Обозначение мягкости согласных гласными буквами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обозначение мягкости согласных гласными буквами.



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

КЛАСС

 

 

Тема: Углубленное обследование письменной и устной речи учащихся.

Цель: выявление пробелов в знаниях учащихся, умение работать с деформированным текстом.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия

III. Работа по теме:

 

1.Проверка знаний за первый класс:

а) повторение гласных букв;

б) образование твердых и мягких слогов;

в) предложение и их типы;

г) парные согласные;

д) перенос слов;

е) перенос слов с буквой Й;

ж) обозначение мягкости согласных гласными буквами;

з) мягкий знак на конце слова;

и) правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.

2. Чтение рассказа «Два жадных медвежонка».

 

3. Проверочный диктант.

 

 Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла река. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеб и зерна. Летом посевам нужна защита.

 

IV. Итог занятия.

  

 

 

Тема: Углубленное обследование письменной и устной речи учащихся.

Цель: выявление пробелов в знаниях учащихся, умение работать с деформированным текстом.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме:

1. Проверка знаний за первый класс:

а) гласные буквы и прямой слог;

б) перенос слов;

в) предложение (повествовательное, вопросительное, восклицательное);

г) мягкий знак в середине слова;

д) ударение;

е) парные звонкие и глухие согласные;

ж) большая буква;

з) предлоги.

2. Чтение рассказа «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

3. Изложение

Воробей и ласточки.

Ласточка свила гнездо. Воробей увидел гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь своих подруг. Вместе ласточки выгнали воробья из гнезда.

1.Что сделала ласточка?

2. Что сделал воробей?

3. Кого ласточка позвала на помощь?

4. Что сделали ласточки?

 

IV. Итог занятия.

    Тема: Углубленное обследование письменно и устной речи учащихся.

Цель: выявить пробелы в знаниях учащихся, умение работать с деформированным текстом.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме:

1.Проверка знаний за первый класс:

а) предложение, слово, слог;

б) парные звонкие и глухие согласные;

в) слова, отвечающие на вопросы кто? что?;

г) слова, отвечающие на вопросы что делает? что сделал?;

д) слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое?;

е) техника чтения и пересказ;

ж) времена года.

2.Составить из слов предложение:

а) около, строят, парка, дом;

б) дом, три, в, этажа;

в) это, школа, наша, новая;

г) школу, году, построили, этом, в;

д) наш, на, класс, этаже, втором.

3.Техника чтения и пересказ «Иван-царевич и серый волк».

 

IV. Итог занятия.

 

Тема: Слово и слоги: прямой, обратный, открытый, закрытый.

Цель: учить детей делить слова на слоги.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1.Сколько гласных в слове, столько и слогов. Слова переносятся с одной строки на другую по слогам. Слова из одного слога не переносятся, например, мост. Слог из одной буквы не переносится, например, Юля.

а) Знакомство со слогом:

ба, бо, бе, би, бу, ва, во, ве, ви, ву, вы, га, го, ге, ги, гу, да, до, де, ди, ду, ды, за, зо, зе, зи, зу, ка, кю, ке, ки, ку, и т.д. Аза, апы, осо, озу, осы, язы, узы.

б) деление слов на слоги: односложные, двусложные, трехсложные.

в) из односложных слов: сом, сам, мал, лук, мир, мяч, зал, жар, куст, стол, мост, брат, друг, стул, клен, кнут.

Графическое изображение слогов

 

г) из двусложных слов: мыло, ноты, мука, сода, жало, зубы, куры, карта, кошка, ручка, рыба, мышка, крыло.

Графическое изображение слогов

 

д) из трехсложных слов: машина, лопата, сорока, домики, рыбаки, лебеди, гусята, бумага, сапоги, берега.

Графическое изображение слогов

 

Порядок слогов в слове

Чтобы получались слова, необходимо слоги не путать, а произносить их по порядку.

Па – ла      ла – па       Ки - ма

Ки – ра      ра – Ки      ма – ки

 

IV. Итог занятия.

Тема: Предложение. Слова односложные, двусложные и многосложные.

Цель: учить детей делить на слоги двусложные, многосложные слова.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме:

1. Предложение – это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.

2. Повторение пройденного

Ученики выполняют и называют гласные первого и второго ряда.

