Тема: «Исследование функций и построение их графиков» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Исследование функций и построение их графиков»



Тема: «Исследование функций и построение их графиков»

Цели:

· научиться исследовать функции с помощью производной;

· научиться применять производную при решении задач.

В результате выполнения работы студент должен знать связь производной функции со свойствами монотонности функции: возрастанием, убыванием и экстремумами.

Должен уметь исследовать функцию с помощью производной.

План выполнения практической работы

1. Повторение основных теоретических сведений по данной теме

2. Изучение методических рекомендаций по решению задач и выполнение упражнений и задач.

3. Выполнение практической самостоятельной работы по вариантам.                     

4. Письменные ответы на контрольные вопросы                  

Задания для практической работы.

Практическое занятие № 2

Тема: «Применение производной для решения прикладных задач».

Цель: научиться применять производную к решению прикладных задач.

Студент должен знать:

- формулы и правила вычисления производных;

- алгоритм исследования функции на наибольшее и наименьшее значения.

Студент должен уметь:

- вычислять производные функций, исследовать функцию на наибольшее и наименьшее значения с помощью производной;

- применять полученные знания к решению задач.

План выполнения практической работы

1. Математическая разминка

2. Методические рекомендации по решению задач

3. Самостоятельная работа.

Задания для практической работы

1.  Математическая разминка

Сегодня мы с вами рассмотрим применение производных при решении различных прикладных задач в различных областях знаний.

Вспомним физический смысл производной и рассмотрим её применение в физике:

 Рассмотрим следующую таблицу и заполним её первый столбец:

2. Методические рекомендации по решению задач

Пример 1. Дано уравнение прямолинейного движения тела: , где S- путь, пройденный телом, м; t- время, с. Найдите скорость тела в момент времени t=1 c.

Решение. Скорость это производная пути по времени. Значит:    Подставив значение времени получим:

Пример 2. Точка движется по закону . Найти скорость и ускорение через 2 с после начала движения (движение считать прямолинейным).

Решение. Скорость это производная пути по времени. Значит: . Подставив значение времени получим

Пример 3. Тело движется прямолинейно по закону  Найти его кинетическую энергию через 5 с после начала движения, если масса тела 3 кг.

Решение. Формула нахождения кинетической энергии: . Найдем скорость тела. , . Кинетическая энергия тела составит: .

Рассмотрим решение экономических задач с помощью производной:

Пример 1. Выбрать оптимальный объем производства N фирмой, функция прибыли которой может быть смоделирована зависимостью: F(q) = q2 - 8q + 10.

Решение: Оптимальный объём производства есть производная от функции прибыли, т.е. N= F(q)

 F'(q) = R'(q) - C'(q) = 2q - 8 = 0 → qextr = 4

При q < qextr = 4 → F'(q) < 0 и прибыль убывает

При q > qextr = 4 → F'(q) > 0 и прибыль возрастает

При q = 4 прибыль принимает минимальное значение.

3. Самостоятельная работа.

1вариант. 1. Дано уравнение прямолинейного движения тела:, S=2t3-8t+2, где S- путь, пройденный телом, м; t- время, с. Найдите скорость тела в момент времени t=3 c. 2. Точка движется по закону . Найти скорость и ускорение через 3 с после начала движения (движение считать прямолинейным). 3. Пусть q=t3 - 4t +8- количество электричества, протекающее через поперечное сечение проводника за время . Найдем силу тока в данный момент времени =2c. 4.Пусть дан неоднородный стержень длины , масса неоднородного стержня меняется по закону: m=2x3 -8x +12. Найти линейную плотность стержня в данной точке =4 5.Прибыль фирмы задана зависимостью: F(q) =4 q2 - 4q + 12.Найти оптимальный объём производства N фирмы. 2 вариант. 1. Дано уравнение прямолинейного движения тела:, S=3t2-5t+2, где S- путь, пройденный телом, м; t- время, с. Найдите скорость тела в момент времени t=4 c. 2. Точка движется по закону . Найти скорость и ускорение через 4 с после начала движения (движение считать прямолинейным). 3. Пусть q= 3t2 - 5t +8- количество электричества, протекающее через поперечное сечение проводника за время . Найдем силу тока в данный момент времени =3c. 4.Пусть дан неоднородный стержень длины , масса неоднородного стержня меняется по закону: m=3x2 -5x +12. Найти линейную плотность стержня в данной точке =4 5.Прибыль фирмы задана зависимостью: F(q) = 5q2 - 5q + 12. Найти оптимальный объём производства N фирмы.

