При организации деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка и присущие этим особенностям деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При организации деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка и присущие этим особенностям деятельности.



Исмагилова Диана

1. Перечислите и раскройте содержание требований к организации учебного процесса в логике системно-деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводиться активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Главная педагогическая задача при таком подходе - организация условий, инициирующих детское действие. Поэтому учитель становится лишь наставником, наблюдателем и консультантом, а детский коллектив превращается в творческую лабораторию. Соответственно меняются и требования к результатам освоения ООП.

ФГОС: изменение требований к образовательному результату:

  • Предметные (основы системы научных знаний; опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания);
  • Метапредметные (усвоенные межпредметные понятия и УУД; управление своей деятельностью, самостоятельность; речевая деятельность, навыки сотрудничества; работа с информацией; сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д.);
  • Личностные (внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка; мотивация; способность к решению моральных проблем; оценка своих поступков и т.д.)

Концептуальной основой образовательных стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, обеспечивающий:

  • формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Таким образом, стандарты нового поколенья смещают акценты в образовании на активную деятельность обучающихся учащихся. В процессе деятельности обучающиеся осваивают УУД, развиваются как личность.

Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО УРОКА

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Пять этапов организации учебной деятельности.

Первый этап: п ринятие (конструирование) учебной (учебно-практической) задачи – умение определять цель своей работы. Он включает в себя: создание целостного образа ситуации; определение границ знания и незнания; кристаллизацию проблемы, её формулировку и фиксацию.

Для создания целостного образа ситуации могут быть заданы следующие вопросы:

Что это такое? Из чего состоит?

Для определения границ знания и незнания могут быть заданы следующие вопросы:

Что я об этом уже знаю?

Чего не знаю, не понимаю?

Для кристаллизации проблемы, её формулировки и фиксации могут быть заданы следующие вопросы:

О чём идёт речь?

Как связаны части?

Как показать это на модели?

Что буду контролировать?

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

План

1. Организационный этап;

2. Вступительное слово;

3. Основная часть (ознакомление родителей с педагогическими технологиями)

4. Выполнение практических заданий;

5. Подведение итогов родительского собрания.

 

- Здравствуйте, уважаемые родители! Давайте начнем с начального тренинга «Мы рады вас видеть!».

Цель: создать условия для самораскрытия личности участников, их сплочению, повышению самооценки, умения принимать помощь.

– Уважаемые родители, сегодня у нас с вами есть уникальная возможность узнать друг о друге еще что-то новое и интересное. А для начала давайте поприветствуем друг друга. Сделаем это таким образом.

Инструкция: Встаем в круг. Каждый из нас делает один шаг к центру круга, показывает жест приветствия, называет свое имя, а так же 2 личных качества на первую и вторую буквы своего имени и говорит пожелание, обращаясь ко всем остальным: “Добрый день!”, “Желаю всем узнать много нового и интересного” и т.д.

Следующий участник повторяет жест приветствия всех участников, а затем представляет себя. Так по цепочке каждый из нас поприветствует всех участников нашей группы.

- Такой интересный тренинг нужно использовать и с детьми, с помощью него дети могут почувствовать себя комфортно и свободно.

Наше родительское собрание посвящено очень важной теме: «Принципы инновационного обучения». С одним из методов мы уже познакомились. Давайте настроимся на плодотворную работу, надеюсь, что это собрание будет для вас полезно и интересно.

Вступительное слово:

Нынешняя реальность предъявляет высочайшие запросы к темпу и уровню жизни. Естественно, что родители, кому небезразлична судьба своих детей, стараются уже в раннем возрасте обеспечить детей необходимыми условиями для того, чтобы выросшие дети смогли достичь желаемого. Впрочем, кто имеет возможность заявить, какие как раз свойства нужны ребёнку в будущем? И собственно что окажется значимее: успешное освоение школьной программы или же вероятность самореализации в каком-либо облике творчества? Мало кто из родителей задумывается над этим, большинство из родителей считает, что именно они лучше всех других могут знать, каким должен вырасти их ребёнок. То, что при этом не только не учитываются интересы самого ребёнка, но нередко игнорируются, родители в лучшем случае не замечают. Родители, являясь самыми главными людьми в жизни своих детей, напрямую способствуют формированию черт характера, качеств личности, способностей. Дети, реагируя на прямые и невысказанные требования и ожидания родителей, стараются быть как можно лучше, удовлетворяя эти требования.

Основная часть

Американский философ и педагог Джон Дьюи говорил: «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера»

Инновационное образование предполагает наличие в своем основании определенных принципов. К ним мы относим непрерывность и вариативность, научность, технологичность, включение методологии в содержание образования, диалогизм, формирование экологического сознания, гуманизацию и рефлексия. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Известно, что 31.05.21 вышел приказ Министерства просвещения Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

Обсуждение.

