Принципы организации расчетов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы организации расчетов.



1. Расчеты осуществляются по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств.

2. Платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной очередности платежей и пределах остатка средств на счете.

3. Свобода выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения.

4. Принцип срочности и платежа означает осуществление расчетов строго исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, инструкциях Минфина РФ и т. д.

5. Принцип обеспеченности платежа тесно связан с предыдущим и предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств.

Все безналичные расчеты осуществляются на основании платежных документов, имеющих хождение только во внутрибанковском обороте.

Операции по безналичным расчетам отражаются на расчетных, текущих и иных счетах, открываемых банками своим клиентам после предоставления последними соответствующих документов.

При недостатке средств на счете клиента для удовлетворения всех требований списание средств осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание в следующей очередности:

1) по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

2) по исполнительным документам, предусматривающим перечисление денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, выплате авторских вознаграждений;

3) по платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

4) по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

5) по платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов (или наступления сроков платежа).

При представлении в кредитную организацию платежных документов по перечислению средств в правой стороне в специально отведенных графах проставляется очередность платежей в соответствии с очередностью, установленной ГК РФ.

11. Организация налично-денежного оборота.

Налично-денежный оборот, представляющий совокупность платежей за определенный период времени, отражает движение наличных денег как в качестве средства обращения, так и в качестве средства платежа. Сфера использования наличных денег в основном связана с доходами и расходами населения, такими как:

1) расчеты населения с предприятиями розничной торговли и общественного питания;

2) оплата труда предприятиями и организациями, выплата других денежных доходов;

3) внесение денег населением во вклады и получение по вкладам;

4) выплата пенсий, пособий и стипендий, страховых возмещении по договорам страхования;

5) выдача кредитными организациями потребительского кредита;

6) оплата ценных бумаг и выплата по ним дохода;

7) платежи населения за жилищные и коммунальные услуги, при подписке на периодическую печать;

8) уплата населением налогов в бюджет и др.

Налично-денежный оборот между предприятиями незначителен, т. к. основная часть расчетов совершается безналичным путем.

В настоящее время юридические лица вправе рассчитываться между собой наличными деньгами, если суммы по одному платежу не превышают 10 000 руб., а с предприятиями потребительской кооперации – если суммы не выше 15 тыс. руб. Платежи между юридическими лицами сверх указанной суммы должны осуществляться в безналичном порядке.

Предприятия хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счет этих предприятий. Денежная наличность сдается ими непосредственно в кассы учреждений банков через объединенные кассы при предприятиях. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы.

Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков. Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, сдаются администрациями и сборщиками этих платежей непосредственно в учреждения банков или путем перевода через предприятия Госкомсвязи России.

Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями предприятий. Для установления лимита предприятие представляет банку расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу.

При наличии нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из них с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе.

Этот лимит может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и т. д.), а также в соответствии с договором с учреждениями банков.

Предприятия должны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе. Они могут хранить в кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи заработной платы, выплат социального характера и стипендии не более 3 рабочих дней.

По согласованию с банками предприятия могут расходовать поступающую в кассу денежную выручку на цели, предусмотренные правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации.

12. Формы безналичных расчетов.

Безналичные расчеты за товары и услуги, а также в связи с финансовыми обязательствами осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов.

Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот.

Документооборот – это система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств, куда входят:

1) выписка грузоотправителем счета-фактуры и передача его другим участникам расчетов;

2) содержание расчетного документа и его реквизиты;

3) сроки составления расчетного документа и порядок предъявления его в банк, а также другим участникам расчетов;

4) движение расчетного документа между учреждениями банков;

5) порядок и сроки оплаты расчетного документа, перевода и получения денежных средств;

6) порядок использования расчетного документа для взаимного контроля участников расчета и осуществления мер экономического воздействия. В соответствии с действующим законодательством в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов:

1) платежных поручений;

2) чеков;

3) аккредитивов;

4) расчетов по инкассо.

Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются ими самими в хозяйственных договорах (соглашениях). Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем платежа рассматриваются обеими сторонами без участия банковских учреждений. Спорные вопросы решаются в суде, третейском суде и арбитраже.

