Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1 философия, ее предмет, роль в человеческом обществе.↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Крылатые выражения: Факты: Консультации:??? Вопросы к преподавателю: 1) Кто будет принимать экзамен?; 2) Спросить рабочую программу и вопр. к экз. Задачи: 1) Найти шпоры у старшекурсников из ПГУ. Перечень принятых сокращений: Конференции: Практика (семинары) – БРТ 1) лекции 18б, семинары 36б, ИТЗ – 16 баллов сдать до экзамена; = 70 баллов, на экзамене макс. 30 баллов III семестр, 12.09.2011 г. Тема 1 Философия, ее предмет, роль в человеческом обществе. Вопросы: 1. Философия, предмет и основные функции. 2. Основной вопрос философии (ОВФ). 3. Диалектика и метафизика как противоположные методы философии. Дополнительные вопросы: 1. Понятие и структура мировоззрения, его основные формы и типы; 2. Мифология, её сходства и различия с философией; 3. Религия, её сходства и различия с философией; 4. Искусство и философия, их сходство и различия.; 5. Философия и наука, их сходства и различия. 6. Мыслители разных народов мира о сущности, роли и месте философии в жизни
Философия – наука о наиболее общих принципах и закономенрностях развития природы, закона, человека и познания. Кроме того, в структуру предмета философии входят следующие элементы: философские категории (бытие, материя, сознание, движение и др.), философские идеи (формы выражения мысли философов, отражающие явления действительности), философские идеалы, философские учения, теории, концепции; философские методы. В структуру предмета современной философии входят разделы: Онтология (теория бытия (о духовном бытие, о сознании и т.д.)) Антропология – учение о человеке Социальная философия (философия общества) Гносеология - представления людей о формах познания, направленные на поиск истины. Методология – наука о методах Аксиология – учение о ценностях (духовных) Праксиология - учение о практике История философии (в разные периоды) Эстетика – учение о прекрасном Этика – учение о морали Герменевтика – искуство толкования философских текстов; Философия религии, политики, права и др. Основные функции философии: I группа – мировоззренческие функции, определяющие возможность человека и общества объединить все философские знания объединить в философскую систему. А) гуманистическую, согласно которой человек с помощью философии вырабатывает человеколюбие; б) аксиологическая – ценность человеческой жизни, красоты, гармонии; в) гносеологическая (информационно-отражательная) – представление о формах познания. Г) прогностическая – прогноз изменения мироздания; функция социальной критики; идеологическая – выражение интересов группы или класса · II группа Методологические функции (связаны с разработкой методов познания мира): · Эвристическая функция – связана с тем, что философия определяет и оценивает пути и сферы производства новых знаний. · Логико-диалектическая функция связана с тем, что философия учит мыслить по законам диалектической логики · Координирующая функция проявляется в том, что философия согласовывает методы научных исследований в самых разных областях · Функция интеграции – философия выступает как интегратор (объединитель) результатов, достигнутых другими формами познания, другими наук. Вопрос 2. Основной вопрос философии Вопрос об отношении материи и сознания. Вопрос об отношении природы и духа. Об отношении мира физических явлений и психических. Онтологическая сторона Вопрос «что первично?» 1. Материализм. Первична материя и природа, мир природы существует вечно, а то что мы называем сознание, мышление – вторично. Фалес, Гераклит, Демокрит. 2. Идеализм. Первично мышление, сознание, дух, а природа и материальный мир – все вторично. Идеализм имеет два направления: объективные идеалисты считали, что первично то сознание, которое не зависит от человечества (любая религия), субъективные идеалисты считали, что первично субъекта отдельного человека. Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор. 3. Дуализм – равноценны, самодостаточны как материализм, так и идеализм. Декарт Лекция 2. Дополнительные вопросы 1. Общая характеристика истории философии, этапы; - варакина 2. Общая характеристика античной философии; - катя 3. Характеристика взглядов, учений Эпикура - маргарита 4. Философия Сократа; - леонтьева 5. Киническая философия (философия кинизма); - наташа 6. Философия Стоицизма – Аня. 7. + лекционные вопросы - я Исторические типы философии
1. Философия древнего мира (7век до н.э. – 6 век н.э.) 2. Философия древних веков (4 век – 14-15 века) 3. Философия эпохи Возрождения (15-16 века) 4. Философия нового времени, буржуазного общества (17-19 века). 5. Немецкая классическая философия (18-первая половина 19 веков) 6. Марксистская философия (середина 19 - по настоящее время) 7. Русская философия (19 век – наше время) 8. Современная западная философия.