И здесь начинается взрыв эмоций, даже у самых сдержанных руководителей. Приходит понимание, что если встать на место другого человека и по-другому взглянуть на вещи, то происходит озарение. Предлагаются не утопические, а рабочие варианты.

- Также можно расширенно использовать инновационные методы и формы работы, чтобы обеспечить познавательный интерес и мотивацию к обучению, может включать в свой урок, в зависимости от потребности:

  • игровые формы;
  • групповую, парную или индивидуальную работу;
  • самостоятельную деятельность учащихся;
  • проблемное обучение;
  • постановку вопросов, активизирующих диалог;
  • проектную деятельность;
  • метод дискуссии;
  • ИКТ.

Активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

• -формирование положительной учебной мотивации;

• повышение познавательной активности учащихся;

• активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

• стимулирование самостоятельной деятельности;

• развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

• эффективное усвоение большого объема учебной информации;

• развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

• развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

• раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;

• развитие навыков самостоятельного умственного труда;

• развитие универсальных навыков.

Системное и целенаправленное применение активных методов позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса и гарантированное достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития.

- А теперь, уважаемые родители, попробуйте сформулировать определение понятия «педагогические технологии». Можете записать свой ответ на листке. (Родители зачитывают определения).

Педагогические технологии – совокупность методов, средств, приёмов, используемых в общении и для достижения положительного результата обучения.

В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

В условиях реализации требований ФГОС НОО и ООО наиболее актуальными становятся технологии, которые на практике применяют учителя нашей школы:

• технология проблемно-диалогического обучения;

• проектная и исследовательская деятельность

• технология работы с текстом;

• игровые технологии;

• ориентированно-личностное обучение;

• здоровьесберегающие технологии

• гуманно-личностные технологии

• информационные и коммуникационные технологии и т. д.

- Давайте более подробно остановимся на некоторых технологиях и рассмотрим их на практике.

М.М. Бахтин говорил: «Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний».

1.Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний обучающимися посредством специально организованного учителем диалога.

Исмагилова Диана

1. Перечислите и раскройте содержание требований к организации учебного процесса в логике системно-деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводиться активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Главная педагогическая задача при таком подходе - организация условий, инициирующих детское действие. Поэтому учитель становится лишь наставником, наблюдателем и консультантом, а детский коллектив превращается в творческую лабораторию. Соответственно меняются и требования к результатам освоения ООП.

ФГОС: изменение требований к образовательному результату:

  • Предметные (основы системы научных знаний; опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания);
  • Метапредметные (усвоенные межпредметные понятия и УУД; управление своей деятельностью, самостоятельность; речевая деятельность, навыки сотрудничества; работа с информацией; сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д.);
  • Личностные (внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка; мотивация; способность к решению моральных проблем; оценка своих поступков и т.д.)

Концептуальной основой образовательных стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, обеспечивающий:

  • формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Таким образом, стандарты нового поколенья смещают акценты в образовании на активную деятельность обучающихся учащихся. В процессе деятельности обучающиеся осваивают УУД, развиваются как личность.

Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность.

При организации деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка и присущие этим особенностям деятельности.

Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании возможна при любой из действующих программ и обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  • Принцип деятельности- заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и личностных способностей, обще учебных умений.
  • Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  • Принцип целостности – предлагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире(природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
  • Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  • Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  • Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  • Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Системно – деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа). Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока.

Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока – основной формы организации обучения. С помощью, каких технологий можно реализовать деятельностный подход на уроке?

· Механизмом реализации системно-деятельностного подхода является такие технологии, как:

· Информационные и коммуникативные технологии (коммуникации – общение);

· Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира);

· Технология, основанная на реализации проектной деятельности;

· Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения;

· Технология деятельностного метода

Таким образом, Ссистемно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку учебных задач. Учитель руководит поиском ответов на поставленный вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка. Деятельность школьника в рамках своей зоны ближайшего развития предусматривает использование им дополнительных сведений из вспомогательных источников (словарей, справочников, энциклопедий), с которыми ученик работает самостоятельно. Работа ученика с учетом зоны ближайшего развития способствует актуализации, самоконтроля, саморегуляции и планирования собственной деятельности в условиях контроля и помощи со стороны учителя.

 

2. Определите структуру и содержание деятельностного урока.

Требования предъявляются к современному уроку:

· хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен

· иметь хорошее начало и хорошее окончание.

· учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся,

· четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

· урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на

· сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество

· с учителем и одноклассниками;

· учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует

· деятельность учащихся;

· вывод делают сами учащиеся;

· минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

· времясбережение и здоровьесбережение;

· в центре внимания урока - дети;

· учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как

· профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

· умение демонстрировать методическое искусство учителя;

· планирование обратной связи;

· урок должен быть добрым



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.109.201 (0.039 с.)