Пособие №12 «Мы – против экстремизма» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пособие №12 «Мы – против экстремизма»



Метод: исследовательский.

Для каких классов мероприятие: 9-11 – е классы

«Устный журнал» на тему: «Что такое экстремизм?» подготовлен по методическим рекомендациям, данным в пособиях Соколова Я.В.Мы против экстремизм: Пособие для учащихся. –М.;НМЦ «Гражданин», 2016. -48 с.; ил.- (Я –гражданин России).

Пособие №12 «Мы – против экстремизма»

§1 Что такое экстремизм

§2 Кто такие экстремисты

§3 Вред и опасность ксенофобии

§4 Современные вандалы

§5 Религиозный экстремизм

§6 Фанатизм и «фанаты»

Ход мероприятия

Вступление учителя:

Человечество всегда воевало. За последние пять тысяч лет зафиксировано около 15 000 больших и малых войн, в которых погибло несколько миллиардов человек. 74 года назад отгремели бои Великой Отечественной войны. Дожимая фашистов, наши отцы и деды мечтали и свято верили, что после победы на планете не будет больше войн и наступит удивительное время всеобщего братства. Победа была одержана, но всеобщий мир так и не наступил.

Продолжаются локальные войны, военные конфликты, связанные с религиозными, территориальными и национальными спорами. В нашу, казалось бы, мирную жизнь все настойчивей вторгается такое зловещее явление, как терроризм. Терроризм — это тоже война. И от него не застрахован никто. В том числе и мы.

Сообщение ученика:

Некоторое время назад в наш лексикон плотно вошли такие страшные слова, как «терроризм» и «экстремизм». Теперь уже каждый ребенок знает о том, что скрывается за этими понятиями. Из толкового словаря этимология термина «экстремизм» обнаруживает свои корни в латинском языке, переводится как «крайний» (взгляды и меры)

Терроризм «terror» переводится как «ужас» (устрашение смертными казнями, убийствами и всеми ужасами неистовства).

Рост экстремизма серьезная угроза стабильности и общественной безопасности. Международный терроризм – совокупность общественно опасных в международном масштабе деяний, влекущих бессмысленную гибель людей, нарушающих нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющих осуществление международных контактов и встреч, а также транспортных связей между государствами. Попробуем разобраться в причинах возникновения экстремизма и терроризма. Выясним, кто составляет социальную базу экстремизма и терроризма.

Сообщение ученика:

К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:

-это большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями.

-это нарастание социальной напряженности.

-это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что привело к утрате нравственных ценностей.

-это бездуховность отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины).Социальную базу экстремистских групп составляют, люди не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь не способная критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее подверженные этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят не формальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология, внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно творить расправу над неугодными группе лицами, все это привлекает молодежь)

От того, кто выиграет «битву за умы и сердца» подрастающего поколения, во многом зависит будущее страны. Только усилия всего общества могут создать надежный заслон распространению экстремизма.

Учитель:

Терроризм и экстремизм это стихийное действие или за этим кто-то стоит?

Сообщение ученика:

Кого бы мы не взяли – афганских и иранских бойцов «Аль – Каиды», палестинских смертников, выходцев из Сомали, взрывавших себя в лондонском метро, чеченских боевиков, пакистанцев и алжирцев, плетущих террористические сети в Европе, - все они происходят из самых отсталых государств, у которых сегодня нет шансов хоть как-то приблизится к развитым. Но всегда надо помнить, что любой террористический акт или угроза его совершения, чем бы это не пытались оправдать, несут зло, представляют собой преступление. Угроза террористических актов может возникнуть практически везде. «Аль-Каида» - организация исламских фундаменталистов. Осуществляет боевые операции по всему миру.