Древнегреческая философия – созданная древнегреческими и древнеримскими мыслителями с 7 века до н.э. по 6 век н.э. в ее развитии принято выделять следующие этапы: · Этап формирования («натурфилософия», «космоцентрическая философия»), «досократический» этап. Философии Милецы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; Пифагор и пифагорейцы; Гераклит; Демокрит. · Этап высокой классики, этап расцвета греческой философии (5-3 века до н.э.). Сократ, Платон, Аристотель. · Антропоцентрический (3 век до н.э. – 6 век н.э.). На первый план выходят вопросы этики. Философия утрачивает свой самостоятельный статус и становится «служанкой» религии. Эпикур и эпикурейство; скептицизм; неоплатонизм; философы-киники. Вопрос 3 Греческий идеализм Одним из первых представителей считается Пифагор (VI-V в. до н. э.) и пифагорийцев (Пифагор – убеждающий речью). Первопричиной всего сущего Пифагор считал число (всё в природе измеряется числом). Поэтому его философия метафизична. Поскольку пифагорийцы абсолютизировали роль чисел, придавали им мистическое значение, то их философское мировоззрение классифицируется: а) как объективный идеализм (числа первичны); 2) как метафизическая мера понимания, поскольку источник развития мира сводился к числу и отрицалась творческой роли природы. Пифагор впервые употребил термин «рассудок», один из первых употребил противоположность – то, возникновение чего вызывает гибель другого чего-либо, они должны исключать друг друга, этим подтверждались основы диалектики составили таблицу пар противоположности, например прямое-кривое, чёт-нечёт, мужское-женское начало; предел-беспредел. Используются идеи перерождения, психоз – перерождение. Платон. Суть Платоновского учения об идеях состоит в том, что якобы существуют параллельно 2 мира: материальный (в котором живут люди, есть флора, фауна – этот мир временный). Всё, что в нём существует, зависит от 2-го мира – мира идей (эйдосов), который он считал подлинным (истинным), это вечный мир (мир причин), чистых эйдосов, мир истинного бытия, а всё, что есть в материальном мире – мир теней, мир копий этих идей. Мир идей устроен иерархически. На верху иерархии находится благо, затем идеи ценностей, затем - идеи отношений, идеи всевозможных свойств вещей. Это вечные идеи. При рождении человека идеи переселяются в его душу, он должен был вспомнить, поэтому гносеологию Платона называют «теорией припоминания». Социальная философия: Платон прославился тем, что разработал теорию «Идеального государства». Социальная структура этого государства включает в себя 3 сословия: правящий класс – философы (мудрые люди, не моложе 50 лет), 2-е сословие – стражи, защитники, войны, которым достаётся яростная часть души, 3-е, самое многочисленное – работники; Чтобы распознать, какая душа кому достаётся: Наиболее приемлемая ФП – Аристократическая республика. Не должно быть расслоения на богатых и бедных: пропорция не менее 4:1 (классическая пропорция) Аристотель (384-322 до н. э.). Цель философии – поиск и обоснование общих принципов и первоначал бытия. Этой цели он посвятил главный труд – «Метафизика» (то, что после физики) Философию считал результатом общего творчества, царицей всех наук. Философию разделял на 3 вида: теоретическую, практическую (деятельность человека в устройстве государства); творческая (этика, риторика, искусства, логика (он считается отцом)) Значительное место занимает критика Платона, главную ошибку своего учителя он видел в оторванности мира идей от реального (земного) мира. Никаких 2-х миров нет, мир един, представляет собой духовно-материальное, неразделённое бытие, в основе которого лежат 4 высших принципа (первоосновы): 1) формальная причина возникновения и существования мира, которая отвечает на вопрос «что есть?»+ форма, сущность каждой вещи; 2) реальная (из чего сделана каждая вещь?) – из материи. Материя – субстрат, из которой образуется каждая вещь; 3) двигательная (действующая) первопричина – бог (как неподвижный перводвигатель); 4) финальная (целевая) первопричина (зачем, с какой целью) – бог также отвечает на этот вопрос. 