Существует три уровня разработки и реализации промышленной политики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Существует три уровня разработки и реализации промышленной политики.



На макроуровне определяются общенациональные цели промышленного развития, формируются федеральная нормативная база и федеральные целевые программы промышленной политики, разрабатывается стратегия их ресурсного обеспечения, организуется взаимодействие промышленного бизнеса и государства при формировании и реализации промышленной политики, уточняются разделение компетенций с регионами и внешнеполитические аспекты промышленной политики.

На мезоуровне регулируется формирование и функционирование вертикальных и горизонтальных (в том числе транснациональных) производственно-технологических комплексов, сопряженных по выпуску конечной продукции, и территориально-промышленных комплексов.

На микроуровне осуществляется создание благоприятных и целенаправленно мотивирующих условий деятельности предприятий как самостоятельных рыночных субъектов (включая правила разрешения хозяйственных споров, процедуры поглощений, санации и т.п.).

Таким образом, промышленная политика реализуется как методами макроэкономического регулирования (создание правил и условий, мотиваций поведения участников рынка, бюджетное перераспределение ресурсов), так и административными методами. В состав ее инструментов входят также формирование общественного мнения и ценностных шкал, организация диалога рыночных субъектов и государственной власти, согласование интересов на территории (горизонтальное) и межуровневое (вертикаль власти).
15. Особенности инновационной политики в РФ
Государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Представляется в разрабатываемых правительством Российской Федерации концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Государственная инновационная политика РФ формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:

· признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экономической безопасности;

· обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;

· концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;

· создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;

· создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;

· активизация международного сотрудничества РФ в инновационной сфере;

· укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.

Формирование и осуществление государственной инновационной политики Российской Федерации обеспечивают органы государственной исполнительной власти Российской Федерации, назначаемые Правительством Российской Федерации. Инновационная политика субъектов Российской Федерации формируется и реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом государственной инновационной политики Российской Федерации и интересов регионов. К разработке и реализации государственной инновационной политики могут привлекаться общественные объединения, действующие в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.


17. Инвестиционная политика РФ.
Инвестиционная политика государства — составная часть финансовой политики, которая выражает отношение государства к финансированию инвестиционной деятельности. Она, во-первых, определяет цели и направления инвестиций, во-вторых, формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Основными целями инвестиционной политики государства являются мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности, преодоление спада инвестиционной активности, повышение эффективности капитальных вложений.

Инвестиционная политика охватывает как финансирование государственных инвестиций, так и создание благоприятного инвестиционного климата для частных инвесторов и предприятий, осуществляющих капитальное строительство за счет собственных средств.

Основные направления инвестиционной политики состоят в следующем:

 

1.
Определение приоритетов в финансировании инвестиционной деятельности. Сейчас приоритеты отдаются финансированию государственных целевых программ.


2. Приоритеты отдаются инвестициям на расширение и техническое перевооружение действующих предприятий. Иными словами, центр тяжести переносится с нового строительства на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий.

3. Предоставление субсидий из бюджета жизненно важным отраслям народного хозяйства на осуществление инвестиционной деятельности.

4. Расширение прав предприятий-инвесторов в инвестировании средств, отчисляемых из прибыли предприятий и амортизационных отчислений.

5. Сокращение государственного бюджетного финансирования инвестиций и соответственно увеличение сферы негосударственного инвестирования. Правительство РФ намечает достичь стабильного финансирования инвестиций по схеме: 1 рубль государственных инвестиций на 4 рубля частных и предприятий-инвесторов.

Проблема инвестиций в России является одной из самых важных и сложных проблем. Разумная стратегия капиталовложений может облегчить структурную перестройку экономики, уменьшить масштабы безработици, сохранить наукоёмкие производства и ускорить интеграцию России в сообщество развитых стран. Инвестиции непосредственно связаны с увеличением ВНП, а, следовательно, и экономическим ростом страны: достаток завтрашнего дня создаётся сегодняшними инвестициями (долгосрочные вложения капитала в экономику с целью получения дохода).