Претензии к банку, связанные с выполнением расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в письменной форме в обслуживающий их банк. Сами банки ведут переписку по этим претензиям между собой и с участием РКЦ. Банковские учреждения обязаны осуществить перечисление средств клиента и зачисление средств на его счет не позже следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа, если иное не установлено федеральным законом, договором или платежным документом. В случае несвоевременного или неправильного зачисления на счет или списания со счета клиента денежных средств банки выплачивают проценты на сумму этих средств по ставке рефинансирования Банка России. Расчетные документы, используемые при расчетах, принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандартизированным требованиям и должны содержать следующие данные:

1) наименование расчетного документа;

2) номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки;

3) наименование плательщика, номер его счета в банке,

4) номер банка плательщика;

5) наименование получателя средств, номер его счета в банке, наименование и номер банка получателя средств;

6) назначение платежа (в чеке не указывается);

7) сумма платежа (цифрами и прописью). Первый экземпляр расчетного документа должен.

Быть обязательно подписан должностными лицами, имеющими право распоряжаться счетом в банке, и иметь оттиск печати. Списание средств со счета плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа. Расчетные документы (кроме чеков) выписываются, как правило, с использованием технических средств в один прием под копирку. Чеки выписываются от руки чернилами или шариковыми ручками. Расчетные документы принимаются банком к исполнению в течение операционного дня банка. В соответствии со сложившейся практикой в большинстве банков операционный день устанавливается до 13 ч. Документы, принятые банком от клиентов в операционное время, проводятся им по балансу в этот же день.

13. Расчеты платежными поручениями.

Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета в банке о перечислении определенной денежной суммы с его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другого предприятия – получателя средств в том же или другом одногороднем или иногороднем учреждении банка. С его помощью совершаются расчеты в хозяйстве как по товарным, так и по нетоварным операциям.

В расчетах за товары и услуги платежные поручения используются в следующих случаях:

1) для расчетов за полученные товары и оказанные услуги (т. е. путем прямого акцепта товара) при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного документа, подтверждающего получение товаров или услуг плательщиком;

2) для платежей в порядке предварительной оплаты и услуг (при условии ссылки в поручении на номер договора, соглашения, контракта, в которых предусмотрена предварительная оплата);

3) для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям;

4) расчет за товары и услуги по решениям суда и арбитража;

5) для арендной платы за помещения;

6) для платежей транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание и др.

В расчетах по нетоварным операциям платежные поручения используются в следующих случаях:

1) для платежей в бюджет;

2) для погашения банковских ссуд и процентов по ссудам;

3) для перечисления средств органам государственного и социального страхования;

4) для взносов средств в уставные фонды при учреждении АО, ООО и т. п.;

5) для приобретения акций, облигаций, депозитных сертификатов, банковских векселей;

6) для уплаты пени, штрафов, неустоек и т. д.

Платежное поручение выписывается плательщиком на бланке установленной формы, содержащем все необходимые реквизиты для совершения платежа, и представляется в банк, как правило, в четырех экземплярах, каждый из которых имеет определенное назначение.

Первый экземпляр используется в банке плательщика для списания средств со счета плательщика и остается в документах для банка.

Четвертый экземпляр возвращается плательщику со штампом банка в качестве расписки о приеме платежного поручения к исполнению.

Второй и третий экземпляры платежного поручения отсылаются в банк получателя платежа; при этом второй экземпляр служит основанием для зачисления средств на счет получателя и остается в документах для этого банка, а третий экземпляр прилагается к выписке со счета получателя как основание для подтверждения банковской проводки.

Платежное поручение принимается банком к исполнению только при наличии достаточных средств на счете плательщика. Для совершения платежа может использоваться также ссуда банка при наличии права на ее получение. Поручение действительно в течение 10 дней со дня его выписки (день выписки в расчет не принимается). При постоянных и равномерных поставках товаров и оказании услуг покупатели могут рассчитываться с поставщиками платежными поручениями в порядке плановых платежей. В этом случае расчеты осуществляются не по каждой отдельной отгрузке или услуге, а путем периодического перечисления средств со счета покупателя на счет поставщика в конкретные сроки и в определенной сумме на основе плана отпуска товаров и услуг на предстоящий месяц, квартал. Таким путем могут производиться расчеты между торговыми организациями и их поставщиками, производственными предприятиями за уголь, газ, электроэнергию, металл и т. д.

Расчеты плановыми платежами – прогрессивная форма перечисления платежей, т. к. в своей основе имеет встречное движение денег и товаров. Это ведет к ускорению расчетов, снижению взаимной дебиторской, кредиторской задолженностей, упрощает технику расчетов, дает возможность предприятиям и организациям заранее планировать свой платежный оборот.

