Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 1 Общая характеристика немецкой классической философии.
НКФ – философия кон. XVIII – нач. XIX вв., эпоха И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга и Л. Фейербаха. Предпосылки НКФ: 1) Базисом НКФ стала философия Просвещения; 2) Французская буржуазная революция 3) Идейные предшественники – Х. Вольф, Г. Лессинг, Й. Гете. Признаки НКФ: 1) Это предпосылка революции в Германии («немецкая теория французской буржуазной революции») 1848 г. 2) Объект изучения НКФ - Абсолют (некие культурные ценности, поиск всеобщих идеалов, моделей госустройства, моделей разумного социального поведения, эффективных принципов научного познания); 3) всестороннюю разработку получила тема исторического прогресса разумности истории, его закономерностей, движущих сил, целей и критериев. Метод НКФ – философский идеализм, в рамках которого разработана тема диалектики (внесён крупный вклад Гегеля) как науки о развитии и как метод познания. 4) Немецкие классики особое внимание выделяли исследованию сущностей человека, его ценностных установок (ориентаций), познавательных возможностей, норм поведения, отношения к богу, к труду, у другим людям; 5) Введена строгость научных доказательств, точность, системность, категоричность; 6) НКФ - пик рационализма Нового времени. Его главный принцип – разумность бытия. Принцип означает 1) Убеждение в рационалистичности устройства человека и природы; 2) гносеологический оптимизм; 3) оптимизм модернизации. Вопрос 2 Философия Иманнуила Канта (1724-1804 гг.) Это основоположник немецкой классической философии. В его творчестве принято выделять 2 периода: 1) докритический период (до 1770 г., изучал проблемы естествознания и натурфилософии (изучение природы, её закономерностей). Выступал с материалистической позиции, в частности, он разработал материалистические теории (гипотезы), как теория происхождения и развития солнечной системы из газо-пылевого облака; теория приливов и отливов, теория происхождения человеческих рас. 2) Критический период (с 1770 г.), в котором он издаёт 3 своих философских произведения: критика чистого разума (научное познание), в которой он исследует теоретические проблемы познания (гносеология); 3) критика практического разума, которой он посвящает проблемам морали (что я должен делать?); критика способности суждения, отвечает на вопрос «на что я смею надеяться?»
В теории познания И. Кант исходил из разработанного им учения о «вещах в себе» и «вещь для нас». Под «вещами в себе он понимал объекты окружающего мира, которые существуют объективно и, воздействуя на органы чувств человека, вызывают ощущения, однако Кант делает вывод, что эти вещи в себе принципиально непознаваемы ни с помощью чувств, ни с помощью разума. Здесь он выступает сс позиции агностицизма. Мир непознаваемый, а мысленный, мир «скрытых сущностей». Здесь он выступает как диагностик. Вместе с тем, Кант утверждает, что человек как субъект познания способен познать явления окружающего мира, которые он называл «вещами для нас». Процесс познания проходит в 3 этапа: 1) чувственный, который человек упорядочивает априорными (доопытными) формами познания У любого существа есть 2 формы априорного познания: пространство и время. На втором этапе, по Канту, включается рассудок, который тоже имеет априорный формы, с помощью которых синтезируются все чувственные данные и вырабатываются понятия и суждения, которые Кант называл основой теоретического естествознания. Кант выделял 12 основополагающих категорий, с помощью которых человек может познавать мир. На третьем этапе подключается разум, способный к умазаключениям, включая и самые высшие, которые он называл идеями – это основы метафизики (философии). Он выделял 3 группы таких идей: идеи души (совокупность психических процессов); идея мира (умение открывать законы) и идея бога как причины всех явлений, причина всех причин. В результате познания как процесса трудного и противоречивого человек наталкивается на некие препятствия, который Кант определяет как антиномии, т. е. такие тезисы, которые могут быть одинаково истинны и ложны, которые можно доказать. Антиномии канта: всё в мире состоит из простого – в мире нет ничего простого (всё сложное). В мире существует свобода – никакой свободы в мире нет; В мире есть бог как первооснова – в мире никакого бога нет. Кант раскрывает проблемы этики. Отвечая на вопрос, что человек должен делать, Кант приходит к выводу, что в отношениях между людьми следует придерживаться всеобщего нравственного закона, определяемого им как категорический императив. Данный закон, по Канту, реализуется в следующих простых правилах: 1) поступать в жизни всегда так, чтобы правила твоего личного поведения могло стать основой всеобщего законодательства. 2) поступай в жизни всегда так, чтобы человечество и в твоём лице (лице каждого конкретно взятого человека) и в лице всякого другого рассматривалось не как средство (для решения каких-то проблем), а как цель. Эти правила должны реализовываться в рамках всего человечества.
