Подписан Главами государств-участников Содружества Независимых Государств. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подписан Главами государств-участников Содружества Независимых Государств.



22 августа 1994 г.

(Сборник документов, касающихся вопроса урегулирования конфликта в Абхазии, Грузия, принятых в период 1992 по 1999 г.г., составитель Г. Уридия, Тб., 1999, стр. 40-42)

 

 

ЗаЯвление по вопросу о добровольном возвращении беженцев - перемещенных лиц

1. На своей встрече в Женеве 31 августа - 1 сентября 1994 года грузинская и абхазская стороны в конфликте об­судили, в частности, вопросы о добровольном возвращении беженцев - перемещенных лиц и о работе четырех­сторонней комиссии.

2. Стороны отметили свою декларацию от 4 апреля 1994 года, в которой они согласились, что осуществление четырехстороннего соглашения начнется после размещения миротворческих сил, и приняли к сведению, что такое размещение осуществлено в результате прибытия в зону конфликта миротворческих сил СНГ.

3. Стороны отметили также свое отношение о прекращении огня и разъединении сил, подписанного 14 мая 1994 года, в силу которого, в частности, было согласовано, что войска Республики Грузия будут отведены в места их дис­ло­кации за пределами Абхазии и, что будут расформированы и выведены все добровольческие формирования, состоя­щие из лиц, прибывших из-за пределов Абхазии.

4. Обе стороны, подтверждая свою приверженность этим положениям, согласились, что они примут участие в ближайшем заседании четырехсторонней комиссии в Сочи 6 сентября 1994 года и приложат максимум усилий в целях. Скорейшего завершения подготовки всей необходимой документации по добровольному возвращению беженцев - перемещенных лиц, положив тем самым начало их фактическому возвращению в ближайшее время.

5. Стороны признали, что как часть процесса возвращения в места проживания, возвращающиеся будут информи­рованы УВКБ о том, что абхазская сторона потребует от них соблюдения законов, которые действуют в Абхазии и не проти­воречат праву возвращения беженцев - перемещенных лиц в полном соответствии с четырехсто­ронним соглаше­нием и общепризнанным основным правам, свободам и достоинству человека.

6. Стороны приняли к сведению готовность УВКБ предоставлять содействие стихийно вернувшимся людям наряду с вернувшимися в организованном порядке, как только действительно начнется процесс упорядоченного возвращения.

7. Наряду с вышеизложенным стороны согласились создать рабочую группу, которая будет заниматься вопросами поиска тел погибших и их перезахоронения.

За Грузинскую сторону А. Кавсадзе.

За Абхазскую сторону С. Джинджолия.

присутствии:

За Российскую Федерацию Г. Федосов.

За ООН Э. Бруннер.

За СБСЕ Дж. Бальдочи.

За УВК ООН по Делам Беженцев Дж. Хоррекенс.

2 сентября 1994 г.

(Газета “Свободная Грузия”, № 142, 7 сентября, 1994)

 

 

Соглашение о дальнейшем развитии процесса мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта и о Смешанной контрольной комиссии

Ссылаясь на подписанное в Сочи 24 июня 1992 года Соглашение о принципах урегулирования грузино-

осетинского конфликта,

стремясь к всестороннему урегулированию взаимоотношений между сторонами в конфликте,

руководствуясь желанием установить прочный мир и стабильность,

подтверждая приверженность принципам международного права,

действуя в духе уважения прав и свобод человека, а также национальных меньшинств,

констататируя, что истекшие после подписания Сочинского соглашения два года не принесли существенных резуль­татов в продвижении политического диалога,

учитывая назревшую необходимость полномасштабного урегулирования грузино-осетинского конфликта,

Стороны приняли решение о необходимости дальнейшего развития процесса мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта.