16. Структура российской экономики и структурная политика РФ на современном этапе
Под структурной политикой понимается деятельность государства и его подразделений (ветвей власти, властных органов), связанная с формированием и поддержанием наиболее эффективных меж- и внутриотраслевых пропорций национальной экономики. Высшей целью структурной политики является обеспечение сбалансированности экономики, поддержание такой пропорциональности различных структур национального хозяйства, при которой достигается наиболее динамичное, устойчивое (равновесное), бескризисное развитие народного хозяйства при органичном его участии в мировой экономике. Кроме того, структурная политика стремится к стимулированию научно-технического прогресса, повышению конкурентоспособности национальной экономики, решению ряда социальных проблем, ускорению экономического роста. Объективными критериями сбалансированности народного хозяйства и эффективности структурной политики является рост среднедушевых показателей валового внутреннего продукта и национального дохода.

Структурная политика в большей степени влияет на долгосрочную динамику экономики и связана с воздействием на совокупное предложение, (совокупное предложение - уровень наличного реального объема производства в стране при каждом возможном уровне цен).

Объем задач российской экономики в области структурной политики очень велик. Это обусловлено несколькими обстоятельствами.

Во-первых, решающее влияние на экономику оказывает переход от централизованной экономической системы к рыночной. Каждая из этих систем требует своей структуры экономики (хотя имеются и общие производственно-технические основы).

Второе условие связано с распадом прежнего экономического комплекса СССР, который привел к нарушению множества хозяйственных связей между отраслями, видами производства, к прекращению сложившегося межотраслевого разделения труда. Из-за этого Россия вынуждена срочно создавать некоторые из них заново или импортировать необходимую продукцию из других стран.

Кроме того, крайне отрицательно на всю макроэкономику нашей страны повлияли кризис 90-х гг, который включал в себя разрыв производственных связей и единого хозяйственного комплекса в странах СССР, ошибки в приватизации и аграрных преобразованиях, оставшуюся России в наследство устаревшую морально и изношенную физически материально-технической базу, непомерные налоги, резкое повышение цен, дефицит товаров первой необходимости. Поэтому, как уже было сказано во введении, для России необходимо грамотное проведение структурной политики.

Поскольку рыночные основы в экономике России созданы (проведено разгосударствление крупных предприятий, поддерживается, хотя и недостаточно, малый и средний бизнес, создана налоговая база, принимаются антимонопольные меры), определенные шаги в области структурной политики уже можно предпринимать.

Предмет, цели и объекты ГРЭ

ГРЭ — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов

Цель государства в современной рыночной экономике не столько корректировать рыночный механизм, сколько создавать условия для его эффективного функционирования

Цели

Цель №1.

Экономический рост, т.е. обеспечение производства товаров и услуг большего количества и лучшего качества, а также в более короткий срок и с наименьшими затратами

Цель №2. Полная занятость. Это означает обеспечение работой всех, кто желает и хочет её получить.

Цель №3. Стабильный уровень цен, т.е. недопущение ситуации значительного повышения или снижения общего уровня цен

Цель №4. Справедливое распределение доходов - ни одна группа людей не должна пребывать за чертой бедности на фоне роскоши некоторых лиц и семей

Субъекты ГРЭ – это органы управления экономикой – наднациональные (международные), национальные (центральные или федеральные), региональные, муниципальные (местные).

объекты ГРЭ — это:

— экономический цикл;

— секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

— условия накопления капитала;

— занятость;

— денежное обращение;

— платежный баланс;

— цены;

2.

Взгляды различных экономических школ на вопрос ГРЭ

1) Школа меркантилистов (17 век)

представитель этой школы — А. Монкретьен. Меркантилисты считали основным источником богатства деньги, точнее говоря — торговлю, а поэтому накопление денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти, поддержки ремесленников и протекционизма торговли на внешнем рынке.

2) Школа физиократов (сер. 18 века)

Основатель Фр. Кенэ. Физиократы считали, что внимание правительства должно быть обращено не на развитие торговли и накопление денег, а на земледелие, где, по их мнению, создается богатство общества. В практических выводах физиократы добивались осуществления государством экономической политики, направленной на развитие крупного земледелия

3) Классическая школа (18 век)

представители этого направления У.Петти, А.Смит, Д.Рикардо. основные идеи классической школы обосновал А.Смит. Согласно его трактовке рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит "невидимая рука" — личный интерес, основанный на частной собственности и связанный со стремлением к получению прибыли. Личный интерес выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из центральных идей учения А.Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством.

