Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3 философия нового времениСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Общая характеристика философии Нового времени; Новое время – становление нового общественного строя (капитализма, буржуазного строя). Философия данного периода подразделяется на 3 крупных этапа: 1) становления новой философии ранних буржуазных революций – I половина XVII века; 2) эпоха Просвещения 2 пол. XVII-XVIII. 3) Немецкая классическая философия (к. XVIII- к. XIX в. В старое время (в эпоху средневековья) господствовали феодальные порядки, духовной опорой которой было религиозное мировоззрение. Философия в это время выступала как«служанка богословия». Переходным периодом от средневековья к новому времени стала Эпоха Возрождения. Для неё характерно возрождение многих идей античности (в частности, идеалы гармоничности человека, его автономности и самодостаточности, уникальности, Одной из главных черт эпохи Возрождения стал принцип антропоцентризма. В философии этого периода человек стал трактоваться как существо, получившее от бога свободу воли и способное распоряжаться своей судьбой, т. е. творить и самого себя как личности и преобразовывать окружающий мир. Отсюда вторая важнейшая черта философии эпохи Возрождения – возрождение интереса к изучению природы, но природа трактовалась пантеистически (как разумное существо, как одушевлённое целое, в которой бог сливается с природой, растворяется в ней. Вместе с тем, природа, согласно таким взглядам, подчиняется действию законов, которые люди могут познать (гноссеологический оптимизм). Таким образом. Эпоха возрождения способствовала раскрепощению философской мысли, освобождение её от жёстких рамок религиозного мировоззрения. В философии и обществе в целом начался процесс секуляризации (освобождение от религии). Исходя из этого, можно выделить основные факторы философии Нового времени: 1) Утверждение капиталистического способа производства и в целом капиталистических отношений. 2) Появление и развитие новой социальной структуры, соответствующей новому экономическому базису. 3) Прошедшая в Европе научная революция, результатом которой стало становление классических наук. . Пантеизм – такая система взглядов, в которой богу отводится роль творца (архитектора), а далее, якобы, природа развивается по естественным законам. 4) Развернулась секуляризация общественной и частной жизни 5) Пантеистичесие тенденции в философии позднего средневековья и в эпоху Возрождения 6)Гуманизм и антропоцентризм в эпоху Возрождения На основании этого, можно утверждать, что философия приобрела следующие черты: отказ быть служанкой богословия и вновь, как и в античности, стала самостоятельной наукой и выступила полноправной союзницей других наук (естественных). Главной задачей философии нового времени стало осмысление достижений естественных наук и выработка на этой основе всеобщего научного метода, позволяющего получать достоверные знания как условие обретения человеком власти над природой. Решением этой задачи философией Нового времени сложились 2 основных направления: эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс и Дж. Локк), суть которого в том, что в научном познании главным являются опыты (эксперименты); рационализм, его приверженцы (Бенедикт Спиноза, Г. Лейбниц). Сторонники эмпиризма индукции, а рационализма – дедукции. В философских учениях нового времени преобладали материалистические взглады, но далеко ещё не последовательные, научно не обоснованные. В частности, широкое распространение получили такие мировоззренческие системы, как пантеизм и деизм. Я сторонник наебизма и спиздизма. Материализму Нового времени были присущи следующие характерные черты: 1) Метафизичность (т. е. мир воспринимался не как находящиеся в постоянном развитии, игнорировались принципы диалектики. 2) Механистичность (заключающаяся в том, что окружающий мир, присущие ему всевозможные процессы описывались, объяснялись, трактовались на выводах о классической механике. 3) В объяснении общественных явлений философы-материалисты того времени оставались на идеалистических позициях. 4) в противовес распространению материализма активировались представители идеалистической философии и, прежде всего, представители субъективного идеализма. 5) философия нового времени внесла существенный вклад в рационализацию общественно-государственной жизни. В частности, в этот период были разработаны классические социальные теории, такие как теория естественного права, теория общественного договора, теория разделения властей, теория юридического социализма, теория либерализма и ряд других. 2. Эмпирическая философия Нового времени на примере Френсиса Бэкона (1561-1626); Главной задачей он считал овладение законами природы, использование их на благо человека. Отсюда его главный девиз: «знание – сила», но для этого надо разработать систему опытов: плодоносные (ими занимаются естественные науки) и светоносные. При проведении опытов надо применять прогрессивный метод, к которому он относит индукцию. Суть этого метода в том, что достоверные знания приобрести в ходе движения от частного к общему. Ф. Бэкон считал, что метод индукции может дать истинные знания только тогда, когда сознание учёного будет освобождено от помех (он называл их призраками, идолами). В частности, он выделял следующие основные идолы, мешающие познанию: идолы рода (ложные представления, обусловленные общей для всех людей природой и несовершенством человеческого разума), идолы пещеры (искажения, неточности, источником которых становятся особенности психики (т. е. субъективизм восприятия), призраки рынка (заблуждения, возникающие в процессе общения людей, когда они вольно или невольно используют их в речи); идолы театра – порождение слепой верой в авторитеты, а также приверженностью людей к традициям, общественным мнениям). Освободиться от тих идолов, по мнению Бэкона, помогает философия. Его последователями стали Т. Гоббс и Дж. Локк. 3. Рационалистическая философия (Декарт, 1596-1650 гг.). Для описания своей философии он использовал 2 образа: 1) называл философию «универсальной математикой», являющейся идеалом достоверности, строгости и точности знания.2) Сравнивал систему наук с деревом, роль корневой системы – философия. Далее идут прикладные науки, среди которых он называл медицину, механику и этику. Главная заслуга Декарта – разработка универсального метода познания, который он называл методом диаметрической дедукции. Суть этого метода, предполагающего движение от общего к частному, он сводил к следующим правилам: правило очевидности или здорового скепсиса. 1 ПРАВИЛО – правило очевидности. 2 правило – анализа, т. е. каждую проблему разделять на частные задачи. 3) правило синтеза; 4) систематезации. Реализации этого метода способствует интуиция (ясный, внимательный ум). Данный метод пытался применить к исследованию общества (рационализация). В частности, к основным правилам рационализации общества он относил: 1) правила повиновения законам и обычаям своей страны (каждый человек должен следовать именно этому правилу); 2) правило, согласно которому необходимо проявлять твёрдость, решимость и упорство в отстаивании избранных позиций; 3) побеждать скорее себя самого, нежели судьбу, менять скорее свои желания, чем установленный порядок; 4) необходимо употреблять всю своё жизнь на культивировании разума. Философское кредо Декарта: Мыслю, следовательно, существую. Дополнительные вопросы: краткая характеристика философии средних веков; краткая характеристика философии эпохи ренессанса; 3) философия представителей эмпиризма Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк (теория разделения властей); 4) Философия представителей рационализма Бенедикт (Барух) Спиноза, Г. Лейбниц) 21.09.2011
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.1 (0.01 с.) |