14. Расчеты аккредитивами.

Аккредитив – это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя против представленных поставщиком соответствующих документов. При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива, обязуется осуществить по указанию клиента одно из следующих действий:

1) произвести платеж третьему лицу;

2) оплатить переводной вексель;

3) акцептовать переводной вексель;

4) учесть вексель против представления получателем документов, определенных условиями аккредитива. Банк, обязанный выставить аккредитив по заявлению.

Клиента, называется банком-эмитентом. В том случае, когда получатель средств обслуживается тем же банком, что и плательщик, банк исполняет выставленный им аккредитив самостоятельно. Если же получатель средств обслуживается другим банком, то банк-эмитент выставляет аккредитив в банке получателя, который производит его исполнение, т. е. является исполняющим банком. Существуют следующие виды аккредитивов:

1) покрытые или непокрытые (гарантированные);

2) отзывные или безотзывные.

Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение исполняющего банка. В случае открытия непокрытого (гарантированного) аккредитива исполняющему банку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.

Отзывным признается аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств. Аккредитив является отзывным, если в нем не указано иное.

Безотзывным считается аккредитив, который не может быть изменен или аннулирован без согласия получателя средств. Разновидностью безотзывного аккредитива является подтвержденный аккредитив. Исполняющий банк подтверждает безотзывный аккредитив по просьбе банка-эмитента, т. е. он принимает на себя наряду с эмитентом обязательства по аккредитиву.

Поручение клиента банку выставить аккредитив оформляется в виде заявления на него. Заявление на открытие аккредитива представляется в количестве обычно в пяти экземплярах.

Первый экземпляр с подписями и оттиском печати покупателя является основанием для списания средств с его расчетного счета и остается в документах дня банка плательщика.

Пятый экземпляр возвращается плательщику в качестве расписки банка совершении операции по его счету.

Второй – четвертый экземпляры заявления через РКЦ направляются в банк доставщика, где:

1) второй экземпляр, снабженный подписью должностных лиц и печатью банка плательщика, используется для депонирования средств на счете;

2) третий экземпляр вручается поставщику и служит основанием для отгрузки товаров;

3) четвертый экземпляр используется в качестве лицевого счета поставщика.

Получив извещение об открытии аккредитива, поставщик отгружает продукцию в адрес покупателя. Для получения средств по аккредитиву он представляет в исполняющий банк товарно-транспортные документы и реестр счетов-фактур на отгруженную продукцию, на основании которых банк проверяет выполнение поставщиком всех условий аккредитива и только после этого производит по нему выплаты. Выплата с аккредитива наличных денег не допускается.

Извещение о произведенном платеже и соответствующие товарно-транспортные документы отсылаются банку-эмитенту для вручения плательщику.

Преимущество аккредитивной формы расчетов – гарантии платежа и возможности получить его в кратчайший срок после отгрузки товаров.

Недостаток расчетов аккредитивами – отвлечение из оборота покупателя средств, т. к. он резервирует их для оплаты счетов поставщика до отгрузки товаров.

15. Расчеты по инкассо.

Гражданский кодекс РФ предусматривает расчеты по инкассо – исполнение инкассового поручения.

Инкассо – это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других предприятий и организаций на основе расчетных, товарных и денежных документов.

При расчетах по инкассо банк обязуется по поручению своего клиента и за его счет получить от должника (плательщика) причитающиеся клиенту денежные средства и (или) акцепт платежа. Эти расчеты осуществляются на основе инкассового поручения получателя платежа. Инкассовое поручение может быть оформлено с помощью различных расчетных документов, а также иным способом (чеком, векселем).

Платежи в порядке инкассо могут осуществляться как с акцептом, так и без акцепта плательщика в случаях, предусмотренных законодательством, или договором между банком и клиентом.

Бесспорное списание средств со счетов предприятий осуществляется государственными налоговыми инспекциями при взыскании недоимок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, сумм штрафов и при иных санкциях, предусмотренных законодательными актами, а также по исполнительным и приравненным к ним документам. При этом взыскатели представляют в банк инкассовое поручение со ссылкой на дату и номер исполнительного или приравненного к нему документа.

В остальных случаях оплата по инкассо может быть произведена только с согласия (акцепта) покупателя. С этой целью поступившие в банк покупателя документы регистрируются в специальном журнале и передаются банком непосредственно плательщику под расписку для акцепта.