5) В группе Платона Аристотель даёт свою трактовку бытия, в частности, он утверждает, что не существует никаких чистых идей, не связанных никаким образом с действительностью; по Аристотелю существуют только единичные и конкретно-определённые вещи, которые называет индивидуумами (они есть первичная сущность), а их виды и роды – вторичная сущность. Платон описывает всё бытиё с помощью системы категорий. Существует 10 таких категорий, каждая из которых описывает какие-либо характеристики бытия. По убыванию: бытие, сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание. Антропология Аристотеля описывается следующим образом: человека Аристотель трактовал материалистически, в частности, он считал, что по биологической сущности человек – один из видов высокоорганизованных животных и что от животных он отличается наличием разума. Человек имеет врождённую склонность жить вместе с себе подобными (жить в коллективе), отсюда его суждение об обществе и государстве (Ч. – политическое животное). Опираясь на такие выводы, Аристотель разработал своё учение об идеальном государстве: хорошие и дурные государства. В этих 2-х группах он выделял 6 типов государств. Выделял следующим образом: дурные (тирания, олигархия, охлократия (власть необузданной толпы). Справедливые государства: (Монархия, аристократия, полития (синтез умеренной олигархии и умеренной демократии, государство среднего класса) Таким образом, историческое значение философии Аристотеля состоит в том, что, во-первых, он внёс существенные коррективы в ряд положений философии Платона, прежде всего, касающиеся антологии (отверг учение); 2) дал материалистическую трактовку происхождения человека (мира), 3) дал развёрнутую характеристику категорий философии, определил сущность материи, выделил 6 типов государств и дал характеристику наиболее желательного типа государства, внёс существенный вклад в логику и другие науки. Лекции) Вопрос 4 Людовик Фейербах (1804-1872) – завершает эта п немецкой классической философии. Основные труды: «Сущность христианства», «Лекции о христианстве». Его философия стала первым вариантом глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были: а) полный разрыв с религией (атеизм); б) попытка объяснить бога и религию в целом с материалистических позиций исходя из человеческой природы; в) природа, по убеждению Фейербаха, никем не создана и подчинена естественным (объективным) законам; г) человек, по Фейербаху, существо природное, это высшая ступень в его развитии; д) Гносеологический оптимизм (можно ли познать этот мир?) Чувства человека и его способность мыслить – тоже естественные явления, поэтому сущность человека, его природу сводил к природным явлениям, игнорирующие при этом его отношения с другими людьми, т. е. человека, он трактовал абстрактно как существо внеисторическое. В этом и состоит один из главных недостатков его материализма, которые называют антропологическим материализмом. Антропологический материализм его страдал метафизичностью, т. е. недиалектическим подходом к природе и человеку. Это связано с тем, что Фейербах так и не смог преодолеть созерцательного характера материализма Нового времени и не смог также осознать роль практики в познании и преобразовании мира. В теории познания Фейербах был сенсуалистом, т. е. главную роль в познании он отводил чувствам и даже свою философию называл чувственной, решительно выступал против агностицизма. Большое место в его философии было отведено критике своего учителя. В этой связи Фейербах не признавал наличие абсолютной идеи как первопричины мира. Вместе с тем, отвергая философскую систему Гегеля, Фейербах отверг и его диалектику. Философия Фейербаха носила ярко выраженный атеистический характер, источником религии он считал природную сущность человека. И религию, как и самого человека, он трактовал как некой внесоциальное, внеисторическое явление, раскрывал в основном её психологические корни, игнорируя социальные. В частности, он утверждал, что бог рождается исключительно в человеческих страданиях. Бог, по Фейербаху, есть то, чем человек хочет быть (идеал). В конечном счёте, критикуя религию, приходит к выводу, что без религии человек жить не может, но ему нужна новая религия – религия без бога, он считает «Религию любви», главный принцип которой – человек человеку бог. В понимании общественной жизни Фейербах оставался идеалистом, поскольку так и не пришёл к пониманию того, что сознание людей определяется не только их положением в окружающей природе, но и, главным образом, условиями жизни, «общественным бытием». Главной и определяющей силой развития общества, неким «чудотворцем», способным создать идеальные общественные отношения, он считал любовь – в этом он проявил себя как гуманист. Тема Философия Марксизма. III семестр, 12.09.2011 г. Праксиология История философии (в разные периоды) Часть философских дисциплин возникли на стыке с другими науками: Философия политики, техники и т.д.