4) Кейнсианство (2 половина 20 в.) Экономическую политику, отражающую идеи Дж. М. Кейнса, проводило большинство стран после второй мировой войны. Считается, что именно она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран. Кейнсианцы считали, что экономическая политика государства может способствовать росту ВНП и повышению занятости. Так, рост государственных расходов будет способствовать увеличению ВНП и тем самым повышению занятости. Государство должно стимулировать рост инвестиций с помощью увеличения денежного обращения и снижения нормы процента. К инструментам регулирования инвестиций Кейнс относил: повышение государственных капиталовложений и их эффективности, расширение государственных расходов и закупок товаров. В итоге расширится производство, будут привлечены дополнительные работники, возрастет занятость. Рассматривая экономические инструменты регулирования совокупного спроса — денежно-кредитный и бюджетный, предпочтение отдавалось бюджетному.

5) Монетаризм (вторая половина 70-х — начало 80-х гг.)

Сторонники монетаристского направления акцентируют внимание на "стабильном спросе на деньги", т.е. на постоянстве темпов роста денежной массы.

Суть монетаризма можно свести к двум основополагающим тезисам:

1. Деньги играют основную роль в макроэкономике.

2. ЦБ может воздействовать на денежное предложение, т.е. на количество обращающихся денег (рост не более 3—5% в год).

1.

Денежно-кредитная политика: сущность и инструменты

Денежно-кредитная политика — это политика правительства и центрального банка, направленная на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита.

Основной субъект денежно-кредитной политики – Центральный банк.

Инструменты денежно-кредитной политики:

1) Установление нормы обязательного банковского резерва

Норма обязательных резервов — норматив, устанавливаемый цен­тральным банком для коммерческих банков, показывающий, какой про­цент привлеченных денежных средств (то есть средств, поступивших на счета банковской системы) коммерческие банки обязаны резервировать на специальном счете в центральном банке. Формируемые таким обра­зом обязательные резервы банковской системы являются своего рода гарантией для вкладчиков.

2) Регулирование учетной ставки (ставки рефинансирования)

Ставка рефинансирования — проценты в годовом исчислении которые платят коммерческие банки, за кредиты предоставленные, центральным банком. В зарубежной практике часто используется термин «Учётная ставка». На 14 сентября 2012 8,25%

3) Проведение операций на открытом рынке Операции на открытом рынке — покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг. При продаже центральным банком государственных ценных бумаг сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, возможности для кредитования и создания новых денег. Денежное предложение сокращается, а процентная ставка (цена заемных денежных средств) повышается. При покупке центральным банком государственных ценных бумаг идет обратный процесс.

В настоящее время основным инструментом регулирования денежного предложения в развитых странах являются операции на открытом рынке. Так, операции с ценными бумагами представляют собой основу регулирующей деятельности Федеральной резервной системы США. На эти сделки приходится примерно 4/3 годового оборота ФРС.

4) Проведение валютных интервенций

Валютные интервенции — покупка-продажа иностранной валюты на внутреннем рынке для увеличения или стерилизации денежной массы.

Интервенции воздействуют на курс рубля по отношению к доллару и евро. Продажа долларов Центральным банком приведет к повышению курса рубля, покупка - к его понижению.

Виды денежно-кредитной политики государства

Виды монетарных политик Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.

Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются: 1) снижение нормы резервных требований 2) снижение учетной ставки процента 3) покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией. Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся: 1)повышение нормы резервных требований 2) повышение учетной ставки процента

3) продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

2. Фискальная политика государства: сущность и виды

Фискальная политика —это один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе.

Основные инструменты фискальной политики: доходы и расходы государственного бюджета, т.е.: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг

Виды фискальной политики Стимулирующая политика Проводится если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса. Правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты.

Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос Сдерживающая политика Проводится в случае краткосрочного «перегрева экономики». Правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению совокупного спроса. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать ее высоких темпов в случае экономического бума.

Бюджетная политика как составляющая фискальной политики государства

Под бюджетной политикой понимаются целенаправленные действия правительства, связанные с формированием и использованием государственного бюджета, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Принципы бюджетной политики

• реалистичности, т.е. исключения ошибок в прогнозировании социально-экономического развития;

• ответственности государства за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;

• жесткости бюджетов, превращения их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики;

• увеличения доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализации частнопредпринимательской инициативы;

• усиления результативности бюджетной политики в достижении определенных параметров в экономике.

