая одним из мотивов ее оказания. Николай Рерих в статье «Дом милосердия» пишет: «Милосердие» – это одно из самых трогательных слов прекраснозвучного русского языка. Оно принадлежит к тем вдохновляющим понятиям, которые в суете дня так часто произносятся в полной небрежности. Мило-сердие, со-страдание, благо-дарение, здрав-ствование, само-отвержение». Эти слова объединяют, собирают и зовут людей, делая их выше, чище, надежнее, человечнее. Милосердие – это больше готовность к оказанию помощи, чем сама помощь. Это чувственный отклик на страдания других людей, нежели рациональная оценка этих страданий. Милосердие можно считать одним из мотивов благотворительной деятельности. Хотя с другой стороны, сфера распространения милосердия гораздо шире той области, где проявляется благотворительность. Милосердие проявляется и в семье, и в дружеском общении, и между врагами, и на войне… Милосердие означает смысловую интенцию субъекта благотворительности – способность к сочувствию, эмпатии и выражению его готовность к оказанию помощи, поддержке страдающего, а благотворительность выступает производным понятием, фиксирующим социальное действие по реализации определенных общественных и частных усилий в оказании этой помощи, поддержки. Как две сестры Лазаря – Марфа и Мария, которые выступали прообразом благотворительности, олицетворяя собой деятельную помощи и милосердное участие.

Следует различать объект и субъект социальной помощи.

Объектом помощи выступает ее получатель, нуждающийся в поддержке, под субъектом же понимается источник помощи. В зависимости от характера субъекта социальной помощи выделяется ряд основных типов призрения:

- частный (индивидуальный);

- групповой, общественный (в том числе общинный и церковный);

- государственный.

Исторически сложились две основные системы призрения: «открытая» и «закрытая».

1) Открытая система призрения — это нерегламентированная, хаотическая помощь нуждающимся, в основе которой лежит личное участие и желание (например, подаяние).

2) Закрытая система призрения — это специализированные благотворительные заведения, деятельность и содержание работы которых регламентированы законом, оказывающие помощь целенаправленно и постоянно (приюты, богадельни, больницы, инвалидные дома, работные дома и т. п.).

Конкретное содержание и самые формы проявления двух систем призрения с течением времени, конечно же, менялись, находясь в зависимости от общего уровня развития цивилизации.

Общественное призрение – совокупность благотворительных учреждений и мероприятий, имеющих целью оказание помощи лицам, которые по болезни не могут лишены возможности добывать себе пропитание самостоятельно. Различают системы государственного, общинного и частного призрения бедных, а по форме оказываемой помощи -
системы обязательных работ трудовой, натуральной и денежной помощи.

Государство берет на себя заботы о помощи безработным и больным лишь в исключительных случаях стихийных и народных бедствиях; так, например, во время неурожаев, наводнений государство берет на себя организацию общественных работ или временную раздачу продовольствия для наиболее нуждающейся части населения, а также выдачу семян для посевов. Во всех цивилизованных странах попечение о бедных и беспомощных больных лежит на общинах и приходах. В Англии с ХVII века  для этой цели взимается с членов приходов особый налог для бедных. По общему правилу в Западной Европе каждая община обязана содержать и лечить своих нетрудоспособных членов, причем закон устанавливает условия, при которых лицо приобретает право на призрение (место рождения и срок пребывания). В XVII – XVIII веках была особенно распространена  форма призрения посредством работных домой, куда помещались лица, просящие милостыню, для обязательных работ. Во второй половине XIX века эта система признана не достигающей своей цели и вытеснена так называемой трудовой помощью. В России преобладала система частного призрения, осуществляемого при помощи отдельных благотворительных обществ, частных лиц и сословных учреждений.

Современное состояние общественных отношений неотделимо от важнейших тенденций исторического становления государственности в России. Практическая необходимость в поддержке различных категорий нуждающихся, возникшая в последнее десятилетие, в контексте проводимых социально-экономических реформ, заставляет исследователей обращаться за
помощью к методам социальной помощи накопленных за тысячелетия общественной жизни. Социальная работа в России предстает собой сложный процесс, имеющий тысячелетнюю историю становления, постоянно изменяющийся в культурно-исторической перспективе.

В конце XX в. в России в связи с введением новой общественной профессии — социальная работа — появляется потребность в изучении ее истории, что неизбежно приводит к выявлению ее периодизации в российской историографии.

Современные подходы к истории социальной  работы при всем многообразии видения ее проблематики сводятся к единой позиции: история социальной работы — целостный культурно-исторический процесс, имеющий определенные этапы своего самостоятельного развития.
Каждый этап изменения парадигмы помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта (который может либо расширяться, либо сужаться), институтов поддержки, идеологии помощи. Он связан и со сменой идеологии, с разрушением геополитического или социокультурного пространства, наличием глобальных эпидемий, региональных, этнических,
социально-экономических войн и конфликтов, массового голода.  