Создал в 1988г. и возглавляет организацию уроженец Саудовской Аравии Осама Бен Ладан

Цель организации – ниспровержение светских режимов в исламских государствах и установление исламского порядка, Аль - Кайда рассматривает США в качестве главного врага ислама. Им были созданы строительные организации, возводящие дороги и тоннели в интересах исламской оппозиции. Вместе с тем Ладан непосредственно участвует в боевых операциях. Он вербовал по всему миру и обучал добровольцев желающих принять участие в джихаде против СССР. Но к 1988г. интересы Ладана все меньше связываются с Афганистаном и все больше с международной борьбой исламистов. В последующем мажахеды стали появляться в различных террористических организациях Ближнего Востока, приняли участие в войнах на территории Сомали, Боснии, Косово, Чечни, Таджикистане. Аль-Каида рассматривает все происходящие на Ближнем Востоке конфликты как борьбу правоверных мусульман с одной стороны и еретиков и безбожников с другой. К врагам ислама относятся как умеренные исламские режимы (Саудовская Аравия и ей подобные) так и США. Присутствие войск США рассматривается Ладаном как новый крестовый поход христианского Запада против мусульманского Востока, как оккупация святых мест.

«Терроризм» один из наиболее впечатляющих мифов, которыми одержимо массовое сознание. Попробуем в самых общих чертах определить терроризм и выделить его основные разновидности.

Сообщение ученика: Я повторюсь, скажу, что терроризм это сознательное использование нелегитимного насилия (чаще всего с заведомой ориентацией на зрелищный, драматический эффект) со стороны какой – то группы, стремящейся тем самым достичь определенных целей заведомо недостижимых легитимным способом.

Идеологический терроризм. Наличие двух лагерей (власть и недовольные ей революционеры - террористы). Например: русские народники, французские анархисты, германские консерваторы, большевики, фашисты, теракты неофашистов в Италии в конце 70-х, Красные Бригады и Красная Армия в ФРГ и т.д.

Этнический терроризм. Этнические меньшинства рассматривают терроризм, как единственный путь заявить о своих требованиях в условиях, когда полноправное политическое участие в определении своей судьбы иным способом невозможно. Этнотерроризм может иметь расовый характер. Самые яркие примеры: сицилийские сепаратисты, ирландцы, курды, карабахские армяне и чеченцы.

Религиозный терроризм. Выступают религиозные меньшинства или активный авангард, познавший враждебное влияние властей. Основа принижения «неверных», представителей иной религии. Самые крайние формулировки «избранные», «спасенные», «проклятые». Классические образцы такого терроризма – сионистский терроризм в Палестине и современный исламский терроризм.

Криминальный терроризм. Чаще всего такой терроризм сопровождается требованием полуполитического характера. Например: предоставление средств передвижения для того, чтобы покинуть определенную зону, освобождение заключенных и так далее. Примеры: большевистские и анархические налетчики, и грабители, этнические мафии США (еврейская, сицилийская и китайская), взятие банков экстремистами и т.д.

Индивидуальный террор. Это не одиночка – революционер, не одиночка – националист, не одиночка – религиозный фанатик, не одиночка – преступник, а человек в независимости его идеологической ориентации, наносящий вред обществу.

Учитель:

Стремительный и блистательный, жестокий и равнодушный ХХI век. Его можно смело назвать монстром с железным сердцем, он не хочет слышать стоны, не замечает слезы, принимая их часто за прозрачную росу на лице человека. Полны экстремизма события в Чечне. Ненависть, злоба, жестокость, крайние меры, крайние взгляды, крайние действия. Это все те слова, которые характеризуют эти события

Учитель:

Эта презентация, в которою почти каждый день вписываются кровавые события, не может оставить нас равнодушными. Этот список можно продолжать. Но может пора остановиться и прекратить эти безобразия! Все в ваших руках, руках молодого поколения!

Мы еще раз убедились в том, что экстремизм – это действительно жестокость, основанная на ненависти и злобе, а порой и глупости, подчиненной слепой вере.

Учитель:

Живой разговор по этой теме:

Почему возникают конфликты? Как разрешаются они в школе? Классе?

Как вы относитесь к терроризму и экстремизму?

Какие формы и методы борьбы с терроризмом вы можете предложить.

Терроризм и экстремизм проявление ненависти или глупости? Аргументируйте свой ответ

Классный час по теме: "Терроризм – угроза обществу"

Цели:

  • объяснить сущности терроризма, его типы и цели;
  • совершенствование у школьников знаний о терроризме;
  • основ безопасности в ЧС;
  • формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения.