1. В этой связи Стороны отмечают, что:

а) созданная для выполнения Соглашении от 24 июня 1992 года Смешанная контрольная комиссия (СКК) (в основном) выполнила свои функции по обеспечению контроля за прекращением огня, выводом вооруженных формирований и поддержанию режима безопасности, тем самым положила начало процессу политического урегулирования;

б) сохранение мира обеспечивается смешанными силами по поддержанию мира, созданными при СКК в соот­вет­ствии с Соглашением от 24 июня 1992 года;

в) СКК должна быть преобразована в постоянно действующий механизм, призванный планомерно и скоорди­нированно участвовать в решении различных аспектов урегулирования: политического, военного (миротворческого), экономического, гуманитарного и других.

2. С целью дальнейшего продвижения к полномасштабному политическому урегулированию, желая улучшить координацию усилий смешанных миротворческих сил и взаимодействие с Миссией СБСЕ и другими между­наро­дными организациями, ускорить практическое решение вопросов экономического восстановления пострадавших районов, а также способствовать процессу возвращения беженцев, стороны согласились уточнить функции СКК, обновить и расширить ее состав.

3. Стороны приняли Положение о Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта (прилагается).

4. Комиссия является постоянно действующим органом четырех сторон, участвующих в урегулировании конфликта и ликвидации его последствий.

В работе СКК принимает участие Миссия СБСЕ в Грузии. Данная комиссия тесно взаимодействует и координирует свою деятельность с органами местной власти.

5. Стороны в конфликте вновь подтверждают свои обязательства решать все спорные вопросы исключительно мирным путем, не прибегая к использованию силы или к угрозе ее применения.

За Грузинскую сторону И. Менагаришвили, В. Хачапуридзе.

За Южно-Осетинскую сторону В. Габараев.

За Северо-Осетинскую сторону С. Хетагуров.

За российскую сторону Н. Медведев, Пастухов.

В присутствии СБСЕ Ханс-Иорг Аифф.

31 октября 1994 г.

(Архив Министерства Иностранных Дел Грузии)

 

 

КонституциЯ Республики Абхазия

Мы, народ Абхазии, осуществляя свое право на самоопределение...торжественно провозглашаем и устанавливаем Конституцию Республики Абхазия.

(...)

Статья 1

Республика Абхазия (Апсны) - суверенное, демократическое, правовое государство, исторически утвердившееся по праву народа на свободное самоопределение.

(...)

Статья 2

Народовластие - основа государственной власти в Республике Абхазия.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Абхазия является ее народ - граждане Республики Абхазия.

(...)

Статья 3

Республика Абхазия - субъект международного права - вступает в договорные отношения с другими государствами.

Статья 6

Государственный язык Республики Абхазия - абхазский.

Русский язык наряду с абхазским признается языком государственных и других учреждений.

Государство гарантирует всем этническим группам, проживающим в Абхазии, их право на свободное использо­вание родного языка.

Статья 10

Республика Абхазия имеет свою символику: государственный флаг, герб и гимн...

(...)

Статья 37

Парламент Республики Абхазия состоит из 35 депутатов...

Срок полномочий Парламента пять лет.

(...)

Статья 47

Парламент Республики Абхазия:

1) принимает Конституцию и законы республики Абхазия;

3) заслушивает послания Президента о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства и ее осуществлении;

7) устанавливает государственные награды, почетные и воинские звания Республики Абхазия;

8) ратифицирует и денонсирует межгосударственные договоры Республики Абхазия;

13) объявляет амнистию;

14) решает вопросы объявления войны и заключения мира...

Статья 48

Исполнительная власть в Республике Абхазия предоставляются Президенту Республики Абхазия.

Президент Республики Абхазия является главой государства.

Статья 49

Выборы Президента Республики Абхазии осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избиратель­ного права при тайном голосовании сроком на пять лет.

Президентом Республики Абхазия избирается лицо абхазской национальности, гражданин Республики Абхазии, не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом.

(...)