Отечественная банковская практика знает такие формы акцепта, как положительный и отрицательный, предварительный и последующий, полный и частичный.

Положительный акцепт – форма акцепта, при которой плательщик обязан по каждому расчетному документу, содержащему требование поставщика на оплату, заявить в письменной форме либо свое согласие на оплату, либо отказ от акцепта.

Отрицательный акцепт – форма акцепта, при которой плательщик письменно уведомляет банк только об отказе от акцепта. Не заявленные в обусловленный срок отказы расцениваются банком как согласие плательщика на оплату (молчаливый акцепт).

Предварительный акцепт означает, что плательщик свое согласие на оплату требования поставщика дает до списания денег с его счета. При этом расчетный документ считается акцептованным, если плательщик не заявил банку отказ в течение 3 рабочих дней. При этом день поступления расчетного документа в банк в расчет не принимается. Оплата производится на следующий день по истечении срока акцепта.

Последующий акцепт предусматривает немедленную оплату расчетных документов по мере их поступления в банк в течение операционного дня банка. При этом за плательщиком сохраняется право заявления последующего отказа от акцепта в течение 3 рабочих дней.

Банк, получивший от клиента инкассовое поручение, называется банком-эмитентом. Если этот банк осуществляет расчетно-кассовое обслуживание плательщика и получателя средств, он одновременно является исполняющим банком. Банк-эмитент, получивший поручение клиента, вправе привлекать для его выполнения иной банк (исполняющий банк), направив ему при этом соответствующие документы.

Средства, списанные исполняющим банком со счета плательщика (инкассированные суммы), должны быть немедленно переданы в распоряжение банка-эмитента, который обязан зачислить их на счет клиента. В том случае, если платеж и (или) акцепт не были получены, исполняющий банк обязан известить банк-эмитент о причинах неплатежа или отказа от акцепта, а банк-эмитент известить об этом клиента, запросив у него указания относительно дальнейших действий.

16. Межбанковские расчеты.

Межбанковские расчеты возникают тогда, когда плательщик и получатель средств обслуживаются разными банками, а также при взаимном кредитовании банков и перемещении наличных денег.

Межбанковские расчеты в России носят характер корреспондентских отношений, суть которых заключается в том, что платежи банков ограничены имеющимися у них денежными средствами.

Расчеты между банками носят взаимный характер и отражаются одновременно на двух счетах. Открытый коммерческим банком корреспондентский счет в Центральном банке или в другом коммерческом банке в балансе этих банков является пассивным (счет лоро). Тот же счет в самом коммерческом банке будет активным (счет ностро). Остатки по счетам лоро и ностро должны быть идентичными, однако взаимные расчеты по этим счетам могут не совпадать во времени, и равенство выявляется в специальном расчете. Сверка должна производиться не реже одного раза в месяц и обязательно на первое число.

Списание средств со счетов лоро производится только на основе распоряжений владельца счета (платежных поручений). Исключение составляют т. н. инкассовые поручения, оплата которых производится в бесспорном порядке.

Существует два варианта организации межбанковских расчетов.

1. Расчеты могут производиться непосредственно между двумя банками (прямые корреспондентские отношения).

2. С расчетом Центрального банка, когда расчеты между банками производятся через их корреспондентские счета, открываемые в Банке России.

В нашей стране межбанковские расчеты ориентируются на второй вариант. Проведение расчетов между банками осуществляют специально создаваемые для этих целей подразделения Банка России – расчетно-кассовые центры (РКЦ). В РКЦ по местонахождению правлений коммерческих банков открываются корреспондентские счета банков.

Через корреспондентские счета банки осуществляют весь круг операций, связанных с обслуживанием своих клиентов, а также операции самого банка как хозяйствующего субъекта. Для учреждения банка корреспондентский счет является своего рода расчетным счетом.

Главный принцип осуществления платежей по корреспондентским счетам коммерческих банков – это осуществление их строго в пределах остатка средств на этих счетах. При недостаточности средств на счете банки могут получить от Банка России кредит, который является однодневным и предоставляется только отдельным банкам.

Централизованный порядок организации межбанковских расчетов имеет один очень серьезный недостаток – относительно низкую скорость совершения расчетных операций. В последнее время ЦБ РФ несколько усовершенствовал эти расчеты, и они стали проводиться четче и быстрее.

Важное место в системе межбанковских расчетов может и должен занять клиринг. Клиринговые расчеты проводились и проводятся ЦБ РФ между одногородними коммерческими банками.