Кроме того структура современной философии включает в себя такие результаты философских исследований в разных областях: · Философские категории (наиболее общие понятия) · Философские идеи (как формы выражения мысли философов) · Философские принципы (как основополагающие идеи) · Философские идеалы (идеал гуманизма, добра, красоты…) · Философские учения, концепции, теории · Философские методы
Функции философии. Предмет философии конкретизируется в ее функциях. Функции – направления линий воздействия на людей. Группы функций: 2. Мировоззренческие 3. Методологические Мировоззренческие функции связаны с формированием индивидуального и коллективного мировоззрения людей. · Гуманистическая функция, связанная с образованием и утверждением положительной цели и смысла жизни человека · Аксеологическая функция проявляется в том, что философия осмысливает и обосновывает духовные ценности · Гносеологическая (познавательная), заключающаяся в том что философы стремятся выявить, раскрыть и обосновать закономерности природных и социальных явлений · Прогностическая – выявление закономерностей, философы строят прогнозы, стремятся предвосхитить будущее планеты и самого человека. · Идеологическая функция проявляется в том, что философы принимают участие в разработке идеологий (систем взглядов социальной группы) · Критическая функция – функция социальной критики
Методологические функции (связаны с разработкой методов познания мира): · Эвристическая функция – связана с тем, что философия определяет и оценивает пути и сферы производства новых знаний. · Логико-диалектическая функция связана с тем, что философия учит мыслить по законам диалектической логики · Координирующая функция проявляется в том, что философия согласовывает методы научных исследований в самых разных областях · Функция интеграции – философия выступает как интегратор (объединитель) результатов, достигнутых другими формами познания, другими наук.
Вопрос 3. Основной вопрос философии
Вопрос об отношении материи и сознания. Вопрос об отношении природы и духа. Об отношении мира физических явлений и психических.
Онтологическая сторона Вопрос «что первично?» 4. Материализм. Первична материя и природа, мир природы существует вечно, а то что мы называем сознание, мышление – вторично. Фалес, Гераклит, Демокрит. 5. Идеализм. Первично мышление, сознание, дух, а природа и материальный мир – все вторично. Идеализм имеет два направления: объективные идеалисты считали, что первично то сознание, которое не зависит от человечества (любая религия, субъективные идеалисты считали, что первично субъекта отдельного человека. Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор. Семинар2.
Исторические типы философии
9. Философия древнего мира (7век до н.э. – 6 век н.э.) 10. Философия древних веков (4 век – 14-15 века) 11. Философия эпохи Возрождения (15-16 века) 12. Философия нового времени, буржуазного общества (17-19 века). 13. Немецкая классическая философия (18-первая половина 19 веков) 14. Марксистская философия (середина 19 - по настоящее время) 15. Русская философия (19 век – наше время) 16. Современная западная философия.
Древнегреческая философия – созданная древнегреческими и древнеримскими мыслителями с 7 века до н.э. по 6 век н.э. в ее развитии принято выделять следующие этапы: · Этап формирования («натурфилософия», «космоцентрическая философия»), «досократический» этап. Философии Милецы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; Пифагор и пифагорейцы; Гераклит; Демокрит. · Этап высокой классики, этап расцвета греческой философии (5-3 века до н.э.). Сократ, Платон, Аристотель. · Антропоцентрический (3 век до н.э. – 6 век н.э.). На первый план выходят вопросы этики. Философия утрачивает свой самостоятельный статус и становится «служанкой» религии. Эпикур и эпикурейство; скептицизм; неоплатонизм; философы-киники.