  3. Причины осуществления благотворительной деятельности. Мотивация социального поведения (в том числе и благотворительной деятельности) зависит от системы социальных диспозиций личности, ее готовности к определенному способу действий, которая включает, - во-первых, общую систему ценностных ориентаций личности, - во- вторых, систему ее общественных социальных установок на определенные социальные объекты, - в-третьих, систему ситуационных социальных установок. Система мотивов благотворительной деятельности включает в себя все три уровня. Ведущие мотивы благотворительной деятельности определяются системой ценностных ориентаций общества, особенностями социально-культурных условий, господствующих общественных идей. Исследователи, изучающие развитие благотворительной деятельности в истории России, пытались выделить основные мотивы, которые заставляют людей совершать благотворительные деяния. Но у некоторых авторов интерпретация мотивов благотворительной деятельности сознательно заужена. Так, марксисты, основным и единственным мотивом считают, стремление получить социальные дивиденды и налоговые льготы, чтобы улучшить свое положение. Ученые, ориентированные на поиск духовных корней социальной активности, склонны указывать только на: - религиозные, - патриотические и  - культурно-эстетические причины благотворительности. Они считают, что нравственность может быть только в религиозных заповедях и не в чем ином. Так, известный русский философ Булгаков С.Н. писал: «…нравственность коренится в религии. Внутренний свет, в котором совершается различение добра и зла в человеке, исходит из Источников светов». Что же заставляет человека жертвовать своим временем, своими средствами, своей жизнью ради помощи другому человеку? Считается, что в основе стремления помочь другому лежит – жалость и альтруизм. Жалкий, по Далю, - это тот, кто вызывает чувство сожаления, участия, сострадания, соболезнования. В своей нравственной философии добра Соловьев В.С. доказывает взаимосвязанность понятий жалость, милосердие и альтруизм. «Как стыд выделяет человека из прочей природы и противопоставляет другим животным, так жалость внутренне связывает его со всем миром живущих. Внутренним основанием нравственного отношения к другим существам может быть только жалость, или сострадание, а не сорадование, или сонаслаждение». Но жалость сама по себе не является еще достаточной основой всей нравственности, поскольку сердечная доброта к живым существам совместима с безнравственностью в других отношениях. Очень важно, чтобы оказывающий помощь осознавал и воплощал в своей деятельности идею: что другие люди похожи на него и относиться к ним нужно как к себе. То есть, необходимо на деле подтверждать основной принцип современной социальной политики и социальной работы: «уважение человеческого достоинства независимо от состояния его физического и психического здоровья, возраста, пола, вероисповедания и социального положения». Альтруизм – это нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, готовность жертвовать для их блага личными интересами; противоположен эгоизму. Альтруизм — заинтересованность в благосостоянии скорее других, нежели в собственном. Альтруистическое поведение противоположно эгоистическому и включает в себя стремление помочь другим. Термин был введен Контом (фр. «vivre pour autrui» – «жить для других»), считавшим, что под влиянием позитивизма общество развивается в направлении гуманистических ценностей. Это нравственный принцип согласно которому благо другого человека и он сам более значимы, чем собственное «я» и его благо. Принцип альтруизма является универсальной формулой бескорыстного благодеяния. Альтруист оказывает помощь даже тогда когда ничего не предлагается взамен, да и ожидать ничего не приходиться. Классической иллюстрацией этого явления может служить притча Иисуса о добром самаритянине: «…некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел, и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подошедши перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу, и позаботился о нем. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Самаритянин проявляет чистый альтруизм. Исполненный чувства сострадания, он отдает совершенно незнакомому ему человеку свое время, силы и деньги, не ожидая ни вознаграждения, ни благодарности. О.Конт различает, во-первых, присущий животным инстинктивный альтруизм, объединяющий индивидов и род. Действительно, определенное проявление альтруистического поведения мы можем наблюдать у животных. Экспериментально было доказано, что крысы могут кооперироваться, для удовлетворения потребностей только одной из них или каждой из них поочередно. Во-вторых, Конт выделяет альтруизм, превращающийся в конечном итоге в спонтанное свойство, объединяющее всех людей. Эту точку зрения разделяет Кропоткин П. Он считает, что нравственность это сложная система чувств и понятий, в основе которой лежат инстинкты (врожденные чувства и потребности). В свою систему нравственности он включает: - инстинкты (общительность); - понятия разума (справедливость); - чувство, одобряемое разумом (самопожертвование). Он использует термин готовность к самопожертвованию, великодушие. Он говорит, что это чувство ближе к альтруизму – то есть «способности действовать на пользу другим», он старается избегать христианского понятия о любви к ближнему. Слова «любовь к ближнему» неверно отражают чувство, двигающие человеком, когда он жертвует своими непосредственными выгодами на пользу других. «Действительно, в большинстве случаев человек поступающий так, не думает о жертве и сплошь и рядом не питает к этим «другим» никакой особой любви. В большинстве случаев он даже не знает их». Он считает, что нравственным чувства могут быть, только если оказываются без задней мысли на воздаяние (при этой жизни или после смерти). Таким образом, это нужно самому человеку, это свойственно человеческой природе. По мнению Швейцера А. гуманность это «…стремление быть добрым не только потому, что это предписывается этическими заповедями, но и потому, что такое поведение соответствует нашей сущности». Миронова Г.