Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Немецкая классическая философия

Поиск

 

Под немецкой классической философией понимают совокупность философских учений, созданных во второй половине 18го – первой половине 19го веков. Представители: Имануил Кант, Иоганн Фихте, Ф.Шеллинг, Г. Гегель, Фейербах.

 

Основными ее особенностями являются:

1. Она стала своего рода духовной подготовкой к буржуазной революции в Германии. Германское общество того времени было экономически отсталым и политически раздробленным. Но вместе с тем в сфере духа, искусстве, философии и др. немецкие интеллектуалы совершили настоящий прорыв. Им удалось выразить объективную необходимость революционных перемен в своих произведениях.

2. Немецкие классические философы свои главные усилия направляли на исследования мира абсолюта, то есть на разработку неких абсолютных, эталонных духовных ценностей. Например, поиск и обоснование идеальных моделей общественного развития, разумного государственного устройства, нравственного социального поведения, всеобщих научных методов научного познания.

3. Всестороннюю разработку в их произведениях получила тема диалектики, понимаемая и как учение о развитии, и как метод, основанный на этом учении.

4. Значительное внимание уделялось теме исторического процесса: выявление его закономерностей, движущих сил, целей и критериев.

5. Немецкая классическая философия – преимущественно философский идеализм в разных формах.

6. Немецкие классики особое внимание уделяли исследованию сущности человека, его духовного мира, мира ценностей, познавательных возможностей, норм поведения, отношения к богу, к труду, к другим людям.

7. Классический характер немецкой философии того времени обусловлен:

a. тем, что она обрела все основные качества, характерные для классической науки (строгость научных теорий, системность, доказуемость, наличие разветвленной системы научных категорий и законов

b. тем, что она представила собой вершину рационализма нового времени, с его главным принципом разумности бытия. Для большинства философов этот принцип включал в себя следующие моменты: убеждение с том, что природа и общество устроены разумно, убеждение, что познать природу и общество человек может, убеждение, что их можно преобразовать.

 

Философия Иммануила Канта (1724-1804)

 

В его творчестве выделяют 2 периода: докритический и послекритический.

Докритический период. До 1770 года, он занимался естествознанием, и выступал как материалист. Ему принадлежит гипотеза о происхождении солнечной системы из газо-пылевой туманности. Объяснял причину приливов и отливов, возникновения человеческих рас.

Критический период. Стал заниматься философией. Пишет три главных труда: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». В первой книге он давал ответ на вопрос «Что я могу знать?», во второй книге – «Что я должен делать?», в третьей – «На что я могу надеяться?».

Отвечая на вопрос «Что я могу знать?», Кант исходит из того, что внешний мир существует объективно (выступает как материалист). Вместе с тем, объекты окружающего мира он называет «вещами в себе», «вещи сами по себе». Тем самым Кант подчеркивает, что человеческому разуму не дано познать эти вещи (выступает как идеалист-агностик). Но соприкасаясь с этими вещами, человек, используя свои возможности («априорные формы познания»), способен представлять себе эти вещи такими, какими их конструирует само человеческое сознание. Эти вещи он называет «вещи для нас», «вещи для людей». К априорным формам Кант относил пространство и время, понятии причинности, необходимости, содержания и формы. Он считал что эти формы имеют определенную иерархию – три ступени:

 

рациональная (на основе понятий суждений человек способен делать выводы.

 

 рассудочная (понимание о причинности, случайности, человек способен к выработке понятий)

 

чувственная (характерна всем живым существам, к ним относил пространство и время),

 

 

По Канту человек может много достичь, но далеко не все, так как есть вещи непознаваемые. За этого его многие критиковали.По Канту человеческое познание весьма противоречиво. В частности он выделяет «антиномии» - противоречии, присущие человеческому разуму, под которому он понимал пары противоположных по смыслу, но равно доказуемых самим человеком суждений. Пример: мир конечен во времени и пространстве – мир бесконечен в пространстве и времени; в мире существует свобода – в мире никакой свободы нет4 любой сложный объект состоит из простых элементов – сложный предмет не состоит из простого, в мире вообще нет ничего простого; В мире существует бог, как первооснова, первопричина всего сущего – в мире никакого бога нет.

Отвечая на второй вопрос, Кант формулирует некий внутренний нравственный закон, который он определяет как «категорический императив», который требет от каждого человека. Он формулирует ряд требований: всегда рассматривать других людей как высшую ценность, а не как средство достижения целей, второе требование – в жизни надо всегда поступать так, чтобы правила твоего личного поведения становились основой для всеобщего законодательства.

 

Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 – 1831)

 

Его философия считается вершиной немецкой классики. Гегель – объективный идеалист, так как по его мнению в основе мироздания лежит некое духовное начало, независимое от человека и человечества. Это начало он называет термином «Абсолютная идея», «Абсолютный дух», «Абсолютный разум». Другими словами «Абсолютная идея» у Гегеля выполняет роль философского Бога. Она по Гегелю активная и всезнающая, и всесильная. Она содержит в себе программу развития всего мира. Она и запускает эту программу и управляет ее осуществлением. Сам Гегель выражал сущность своей теории выражал такими словами: «Все действительное разумно, а все разумное действительно». Таким образом весь мировой процесс – это процесс развития абсолютной идеи, ее история. Этот процесс по Гегелю представляет собой триаду:

 

1) Абсолютная идея существует сама по себе, в сфере чистой логики.

2) Природный этап. Инобытие. Абсолютная идея материализуется. Возникает человек.

3) Духовная ступень. Возникает субъективный дух, на его базе возникает объективный дух, высшая стадия – абсолютный дух, он существует в трех видах: религия, искусство и философия. Абсолютная идея вновь возвращается сама к себе, но уже в форме индивидуального и общественного сознания, с помощью которой человек способен познавать абсолютную идею.

 

Следует иметь в виду, что вся философия Гегеля противоречива, поскольку существует серьезные противоречия между его философской системой (системой объективного идеализма) и его методом (методом диалектики). Если, например, метод диалектики ориентирует на то, что историческое развитие не имеет придела, то его система считает высшим этапом исторического развития Прусскую монархию. Гегель так же считал эталонами протестантскую этику и свою философию.

 

Лекция 4.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.238.6 (0.006 с.)