Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Составитель доц. Рыбалка Ю.А.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Учебно-методические материалы по видам занятий Конспекты лекций Лекция 1 История социальной работы как наука и учебная дисциплина 1. Предмет, цели, задачи и методология изучения истории социальной работы. 2. Ключевые понятия курса истории социальной работы. 3. Причины осуществления благотворительной деятельности. 4. Периодизация истории социальной работы.
1. Введение. Предмет, цели, задачи и методология изучения истории социальной работы. Предмет курса «История социальной работы» - представления о формах, видах и способах функционирования социальной помощи, взаимопомощи, социальной работы как профессии Цель курса «История социальной работы» - получение общего представления о процессе становления в России и за рубежом общественной помощи и поддержки. В рамках предлагаемого курса исследуются: - эволюционный путь развития основных исторических форм, моделей, институтов помощи и поддержки в мировой цивилизации; - этапы, формы и модели становления социальной работы в России и за рубежом как общественного института; - особенности развития частной, общественной и государственной системы помощи различным категориям населения; - проблемы периодизации развития социальной работы, - основные модели социальной работы в разные периоды развития человеческого общества. 2. Ключевые понятия курса «История социальной работы». В своем историческом развитии социальная забота о нуждающихся приобретала различные формы – от милостыни до организованной государственной системы социальной защиты, сочетавшейся с различными видами общественной и частной благотворительности. Милостыня – это подаяние в виде денег или иных материальных средств нуждающимся. Это одно из древнейших проявлений естественно-гуманистических качеств присущих людям, впоследствии вознесенном церковью в религиозную обязанность и сохранившуюся до наших дней как форма сострадания к нищим, независимо от религиозных верований подающего. Эта форма благотворительности не поддается организации. Она подается тому кто протягивает руку и определяется личными свойствами индивида, его субъективными ощущениями. Оказание посильной помощи является основной целью милостыни. Однако щедрые подаяния могут спровоцировать развитие профессионального нищенства. Общественное развитие вносило свои коррективы в содержание и трактовку понятий «милосердие», «благотворительность». Они исторически менялись, как изменялись масштабы и формы милосердной практики. Но неизменным было понимание того, что порою такие беды и немощи постигают человека, которым не каждый может самостоятельно противостоять и не до каждого в нужное время доходит забота государства. Поэтому им необходимо милосердное содействие со стороны тех, кто в состоянии (материально и духовно) добровольно осуществлять благотворение. В нашей стране резкий разрыв с традициями благотворительности, в том числе и отечественными, произошел около восьми десятилетий назад, когда даже сами понятия «милосердие», «благотворительность», «филантропия» вышли из официального употребления. Однако в народном сознании и в русском языке всегда сохранялись понятие и термин - милосердие, характеризующее высшее проявление человеческого сострадания, объединяющие жалость, сопереживание с активной, деятельной любовью к ближнему. Оно связано с отношением личности к трудной ситуации, физическим и умственным недостаткам и слабостям другого человека, с готовностью ему помочь. По В.И.Далю, милосердие – это «сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому». Благотворительность является важной составной частью милосердной деятельности, направленной на оказание материальной помощи неимущим, это - добровольная и бескорыстная передача денег, имущества, услуг нуждающимся. Синонимом этого слова является филантропия. В западных странах ее обычно называют каритативной деятельностью (от латинского caritas - любовь к ближнему). Значение этих понятий близко, но не одинаково. Стоит попытаться разграничить эти понятия, чтобы не произошла подмена объекта исследования. Благотворительность следует отличать от профессиональной социальной работы, которая во многом выросла из нее. Но она строится на других организационных началах. Социальная работа четко регламентирована нормативно-правовой базой, организационно-управленческой структурой специально созданных учреждений и организаций. «С социальной работой благотворительность в ее современном понимании сближает относительная институированность – наличие правового статуса, специальных организационных форм, участие в благотворительной деятельности не только частных лиц, но и коллективных субъектов» (Голомидова М.В., Штинова Г.