Задачи:

  1. Изучить правила поведения при теракте;
  2. Развивать навыки поисковой, исследовательской работы;
  3. Формирование умения работать в группах.

Оборудование:

  • видеомагнитофон,
  • телевизор,
  • мультимедийный проектор,
  • плакаты с надписями “Терроризм-уроза общества”, “Война против беззащитных”,
  • магнитная доска,
  • заготовки для памяток.

(Вначале учащиеся просматривают кадры хроники о действиях террористов в Буденовске, Москве, Беслане, США).

Ход беседы

Учитель. Тероризм - это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремиться достичь своей цели при помощи насилия. Террористы – это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие. Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети. За последнее десятилетие крупными террористическими актами в нашей стране стали взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске, взрыв во время парада в Каспийске, 9 мая, захват театра на Дубровке, во время представления “Норд-Ост”. Сентябрь 2004 года. В течение двух суток в спортзале школы №1 города Беслана (Республика Северная Осетия) удерживались преподаватели, ученики, и их родители – всего более 1200 человек. В результате взрыва погиб 331 человек, в том числе 172 ребенка. 559 человек получили ранения. Это страшные страницы истории…

Современную международную обстановку трудно назвать стабильной. И одной из причин этого является размах терроризма, приобретающий сегодня поистине всемирный характер. Существенные изменения и в формах терроризма и в практике борьбы с ним произошли и в нашей стране. Россия столкнулась с вопиющими фактами его проявления, как на собственной территории, так и в ближнем зарубежье. События последних лет со всей определенностью доказали, что Россия, как и все мировое сообщество, не в силах противостоять размаху терроризма. Именно этими обстоятельствами и была вызвана необходимость разработки Федерального закона “О борьбе с терроризмом”, принятого в июле 1998 года.

Сегодня мы собрались для обсуждения проблемы, которая заявлена следующим образом: “Терроризм-угроза обществу”.

- Итак, что такое терроризм? Откуда происходит данное слово? Что в себе несет? И как себя вести в подобной ситуации? Это вопросы беседы, на которые мы постараемся дать ответы.

Выступает группа учащихся “Историки”.

Террор - запугивание, подавление противников, физическое насилие, вплоть до физического уничтожения людей совершением актов насилия (убийства, поджоги, взрывы, захват заложников).

Понятие “терроризм”, “террорист”, появилось во Франции в конце 18 века. Так называли себя якобинцы, причем всегда с положительным оттенком. Однако во время Великой французской революции слово “Терроризм” превратилось в синоним преступника. До самых недавних пор понятие “терроризм” уже означало спектр различных оттенков насилия.

В 1881 году народовольцами с помощью самодельной бомбы был убит царь Александр II. В 1911 году был убит агентом охранки председатель Совета министров

П.А. Столыпин. В период 1902-1907 гг. террористами в России были осуществлены около 5,5 тысяч террористических актов. Жертвами их стали министры, депутаты Государственной Думы, жандармы, полицейские и прокурорские работники.

В СССР терроризм до обострения национальных конфликтов был явлением очень редким. Единственный нашумевший случай – это взрыв в вагоне московского метро в январе 1977 года, который унес более десяти жизней. В то время обстановка в стране была иной, и потенциальные террористы знали, что они своих целей подобными действиями не добьются.

Наша страна всерьез столкнулась с терроризмом во время “перестройки”. Уже в 1990 году на её территории было совершено около 200 взрывов, при которых погибло более 50 человек. В 1991 году в тогда ещё СССР в результате кровавых столкновений погибло более 1500 человек, было ранено более 10 тысяч граждан, а 600 тысяч стали беженцами. За период 1990-1993 годы в России было незаконно ввезено примерно полтора миллиона огнестрельного оружия. Вопрос: для чего?

Начиная с 1992 года, в России широкое распространение получило такое явление, как заказные убийства неугодных лиц. Жертвами их стали и становятся журналисты, депутаты Государственной Думы, предприниматели, банкиры, мэры городов, коммерсанты…

Происходящее поражает сознание, но вот парадокс: в начале третьего тысячелетия население России стало привыкать к сообщениям об очередных заказных убийствах, перестрелках на улицах городов.