3. Знакомство со слогом:

а) работа с односложными, двусложными, многосложными словами:

май, этаж, лес, рот, дом, жар, сад, стол, конь, пруд, пень – односложные слова.

 Коза, заяц, овцы, петух, садик, домик, столик, кони, жарко, пруды, кусты, лесок – двусложные слова.

 Корова, молоко, собака, деревня, телята, листики – трехсложные слова.

Милиционер, учительница, земляника, хранилище – многосложные слова.

4. Определение количества слогов в слове.

а) в каждом слоге есть гласный звук. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.

Дом, у-чеб-ник, кни-га, ба-то-ны, бул-ки, ре-бя-та, уче-ник, урок, са-ни-тар, зво-нок, кни-га, ко-ро-ва, мо-ло-ко.

Б) Слог может состоять:

Из одной гласной буквы о-сень. Из гласной и одной согласной до-ро-га.Из гласной и нескольких согласных стро-йка.

4. Графическое изображение

 

IV. Итог занятия.

 

Тема: Работа над предложением.

Цель: дать понятие ученикам о предложении.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме:

1. Работа с предложением

а) Девочка читает сказку

 (начертить схему) Ефименкова с.19-20

б) Предложение получается тогда, когда слова живут в согласии. Мальчик, рисовать, кошка – нет согласия. Мальчик рисует кошку – слова стали жить в согласии. (см. Ефименкова с. 20)

в) составить предложение из двух слов так, чтобы первое слово обозначало предмет, а второе действие предмета.

Звезда падать, рыба плавать, дождь идти (начертить схему)

1. Звезда падает. 2. Рыба плавает. 3. Дождь идет. (начертить схему)

2. Понятие об интонационной законченности предложения, опираясь на слуховое восприятие. (Ефеменкова с.22-24).

а) повествовательное предложение о чем-нибудь сообщает. В конце его ставится точка.

В класс вошла учительница.

б) вопросительное предложение содержит вопрос (?) В конце него ставится знак вопроса (?)

Кто сегодня дежурный?

в ) восклицательное предложение выражает сильное чувство или призыв. В конце него ставится восклицательный знак (!)

Да здравствует мир во всем мире!

 

IV. Итог занятия.

 

Тема: Выделение предложения из речи.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительного внимания, памяти.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1.Отдифференцировать понятие «звук» - «слово». Дать первоначальное представление о звуке речи, как смыслоразличителе слова.

а) беседа о звуках речи (Ефеменкова с. 87 –88)

б) слоговая работа: прослушать слоги, назвать одинаковые звуки:

Па- пы-пу,                  са-со-сы,                ас-ап-ат,

То-ты-та,                     му-ту-пу,               ок- он-от.

в) Наша речь состоит из слов, каждое слово – это часть речи.

Г) Слова в нашем языке делятся на большие группы, или части речи:

- имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги,

местоимение.

Название предметов (кто? что?) лето, снег, лиса – это имена существительные.

Название действий (что делать? что сделать?) ждать, подуть, стоять – это глаголы.

Название признаков предметов (какой? какая? какое? Какие?) – золотой, зеленая, жаркое, белые – это имена прилагательные.

Зима.

Пролетело жаркое лето. Прошла золотая осень. Выпал снег. Пришла вьюжная холодная зима. Подул студеный ветер. Голы стоят в лесу деревья. Зеленые сосны и ели ждут белой зимней одежды.

 

IV. Итог занятия.

 

 

Тема: Составление предложений из слов.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительного внимания, памяти; формирование слышать, различать.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1. Развитие фонематического слуха:

а) Составление предложений по картинкам (Ефеменкова с. 48-49).

б) составить предложения из двух, из трех, четырех, пяти и более слов, выделить главные слова в предложении.

1. Девочка чистит.

2. Девочка чистит апельсин.

3. Девочка чистит спелый апельсин.

4. Девочка чистит спелый апельсин брату.

5. Девочка ножом чистит спелый апельсин брату.

в) составление предложений по картинкам (Ефименкова с. 49)

1. Девочка моет.

2. Девочка моет пол.

3. Маленькая девочка моет пол.

4. Маленькая девочка моет паркетный пол.

5. Маленькая девочка моет паркетный пол щеткой.