4. Контрольные вопросы:

1) Какие физические величины можно найти с помощью производной?

2) Как найти наибольшее и наименьшее значения функции с помощью производной?

3) Геометрический смысл производной?

4) Какие прикладные задачи можно решить с помощью призводной?

 


 

Практическая работа № 3

Задания для практической работы.

Метод замены переменной

Существуют две формулы замены переменной в неопределенном интеграле:

1) 2)

Здесь суть монотонные дифференцируемые функции своих переменных.

Искусство применения метода состоит, в основном, в выборе функций так, чтобы новые интегралы являлись табличными или сводились к ним. В окончательном ответе следует вернуться к старой переменной.

Заметим, что подведение под знак дифференциала является частным случаем замены переменной.

2. Методические рекомендации по решению упражнений и задач.

Пример 1.

Решение. Здесь следует ввести новую переменную t так, чтобы избавиться от квадратного корня. Положим x + 1 = t, тогда x = t2 + 1, а dx = 2tdt:

Пример 2.

Решение. Заменив x - 2 на t, получим в знаменателе одночлен и после почленного деления интеграл сведется к табличному от степенной функции:

2. Используя основные правила интегрирования и таблицу интегралов, найдите следующие неопределенные интегралы:

а) ; б) ; в) ;    г) ;

3. Задания самостоятельной работы.

1 вариант Найдите следующие неопределенные интегралы: 1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) ; Найти неопределенные интегралы методом подстановки. 1. . 2. 2 вариант Найдите следующие неопределенные интегралы: 1) ; 2) ; 3) 4) ; 5) Найти неопределенные интегралы методом подстановки. 1. . 2. .
3 вариант Найдите следующие неопределенные интегралы: 1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) ; Найти неопределенные интегралы методом подстановки. 1. . 2. .   4 вариант Найдите следующие неопределенные интегралы: 1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) ; Найти неопределенные интегралы методом подстановки. 1. . 2. .  

4. Контрольные вопросы

1) Что называется неопределённым интегралом?

2) Свойства неопределенного интеграла?

3) Какие методы нахождения неопределённых интегралов вы освоили?

4) В чём суть метода замены переменной?

 


 

Практическая работа № 4

Практическая работа № 5

Задания для практической работы.

Практическая работа № 6.

Тема: Решение дифференциальных уравнений I-го порядка.

Цель: Проверить на практике знание понятия дифференциального уравнения, виды дифференциальных уравнений, умение решать дифференциальные уравнения I порядков, находить общее и частное решение.

Обеспечение практической работы:

Теоретический материал методической рекомендации к практической работе.

Практические задания по вариантам.

  Ход работы:

Теоретический материал и примеры решения дифференциальных уравнений.

1. Дифференциальное уравнение первого порядка, содержит:
1) независимую переменную ;
2) зависимую переменную (функцию);
3) первую производную функции: .

Решить дифференциальное уравнение – это значит, найти множество функций , которые удовлетворяют данному уравнению. Такое множество функций называется общим решением дифференциального уравнения.

Пример 1

Решить дифференциальное уравнение

.

В рассматриваемом примере переменные легко разделяются перекидыванием множителей по правилу пропорции:

Переменные разделены. В левой части – только «игреки», в правой части – только «иксы».

Следующий этап – интегрирование дифференциального уравнения.  Интегрируем обе части:
    
Решение дифференциального уравнения в неявном виде называется общим интегралом дифференциального уравнения. То есть, – это общий интеграл.

Вместо записи обычно пишут .

В данном случае:

Функция представлена в явном виде. Это и есть общее решение.

Множество функций является общим решением дифференциального уравнения .

Придавая константе различные значения, можно получить бесконечно много частных решений дифференциального уравнения.

Пример 2

Найти частное решение дифференциального уравнения , удовлетворяющее начальному условию

По условию требуется найти частное решение ДУ, удовлетворяющее начальному условию. Такая постановка вопроса также называется задачей Коши.

Сначала находим общее решение.

Интегрируем уравнение:

Итак, общее решение: . На завершающем этапе нужно найти частное решение, удовлетворяющее заданному начальному условию .

Необходимо подобрать такое значение константы , чтобы выполнялось заданное начальное условие .

 В общее решение вместо «икса» подставляем ноль, а вместо «игрека» двойку:

В общее решение подставляем найденное значение константы :
– это и есть нужное нам частное решение.

