Взаимосвязь жизнестойкости и копинг-стратегий у юношей с личностными расстройствами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь жизнестойкости и копинг-стратегий у юношей с личностными расстройствами



 

Савин А.Э.¹, Большакова Т.В.²

artem.savin00@gmail.com¹, tvb8201@gmail.com²

Ярославский государственный медицинский университет

Кафедра клинической психологии, Ярославль, Россия

 

Актуальность: Изучение совладающего поведения и жизнестойкости особенно актуально у лиц с расстройствами личности, которые в силу характерологических особенностей могут использовать неадаптивные стратегии, что может приводить к заострению психопатических черт, сопровождаемое обычно нарушениями поведения и социальной адаптации. Если в отношении психически здоровых лиц данная проблема изучается, то практически нет исследований данных вопросов относительно лиц, имеющих разные типы личностных расстройств.

Научная новизна работы заключается в том, что изучена не только взаимосвязь уровня жизнестойкости и копинг-стратегий в юношеском возрасте, а рассмотрена данная проблема у юношей с личностными расстройствами по тормозимому и возбудимому типу.

Цель исследования: изучить взаимосвязь жизнестойкости и копинг-стратегий у юношей с личностными расстройствами.

Материалы и методы исследования: опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, «Тест жизнестойкости» С. Мадди (адаптация Леонтьева Д.А., Рассказовой Е.И.).

Результаты и их обсуждение: В исследовании приняли участие 45 респондентов мужского пола в возрасте от 16 до 18 лет, проходящих обследование в отделении пограничной нервно-психической патологии для подростков и юношей с функциями ВВК ГБКУЗ ЯО "ЯОПБ". Для формирования выборки были проанализированы истории болезни пациентов отделения и отобраны пациенты с личностными расстройствами: 1 группу составили 17 юношей с расстройствами личности по тормозимому типу (тревожные, шизотипические, шизоидные и зависимые личностные расстройства), 2 группу - 28 юношей с расстройствами личности по возбудимому типу (эмоционально-неустойчивые расстройства личности).

Анализ полученных результатов показал, что юноши с личностными расстройствами по тормозимому типу отличаются низким общим уровнем жизнестойкости; понижение общего уровня жизнестойкости и таких ее составляющих как принятие риска и контроль повышает вероятность использования во фрустрирующих ситуациях такой копинг-стратегии как “избегание”, а повышении такого компонента жизнестойкости как принятие риска повышается вероятность использования во фрустрирующих ситуациях такой копинг-стратегии как “положительная переоценка”.

 Юноши с личностными расстройствами по возбудимому типу отличаются высоким общим уровнем жизнестойкости и во фрустрирующих ситуациях они склонны использовать такие копинг-стратегии как “избегание”, “конфронтация” и “дистанцирование”. В этой группе пациентов понижение уровня сформированности такого компонента жизнестойкости как принятие риска повышает вероятность использование во фрустрирующих ситуациях таких копинг-стратегий как “конфронтация” и “избегание”, а понижении уровня сформированности такого компонента жизнестойкости как контроль повышает вероятность использование во фрустрирующих ситуациях такой копинг-стратегии как “дистанцирование”.

Выводы: Юноши с личностными расстройствами по тормозимому типу отличаются низким общим уровнем жизнестойкости, что может влиять на их способность к социальной адаптации. Существует взаимосвязь общего уровня и различных составляющих жизнестойкости и склонности использовать во фрустрирующих ситуациях различные копинг-стратегии у юношей с личностными расстройствами по тормозимому и возбудимому типу. Результаты, полученные в ходе настоящей работы, могут быть использованы клиническими психологами и другими специалистами с целью разработки и осуществления эффективных вариантов психологической помощи юношам с различными типами личностных расстройств в повышении уровня жизнестойкости и выработке адекватных копинг-стратегий.

Список литературы:

  1. Наличаева С.А., Психология стресса: учебно-методическое пособие / Наличаева С.А. Севастополь: «Авангард», 2018. 97 с.

2. Журавлева А.Л., Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / под ред. Журавлева А.Л., Крюковой Т.Л., Сергиенко Е.А. Москва: Институт психологии РАН, 2008. 474 с.

3. Леонтьев Д.А., Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала / Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Москва: Смысл, 2011. 680 с.

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ФРУСТРАЦИИ И ОДИНОЧЕСТВА У СТУДЕНТОВ ПРОХОДЯЩИХ ОБУЧЕНИЕ В ОЧНОЙ И ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМАХ

Горбунов А.А.1, Кривобоков А.С.2

 chacovchick@mail.ru1, psyexpert@list.ru2

Ярославский Государственный Медицинский Университет

Кафедра клинической психологии, Ярославль, Россия

 

Актуальность. Знания о наличии взаимосвязи между особенностями испытываемого студентами вузов одиночества и степенями выраженности тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности могут быть полезны для более детального и всестороннего понимания внешних и внутренних последствий вынужденной изоляции.

Научная новизна исследования состоит в изучении и получении дополнительных данных о влиянии вынужденной изоляции на личность человека.

Цель работы: исследовать особенности взаимосвязи между различными аспектами психологического одиночества и уровнем фрустрации у студентов, обучающихся в очной и дистанционной формах обучения.

Методы: «Дифференциальный опросник переживания одиночества» (Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев), «Опросник для определения вида одиночества» (С.Г. Корчагина), «Методика диагностики самооценки психических состояний» (Г. Айзенк). Методы статистического анализа.

Результаты и их обсуждение. Студенты, проходящие обучение в очной и дистанционной формах, испытывают схожие переживания связанные с чувством одиночества и фрустрации. При усилении проявлений конструирующего образа «Я» респондента как одинокого человека будет возрастать ощущение отсутствия значимых связей с окружающими людьми, а также учащаться проявления возбудимости, тревожности и выраженной неспособности к сотрудничеству. В свою очередь, при увеличении тревожности, возбудимости и демонстративности характера, чувство общего, недифференцируемого одиночества будет также обостряется. При усилении у исследуемой группы обучающихся негативных чувств, связанных с пребыванием в одиночестве, будет увеличиваться ощущение потребности в компании. Кроме того, степень переживания диссоциированного одиночества имеет наибольшее влияние на общее чувство недостатка коммуникаций.

Выводы. В ходе исследования мы установили, что переживания связанные с чувством одиночества и фрустрации у студентов, проходящих обучение в очном и дистанционном форматах достаточно схожи. Значимых различий по исследуемым критериям между двумя выборками не найдено.

Список литературы

1. Корчагина, С.Г. Психология одиночества / С.Г. Корчагина. - М.: МПСИ, 2008. – 228 с.

2. Майер, Н. Фрустрация: поведение без цели / Н. Майер. - М., 2005. – 256с.

3. Соснин, В.А. Социальная психология/ В.А. Соснин, Е.А. Красникова. - М.: Форум, 2014. - 336 с.

4. Швалб, Ю.М. Одиночество: социально-психологические проблемы / Ю.М. Швалб, О.В. Данчева. – Киев: издательство «Украина», 1991. – 270 с.

 

 

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НЕВРОЛОГИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.008 с.)