Вопрос 3 Философия Гегеля (1770-1831 гг.) Его творчество считается вершиной немецкой классической философии. Черты философии Гегеля: 1) Всеобъятность учений; 2) Гносеологический оптимизм (убеждение о том, что человек способен познать окружающий мир; 3) Панлогизм (Пан – «всё», т. е. всё мироздание подчинено законам логики, содержащейся в «абсолютной идее» - одной из центральных категорий его философии). Абсолютная идея (абсолютный дух, мировой разум) – духовное первоначало, равноценное богу. Эта абсолютная идея активна, всезнающая и всесильная. Она, якобы, содержит в себе программу (сценарий) развития всего мироздания, запускаемую абсолютной идеей, и управляет её осуществелением. Сам Гегель суть панлогизма выражал следующим тезисом: всё действительное разумно, всё разумное действительно. Весь мировой процесс, по Гегелю – процесс развития абсолютной идеи (её история). В своём развитии абсолютная идея проходит в 3 этапа: 1) логический (абсолютная идея существует сама по себе в сфере чистой логики, т. е. вне пространства и времени, когда нет ни природы, ни общества, ни человека. Из этого формируется чистые понятия; 2) Природный этап – абсолютная идея порождает природу, которая вызывает инобытие абсолютных идей или царство окаменевших понятий. 3) Духовный этап развития абсолютной идеи, когда она возвращается к своему абсолютному состоянию, но в форме общественного сознания. Главными средствами познания абсолютной идеи он считал религию, искусство и философию, а также право, мораль. Философская система Гегеля представляет собой образец объективного идеализма, страдает оптимизацией духовного факта, в этом смысле ненаучна, но на основе объективного идеализма Гегель очень детально разработал диалектику (и как теорию, и как, прежде всего, метод). В этой связи в Гегелевской философии существуют следующие противоречия: во-первых, его диалектический метод требует рассматривать весь окружающий мир в вечном движении и развитии, то его система объективного идеализма отрицает всеобщность развития. Во-вторых, гегелевская диалектика утверждает, что процесс познания бесконечен, его консервативная система объявляется законченным и абсолютным знанием. Лекции) Вопрос 4 Людовик Фейербах (1804-1872) – завершает эта п немецкой классической философии. Основные труды: «Сущность христианства», «Лекции о христианстве». Его философия стала первым вариантом глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были: а) полный разрыв с религией (атеизм); б) попытка объяснить бога и религию в целом с материалистических позиций исходя из человеческой природы; в) природа, по убеждению Фейербаха, никем не создана и подчинена естественным (объективным) законам; г) человек, по Фейербаху, существо природное, это высшая ступень в его развитии; д) Гносеологический оптимизм (можно ли познать этот мир?) Чувства человека и его способность мыслить – тоже естественные явления, поэтому сущность человека, его природу сводил к природным явлениям, игнорирующие при этом его отношения с другими людьми, т. е. человека, он трактовал абстрактно как существо внеисторическое. В этом и состоит один из главных недостатков его материализма, которые называют антропологическим материализмом. Антропологический материализм его страдал метафизичностью, т. е. недиалектическим подходом к природе и человеку. Это связано с тем, что Фейербах так и не смог преодолеть созерцательного характера материализма Нового времени и не смог также осознать роль практики в познании и преобразовании мира. В теории познания Фейербах был сенсуалистом, т. е. главную роль в познании он отводил чувствам и даже свою философию называл чувственной, решительно выступал против агностицизма. Большое место в его философии было отведено критике своего учителя. В этой связи Фейербах не признавал наличие абсолютной идеи как первопричины мира. Вместе с тем, отвергая философскую систему Гегеля, Фейербах отверг и его диалектику.
Философия Фейербаха носила ярко выраженный атеистический характер, источником религии он считал природную сущность человека. И религию, как и самого человека, он трактовал как некой внесоциальное, внеисторическое явление, раскрывал в основном её психологические корни, игнорируя социальные. В частности, он утверждал, что бог рождается исключительно в человеческих страданиях. Бог, по Фейербаху, есть то, чем человек хочет быть (идеал). В конечном счёте, критикуя религию, приходит к выводу, что без религии человек жить не может, но ему нужна новая религия – религия без бога, он считает «Религию любви», главный принцип которой – человек человеку бог. В понимании общественной жизни Фейербах оставался идеалистом, поскольку так и не пришёл к пониманию того, что сознание людей определяется не только их положением в окружающей природе, но и, главным образом, условиями жизни, «общественным бытием». Главной и определяющей силой развития общества, неким «чудотворцем», способным создать идеальные общественные отношения, он считал любовь – в этом он проявил себя как гуманист. Тема Философия Марксизма.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.007 с.) |