Пример 3

Решить дифференциальное уравнение

Решение: Переписываем производную в нужном нам виде:

 Переносим второе слагаемое в правую часть со сменой знака:

Переменные разделены, интегрируем обе части:



Решение распишем очень подробно:


Ответ: общий интеграл:

Примечание: общий интеграл любого уравнения можно записать не единственным способом. Таким образом, если у вас не совпал результат с заранее известным ответом, то это еще не значит, что вы неправильно решили уравнение.

Пример 4

Найти частное решение дифференциального уравнения , удовлетворяющее начальному условию . Выполнить проверку.

Решение: Сначала найдем общее решение.Данное уравнение уже содержит готовые дифференциалы и , а значит, решение упрощается. Разделяем переменные:

Интегрируем уравнение:


общее решение:

Найдем частное решение, соответствующее заданному начальному условию

Подставляем найденное значение константы в общее решение.

Ответ: частное решение:

Самостоятельная работа

    1 вариант                                                              2 вариант

Решить дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными
       
 

1.

 

2.

 

3.


4..

 

5. Решить задачу Коши:

Решить дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными
       
 
 
 

1.

2.

3.

4.

 


5. Решить задачу Коши:

1. Контрольные вопросы

1. Какое дифференциальное уравнение первого порядка называется уравнением с разделяющимися переменными?

2. Как решается дифференциальное уравнение с разделяющимися переменными?

3. Сформулируйте задачу Коши.


Практическое занятие № 7

Тема: Выполнение действий над комплексными числами, заданными в алгебраической форме.

Цель занятия. Научить студента выполнять действия над комплексными числами.

Порядок проведения:

 

1. Изучение методических рекомендаций по выполнению упражнений.

2. Выполнение практической самостоятельной работы по вариантам.                     

3. Письменные ответы на контрольные вопросы                  

Студент должен:

Знать:

- определение комплексного числа в алгебраической форме;

- действия над комплексными числами;

уметь:

- выполнять действия над комплексными числами.

1. Изучение методических рекомендаций по выполнению упражнений.

Пример 1. Выполните сложение (3 – i) + (-1 + 2 i).

(3 – i) + (-1 + 2i) = (3 + (-1)) + (-1 + 2) i = 2 + 1i.

Пример 2. Выполните вычитание (4 – 2i) - (-3 + 2i).

(4 – 2i) - (-3 + 2i) = (4 - (-3)) + (-2 - 2) i = 7 – 4i.

Пример 3. Выполните умножение (2 + 3 i) (5 – 7 i).

(2 + 3i) (5 – 7i) = 2 × 5 + 2 × (- 7i) + 3i × 5 + 3i × (- 7i) = 10 – 14i + 15i + 21 = 31 + i.

Пример 4. Найти частное .

Пример 5. Вычислите: (i 36 + i 17) · i 23.

i 36 = (i 4) 9 = 1 9 = 1,

i 17 = i 4 × 4+1 = (i 4)4 × i = 1 · i = i.

i 23 = i 4 × 5+3 = (i 4)5 × i3 = 1 · i3 = - i.

(i 36 + i 17) · i 23 = (1 + i) (- i) = - i + 1= 1 – i.

Пример 6. Вычислите: (4 + 2i) 3

(4 + 2i) 3 = 4 3 + 3 × 42 × 2i + 3 × 4 × (2i)2 + (2i)3 = 64 + 96i – 48 – 8i = 16 + 88i.

Практическая работа № 8

Тема: Выполнение действий над комплексными числами, заданными в тригонометрической форме. Выполнение действий над комплексными числами, заданными в показательной форме.

Цель работы – закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов на действия над комплексными числами, записанными в тригонометрической и показательной форме.

Теоретический минимум

Пусть z1 = r1(cos φ1 + i sin φ1) и z2 = r2(cos φ2 + i sin φ2). Имеем:

 

Видно, что в тригонометрической форме операции умножения и деления производятся особенно просто: для того, чтобы перемножить (разделить) два комплексных числа, нужно перемножить (разделить) их модули и сложить (вычесть) их аргументы.

Отсюда следует, что для того чтобы перемножить n комплексных чисел, нужно перемножить их модули и сложить аргументы: если φ1, φ2,..., φn – аргументы чисел z1, z2,..., zn, то   

 

В частности, если все эти числа равны между собой, то получим формулу, позволяющую возводить комплексное число в любую натуральную степень.

Первая формула Муавра:

- показательная форма комплексного числа

Где .

Действия над комплексными числами в показательной форме выполняются по правилам действий со степенями:

,

Примеры Пусть ,

.