Учитель. В чем же сущность терроризма?

БЕСЕДА:

Ребята, как же не стать жертвой теракта? (Ответы: следует избегать посещение регионов, городов, мест и мероприятий, где возможно проведение терактов, Такой регион, например, Северный Кавказ. Места массового скопления людей - это многолюдные мероприятия. Здесь следует проявлять осмотрительность и гражданскую бдительность.)

Что такое гражданская бдительность? (Ответы: например оставленный кем-то подозрительный предмет (пакет, коробка, чемодан и т. д)

Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов? (Ответы: не трогать, не вскрывать, зафиксировать время, поставить в известность администрацию, дождаться прибытия милиции)

Если вы услышали выстрелы, находясь дома, ваши первые действия? (ответы: не входить в комнату, со стороны которой слышатся выстрелы, не стоять у окна, сообщить по телефону)

Если вам поступила угроза по телефону вам необходимо (ответы: запомнить разговор, оценить возраст говорящего, темп речи, голос, зафиксировать время, обратиться после звонка в правоохранительные органы)

Если рядом прогремел взрыв, ваши действия? (Ответы: упасть на пол, убедиться в том, что не получил серьезных ран, осмотреться, постараться, по возможности оказать первую мед помощь, выполнять все распоряжения спасателей)

Если вы оказались в числе заложников? (Ответы: помнить главное-цель остаться в живых, не допускать истерик, не пытаться оказать сопротивление. Ничего не предпринимать без разрешения, помнить - спецслужбы начали действовать)

РЕФЛЕКСИЯ.

По итогам беседы, учащимся дается такое задание.

“Ситуация”.

“Во время дискотеки началась сильная потасовка, сопровождающаяся давкой …” (Ваши действия).

“Вас захватил в заложники, человек ограбивший магазин…” (Ваши действия). Учащиеся предлагают свои проекты действий из данных ситуаций, идет обсуждение.

Группа учащихся “Эксперты” (руководитель: представитель МЧС, курирует участников группы, действия учащихся по выходу из данных “ситуаций”)

Группам учащихся выдаются карточки.

“Закончи предложения, текст” Например:

Карточка №1 “При террористических актах может…”

Возникла стрельба, ты оказался на улице, твои действия ……………

Карточка №2 “Если ты оказался в заложниках…”

Помни:……………..

Карточка №3 “Если вам поступили угрозы по телефону”

Вы должны:…………………………………..

Карточка №4 “Вы обнаружили подозрительный предмет”

Ваши действия: …………………………..

Карточка №5 “Если вы услышали выстрелы, находясь дома”

Вам необходимо:

Карточка № 6 “Если рядом прогремел взрыв”

Ваши действия…………………

После работы в группах, повторение правил, (представитель МЧС вместе с ребятами проводят корректировочную работу), учащимся раздаются памятки “Если ты оказался заложником”.

Учитель. Какой вывод можно сделать из состоявшейся беседы?(Ответы учащихся)

Таким образом, можно сделать вывод, что терроризм в России обусловлен общественными противоречиями. Они оказывают негативное влияние на все стороны общественной жизни страны. Важнейшей предпосылкой эффективной борьбы с терроризмом наряду с мерами правоохранительных органов спецслужб, является умение граждан противостоять терактам, правильно себя вести в условиях этой опасности.

 

 

Классный час по теме: "Патриотизм без экстремизма"

 

Занятие для учащихся 8-11-х классов.

Учебно-воспитательные цели: дать представление о явлении экстремизма на примере движения скинхедов и фашизма, его причинах и негативных последствиях, дать представление о патриотизме и о поступках, в которых он проявляется; формировать уважительное отношение к людям независимо от их этнической, культурной или религиозной принадлежности.

Время лекции: 40-90 мин.

Материальное обеспечение: слайдовый проектор, набор слайдов «Патриотизм без экстремизма», экран, микрофон с усилителем и колонками (если лекция проводится в актовом зале).