Н). В тоже время благотворительная деятельность не так жестко регламентирована, что позволяет ей более гибко реагировать на возникающие социальные проблемы. Социальная помощь государству обязательна, все граждане страны имеют право на защиту государства и его социальных институтов. Благотворительная помощь не обязательно и четко не регламентирована, это добровольная помощь нуждающимся. Гончарова А.Н. пытается описать основные формы взаимодействия благотворительности с социальной работой: - благотворительность как форма социальной работы, направленная на непосредственное оказание социальной и материальной помощи нуждающимся через различные благотворительные организации; - благотворительность как дополнительный источник финансирования различных социальных программ, реализуемых социальными службами; Социально-педагогическая деятельность, направленная на воспитание культуры благотворительности. Социальная поддержка – это содействие человеку в преодолении его жизненных трудностей. Она может оказываться как в возмездной, так и в безвозмездной формах. Кроме того, диапазон возможных жизненных трудностей, вызывающих необходимость в социальной поддержке, гораздо шире тех, которые «обслуживаются» благотворительностью. Социальная поддержка бывает не только материальной, но и физической, социально-бытовой, правовой, психологической, педагогической и так далее. Таким образом, всякая благотворительность является социальной поддержкой, но не всякая социальная поддержка является благотворительностью Благотворительность – это особая форма социальной поддержки, заключающаяся в безвозмездном оказании материальной помощи нуждающимся. Общественное призрение – в русском языке в отношении социальной помощи возник специальный термин — призрение, глагольная форма которого «призреть» означает «опекать», «заботиться о ком-то», «приглядывать за кем-то». Ныне этот термин, долгое время считавшийся устаревшим, вновь возвращается, приобретая новое, современное звучание. Это одна из наиболее цивилизованных форм благотворительности, осуществляемых государством, церковью, обществом и частными лицами и выражающаяся, прежде всего в предоставлении нуждающимся приюта и пропитания. Это организованная система помощи сложившаяся u1074 в России в XIX веке со стороны государственных институтов или общества нуждающемуся населению. Призреть кого-либо – значит дать ему приют и пропитание. Это простейшая форма социальной поддержки, содействие в удовлетворении простейших человеческих потребностей. Спонсорство, по идее совпадает с понятием дарения или пожертвования, но это совершенно разные понятия. Под спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лиц на условиях распространения получателем спонсорской помощи рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорская деятельность способствует формированию и повышению имиджа спонсора в глазах его потенциальных клиентов. На спонсорскую помощь заключается договор, в котором оговаривается какую помощь, оказывает спонсор, и какие виды рекламы ему за эту помощь предоставляет получатель помощи. В отличие от спонсорства благотворительное пожертвование не требует договора и обязательной ответной реакции благополучателя. Филантропия — (переводится с греческого как любовь к людям) сначала определялась как благосклонность, благожелательное отношение к человеку, в новое время под филантропией стали понимать индивидуальную благотворительность. Большой энциклопедический словарь указывает, что это то же, что и благотворительность. Очень многие исследователи не делают различий между понятиями благотворительность и филантропия, считая их полностью идентичными. «Благотворительность или филантропия – идентичные понятия, означающие оказание помощи как отдельным лицам, так и организациям; сострадание, сердечное участие в жизни больных, немощных, нуждающихся, материальное или иное поощрение общественно-значимых форм деятельности (защита окружающей среды, охрана памятников культуры, развитие образования, здравоохранения, спорта)» (Сырямкина Е.Г., Маргиева Е.В., и др.) Составной частью благотворительности можно считать меценатство, то есть материальную, в первую очередь, а так же организованную поддержку искусства лицами, обладающими значительными средствами и влиянием в обществе. Милосердие - сострадание, сочувствие; благосклонность, особое расположение, любовь. Милосердие это больше эмоционально-чувственный отклик на страдания другого человека, нежели практическая помощь ему. «Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка не в осуждении ближнего, а в уважении к его человеческому достоинству», - эти слова написаны Львом Толстым, великим знатоком человеческой души. Милосердие лежит в основе благотворительной деятельности, очень часто выступая одним из мотивов ее оказания. Николай Рерих в статье «Дом