А. в своей работе выделяет признаки, позволяющие классифицировать поведение как альтруистическое: - добровольные и сознательные действия как проявление свойств воли, а не результат внешнего принуждения; - бескорыстное исключение ожидания ответного благодеяния; - стремление содействовать благу других людей из гуманных мотивов; - наличие эмоционального отношения к людям, сочувствия им, доброжелательность, симпатия, готовность помочь; - социальная ориентированность поступка; - самоотречение (самоотверженность). 3. Периодизация истории социальной работы за рубежом и в России. Основные проблемы периодизации истории социальной работы связаны с точкой отсчета практики общественной помощи, динамикой изменения понятий, спецификой исторического пространства, процессом, лежащим в основе данной исторической матрицы, определяя предметную специфику исторического познания. Процесс, лежащий в основе различных моделей поддержки и защиты одних слоев общества другим, как нам представляется, — это процесс помощи и взаимопомощи в культурно-исторической общности. Каждый этап изменения парадигмы помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта, институтов поддержки, идеологии помощи. В современной литературе выделяют пять периодов в истории социальной работы за рубежом: 1. Архаический период благотворительности (до образования в конце III тыс. – первой половине II тыс. до н.э. первых рабовладельческих государств). II. Филантропический период (приблизительно до V вв. н. э.). III. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (до начала XVI в.). IV. Период государственной благотворительности (до рубежа Х1Х-ХХ вв.). V. Период социальной работы (продолжающий настоящее время). В России периодизация истории социальной работы имеет свою специфику и выглядит следующим образом: I. Архаический период (до образования Киевского княжества и крещения Руси в IX-X вв.). Родоплеменные и общинные формы помощи и  Dзаимопомощи у славян до Х в помощь членам своей общины. Самыми распространенными формами помощи бедным односельчанам являлось кормление по домам (призреваемые находились целые сутки в одном доме, переходя на следующие в другой) и подаяние милостыни (но в деревнях денег было мало и подавали чаше всего едой и одеждой). II. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (Х - начало XVI вв.). Характеризуется отсутствием государственной систему социальной помощи населению. Преобладание церковной благотворительности. Самая распространенная форма помощи подача милостыни. Бесконтрольное подаяние приводит к формированию профессионального нищенства. III. Период церковно-государственной благотворительности (ХVI – XVII вв.). Постепенно начинает формироваться первые закрытые учреждения, закладывается регламентация работы с нищим. IV. Период государственной благотворительности (ХVIII - начало XX вв.). Формирование системы государственной социальной помощи населению. Система государственной благотворительности закладывается в период царствования Петра 1. Во второй половине 18 века забота о социально незащищенных категориях населения была признана непременной обязанностью государства. Повышению общественной активности граждан способствовало также принятое в 1785 году «Городовое положение». Оно учреждало такие сословия как духовенство, купечество, мещанство и крестьянство, которые должны были проявить заботу о нетрудоспособных представителях своего класса. бурный рост капитализма обуславливает развитие благотворительности купцов и предпринимателей. Бурный рост благотворительных побуждений. В это время также оформляется переход от добровольной помощи к профессиональной. Открываются первые курсы по общественной благотворительности, налаживаются международные связи. V. Период социального планирования (1917—1991). Происходит реформирование системы призрения. Одни формы частной и общественной благотворительности взяла на себя система социального обеспечения, другие были прочно забыты (совсем не велась социальная работа с заключенными).  Министерство социального обеспечения проводило централизованную политику в области пенсионного обеспечения, поддержки инвалидов, одиноких и многодетных матерей, детей, не имеющих родителей. В этот  период считалось, что в стране не ни тунеядцев, ни нищих.  VI.   Период социальной работы (с 1990-х гг.). Разрушение устоявшихся социально экономических связей, либерализация цен, безработица приводят к обострению социальных проблем. Появляются краткосрочные программы: - денежные дотации малоимущим, - гуманитарная помощь. - Формируется система помощи нуждающимся, но ее работа не отлажена и многим не ясна. Поэтому важно изучать, как решались эти проблемы у нас, а также в других странах.
 

 

Лекция 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.79.165 (0.01 с.)