Резервный фонд РФ Сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России. формируется за счет:

1) нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

2) доходов от управления средствами Резервного фонда.

После наполнения Резервного фонда до указанного размера (10% от ВВП) нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния России

Фонд национального благосостояния РФ

представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ

1.

Налоговая политика как составляющая фискальной политики государства

Налоговая политика совокупность финансовых, экономических и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества путем перераспределения финансовых ресурсов.

Формы налоговой политики

1 Политика максимальных налогов – чрезмерный налоговый гнет хозяйствующих субъектов. Нет возможности платить налоги и расширять бизнес, происходит массовое уклонение от уплаты налогов

2. Политика экономического развития – учитывает фискальные интересы налогоплательщиков, но сокращает расходы на социальные программы. Цель – увеличение инвестиционной активности за счет благоприятного налогового климата

3. Политика разумных налогов – среднее между 1 и 2 формами, высокие налоги и высокая социальная защита (Швеция, Норвегия, Скандинавия)

Принципы налоговой политики

1 Разумное соотношение прямых и косвенных налогов

2. Применение пропорциональных ставок

3. Обеспечение непрерывности налогообложения

4. Широкое применение налоговых льгот

5. Использование системы налоговых вычетов и их целевая направленность

1.

Социальная политика: сущность и инструменты

Социальная политика — система мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующая либо идеологическим установкам государства, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Инструменты социальной политики

1) Установление МРОТ (минимальный размер оплаты труда)

С 1 июня 2011 года МРОТ увеличен на 6,5 % и составляет 4611 рублей. Исходя из этой суммы считаются пособия по временной нетрудоспособности

2) Определение потребительской корзины Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности

3) Установление прожиточного минимума прожиточный минимума, представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.

4) Установление системы трансфертов (пенсии, пособия, стипендии)

1.

Основные направления социальной политики

Политика в области здравоохранения Политика в области социальной защиты Демографическая политика Политика в области трудовых отношений

2.

Антимонопольная политика государства

Антимонопольная политика государства, направленна на ограничение, регулирование монополий, слияний, поглощений, ценового диктата, противоконкурентных действий

Среди основных методов антимонопольной политики государства выделяют: прямой метод включает меры, устраняющие, ограничивающие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке; косвенный метод использует финансово-кредитные меры предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.

3.

Государственное регулирование монополии

Монополизация производства влечет за собой существенные общественные потери: по сравнению с конкурентным рынком, монополия устанавливает обычно более высокие цены при ограниченном объеме производства; монополия способна извлекать сверхприбыли, присваивая при этом значительную часть потребительского излишка; монополия препятствует эффективному распределению ресурсов в том смысле, что монополистические фирмы необязательно производят по минимальным средним издержкам, как при совершенной конкуренции; монополия препятствует рыночной конкуренции путем установления фиксированных цен, возведения искусственных барьеров для входа на рынок, заключения контрактов на жестких условиях, вытеснения конкурентов из бизнеса посредством хищнической практики.

Основной метод регулирования возникающих и существующих монополий в российской практике - это установление лимита цен, хотя, согласно законодательству, возможно применение такого метода, как демонополизация (разделение или выделение предприятий и объединений). Отношения к слияниям и поглощениям в российском антимонопольном законодательстве базируются на количественном критерии - определенной доли активов и рынка. Совокупная доля рынка после слияния не должна превышать 35%.

Естественная монополия Естественной монополией называется отрасль, в которой совокупный объем спроса может быть эффективно удовлетворен одной крупной фирмой. Технологической причиной естественной монополии является положительный эффект масштаба, при котором средние издержки убывают при росте выпуска, так что производство данного объема возможно с минимальными издержками на одной крупной фирме.

В такой отрасли безубыточное производство возможно только для одной фирмы; несколько фирм могут существовать, но будут нести потери эффективности

Регулирование естественной монополии

1. Предельное ценообразование Установление цены на уровне предельных издержек Если государство избирает данный способ ценообразования, для удержания фирмы в отрасли правительству приходится предоставлять регулируемому монополисту субсидии

2.