милосердия» пишет: «Милосердие» – это одно из самых трогательных слов прекраснозвучного русского языка. Оно принадлежит к тем вдохновляющим понятиям, которые в суете дня так часто произносятся в полной небрежности. Мило-сердие, со-страдание, благо-дарение, здрав-ствование, само-отвержение». Эти слова объединяют, собирают и зовут людей, делая их выше, чище, надежнее, человечнее. Милосердие – это больше готовность к оказанию помощи, чем сама помощь. Это чувственный отклик на страдания других людей, нежели рациональная оценка этих страданий. Милосердие можно считать одним из мотивов благотворительной деятельности. Хотя с другой стороны, сфера распространения милосердия гораздо шире той области, где проявляется благотворительность. Милосердие проявляется и в семье, и в дружеском общении, и между врагами, и на войне… Милосердие означает смысловую интенцию субъекта благотворительности – способность к сочувствию, эмпатии и выражению его готовность к оказанию помощи, поддержке страдающего, а благотворительность выступает производным понятием, фиксирующим социальное действие по реализации определенных общественных и частных усилий в оказании этой помощи, поддержки. Как две сестры Лазаря – Марфа и Мария, которые выступали прообразом благотворительности, олицетворяя собой деятельную помощи и милосердное участие. Следует различать объект и субъект социальной помощи. Объектом помощи выступает ее получатель, нуждающийся в поддержке, под субъектом же понимается источник помощи. В зависимости от характера субъекта социальной помощи выделяется ряд основных типов призрения: - частный (индивидуальный); - групповой, общественный (в том числе общинный и церковный); - государственный. Исторически сложились две основные системы призрения: «открытая» и «закрытая». 1) Открытая система призрения — это нерегламентированная, хаотическая помощь нуждающимся, в основе которой лежит личное участие и желание (например, подаяние). 2) Закрытая система призрения — это специализированные благотворительные заведения, деятельность и содержание работы которых регламентированы законом, оказывающие помощь целенаправленно и постоянно (приюты, богадельни, больницы, инвалидные дома, работные дома и т. п.). Конкретное содержание и самые формы проявления двух систем призрения с течением времени, конечно же, менялись, находясь в зависимости от общего уровня развития цивилизации. Общественное призрение – совокупность благотворительных учреждений и мероприятий, имеющих целью оказание помощи лицам, которые по болезни не могут лишены возможности добывать себе пропитание самостоятельно. Различают системы государственного, общинного и частного призрения бедных, а по форме оказываемой помощи - Государство берет на себя заботы о помощи безработным и больным лишь в исключительных случаях стихийных и народных бедствиях; так, например, во время неурожаев, наводнений государство берет на себя организацию общественных работ или временную раздачу продовольствия для наиболее нуждающейся части населения, а также выдачу семян для посевов. Во всех цивилизованных странах попечение о бедных и беспомощных больных лежит на общинах и приходах. В Англии с ХVII века для этой цели взимается с членов приходов особый налог для бедных. По общему правилу в Западной Европе каждая община обязана содержать и лечить своих нетрудоспособных членов, причем закон устанавливает условия, при которых лицо приобретает право на призрение (место рождения и срок пребывания). В XVII – XVIII веках была особенно распространена форма призрения посредством работных домой, куда помещались лица, просящие милостыню, для обязательных работ. Во второй половине XIX века эта система признана не достигающей своей цели и вытеснена так называемой трудовой помощью. В России преобладала система частного призрения, осуществляемого при помощи отдельных благотворительных обществ, частных лиц и сословных учреждений. Современное состояние общественных отношений неотделимо от важнейших тенденций исторического становления государственности в России. Практическая необходимость в поддержке различных категорий нуждающихся, возникшая в последнее десятилетие, в контексте проводимых социально-экономических реформ, заставляет исследователей обращаться за В конце XX в. в России в связи с введением новой общественной профессии — социальная работа — появляется потребность в изучении ее истории, что неизбежно приводит к выявлению ее периодизации в российской историографии. Современные подходы к истории социальной работы при всем многообразии видения ее проблематики сводятся к единой позиции: история социальной работы — целостный культурно-исторический процесс, имеющий определенные этапы своего самостоятельного развития.
Лекция 2.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.79.165 (0.01 с.) |