г) из слов составить предложение.

1. Дети, снежную, стоим, во, дворе, горку.

2. Лена, лопатой, клала, на, снег, санки.

1. Дети во дворе строили снежную горку.

2. Лена клала лопатой на санки снег.

 

IV. Итог занятия.

Тема: Расчленение предложений на слова.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительного внимания, памяти, формирование слышать, различать звук и букву.

Ход занятия

I.Организационный момент.

II.Сообщение темы и цели занятия.

III.Работа по теме.

а) Предложение – это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.

Утро. Ребята спешат в школу.

б) Слова – название предметов, действий, признаков.

Слова, отвечающие на вопрос кто? что? обозначают предметы.

Кто? – учитель, ученик, девочка – живые предметы.

Что? – класс, тетрадь, карандаш – неживые предметы.

в) Слова, отвечающие на вопросы что делает? что делал? что сделает? обозначают действие предметов: спит, работает, решает, бежит.

г) Составить с данными словами 2-3 предложения, подчеркнуть название предметов одной чертой, название действий – двумя.

Утром, поле, кипит, в, работа.

Пшеница, грузовики, везут.

Урожай, собрали, богатый, в, этом, году.

1. Утром в поле кипит работа.

2. Грузовики везут пшеницу.

3. В этом году собрали богатый урожай.

Д) Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какие? какое? Обозначают признаки предметов: свежий ветер, красная лента, сладкое яблоко, молодые деревья.

1. Опадают желтые листья.

2. Часто моросит мелкий дождь 3. Цветут пестрые астры.

IV. Итог занятия.

Тема: Заглавная буква.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания, закрепление знаний детей о написании большой буквы.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1. Развитие фонематического слуха.

а) предложение и слово

Первое слов в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка(.),вопросительный(?), или восклицательный (!) знаки.

Хорошо летом на реке! Ребята плавают и ныряют. Ты умеешь плавать?

Предложение выражает законченную мысль.

б) имена и фамилии людей, клички животных, название городов, сёл, улиц, озёр, рек, морей пишутся с большой буквы.

1. У Наташи Чудовой живёт кошка Дымка.

2. Я дружу с Вовой.

3. Моя фамилия……………… 4. Моё имя……………………

в) звуки и буквы

На письме звуки обозначаются буквами. Подчеркнуть звуки, которыми отличаются слова.

Капля – цапля

Гора – кора

Речка – печка

Ворона – ворота

Гласные звуки а, о, у, ы, и, э.

Гласные буквы а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

г) согласные звуки и буквы

б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

Б В Г Д Ж З – звонкие парные согласные

П Ф К Т Ш С – глухие парные согласные

Бобы, посевы, утюги, сады, сторож, грузы.

IV. Итог занятия.

Тема: Звук и буква А.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной и слуховой памяти, внимания; формировать умение слышать и различать звук и букву А.

Ход занятия

I.Организационный момент.

II.Сообщение темы и цели занятия.

III.Работа по теме.

1. Развитие фонематического слуха.

а) краткая характеристика звука и буквы А;

б) работа с сигнальными карточками; цифровой ряд;

в) работа в тетрадях:

- выделить звук и букву А в слогах:

ба, ва, га, да, жа, за, ка, ла, ма, на, па, ра, са, жа, та, фа, ча, ша, ща.

- выделить звук и букву А в словах:

Мама, Миша, рыба, трава, страна, семена, осока, гора, лебеда, собака, беседа, беда, вагоны, доска, марка, аист, чаща, фары, шапка, бабушка, кошка, лапка, мышка, папа, роза, малыш, сад, рама, санки, книга.

- выделить звук и букву А в предложениях:

У мамы сын Миша. Сын мал. У мамы Луша. Она мала. Папа и мама были дома. Папа читал газету, мама читала книгу. Это наш сад. В саду роза. У розы хороший запах. Роза хороша.

     2. Повторение грамматической темы.

Перенос слов.

Слова переносятся с одной строчки на другую по слогам. Одну букву нельзя оставить на строке и переносить на новую строку.

Ко-тя-та, ри-сую, оре-хи, яго-ды, кот, са-дик, конь, пру-ды, кус-ты, лес, ле-сок.