По решению ЦБ РФ от 10 февраля 1993 г. организацию клиринговых расчетов могут брать на себя специальные (внебанковские) структуры – клиринговые учреждения (клиринговые центры, клиринговые расчетные палаты). Данные учреждения могут проводить клиринговые расчеты не только между местными банками, но включать в сферу свей деятельности и межрегиональные расчеты. Отчасти межрегиональные расчеты свойственны и крупным коммерческим банкам, имеющим разветвленную сеть филиалов и втягивающим в орбиту прямых корреспондентских отношений большое число мелких и средних банков. Однако организация клиринговых центров должна способствовать централизации и унификации межбанковских расчетов. Кроме того, имеется хорошая возможность поставить эти расчеты на совершенный технический и технологический уровень.

В общую систему межбанковских расчетов входят расчеты между филиалами одного банка.

17. Расчеты с использованием чеков.

Чек — письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Различают денежные чеки и расчетные чеки.

Участниками отношений по чеку являются:

1) чекодатель – лицо, выписавшее чек;

2) чекодержатель – любое физическое или юридическое лицо, являющееся законным владельцем выписанного чека;

3) плательщик – банки или иные кредитные организации, получившие лицензию на совершение банковских операций, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.

Согласно новому ГК РФ чек должен содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование «чек», включенное в текст документа;

2) поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;

3) наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;

4) указание валюты платежа;

5) указание даты и места составления чека;

6) подпись лица, выписавшего чек, – чекодателя.

Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека. Чек действителен в течение 10 календарных дней, не считая дня его выписки.

Различают следующие чеки:

1) именные;

2) предъявительские;

3) ордерные.

Именной чек выписывается на определенное лицо и не подлежит передаче. Чек на предъявителя (предъявительский чек) передается от одного лица другому путем простого вручения. Ордерный чек может передаваться посредством передаточной подписи (индоссамента). Индоссамент может быть именным, если в нем указано лицо, которому передается чек, и бланковым, если такое лицо не указано. Передача чека посредством индоссамента может быть совершена любому лицу. Число индоссаментов не ограничено. Платеж по чеку может быть гарантирован полностью или частично посредством аваля, который проставляется на лицевой стороне чека с указанием, кем и на кого он дан. Аваль – это дополнительная гарантия того, что платеж будет осуществлен.

С точки зрения инкассации (получения денег) чеки подразделяются на:

1) денежные;

2) расчетные.

Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например, на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы, закупку и т. д.

Расчетные чеки применяются для безналичных расчетов.

В настоящее время при платежах за товары и оказанные услуги используются чеки, оплачиваемые за счет средств, которые предварительно депонированы клиентом-чекодателем на отдельном банковском счете. Для получения чековой книжки предприятие должно подать в обслуживающий его банк заявление по установленной форме, а также платежное поручение на перечисление средств с его расчетного счета на отдельный счет «Расчетные чеки». Клиент получает в банке чековую книжку, которая представляет собой сброшюрованные в виде книжки расчетные чеки (по 10, 20, 25, 50 листов) с указанием суммы, депонированной банком, в пределах которой он может выписывать чеки. Данную сумму банк-плательщик выдает чекодержателю за счет средств, находящихся на счете чекодателя, или за счет средств, депонированных им на отдельном счете. При временном отсутствии средств на счете чекодателя банк по согласованию с ним может оплатить чек за счет собственных средств.

При последующем документообороте владелец чековой книжки (чекодатель) при приобретении товаров, работ, услуг на основании счета поставщика выписывает расчетный чек и вручает его поставщику. Поставщик (чекодержатель) предъявляет полученный чек при реестре в четырех экземплярах в свой банк на инкассо для взыскания платежа. Банк поставщика пересылает указанный чек в банк плательщика.

РАСЧЕТЫ ВЕКСЕЛЯМИ.

Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары и услуги с отсрочкой платежа на основе специального документа – векселя. Россия придерживается «Единообразного вексельного закона», принятого Женевской конвенцией 7 июля 1930 г. Основными участниками вексельного правоотношения являются:

1) векселедатель;

2) векселедержатель;

3) плательщик.

Векселедатель – лицо, составляющее и выдающее вексель.

Векселедержатель – владелец векселя, имеющий право на получение указанной в нем денежной суммы. В зависимости от того, кто выступает в качестве плательщика по векселю – сам векселедатель или третье лицо – различают два вида векселей.