Статья 53

Президент Республики Абхазия:

1. Обеспечивает соблюдение прав и свобод человека, конституции и законов Республики Абхазия, ее международ­ных обязательств;

2. Определяет основные направления внешней и внутренней политики;

3. Официально представляет государство в международных делах;

4. Подписывает межгосударственные договоры;

5. Принимает меры по обеспечению безопасности и территориальной целостности Республики Абхазия...

6. Утверждает военную доктрину Республики Абхазия;

7. Является главнокомандующим Вооруженных сил Республики Абхазия;

8. Назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Абхазия в иностранных государствах и международных организациях;

Статья 74

Суды Республики Абхазия выносят решения именем Республики Абхазия;

Статья 76

Генеральный прокурор Республики Абхазия назначается на должность и освобождается от должности Парламен­том Республики Абхазия по представлению Президента Республики Абхазия.

(...)

26 ноября 1994 г.

(Газета “Абхазия”, № 4, 1995)

 

 

Из резолюции Будапештской встречи СБСЕ на Высшем Уровне

Грузия

1. Перед лицом тревожного положения в Республике Грузия, еще более усугубившегося в результате недавних событий в Абхазии, государства - участники вновь заявили о своей твердой поддержке суверенитета и террито­ри­аль­ной целостности Грузии в пределах ее международно-признанных границ. На основе этих принципов должно быть достигнуто урегулирование конфликтов в Грузии. Должны быть учтены также интересы многонационального населения, проживающего в районах конфликтов.

2. Государства - участники выразили озабоченность в связи с односторонними действиями, предпринятыми 26 ноября 1994 года властями Абхазии (Республика Грузия). Эти действия подрывают как усилия ООН, так и усилия СБСЕ по содействию мирному политическому урегулированию путем переговоров между конфликтующими сторонами в Грузии.

Они выразили глубокую озабоченность в связи с “этнической чисткой”, массовым изгнанием населения - преи­мущественно грузинского - из мест проживания и гибелью большого числа невинных гражданских лиц.

Они выразили надежду, что усилия, предпринимаемые под эгидой Организации Объединенных Наций при содей­ствии Российской Федерации, оказывающей поддержку их практическому осуществлению, и с участием пред­ста­ви­телей СБСЕ позволят улучшить положение в Абхазии и тем самым откроют возможность для скорейшего безо­пас­ного и достойного возвращения беженцев и перемещенных лиц в родные места. В связи с этим они призвали стороны, участвующие в конфликте, неукоснительно следовать принципам и рекомендациям, изложенным в соответствующих резолюциях Совета Безопасности ООН, а также в соглашениях, достигнутых в ходе переговорного процесса.

3. Государства - участники с удовлетворением отметили ряд позитивных шагов, предпринятых в направлении мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта, в основе которых лежит работа, проведенная смешанными силами по поддержанию мира (созданными согласно Сочинскому соглашению как смешанные силы по поддержанию мира и правопорядка (ОСПМП) для обеспечения соблюдения договоренности о прекращении огня в зоне конфликта.

Этому обнадеживающему развитию событий способствовали деятельность миссии СБСЕ в Грузии и усилия Рос­сийской Федерации. Государства - участники призывают миссию не ослаблять усилий по содействию полити­ческому диалогу между всеми сторонами в конфликте, внося тем самым вклад в достижение примирения и создание более широкой политической базы для прочного урегулирования грузино-осетинского конфликта на основе принципов и обязательств, принятых в рамках СБСЕ.

Они отмечают деятельность смешанных сил по поддержанию мира, созданных согласно Сочинскому соглашению от 24 июня 1992 года, и приветствуют ведущиеся с участием миссии СБСЕ переговоры, направленные на достижение дальнейшего прогресса на пути к политическому урегулированию. Они призывают миссию СБСЕ продолжать вы­полнение своего мандата в том, что касается наблюдения за деятельностью смешенных сил по поддержанию мира.