 

IV. Итог занятия.

 

Тема: Звук и буква Я.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной и слуховой памяти, внимания; формировать умение слушать и различать звук и букву Я.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1. Развитие фонематического слуха:

а) краткая характеристика звука и буквы Я;

б) работа с сигнальными карточками и цифровым рядом;

в) работа в тетрадях:

- выделить звук и букву Я в слогах:

бя, вя, гя, дя, зя, кя, пя, мя, ня, пя, ря, ся, тя, фя.

- выделить звук и букву Я в словах:

Яма, ящик, Зоя, стая, моя, Коля, Катя, воля, пряник, пятно, ряд, Оля, всякий, вяжут, озяб, рядом, слякоть, стоя, мяч, ягоды.

- выделить звук и букву Я в предложениях:

Наша Оля мала. Наташа сама рыл ямку. Боря искал ягоды. Люба мяла глину. Зоя сядь и сама читай книгу. Зоя мала, да умна.

2. Повторение грамматической темы.

Перенос слов.

Слова переносятся с одной строчки на другую по слогам.

Ко-зы, ов-цы, за-яц, пе-тух, ко-ро-ва, мо-ло-ко, де-рев-ня, со-ба-ка, те-ля-та, ло-шадь, мед-ведь, яго-ды.

 

IV. Итог занятия.

 

 

Тема: Звук и буква Я

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной и слуховой памяти, внимания; формировать умение слушать и различать звук и букву Я.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме:

1. Развитие фонематического слуха.

а) краткая характеристика звука и буквы Я;

б) работа с сигнальными карточками и цифровым рядом;

в) работа в тетрадях:

- выделить звук и букву Я в слогах:

мя, пя, тя, ся, ля, ря, вя, кя, дя, бя.

- выделить звук и букву Я в словах:

Пояс, ряды, прятки, грязь, синяя, змея, сядь, вялый, время, мясо, едят, вишня, яблоня, месяц, ястреб, якорь, яма, Рая, твоя, моя, Оля, пламя.

- выделить звук и букву Я в предложениях:

Рая и Мая едят малину. В саду вишня и ягоды. Мята полезная трава. Нет дождя. Трава завяла. На полу валялась старая тряпка.

2. Повторение грамматической темы.

Русская азбука или алфавит.

В русском алфавите 33 буквы. Каждая буква имеет своё место и своё название.

Арбуз, берёза, вечер, гнездо, дорога, ерши, ёж, жеребёнок, заяц, ива, кустарник, лопата, машина, нора, петух, ребята, сорока, тетрадь.

 

IV. Итог занятия.

 

Тема: Дифференциация О-Ё.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания; формировать умение слышать и различать звуки и буквы О-Ё.

Ход занятия

I.   Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1.Развитие фонематического слуха.

а) краткая характеристика звуков и букв О-Ё;

б) работа с сигнальными карточками и цифровым рядом;

в) работа в тетрадях:

- выделить звуки и буквы О-Ё в словах.

Телёнок, козлёнок, утёнок, лисёнок, ягнёнок, щенок, жеребёнок, костёр, ёрш, козёл, сёмга, соль, осёл, сом, весёлый, мороз, нанёс, вол, Лёва, дом, вёсла, клёв, мёл, пол, спасибо.

  - вставить пропущенные буквы о-ё в предложении.

Спасибо, м…р…з, что снегу нан…с. Л…ва в…л в…ла. Мы ид…м в д…м. В л…дке н…вые в…сла. Начался б…льшой кл…в рыбы. У шк…лы раст…т кл…н. В…ва м…л п…л.

2. Повторение грамматической темы.

Ударение.

- расставить ударение

Шуба, шапка, мальчик, пальто, коньки, щука, роща, море, дожди, весна, малыш, посевы, чижи, встреча.

 

IV. Итог занятия.

 

 

Тема: Звук и буква И и.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания; формировать умение слышать и различать звук и букву И.

Ход занятия

I.  Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1. Развитие фонематического слуха.

а) краткая характеристика звука и буквы Ы;

б) работа с сигнальными карточками, цифровой ряд;

в) работа в тетрадях:

- выделить звук и букву И в слогах.

Пи, ти, ми, си, ри, ди, би, ки, ви, ги, жи, зи, ли, ни, ши.

- выделить звук и букву И в словах.