Содержание.

Вводная часть.

Введение понятия экстремизма.

Основная часть.

1 раздел. Причины появления движения скинхедов в мире и в нашей стране.

2 раздел. Природа фашизма, проявление фашистской идеологии в движении скинхедов.

3 раздел. Основы патриотизма: воспитание себя как зрелой личности, построение крепкой семьи, профессиональный вклад в развитие своей страны.

Заключительная часть.

Определение понятия патриотизма, вывод о необходимости конструктивных поступков на благо Отечества.

 

Слайд1 Сегодня мо­лодые люди стремятся стать настоящими пат­риотами своей страны и помочь развитию и про­цветанию нашей Ро­дины. Однако многие неверно понимают значение слова «патриотизм» и порой совершают поступки, которые пат­риотическими не явля­ются. На этом занятии речь пойдет о «патриотизме» и «экс­тремизме». В чем разница?
Слайд2 В Большой Советской Энциклопедии экстремизм определяется как приверженность к край­ним взглядам и мерам (1). Для наглядности рассмотрим про­блему экстремизма на примере движения скинхедов. Кто они: пат­риоты или экстреми­сты?
Слайд3 Давайте вспомним хотя бы совсем недавние события, которые потрясли всю страну.
Слайд4 На слайде приве­дена официальная статистика жертв экстремизма и национализма всего лишь за первые несколько месяцев 2006 года: было зафиксировано более 100 нападений на национальной почве. В результате этих нападений пострадали 92 человека, 14 погибли. Больше всего нападений на почве национальной ненависти совершают в Москве и Санкт-Петербурге. Только в Москве с начала года в результате нападений

погибли девять человек, еще 35 были избиты. В Петербурге два человека погибли, еще 17 получили увечья (2).

Именно из-за насильственных действий на почве национальной ненависти движение скинхедов относится к числу экстремистских.

Слайд 5 Интересно, что самые первые скинхеды не были националистами. Они появились в Анг­лии в 1968-1969 гг., и среди них были как бе­лые, так и черные. Скин­хеды "первой волны" были субкультурой ра­бочих районов Брита­нии. Скинхеды слушали "му­зыку черных" стилей ска, рег­гей и рок-стеди. Люби­мыми певцами скинхе­дов были чернокожие Дезмонд Декер (ска) и Лорил Эткин (реггей). Именно скинхеды "открыли" и сделали

мировой звездой легендарного певца реггей Боба Марли. Даже сама прическа скинхедов была скопирована с прически чер­нокожих "руди-бойз" (молодежная субкультура Ямайки).

«Первая волна» скинхедов ис­чезла примерно к 73-му году, так как многие из них обзавелись семьями и пере­стали принимать активное участие в своем движении.

В конце 70-х гг. в Англии разразился сильный экономиче­ский кризис. Целые графства превратились в "зоны социального бедствия", появилось много безра­ботных, в том числе среди молодежи. Дети безработных, сами безработные, мно­гие подростки не видели никаких перспектив, и единст­венным развлечением для них было подраться с себе по­добными. Они стали одеваться специально для драки: бритая или стриженая "под ноль" голова – чтобы про­тивник или полиция не могли схватить за волосы; ко­роткие куртки без воротника – с той же целью; прочные черные джинсы, на которых плохо видны грязь и кровь; тяжелые армейские ботинки, которые можно использо­вать как оружие в драке. Они также стали называть себя скинхедами.

В дополнение к этому, с конца 70-х годов в Велико­британии активизировались неофашисты. Они стали об­винять во всех проблемах не правительство, как обычно делают люди, а иммигрантов-"цветных": мол, понаехали тут всякие, заняли наши рабочие места. Неофашисты начали активно работать среди скинхедов, и выделять деньги на создание скин-клубов. Скин-группы стали петь песни на откровенно расистские темы. Появилось понятие "наци-скин".