Ценовая дискриминация на рынке естественной монополии Разные цены для разных групп потребителей

3. Нелинейное ценообразование Цена меняется в зависимости от объема покупки, так что средние расходы покупателя на единицу товара тоже изменяются

4. Пиковое ценообразование

Применяется в отраслях естественной монополии тогда, когда присутствуют два условия: есть сильные колебания спроса во времени и выпуск нельзя хранить (например, телефонные услуги, транспорт)

5. Контроль качества товара естественной монополии У естественного монополиста нет стимулов улучшать качество, так как дополнительная прибыль от продажи более качественного товара через корректировки цен пойдет государству, а не самой фирме, а ухудшение качества при отсутствии конкуренции на рынке не отразится на положении фирмы.

Контроль качества товара фирмы, например, может быть реализован посредством установления минимальных стандартов качества товара или предоставляемых услуг, либо посредством периодической проверки реальных характеристик поставляемой продукции, либо через учет жалоб потребителей на изготовляемые естественной монополией изделия

Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Сущность государственного регулирования предпринимательства

Государственная поддержка предпринимательства представляет собой создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.

Организационные аспекты поддержки предпринимательства законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов предпринимательства; • обеспечение безопасности и защиты предпринимателей от криминальных действий; • система специализированных институтов, обеспечивающих разработку и реализацию государственной политики по поддержке предпринимательства; • государственные программы, программы социально-экономического развития регионов; • ресурсное (производственные площади, земельные участки, оборудование) и финансовое обеспечение (в том числе бюджетные ассигнования).

Экономические методы регулирования предпринимательства

1) Налоговая политика государства. К сожалению, налоговая политика отличается недостаточной гибкостью, сложностью налогов, чрезмерной жесткостью и централизацией. Особый вред наносит ее конфискационный и фискальный характер: через налоги у предприятий изымается значительная часть прибыли.

2) Выдача лицензий. Лицензирование позволяет обеспечить защиту жизненно важных интересов кадров в сфере производства, обучения, медицинского и бытового обслуживания и др.

В то же время оно крайне забюрократизировано, что может нанести ущерб развитию конструктивного предпринимательства

3) Гарантии государства по займам и кредитам предприятий. Правительство РФ предполагает выдавать гарантии лишь тем, кто не имеет долгов перед бюджетом

2. Инновационная политика государства: сущность, инструменты, проблемы

Антициклическая политика государства: сущность и виды.

Антициклическая политика это совокупность мероприятий, осуществляемых государством в целях сглаживания колебаний экономической активности и направленная на борьбу как с кризисными состояниями экономики, так и с состояниями бума.

Виды антициклической политики

Кризис 1825 г Рассматривается как первый в истории международный финансовый кризис. Борьба за независимость стран Латинской Америки в начале 1820 годов привела к массивному притоку капитала из Великобритании для финансирования разработки золотых и серебряных рудников и государственного долга новых независимых республик.

Это также привело к экспортному буму.

Эти заморские события вкупе с бурным ростом высокотехнологических компаний индустриальной революции и увеличением денежной массы послевоенного периода привели к спекулятивной мании на Лондонской фондовой бирже.

Банк Англии, более всего обеспокоенный собственными золотыми резервами, не предпринял никаких действий по прекращению паники, результатом чего явились массовые банкротства и последующая экономическая рецессия.

1929-1933 годы - время Великой депрессии 24 октября 1929 года (Черный Четверг) на Нью-йоркской фондовой бирже произошло резкое снижение акций. Стоимость ценных бумаг упала на 60-70%, резко снизилась деловая активность, был отменен золотой стандарт для основных мировых валют.

К концу месяца держатели акций лишились свыше 15 млрд. долларов. К концу 1929 года падение курсов ценных бумаг достигло фантастической суммы в 40 млрд. долларов. Закрывались фирмы и заводы, лопались банки, миллионы безработных бродили в поисках работы.

Кризис бушевал до 1933 года, а его последствия ощущались до конца 30-х годов.

Промышленное производство во время этого кризиса сократилось в США на 46%, в Великобритании на 24%, в Германии на 41%, во Франции на 32%. Курсы акций промышленных компаний упали в США на 87%, в Великобритании на 48%, в Германии на 64%, во Франции на 60%.