Миша, Мила, рис, мир, кит, липа, кино, Рита, сила, лиса, пили, соки, гуси, куски, марки, сапоги, сухари, уроки.

- изменить слово так, чтобы в конце слова стояли звук и буква И.

Муха-мухи, сапог-сапоги, корабль-корабли, собака-собаки, рысь-рыси, куча-кучи.

- выделить звук и букву И в предложениях.

Мила и Нина мыли Сашу. Миша и Витя малыши. Нина умыла Мишу. Мила вымыла Витю.

2. Повторение грамматической темы.

Звонкие и глухие согласные.

Б В Г Д З Ж

П Ф К Т С Ш - Парные согласные

Бочка – почка; горка-корка; дочка-точка; жар-шар; зуп-суп; Веня – Феня.

IV. Итог занятия.

Тема: Дифференциация У-Ю.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания; формировать умение слышать и различать звуки и буквы У-Ю.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1. Развитие фонематического слуха.

а) краткая характеристика звуков и букв У-Ю;

б) работа с сигнальными карточками, цифровой ряд;

в) работа в тетрадях:

- вставить в слова пропущенные буквы У-Ю.

У ля, Ю ля, л у к, с у к, по ю, мо ю, ю ла, Л ю ба, рис ую, р у ки, т ю ль, тр у с, спл ю, сл ю ни, т у фли, сл ю да, т ю лень, сл у жба, тр у сы.

- вставить в слова пропущенную букву У или Ю.

Кат ю ша кормит к у р. К у ры кл юю т зёрна. Л у ша л ю бит л у к. Ю ля надела ю бк у. Л ю ба и Л у ша гуля ю т. Я вста ю рано у тром. Ил ю ша рис у ет ваз у.

2. Повторение грамматической темы.

Звонкие и глухие согласные.

(правило)

Гриб-грибы; глаз-глаза; утюг-утюги; мороз-морозы; завод-заводы; этаж-этажи; шкаф-щкафы; рыбка-рыба; коровка-корова; берёзка-берёза; грядка-гряда; кружки-кружок; репка-репа; сетка-сети.

 

IV. Итог занятия.

 

 

Тема: Дифференциация Э-Е.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания; формировать умение слышать и различать звуки и буквы Э-Е.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1. Развитие фонематического слуха.

а) краткая характеристика звуков и букв Э-Е;

б) работа с сигнальными карточками, цифровой ряд;

в) работа в тетрадях:

- выделить звук и букву Э.

Э кзамен, э волюция, э врика, э кология, э кономист, э кран, э кипаж, э кзотика, э кстра, э ластичный.

- выделить звук и букву Е.

Ежевика, езда, если, Ессентуки, есаул, есть, ехать, единый, едва, ель, ельника, ели, ехал.

- выделить буквы Э-Е.

В э том дом е два э тажа. Э то наша школа. Наш класс на втором э таж е.

2. Повторение грамматической темы.

Большая буква.

Правило:

Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, название городов, сёл, улиц, озёр, рек, морей пишутся с большой буквы.

Юра Шаршов и Лёша Щукин летом жили в деревне Сосновка. Они каждый день ходили в лес. Ребята брали с собой собаку Стрелку.

 

IV. Итог занятия.

 

 

Тема: Дифференциация Э-Е.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания; формировать умение слышать и различать звуки и буквы Э-Е.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1. Развитие фонематического слуха.

а) краткая характеристика звуков и букв Э-Е;

б) работа с сигнальными карточками, цифровой ряд;

в) работа в тетрадях:

- выделить звуки и буквы Э-Е в словах.

Этаж, эта, эти, эхо, этот, электропылесос, электросамовар, электроника, электробритва, эластик, электропила, экскаватор, электросеть, эликсир, элита, эмигрант, эмблема, энергия, эскалатор.

Песок, ветер, орехи, ученик, писатель, высокие, леса, февраль, апрель, сентябрь, декабрь, лагерь, одежда, пенал, петух, ребята, тетрадь, учитель, ателье, свитер, термос, шоссе.

2. Повторение грамматической темы.

Большая буква (правило).

Наша семья.

Нас в семье трое: отец, мать и я. Наша фамилия Сорокины. Отца моего зовут Пётр, по отчеству Семёнович. Моя мать - Ольга Васильевна. А я Алексей Петрович. Меня зовут Алёшей.