Лекция 1. Философия нового времени. Новым временем называют период становления новых социально-экономических отношений, нового общественного строя в европейских странах в 17-18 и первой половине 19 веков. В этот период утверждался капиталистический способ производства с его главным экономическим законом, законом максимальной прибыли. А это требовало новых знаний, новых форм организации производства, новых идеалов. Форм организации экономической жизни, нового типа мировоззрения, свободных от предрассудков. По своей социальной сущности философия нового времени стала выразительницей интересов нового класса, класса молодой буржуазии. В этот период происходило бурное развитие науки. В это время в Европе произошла первая научная революция, в результате которой сформировалась классическая наука. Она произошла благодаря вкладу Коперника, Ньютона, Бекона, Декарта и т.д. Кроме того, в силу указанных процессов, происходила секуляризация общества – постепенное освобождения сознания от религии. Исходя из этого для философии нового времени были характерны следующие черты или особенности: · Она отказалась от своей прежней роли – быть служанкой богословия, каковой она была в средние века, и вновь, как и в античности обрела самостоятельный статус и стала союзницей других наук, прежде всего естественных. Более того, она заявила о себе, как о самостоятельной науке. · Своей главной задачей философия нового времени считало осмысление достижений естественных наук, и выработка на этой основе некого универсального, всеобщего метода научного познания. При решении данной задачи философы нового времени разделились на два противоположных направления: эмпиризм (Френсис Бэкон, Том Гоббс, Джон Локк) и рационализм (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц). Эмпирики главным средством в научном познании считали опыты, а универсальным методом считали метод индукции – движение от разрозненных фактов к их обобщению. Рационализм главным средством познания считают разум, наиболее эффективный метод познания – дедукция. · В философских учениях нового времени в основном преобладали материалистические взгляды, но далеко еще непоследовательные. В частности проявились такие направления как деизм, пантеизм. Деизм – такое направление философии, согласно которому Богу отводится роль только лишь творца, а затем он уже не вмешивается в естественный ход вещей. Пантеизм - такая система взглядов, согласно которой Бог не отрывается от природы, а сливается с ней, он растворен в ней. Природа есть сам Бог. Природа божественна и одухотворена. · Кроме того, материалисты нового времени при объяснении общества стали на позициях идеализма. Главным и определяющим фактором в развитии общества они считали не способ производства материальных благ, а духовные факторы. · Материализм нового времени отличался созерцательностью, механистичностью, то есть в объяснении природы, общества и самого человека философы исходили из законов механики. · Материализм того времени был метафизическим, то есть при объяснении мира философы не учитывали всесторонних связей явлений этого мира и рассматривали все явления не только изолированно, но и рассматривали их в статическом (неизменном) состоянии. · Философы нового времени внесли существенный вклад в развитие социальной философии. В частности, в тот период (17-18) века были созданы такие теории, как теория общественного договора (Т. Гоббс); теория естественных прав (Спиноза, Вольтер, Руссо); теория разделения властей (Джон Локк); теория либерализма; теория юридического социализма и ряд других. Эти теории и сегодня довольно популярны. · В этот период произошло и заметное оживление идеализма, особенно субъективного. Особенно были активны Д.Юм, Д. Беркли.
Лекция 2. Лекция 4.
Крылатые выражения: Факты: Консультации:??? Вопросы к преподавателю: 1) Кто будет принимать экзамен?; 2) Спросить рабочую программу и вопр. к экз. Задачи: 1) Найти шпоры у старшекурсников из ПГУ. Перечень принятых сокращений: Конференции: Практика (семинары) – БРТ 1) лекции 18б, семинары 36б, ИТЗ – 16 баллов сдать до экзамена; = 70 баллов, на экзамене макс. 30 баллов III семестр, 12.09.2011 г. Тема 1 Философия, ее предмет, роль в человеческом обществе. Вопросы: 1. Философия, предмет и основные функции. 2. Основной вопрос философии (ОВФ). 3. Диалектика и метафизика как противоположные методы философии. Дополнительные вопросы: 1. Понятие и структура мировоззрения, его основные формы и типы; 2. Мифология, её сходства и различия с философией; 3. Религия, её сходства и различия с философией; 4. Искусство и философия, их сходство и различия.; 5. Философия и наука, их сходства и различия. 6. Мыслители разных народов мира о сущности, роли и месте философии в жизни
Философия – наука о наиболее общих принципах и закономенрностях развития природы, закона, человека и познания. Кроме того, в структуру предмета философии входят следующие элементы: философские категории (бытие, материя, сознание, движение и др.), философские идеи (формы выражения мысли философов, отражающие явления действительности), философские идеалы, философские учения, теории, концепции; философские методы. В структуру предмета современной философии входят разделы: Онтология (теория бытия (о духовном бытие, о сознании и т.д.)) Антропология – учение о человеке Социальная философия (философия общества) Гносеология - представления людей о формах познания, направленные на поиск истины. Методология – наука о методах Аксиология – учение о ценностях (духовных) Праксиология - учение о практике История философии (в разные периоды) Эстетика – учение о прекрасном Этика – учение о морали Герменевтика – искуство толкования философских текстов;
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.210.196 (0.015 с.) |