Государства - участники приветствовали достижение 31 октября 1994 года всеми сторонами в конфликте дого­воренности вновь созвать Смешанную контрольную комиссию (СКК), в работе которой миссия примет активное участие.

4. Государства-участники дали высокую оценку усилиям, предпринимаемым правительством Грузии для обеспе­чения прав человека и основных свобод, построения правовых и демократических институтов и полного перехода к рыночной экономике. Миссия будет и впредь активно содействовать органам власти Грузии в этой работе. Они настоятельно призывают правительства соответствующих стран и соответствующие международные органи­зации оказывать Республике Грузия политическую поддержку, а также гуманитарную и техническую помощь.

5. Государства-участники считают, что, возможно, было бы целесообразно проводить в соответствующие сроки международные конференции под эгидой СБСЕ и Организации Объединенных Наций и с участием других меж­ду­на­родных организаций и заинтересованных государств для рассмотрения прогресса, достигнутого на пути к уре­гу­лированию конфликтов и становлению демократического общества в Грузии.

г. Будапешт, 6 декабря 1994 г.

(www.osce.org/russian; Свободная Грузия, №182, 17 декабря, 1994)

 

 

Постановление Правительства Российской Федерации о мерах по временному ограничению пере­сечения государственной границы Российской Федерации с Азербайджанской Республикой и Республикой Грузия

В целях обеспечения безопасности Российской Федерации в связи с конфликтной ситуацией на территории Чеченской Республики в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации “О Государственной границе Российской Федерации” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Федеральной пограничной службе Российской Федерации, Государственному таможенному комитету Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству путей сообщения Российс­кой Федерации во взаимодействии с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой контрразведки Российской Федерации с 00 часов 21 декабря 1994 г.:

временно прекратить пропуск через государственную границу Российской Федерации лиц (кроме возвращающихся к месту постоянного жительства), транспортных средств, грузов и товаров, следующих из Азербайджанской Республики и Республики Грузия.

(...)

3. Министерству транспорта Российской Федерации временно прекратить:

воздушное и морское сообщения с Азербайджанской Республикой и Республикой Грузия из аэропортов Ингушской Республики, Республики Дагестан, Республики Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской Республики, Красно­дарского и Ставропольского краев, Астраханской и Ростовской областей, а также из портов Российской Федерации на Черном, Азовском и Каспийском морях;

воздушное сообщение с Азербайджанской Республикой и Республикой Грузия из аэропортов Российской Федера­ции, не открытых для международных полетов.

(...)

4. Министерству путей сообщения Российской Федерации и Министерству транспорта Российской Федерации временно прекратить пассажирское и грузовое железнодорожное и автомобильное сообщения России с Азербай­джан­ской Республикой и Республикой Грузия, кроме перевозок для российских войск, расположенных на территории Республики Армения и Республики Грузия.

(...)

Председатель Правительства Российской Федерации В. Черномырдин.

19 декабря 1994 г.

(Собрание Законодательства Российской Федерации, М., 1994, № 35, стр. 5235-5237)

 

 

Постановление Правительства Российской Федерации о снятии отдельных ограничений, пре­дус­­мотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1994 г. № 1394 о ме­­рах по временному ограничению пересечения государственной границы Российской Федерации с Азербай­джанской Республикой и Республикой Грузия

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Федеральной пограничной службе Российской Федерации, Государственному таможенному комитету Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству путей сообщения Россий­ской Федерации во взаимодействии с Министерством внутренних дел Российской Федерации,

Федеральной службой контрразведки Российской Федерации в установленных пунктах пропуска через государ­ственную границу Российской Федерации с Азербайджанской Республикой и Республикой Грузия:

(...)

