Исследование стилей родительского воспитания и копинг-стратегий подростков с разным уровнем эмоционального интеллекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование стилей родительского воспитания и копинг-стратегий подростков с разным уровнем эмоционального интеллекта



Макрыгина А.А. Кривобоков А.С.
emma_an@bk.ru1, psyexpert@list.ru2
Ярославский государственный медицинский университет
Кафедра клинической психологии, Ярославль, Россия

 

Актуальность даннойработы обусловлена необходимостью более детального исследования стилей родительского воспитания и копинг-стратегий подростков с разным уровнем эмоционального интеллекта; тема нуждается в детальной проработке проблематики, а результаты могут использоваться как теоретическое подспорье для исследований.

Научная новизна работа позволяет дополнить и уточнить актуальные данные проведенного исследования по этой тематике.

Цель исследования заключается в получении дополнительных данных о стилях родительского воспитания в субъективном восприятии их детей и копинг-поведении подростков с разным уровнем эмоционального интеллекта для подбора возможной соответствующей стратегии психологической работы.

Материалы и методы решение поставленной цели в данной работе осуществлялось на основе обработки статистических данных полученных с использованием тестов ADOR-m, HSI, ЭмИн Люсина Д.В., статистические методы анализа.

Результаты и их обсуждения: проведенное исследование показало, что различия между подростками с низким и высоким уровнем эмоционального интеллекта происходят в оценке отцовского стиля воспитания, который направлен на формирование у ребенка чувства автономности. Также отметим, что стили воспитания родителей взаимосвязаны между собой, например: позитивное принятие, автономность, директивность. Выбор копинг-стратегий у подростков с разным уровнем эмоционального интеллекта взаимосвязан со стилем воспитания матери, а именно: безусловное позитивное принятие матери коррелирует с поиском поддержки в затруднительной ситуации, чем более позитивна мать по отношению к личности ребенка, его решениям или поведению, тем большее стремление к поиску поддержки выражает подросток. При этом, в случае позитивного восприятия ребенком отца, подросток стремится дистанцироваться от проблемы, преуменьшить ее, недооценить или увидеть в ней положительные аспекты, которые могут послужить в дальнейшем полезным опытом.

Выводы: данные свидетельствуют о наличии взаимосвязи между стилем родительского воспитания и выбором подростков с разным уровнем эмоционального интеллекта определенной копинг-стратегии.

Список литературы

1. Давыдова, Ю.В. Особенности эмоционального интеллекта подростков // Вестник РУДН. 2007. №2. - С. 92-100.

2. Люсин Д.В., Марютина О.О., Степанова А.С. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ / под ред. Д.В. Люсина. М.: Институт психологии РАН, 2004. 131 с.

3. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2002. 656 с.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ГЕСТАЦИОННОЙ ДОМИНАНТЫ У ЖЕНЩИН, БЕРЕМЕННОСТЬ КОТОРЫХ ЗАКОНЧИЛАСЬ РОЖДЕНИЕМ РЕБЕНКА С ЗАБОЛЕВАНИЕМ В ПЕРИОДЕ НОВОРОЖДЕННОСТИ, ИМЕЮЩИХ ОПЫТ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ПОТЕРЬ В АНАМНЕЗЕ

Арутюнова А.Н.¹, Золотова И.А.²

asya1999as@mail.ru¹, iazolotova@mail.ru²

Ярославский государственный медицинский университет

Кафедра клинической психологии, Ярославль, Россия

 

Актуальность: Исследование феномена материнства на современном этапе продолжает оставаться актуальным, по причине ухудшения репродуктивного здоровья населения. Одним из центральных понятий, характеризующих психологический облик беременных, является гестационная доминанта, представленная физиологическим и психологическим компонентами. Психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД) отражает готовность женщины к наступлению беременности. Но, не всегда высокий показатель ее, является благоприятным фактором для протекания беременности и успешного родоразрешения. Многое зависит от качественных особенностей психологического компонента. Выделяют оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный, депрессивный типы ПКГД.

Научная новизна заключается в отсутствии достаточных исследований ПКГД у женщин с опытом перинатальных потерь в анамнезе.

Цель исследования: Изучение особенностей ПКГД у женщин, беременность которых закончилась рождением ребенка с заболеванием в периоде новорожденности, имеющих опыт перинатальных потерь в анамнезе.

Материалы и методы: Выборку пилотного исследования составили 24 респондента. 12 женщин, беременность которых закончилась рождением ребенка с заболеванием в периоде новорожденности, не имеющих опыта перинатальных потерь в анамнезе и 12 женщин, беременность которых закончилась рождением ребенка с заболеванием в периоде новорожденности, имеющих опыт перинатальных потерь в анамнезе. В качестве методов исследования использовались: метод полуструктурированного интервью и Тест отношений к беременности И. В. Добрякова.

Нами была выдвинута гипотеза: у женщин, беременность которых закончилась рождением ребенка с заболеванием в периоде новорожденности и имеющих опыт перинатальных потерь в анамнезе, преобладает тревожный компонент гестационной доминанты. Для проверки выдвинутой гипотезы мы использовали непараметрические методы исследования различий между независимыми выборками, а именно критерий U Манна-Уитни.

Результаты и их обсуждение: Нами была выявлена отрицательная корреляция между шкалой отражающей, отношение к себе как матери и к беременности и шкалой, отражающей отношение к образу жизни. Чем выше эйфорическое отношение к себе как матери и к беременности, тем менее выражено оптимальное отношение к образу жизни в период беременности. (Различия на уровне значимости p≤0,05). Это может негативно влиять на формирование отношения к новорожденному ребенку и приводит к недооцениванию проблем, связанных с его здоровьем.

Выводы: Наша гипотеза не подтвердилась. Женщины, имеющие опыт перинатальных потерь, преимущественно, демонстрируют эйфорический тип психологического компонента гестационной доминанты. Полученные результаты могут быть использованы в сфере перинатальной психологии при работе с женщинами, имеющими опыт перинатальных потерь в анамнезе, с целью формирования оптимального отношения к беременности, к себе как матери и к своему будущему ребенку.

Список литературы:

1. Добряков, И.В. Перинатальная психология. – СПб: Питер, 2010. – 234 с.

2. Добряков, И.В. Показатели тревоги и депрессии у беременных женщин при различных типах психологического компонента гестационной доминанты // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2014. № 1 (45). - С. 46-50.

3. Золотова, И.А., Хазова, С.А. Установочное отношение к новорожденному ребенку у несовладающих женщин, отказывающихся от медицинского сопровождения в период беременности // Медицинская психология в России: электрон, науч. журн. – 2014. – N 6(29) [Электронный ресурс]

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.008 с.)