Тогда ;

;

;

,

Написать в показательной форме комплексные числа:

а) б) ; в) ; г) д)

Решение а)

б)

в)

г)

Задания:

1. Выполнить действия:

1 вариант 1. Представьте в тригонометрической и показательной форме: 2. Найти все значения корней: 3. Возвести в степень, используя тригонометрическую и показательную форму:   2 вариант 1.Представьте в тригонометрической форме и показательной форме: 2. Найти все значения корней: 3. Возвести в степень, используя тригонометрическую и показательную форму:  

Контрольные вопросы:

1. Что такое комплексное число?

2. Где применяются комплексные числа?

3. Напишите комплексное число в показательной форме.

4. Напишите комплексное число в тригонометрической форме.

Практическое занятие № 9

Задания для практической работы.

1. Методические рекомендации по решению упражнений и задач.

Пример 1. Найти среднюю заработную плату рабочих цеха за месяц

Заработная плата одного рабочего тыс. руб; X Число рабочих F
3,2 20
3,3 35
3,4 14
4,0 6
Итого: 75

Средняя заработная плата может быть получена путем деления общей суммы заработной платы на общее число рабочих:

Ответ: 3,35 тыс.руб.

Пример 2. Из партии, содержащей 100 изделий, среди которых имеется 10 дефектных, выбраны случайным образом 5 изделий для проверки их качеств. Построить ряд распределения случайного числа Х – дефектных изделий содержащихся в выборке. Найти математическое ожидание и дисперсию.

Решение.Значения случайной величины принимают значения Вероятность вычислим по формуле

0 1 2 3 4 5
0,583 0,340 0,070 0,007 0 0

В результате получим 

.

.

Пример 3. На рынке куплены одинаковые по размеру лимоны:

3 лимона – по 20 руб за штуку,
12 лимонов – по 10 руб за штуку. Найти математическое ожидание стоимости одного лимона.

2. Задания самостоятельной работы.

1. Набирая номер телефона, абонент забыл последние три цифры и, помня лишь, что эти цифры различны, набрал их наудачу. Найти вероятность того, что набраны нужные цифры. 2. Рассчитать средний возраст студентов в группе из 20 человек:
№ п\п Возраст (лет) № п\п Возраст (лет)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 18 18 19 20 19 20 19 19 19 20 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 22 19 19 20 20 21 19 19 19 19

 

3. Найти среднюю заработную плату рабочих цеха за месяц

Заработная плата одного рабочего тыс. руб; X Число рабочих F
15,2 30
17,3 45
15,4 24
16,0 6

 

1. Вероятности того, что разговор можно вести по каждому из трёх каналов связи, соответственно равны 0,8; 0,7; 0,8. Какова вероятность того, что разговор состоится?

3. Рассчитать средний возраст студентов в группе из 20 человек:

№ п\п Возраст (лет) № п\п Возраст (лет)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 19 19 18 20 18 20 18 18 19 19 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 21 19 19 18 22 18 18 19 20

4. Найти среднюю заработную плату рабочих цеха за месяц

 

Заработная плата одного рабочего тыс. руб; X Число рабочих F
16,2 15
17,2 25
18,4 16
19,2 4

 

3. Контрольные вопросы

1. Сформулируйте понятия: среднее арифметическое, медиана, мода.

2. Что называется математическим ожиданием?

3. Что называется дисперсией случайной величины?

 

Практическая работа № 10

1. Тема: «Численное дифференцирование»

Цели:

· закрепить и систематизировать теоретические знания,

· формировать умения и навыки решения задач численными методами.

В результате выполнения работы студент должен знать основные, формулы для решения задач численными методами. 

Должен уметь решать задачи численными методами.

План выполнения практической работы

1. Повторение основных теоретических сведений по данной теме

2. Изучение методических рекомендаций по выполнению упражнений и решению задач.

3. Выполнение практической самостоятельной работы по вариантам.                     

4. Письменные ответы на контрольные вопросы                  

Задания для практической работы.

Тема: «Исследование функций и построение их графиков»

Цели:

· научиться исследовать функции с помощью производной;

· научиться применять производную при решении задач.

В результате выполнения работы студент должен знать связь производной функции со свойствами монотонности функции: возрастанием, убыванием и экстремумами.

Должен уметь исследовать функцию с помощью производной.

План выполнения практической работы

1. Повторение основных теоретических сведений по данной теме

2. Изучение методических рекомендаций по решению задач и выполнение упражнений и задач.

3. Выполнение практической самостоятельной работы по вариантам.                     

4. Письменные ответы на контрольные вопросы                  

Задания для практической работы.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.189 с.)