по согласованию с Правительством Республики Дагестан и администрацией Краснодарского края определить порядок пересечения государственной границы Российской Федерации и возобновить пропуск через нее (в пределах Республики Дагестан и Краснодарского края) лиц, проживающих в сопредельных приграничных районах Азербай­джанской Республики и Республики Грузия и постоянно работающих на территории Российской Федерации, при наличии у них документов, удостоверяющих личность, место жительства и работы;

пропускать через государственную границу Российской Федерации жителей приграничных районов, совершаю­щих поездки по семейным обстоятельствам (свадьба, тяжелая болезнь или смерть близких родственников и другие), при наличии у них документов, удостоверяющих личность, место жительства и подтверждающих указанные обстоя­тельства.

(...)

Председатель Правительства Российской Федерации В. Черномырдин.

27 декабря 1994 г.

(Собрание Законодательства Российской Федерации, М., 1995, № 1, стр. 200-201)

 

1995 год

РезолюциЯ 971 (1995) Совета Безопасности ООН от 12 января 1995 года

Совет Безопасности,

подтверждая свои резолюции 849 (1993) от 9 июля 1993 года, 854 (1993) от 6 августа 1993 года, 858 (1993) от 24 августа 1993 года, 876 (1993) от 19 октября 1993 года, 881 (1993) от 4 ноября 1993 года, 892 (1993) от 22 декабря 1993 года, 896 (1994} от 31 января 1994 года, 906 (1994) от 25 марта 1994 года, 934 (1994) от 30 июня 1994 года и 937 (1994) от 21 июля 1994 года,

рассмотрев доклад Генерального секретаря от 6 января 1995 года (S/1995/10 и Add 1 и 2),

вновь подтверждая свою приверженность суверенитету и территориальной целостности Республики Грузия и в этом контексте ссылаясь на заявление Председателя Совета Безопасности от 2 декабря 1994 года (S/PRST/1994/78),

вновь подтверждая также право всех беженцев и перемещенных лиц, затронутых конфликтом, на возвращение в свои дома в условиях безопасности в соответствии с международным правом и положениями Четырехстороннего соглашения о добровольном возвращении беженцев и перемещенных лиц (S/1994/397, приложение II), подписанного в Москве 4 апреля 1994 года,

настоятельно призывая стороны воздерживаться от любых односторонних действий, которые могут осложнить или подорвать политический процесс, направленный на скорейшее и всеобъемлющее урегулирование конфликта,

будучи глубоко обеспокоен отсутствием прогресса в отношении всеобъемлющего политического урегулирования, а также медленными темпами возвращения беженцев и перемещенных лиц,

призывая стороны активизировать усилия, под эгидой Организации Объединенных Наций и при помощи Российской Федерации в качестве действующей стороны и при участии представителей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в целях достижения скорейшего и всеобъемлющего политического урегулирования конфликта, включая вопрос о политическом статусе Абхазии, при полном уважении суверенитета и территориальной целос­тности Республики Грузия,

выражая свое удовлетворение по поводу тесного сотрудничества и координации между Миссией Организации Объединенных Наций по наблюдению в Грузии (МООННГ) и миротворческими силами Содружества Независимых Го­сударств (СНГ) в осуществлении их соответствующих мандатов,

высоко оценивая вклад миротворческих сил СНГ и МООННГ в поддержание прекращения огня и стабилизацию обстановки в зоне грузино-абхазского конфликта,

1) приветствует доклад Генерального секретаря от 6 января 1995 года;

2) постановляет продлить мандат МООННГ, изложенный в его резолюции 937 (1994), на дополнительный период, заканчивающийся 15 мая 1995 года;

3) просит Генерального секретаря в течение двух месяцев после принятия настоящей резолюции представить доклад о всех аспектах ситуации в Абхазии, Республика Грузия;

4) предлагает Генеральному секретарю продолжать свои усилия, направленные на достижение всеобъемлющего политического урегулирования конфликта, включая вопрос о политическом статусе Абхазии, при полном уважении суверенитета и территориальной целостности Республики Грузия, и призывает стороны достичь существенного прог­ресса в переговорах под эгидой Организации Объединенных Наций и при помощи Российской Федерации в ка­­честве содействующей стороны и при участии представителей ОБСЕ;