Учебник 1 класс с. 80.

 

 

IV. Итог занятия.

 

 

 Тема: Изложение “Умная галка”

Цель: умение последовательно излагать мысли в пересказе на письме, используя план и текст.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1.Чтение текста 2 раза.

2. Беседа о прочитанном по вопросам.

3. Чтение плана.

4. Пересказ прочитанного по плану.

5. Выполнение работы в тетради.

 

Изложение.

Умная галка.

Захотела галка пить. Заметила она на столе кувшин с водой. В кувшине было мало воды. Галка не могла достать её. Тогда галка стала кидать в кувшин камешки. Вода в кувшине поднялась галка смогла напиться.

 

1. Что захотела галка?

2. Что заметила она на столе?

3. Сколько воды было в кувшине?

4. Что не могла сделать галка?

5. Что тогда стала делать галка?

6. Что стало с водой?

7. Что смогла сделать галка?

 

 

IV. Итог занятия.

 

Тема: Диктант “Зима”

Цель: написать диктант выявить проблемы в знаниях учащихся.

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

 

 

Диктант

Зима.

Зимой небо низкое, хмурое. Солнце показывается редко. Дует холодный ветер. Идёт снег. Кругом сугробы. Тихо в лесу. Сладко спит в берлоге медведь и проспит всю зиму. Белка и зайчик сменили свои шубки. Голодно волку. Он рыщет по лесу в поисках добычи.

 

 

IV. Итог занятия.

 

Тема: Звук и буква Б б.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания; формировать умение слышать и различать звук и букву Б.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1. Развитие фонематического слуха.

а) краткая характеристика звука и буквы Б;

Б – звонкая, согласная.

б) работа с сигнальными карточками, цифровой ряд;

в) работа в тетрадях:

- выделить звук и букву Б в слогах.

Ба, бу, бы, бя, бе, бю, би, аба, оба, уба, ыба, убо, убу.

- выделить звук и букву Б в словах:

Б орода, б рюки, ле б едь, зу б ной, клу б ок, коло б ок, ря б ина, кол б аса, су бб ота, о б лака, ка б лук, б у б ен, б аран, по б еда, б а б очка б о б ровый, б а б ушка, за б авы, Лю б а. 

-выделить звук и букву Б в предложениях.

На ёлке б усы. Лю б а лю б ит б ананы. Б а б ушка купила Б оре б укварь. Ре б ята на б рали б елых гри б ов. Б а б ушка сварила к о б еду б о б ы. Б елка сушит гри б ы на зиму. В б и б лиотеке б ольшой вы б ор книг. В зоопарке живут зу б ры, о б езьяны, б егемоты.

2. Повторение грамматической темы.

Слова, отвечающие на вопрос (кто? что?) – правило

Кто? - ласточка, слон, птицы, сова, врач.

Что? – мячик, перчатки, чайник, узор.

Уч 1 кл с. 91

IV. Итог занятия.

 

Тема: Звук и буква П п.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания; формировать умение слышать и различать звук и букву П.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1. Развитие фонематического слуха.

а) краткая характеристика звука и буквы П;

П – глухая, согласная.

б) работа с сигнальными карточками, цифровой ряд;

в) работа в тетрадях:

- выделить звук и букву П в слогах.

Па, по, пу, пы, пя, пе, пю, пи, апа, опа, упа, ипа, епа, ыпа, упу.

- Выделить звук и букву П в словах:

П алка, п очка, за п ор, п роба, п робка, п ломба, п робы, п алуба, п обеда, п ароход, п ирог, п есня, п ассажир, п оле, сер п, сно п, п руд, п лотник, кру п ный, с п орил, п латок, п акет, п альто, са п оги, п астух, ло п ата, ка п ли, п шено, ла п ша, ки п ит, п ружина.

- выделить звук и букву П в предложениях.

П овалился старый забор. На воротах кре п кий за п ор. Во дворе п ро п ел п етух. На траву выкатили бочки. Выросла ре п а большая п ребольшая. Паук п летёт п аутину. С п отолка осы п ается п обелка.

2. Повторение грамматической темы.

Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Кто? отец, моряк, друг, девочка, олень, дельфин, дети, доктор.