Колоссальных размеров достигла безработица. По официальным данным, в 1933 году в 32 развитых странах насчитывалось 30 млн. безработных, в том числе в США 14 млн

Государственное регулирование АПК: сущность и методы прямого и косвенного регулирования Государственное регулирование ВПК Государственное регулирование природопользования Внешнеэкономическая политика государства: сущность и методы регулирования

Билет №1. Понятие ГРЭ. Необходимость и задачи ГРЭ.

Гос. Регулирование экономики (ГРЭ) — действия уполномоченных гос органов законодательного, исполнительного и контролируещего характера в целях реагирования на изменение текущей социально-экономической ситуации на уровне макроэкономики и оптимизации всех социально-экономических процессов в стране и регионе.

Государство вынуждено вмешиваться в деятельность, в течение экономических процессов, поскольку рынок сам по себе не способен решать ряд задач социально-экономического характера.

Необходимость государственного вмешательства в функциони­рование рыночной экономики обусловлена следующими моментами:

а) наличие сбоев в механизме функционирования рыночного хо­зяйства;

б) необходимость поиска более эффективных вариантов (поми­мо рыночных) удовлетворения потребностей в общественных благах;

в) необходимость выравнивания внешних эффектов, связанная с неспособностью рыночного хозяйства в определенных ситуациях ре­шать задачи развития экономики и ее составляющих.

Существует сфера деятельности, где вмешательство госудапрства не только целесообразно, но и необходимо. Например, конкурентная рыночная среда, экономические циклы, кризисы на всех уровнях экономики и регулирование уровня жизни социально незащищенных групп населения.

В сфере экономики государство решает следущие задачи:

· экономический рост и развитие экономики в стране

· достижение полной и эффективной занятости

· стабильный уровень цен

· экономическая свобода

· справедливое распределение доходов

· сбалансированность внешнеторговых операций страны.

Билет №2. Этапы изменения роли государства в развитии экономики.

Роли государства: Институт политической власти. С древнейших времен до Средневековья. Предпосылка возникновения данной роли — появление частной собственности и классов. Государство как институт политической власти появилось в период возникновения частной собственности и классов.

Одним из главных признаков формирования государственной орга­низации явилось выделение из общества особого слоя людей, выпол­няющих управленческие функции и наделенных особыми правами и властными полномочиями. Так, постепенно складывалась система го­сударственного принуждения, а регулятором взаимоотношений лю­дей являлись уже не обряды и обычаи, а право Государство как ночной сторож. (15-16вв — сер. 19в.) Роль государства ограничивалась выполнение функций, связанных с обеспечением безопасности граждан, сохранности их имущества и защитой прав собственности и ссозданием необходимой правовй базы для экономических отношений. Институт макроэкономического регулирования. В материальном производстве стали происходить существенные измения. Они были свзяаны с увелечением масштабов производства, технологии производственного процесса и номенклатуры выпускаемых изделий.

В этот момент изменилась роль государства в экономике и государство стало активно вмешиваться в течение экономических процессов; происходит расширение экономических фун­кций государства: усиление концентрации и централи­зации производства, усложнение экономических связей и обострение социальных проблем. Государство начи­нает активно вмешиваться в регулирование экономики.

Постепенное расширение экономических функций государства с конца XIX в. проходит три этапа.

1) от первой мировой войны до Великой депрессии 1929—1933 гг. В этот период государство начинает активно вмешиваться в регулирование эко­номических процессов, пытаясь ограничить монополистические тенден­ции, создавая государственный сектор в экономике.

Однако это вмеша­тельство ограничивается в основном отраслями военного производства. В остальных отраслях господствовали частнокапиталистические методы хозяйствования.

2) от мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. до второй мировой войны. В этот период в исто­рии общества возникает система постоянного и активного участия го­сударства в управлении рыночным хозяйством. Развиваются государ­ственные формы антициклического регулирования экономики, а так­же элементы планирования. Такая политика получила выражение в увеличении государственной собственности, росте объема государствен­ного бюджета, который стал использоваться не только на содержание госаппарата, но и для финансирования государственной и частной де­ятельности. Наряду с бюджетно-налоговой для регулирования макро­экономических пропорций государство активно использует денежно-кредитную политику, направленную на стимулирование капиталовло­жений, решение социальных проблем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.115 с.)