В ответ на это скинхеды "первой волны", озлобленные тем, что их стали называть "фашистами", выступили против наци-скинов. На улицах британских городов разверну­лись ожесточенные схватки между "старыми" и "но­выми" скинхедами. Результатом этих уличных столкно­вений стало появление двух скин-движений - с одной стороны, наци-скинов ("новых"), с другой - "ред-скинз", "красных скинов" ("старых"). Часто "ред-скинз" носят шнурки красного цвета - чтобы сразу отличать своих от врагов. Крупнейшая организация "ред-скинз" получила название SHARP (Skin Heads Against Racist Prejudice – скинхеды против расовых предрассудков) (3).

После распада Советского Союза в России к середине 90-х годов скинхеды вдруг сразу ста­новятся если не массовым, то многочисленным и замет­ным явлением, и к началу 2006 года в России насчитывалось уже не менее 50 тысяч скинхедов. Для сравнения: во всех остальных странах мира существует около 70 тысяч скинхедов (4). В европейских странах количество ред-скинз и наци-скинов примерно одинаковое, но в России, практически, все скинхеды являются националистами, причем не редко весьма агрессивными. Что привело к этому? Какие события в нашей стране так сильно повлияли на развитие движения скинхедов?

Слайд 6 Одной из причин того, что многие даже вполне нормальные мо­лодые люди стали скин­хедами, является то, что в начале 90-х годов у них, практически, не было возможности стать частью какой-либо молодежной группы, имевшей патриотическую идеологию. А ведь это чрезвы­чайно важно для молодых людей, находя­щихся в поисках цели жизни и своего предна­значения, настроенных на

вдохновенное служение интересам Родины. А подхватить это вдохновение оказалось на тот момент практически некому, кроме экстремистов.

Неслучайно значительную массу движения скинхе­дов составляют подростки, твердо верящие в то, что таким образом они служат отчизне. Их часто волнует, что думают друзья-скинхеды. И им трудно противостоять мнению толпы.

Слайд 7 Посткоммунистический кризис вызвал психоло­гическую, духовную, катастрофу: гласность и свобода обнажили духовный кризис личности и семьи, который уже не мог сдерживаться старой бездуховной идеологией. Кто-то в этой ситуации занялся духовным развитием себя, находя ответы в религии, а кто-то пошел по пути поиска «козла отпущения». Кроме того, лишив­шись привычного об­раза жизни,

население России стало приходить в отчаяние. Преступ­ность, алкоголизм и наркома­ния захлестнули страну. Се­мейные скандалы и на­силие в семье, побеги детей из дома из-за го­лода, побоев и невыно­симых условий сущест­вования (так же, впро­чем, как и отказы от де­тей) стали массовым явлением. По оценкам Московского исследовательского центра по правам человека, в России около 50 тыс. детей ежегодно убегают из дома по причине домашнего насилия. Московская хельсинская группа сообщила, что жертвами домашнего насилия каждый год становятся примерно 2 млн. детей младше 14 лет. (5). Это безумно много, если вспом­нить, что социальные бедствия таких масштабов раньше у нас были только после Гражданской войны 1918-1921 гг.

Параллельно с развалом экономики шел процесс реформации системы образования и воспитания. Так получилось, что в 90-х годах система образования в России во многом перестала уделять должное внимание воспитанию в школе нравственных качеств личности. Вместо всего наследия человечества дети стали получать лишь частичное, узкое образование, цель которого – приобретение специальности и нахождение своего места в экономической системе. С одной стороны, такое специализированное, нацеленное на профессию образование дает большой объем знаний, необходимых для благополучного существования в со­временном мире. Однако, с другой стороны, такое образование связано только со средствами к жизни, но не с ее целями. Ясное видение жизненных целей является совершенно необходимым (6). Как известно, процесс «академизации» образования сопровождался катастрофическим взлетом детской и подростковой преступности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, проституции, эпидемиями заболеваний, передающихся половым путем.

Слайд 8 Позиция СМИ ока­залась довольно размытой и безоценочной в отношении экстремистов. Часто и довольно долго в рас­сказах о погромах, ко­торые устраивают за­падные скинхеды, жур­налисты предпочитали просто констатировать этот факт, не давая оценки поступкам экс­тремистов. С другой стороны, СМИ вообще ничего не говорили об аналогичной проблеме в России. Такая политика замалчивания по от­ношению к

скинхедам со стороны СМИ при­вела экстремистски настроенную молодежь к мысли о безнаказанно­сти.