Что? Окно, бумага, жара, часы, месяц, ветер, топор, лопата.

Учеб. 1 кл. с. 91

 

IV. Итог занятия.

Тема: Дифференциация Б-П.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания; формировать умение слышать и различать звуки и буквы Б-П.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1. Развитие фонематического слуха.

а) краткая характеристика звуков и букв Б-П;

Б - звонкая

} парные согласные буквы

П - глухая

б) работа с сигнальными карточками, цифровой ряд;

в) работа в тетрадях:

- выделить звуки Б-П из слогов:

ба – па            бя – пя                  па – ба – па - ба

бо – по            бе - пе                    пу – бу – бу - пу

бу – пу            бю – пю                ба – па – ба – па

бы – пы           би – пи                 пу – бу – пу – бу

- вставить в слова пропущенные слоги:

Бо - По                                   Бу – Пу                         Пе - Бе

По жар са по ги               Бу кашка ар бу зы        пе карь по беда

бо лото ра бо та              пу зырёк по пу гай       бе лый за бе гал

по лёт за бо та                   бу рёнка ре бу сы          пе чёт за пе вал

по шёл за по ры             бу зина   гло бу сы      бе рёт по бе жать

 Би – Пи: би точки, би рюза, пи оны, пи онер, со би рать, за би рать, от пи рать, от пи вать 

2. Повторение грамматической темы.

Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что? называются именами существительными.

 

Кто? лиса, корова, овца, собака, медведь.

Что? молоток, нож, шило, пила.

 

IV. Итог занятия.

 

Тема: Дифференциация Б-П.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания; формировать умение слышать и различать звуки и буквы Б-П.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1. Развитие фонематического слуха.

а) краткая характеристика звуков и букв Б-П;

Б - звонкая

} парные согласные буквы

П - глухая

б) работа с сигнальными карточками, цифровой ряд;

в) работа в тетрадях:

- вставить пропущенные буквы Б-П.

Голу б ой, п лавал, цара п ал, глу б окий, за п латки, п ри б авить, п о б еда, п ри б оры, п алу б а, п ро б

- вставить пропущенные слоги БА-ПА.

Люба, рыба, липа, баран, сдоба, палец, базар, бабушка, труба, парус, лопата, прибавил, забавы, пакет, панама, паркет.

2. Повторение грамматической темы.

Кто? Семья собралась вечером дома.

Кто? Мать читает книгу.

Кто?   Дочь вышивает.

Кто? Сын собирает подъемный кран.

Для работы на огороде нужны

                   что?

Ведро, лопата,грабли, лейка, тяпка.

 

IV. Итог занятия.

                              

 

Тема: Дифференциация Б-П.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания; формировать умение слышать и различать звуки и буквы Б-П.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1. Развитие фонематического слуха.

а) краткая характеристика звуков и букв Б-П;

Б - звонкая

} парные согласные буквы

П - глухая

б) работа с сигнальными карточками, цифровой ряд;

в) работа в тетрадях:

- дописать предложения, выбрав подходящее по смыслу слово.

В синем море волны …….. п лещут – б лещут.

В синем небе звёзд …..….. п лещут – б лещут.

На траву выкатили ……… п очки – б очки.

На деревьях набухают …. п очки – б очки.

Повалился старый ….. за п ор – за б ор.

На воротах крепкий ….. за п ор – за б ор.

Во дворе …. петух.  про п ел – про б ел.

Надо устранить …… в знаниях. про п ел – про б ел.

 

- вставить пропущенные буквы Б-П в предложениях.

Ар б уз и ка п уста – овощи. В п арке б ыло много ли п. На б ерёзе на б ухали п очки. Б очка по морю п лывёт. П усть всегда б удет солнце! Пусть всегда б удет не б о!

2. Повторение грамматической темы.

Синичка.

Это было зимой. К окну прилетела синичка. Она была голодна. У окна стояли дети. Им стало жаль птичку. Ребята открыли форточку. Птичка влетела в комнату. Она стала клевать хлебные корки.

1. Когда это было?

2. Куда прилетела синичка?

3. Почему она прилетела к окну?

4. Кто стоял у окна?

5. Как ребята отнеслись к птичке?

6. Что сделали ребята?

7. Куда влетела птичка?