1. Простой вексель – письменный документ, составленный с учетом всех обязательных для него реквизитов, содержащий простое, ничем не обусловленное обязательство векселедателя уплатить установленную в документе денежную сумму получателю платежа.

2. Переводной вексель (тратта) – письменный документ, по которому кредитор (трассант) поручает своему дебитору (трассату) выплатить обозначенную в векселе сумму в установленный срок определенному лицу (ремитенту).

Обязательными реквизитами переводного и простого векселей являются:

1) наименование документа – «вексель»;

2) указание срока платежа;

3) указание места, где платеж по векселю должен быть произведен;

4) наименование (имя) лица, которому или по распоряжению которого платеж по векселю должен быть произведен;

5) указание даты и места составления векселя;

6) наименование (имя) и подпись векселедателя.

В переводном векселе, кроме того, должен присутствовать реквизит – «наименование плательщика», содержащий полное наименование и адрес местонахождения плательщика.

Вексельное законодательство предусматривает возможность передачи векселя из рук в руки в качестве орудия платежа с помощью передаточной надписи – индоссамента. Платеж по векселю может быть обеспечен посредством аваля – вексельного поручительства, в силу которого лицо (авалист), оформившее аваль на векселе, принимает на себя ответственность за выполнение обязательств кем-либо из лиц, подписавших вексель. Векселедержатель или любое иное лицо, у которого находится переводной вексель, вправе до наступления срока платежа предъявить его для акцепта плательщику.

Акцепт — согласие плательщика, указанного векселедателем в переводном векселе, оплатить вексель в срок на условиях, изложенных в тексте векселя. Акцепт совершается посредством проставления на векселе собственноручной подписи. Защита прав, вытекающих из векселя, требует выполнения обязательной досудебной процедуры – протеста. Протест векселя является публичным актом нотариальной конторы, которая официально фиксирует отказ в акцепте переводного векселя или платеже по нему.

Действующее законодательство устанавливает порядок совершения протеста векселя. После совершения данной процедуры векселедержатель получает право на взыскание суммы платежа по векселю в судебном порядке.

В настоящее время вексель используется как инструмент оформления коммерческого кредита, предоставляемого в товарной форме поставщиком покупателю. Преимущества его заключаются в соединении в нем двух важнейших функций – кредитной и расчетной.

Развитие коммерческого кредита и вексельного обращения помогает решать проблему взаимных неплатежей предприятий и организаций, стабилизировать денежное обращение в стране.

Можно выделить следующие группы векселей, имеющих хождение в Российской Федерации:

1) государственные векселя (Министерства финансов РФ, в частности);

2) векселя местных администраций;

3) векселя, выпускаемые банками;

4) корпоративные векселя.

19. Расчеты с использованием банковских карт.

Они являются перспективными формами безналичных расчетов.

Кредитная карточка – платежно-расчетный документ, выдаваемый банками своим вкладчикам для оплаты приобретаемых ими товаров и услуг. Она представляет собой пластиковую карточку, на которой указаны имя владельца, образец его подписи, шифр и срок действия карточки.

Дебетовая карточка имеет магнитную полосу, на которой закодирован счет владельца карточки в банке. Банк выдает дебетовую карточку только при условии депонирования средств на счете владельца. В 1993 г. начали осуществляться национальные программы пластиковых платежей, и наибольшее распространение получили пластиковые карточки Uniоn-саrd, SТВ-саrd. Однако наибольшее распространение в России пока имеют международные пластиковые карты Visа, Еurоре и Аmеriсаn-Ехрrеss. Сегодня в России, как и во всем мире, наибольшей популярностью пользуются смарт-карты, которые могут не только хранить, но и обрабатывать информацию. Благодаря встроенному микропроцессору она может обмениваться информацией с центральным компьютером, хранить информацию о предыдущих сделках, производить платеж на ограниченную сумму без связи с эмитентом.

Все большее распространение в России получают дисконтные карты, которые предоставляют скидки привилегированным группам покупателей. Практикуется зачисление на пластиковые карты заработной платы и стипендии.

Пластиковые и электронные карточки обладают следующими преимуществами:

1) быстротой совершения операций, в т. ч. и немедленное зачисление средств на счет продавца;

2) сокращенными сроками платы на услуги банку, уменьшением затрат на инкассацию;

3) гарантией платежа и защитой от несанкционированного доступа к счету клиента;

4) возможностью приобретения товара без использования наличных денег;

5) возможностью использования при покупке в интернет-магазинах и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.103 с.)