Слайд 9 Помимо этого, в на­чале 90-х годов в Рос­сии появляются неофа­шистские организа­ции, которые стали от­крыто пропагандиро­вать фашист­скую идео­логию в нашей стране. При этом подоб­ные организации навязывают неискушенным людям свою идеологию, признанную во всем мире античеловеческой. И есть люди, которые им верят. Потому что не знают истории. Подумайте сами: время, отведенное в школе на изуче­ние Великой

Отечественной войны, было сокращено. Поэтому сейчас многие школьники мало знают о фашизме и о глобальных последствиях нацистской риторики.

Т.о. в первую очередь духовные, социальные изменения реально стояли за развитием экстремизма в России. Можно сколько угодно говорить о политических изменениях страны (распад Советского Союза, война в Чечне) и соответствующих им законных или незаконных действиях в отношении людей неславянского происхождения (аресты, проверки документов, депортации и т.д.). В первую очередь, идеологический вакуум, кризис семьи и неблагоприятные социально-экономические условия подстегивают развитие экстремизма в таких странах, как Россия, США, Англия, Испания. Политика, в свою очередь, усугубляет существующую проблему.

Слайд 10 Понимая главные причины расцвета экстремизма в стране, нам в первую очередь необходимо разобраться, что в идеологии экстремистов, нео-фашистов, скинхедов не так, а затем проанализировать свои взгляды и ценности в отношениях с людьми. Спустя 60 лет после Второй мировой войны наше поколение уже не только не помнит, но и не знает всех кошмаров фашизма. Что он из себя представляет и в чем его опасность?

Проверочная работа.

Слушатели в течение нескольких минут отвечают (устно/письменно) на вопросы преподавателя:

Приведите имена фашистских диктаторов в истории мира.

Существовала ли свобода и гражданственность в фашистской Германии?

Вспомните названия каких-либо концентрационных лагерей, созданных немецкими фашистами?

Сколько советских граждан и военных погибло в Великой Отечественной войне?

Ответы на вопросы прозвучат в продолжении лекции.

Информация.

Фашизм – форма политической диктатуры, характеризующаяся насилием над массами через всеобъемлющую государственно-политическую машину, включающую систему массовых организаций и разветвленный аппарат идеологического воздействия, а также систему массового террора, широко использующую национал-социалистические лозунги и формы организации масс для маскировки тотального насилия (7).

Фашизм отринул основные философские тенденции XVIII и XIX веков, делавшие упор на личную свободу и всеобщее равенство. Наоборот, главной ценностью провозглашалась нация. Согласно фашистской идеологии вся жизнь подчинена дисциплине и исполнению долга и полностью управляется государством.

Муссолини стал одним из первых фашистских диктаторов, пришедших к власти в Европе в 1920-е годы. В Италии все политические партии, кроме фашистской, были запрещены. Пресса и книги подвергались цензуре. Были переписаны школьные учебники. Воспитание мальчиков предполагало, что они станут солдатами. Дети вступали в организацию юных фашистов. Муссолини организовал тайную полицию и устроил концлагеря для своих противников.

Гитлер пришел к власти во время сильного экономического кризиса в Германии и на волне исторической обиды немцев на страны-победительницы по итогам первой мировой войны. Когда многие люди страдали от нищеты, Гитлер предложил им возможность хорошо жить за счет других и взять реванш за унизительное поражение Германии в первой мировой войне. Ведь Германия и её бывшие союзники были лишены значительных территорий, принуждены платить большие репарации, существенно ограничить свои вооруженные силы (8). В основу своей философии Гитлер поставил идею о существовании в далеком прошлом мифического арийского племени, которое, по словам Гитлера, состояло из «настоящих» людей, в то время как все остальные в его глазах людьми не считаются. И Гитлер провозгласил, что немцы – это потомки этого племени «настоящих людей», а поэтому для установления собственной гегемонии немцы призваны порабощать или даже истреблять другие народы. Такая уродливая философия привела к многочисленным зверствам, которые фашисты устраивали во всех завоеванных странах.