8. Что она стала делать?

 

IV. Итог занятия.

 

 

Тема: Диктант «Наш дом».

Цель: написать диктант, проверить технику чтения, выявить пробелы в знаниях учащихся.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме

1. Диктант

Наш дом.

Наш дом большой и красивый. На первом этаже дома магазин. В магазине продают одежду, обувь. У подъезда дома растут тополя и березы. Вокруг дома ребята посадили много цветов. Из окон дома видна большая площадь. Мы очень любим наш дом.

 

2.Чтение русских народной сказки «Кот, петух и лиса».

 

IV. Итог занятия.

 

Тема: Звук и буква В в.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания; формировать умение слышать и различать звук и букву В.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1. Развитие фонематического слуха.

а) краткая характеристика звука и буквы В;

В – звонкая парная согласная буква.

Отгадай: Веду внучку за ручку по всем комнатам (в еник).

б) работа с сигнальными карточками, цифровой ряд;

в) работа в тетрадях:

- выделить звук и букву В в слогах.

Ва, во, ву, вы, ве, вё, вю, ви, вя.

- выделить звук и букву В в словах

Ваза, в лага, со в а, в илка, в афли, в ата, в оротник, в орота, в орона, в агон, сли в а, в етер, в ратарь, в ремя, в илы, и в а, со в ет, со в ёнок, о в раг, в есёлый, соло в ей, с в екла, ко в ёр, пер в ый, в ерблюд, в ы в их, кро в ь, бро в ь, посе в ы.

- выделить звук и букву в предложениях.

Мы ехали на дачу в пер в ом в агоне. На грядках растёт морко в ь. В магазине продаётся обу в ь. Репа и морко в ь – о в ощи. Сегодня в лажный в оздух. В лугах зеленеет тра в ка.

2. Повторение грамматической темы.

Слова в, из, к, на, от, по, с, у - пишутся отдельно от других слов.

Миша вошёл в класс, сел за парту. Он вынул из портфеля книги и положил на парту. Миша сидит с Юрой. Учитель вызвал Мишу к доске. Мальчик стоит у доски и отвечает урок.

 

IV. Итог занятия.

Тема: Звук и буква Ф ф.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания; формировать умение слышать и различать звук и букву Ф.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1. Развитие фонематического слуха.

а) краткая характеристика звука и буквы Ф;

Ф – глухая парная согласная буква.

б) работа с сигнальными карточками, цифровой ряд;

в) работа в тетрадях:

- выделить звук и букву Ф в слогах.

Фа, фо, фы, фу, фя, фё, фу, фю, фи.

- выделить звук и букву Ф в словах.

Ф ляга, ф аза, со ф а, ф окус, ф абрика, ф артук, ф лаг, флейта, кон ф ета, ко ф та, ко ф е, сал ф етка, ф отогра ф ия, ф илин, ф акел, ф у ф айка, ка ф е, сара ф ан, шар ф, А ф рика, карто ф ель, ка ф тан.

- выделить звук и букву Ф в предложениях.

В нашем доме не работает ли ф т. Ф ая сварила ко ф е. Ф едя осветил дорогу ф онарём. Гости пили чай с ф руктовыми кон ф етами. У Ф омки в гостях Ф имка.

2. Повторение грамматической темы.

 Слова в, из, к, на, от, по, с, у – пишутся отдельно от других.

В доме, на столе, из гнезда, к станции, от стены, по полю, с Украины, у дома.

 

IV. Итог занятия.

 

Тема: Дифференциация В-Ф.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания; формировать умение слышать и различать звуки и буквы В-Ф.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1. Развитие фонематического слуха.

а) краткая характеристика звуков и букв В-Ф;

В - звонкая

} парные согласные буквы

Ф - глухая

б) работа в тетрадях:

-выделить звуки и буквы В-Ф в слогах:

ва – фа          фя – вя                    фо – во – фо – во

во – фо          фё – вё                    ву – фу – ву – фу

ву – фу          фу – ве                    фё – вё – фё – вё

вы – фы         фю – вю                  вю – фю – вю – фю

в) работа с сигнальными карточками, цифровой ряд; (Ефименкова с. 167)

г) работа в тетрадях:

- вставить в слова пропущенные буквы В-Ф.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.467 с.)