5) призывает стороны соблюдать свои обязательства в отношении возвращения беженцев и перемещенных лиц, при­нятые в Четырехстороннем соглашении, и в частности, призывает абхазскую сторону существенно ускорить этот процесс;

6) постановляет провести, на основе доклада Генерального секретаря, который будет представлен к 4 мая 1995 года, и в свете любого прогресса, достигнутого в направлении политического урегулирования и возвращения беженцев и перемещенных лиц, всесторонний обзор ситуации в Абхазии, Республика Грузия;

7) просит также Генерального секретаря изучить, в рамках существующего мандата МООННГ, в сотрудничестве с соответствующими представителями миротворческих сил СНГ возможность принятия дополнительных мер с целью со­действовать созданию условий, благоприятствующих безопасному и упорядоченному возвращению беженцев и пере­мещенных лиц;

8) вновь обращается к государствам-членам с призывом делать взносы в фонд добровольных взносов в поддержку осу­­ществления Соглашения о прекращении огня и разъединении сил, подписанного в Москве 14 мая 1994 года (S/1994/583, приложение I). и/или гуманитарных аспектов, включая разминирование, как это будет определяться донорами;

9) постановляет продолжать активно заниматься этим вопросом.

(Сборник документов, касающихся вопроса урегулирования конфликта в Абхазии, Грузия, стр. 48-49)

 

 

Меморандум Совета глав Государств уЧастников СодружествА Независимых Госу­дарств о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств

Государства-участники Содружества Независимых Государств,

опираясь на исторически сложившиеся связи между ними,

исходя из того, что неурегулированность конфликтов между государствами-участниками Содружества Незави­симых Государств противоречит основным принципам, положенным в основу существования Содружества,

(...)

заявляют о нижеследующем:

1. Государства-участники Содружества будут воздерживаться от военного, политического, экономического и иных форм давления друг на друга.

2. Государства, подписавшие настоящий Меморандум, намерены пресекать в соответствии со своим национальным законодательством создание и деятельность на своих территориях организаций, групп или отдельных лиц, направ­ленные против независимости, территориальной целостности и неприкосновенности границ либо на обострение меж­национальных отношений, а также на посягательства извне на государственное устройство государств, подпи­савших настоящий Меморандум.

3. Государства подтверждают нерушимость существующих границ друг друга и выступают против любых дейс­твий, подрывающих их незыблемость, а также будут решать все споры, возникающие по вопросам границ и терри­торий, только мирными средствами.

4. В случае возникновения ситуации, затрагивающей интересы безопасности какого-либо государства, подпи­сав­шего настоящий Меморандум, оно может обратиться к другим государствам-участникам Содружества с просьбой безотлагательно провести консультации.

5. Государства воздерживаются от любого прямого или косвенного вмешательства во внутренние дела другого го­сударства-участника, подписавшего настоящий Меморандум.

6. Государства будут воздерживаться от участия в союзах и блоках, направленных против любого из государств-участников Содружества.

7. Государства-участники Содружества на своих территориях в соответствии с национальным законодательством и международными нормами будут предпринимать меры для пресечения любых проявлений сепаратизма, нацио­нализма, шовинизма и фашизма.

Они будут содействовать объективному освещению общественно-политических процессов в других государствах-участниках Содружества.

8. Государства обязуются не поддерживать на территории других государств-участников сепаратические движения, а также сепаратистские режимы, если таковые возникнут; не устанавливать с ними политических, экономических и других связей; не допускать использование ими территорий и коммуникаций государств-участников Содружества; не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи.

9. Государства будут поддерживать усилия друг друга по дальнейшему укреплению мер доверия и безопасности между государствами-участниками Содружества Независимых Государств.

Совершено в городе Алматы 10 февраля 1995 года в одном подлинном экземпляре на русском языке...



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.073 с.)