Властью не только игнорировались, но и на совершенно законных основаниях нарушались права человека, в том числе и немцев. Например, запрещались браки между немцами и евреями (9). А если у человека уже семья и дети? Все приносилось в жертву идее расовой чистоты. Кстати, говорить о национальности или расе зачастую можно лишь довольно условно, так как в истории все народы неоднократно перемещались и смешивались друг с другом. Подобная участь не обошла и немцев.

Слайд 11 Главная проблема фашизма коренится в нетерпимости и неуважении к другому человеку и его взглядам. В конечном итоге нетолерантное отношение неминуемо приводит к насилию по отношению ко всем инакомыслящим.
Слайд 12 Так, от националистических лозунгов («немцы должны осознавать превосходство арийской расы и хранить расовую чистоту») и таких же законов Гитлер привел Германию к международной агрессии. Заставив немцев чувствовать свое превосходство, фашизм из националистической идеологии превратился в воинствующую философию, легшую в основу страшных международных преступлений во всем мире.
Слайд 13 На слайде приведены слова, с которыми Гитлер обращался к солдатам Восточного фронта. Говоря о нашей стране, Гитлер призывал немцев к убийствам, к уничтожению нашего народа.
Слайд 14 Примером бесчело­вечности фашизма может служить Хатынь: все жители этой белорусской деревни были заживо сожжены, включая младенцев и стариков. В фашистских концлагерях погибло более 11 миллионов человек. В одном только Бухенвальде было убито 250 тысяч человек, включая немецких военных, отказавшихся служить Гитлеровской Германии и осужденных военным трибуналом. Одним из самых страшных

концлагерей был Освенцим, располагавшийся на территории оккупированной Польши. В нем по разным оценкам погибло от 1,5 до 4,5 млн. человек, людей самых разных национальностей, включая Советских гражданских лиц и военнопленных. Людей здесь сжигали в печах и травили в газовых камерах, они умирали от непосильного труда, голода и многочисленных болезней. Над живыми людьми проводили жестокие эксперименты. Такова природа фашизма.

Вот чем закончился кровавый марш Гитлера по Европе. Военные действия велись на территории 40 государств. В вооружённые силы было мобилизовано 110 млн. чел. Общие людские потери достигли 50-55 млн. человек, из которых на фронтах погибло 27 млн. человек. Наша страна пострадала от фашизма больше всех, потеряв 35 млн. человек (10).

О преступлениях фашизма важно помнить всегда. Любая неофашист­ская философия таит в себе опасность для всего человечества. Слоганы современных экстремистов слышали, наверное, все: «Россия – страна арийцев», «Россия – для русских», «Бей нерусских – спасай Россию» и т.д. Чем они отличаются от призывов Гитлера? По смыслу – ничем. Подобные изречения – не просто эмоции, по сути, это – взвешенный призыв к насилию и погромам.

Слайд 15 К сожалению, находятся те, на кого такие слоганы действуют как указание к действию. Так в 2001 году экстремистами был устроен погром на Царицынском рынке, во время которого несколько человек погибло. При этом среди пострадавших оказались также женщины и дети. О гибели детей и подростков неславянского происхождения мы узнаем все чаще и чаще. Никакие философии и идеи не могут оправдать подобную жестокость.

Давайте зададимся вопросом: можно ли считать эти действия проявлением любви к Родине? А как насчет самой Родины: гордится ли она этими поступками? Награждают ли руководители страны скинхедов и идеологов экстремизма за особые достижения в деле служения интересам Родины? Нет. Именно поэтому экстремизм не является выражением патриотизма и любви к Родине. Страна стыдится экстремизма. Народ, в стране которого царит разгул экстремизма, не может жить в спокойствии, потому что жизнь любого человека здесь находится под угрозой.Р

Дискуссия:

1. Почему возникает тенденция свысока относиться к определенным группам людей?

2. Чем могут отличаться от нас некоторые группы людей?

§ нация

§ раса

§ профессия

§ вероисповедание

§ политические убеждения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.115 с.)