Паняцце форм дзяржавы і іх віды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Паняцце форм дзяржавы і іх віды.



Под формой государства понимают организацию и устройство гос. власти, её распределение между высшими и местными гос. органами, обусловленные историческим, экономическим, национальным уровнем развития страны, религиозным и правовым сознанием. В каждом государстве закрепляется самостоятельная система его органов, модель распределения полномочий между ними, а также способы взаимодействия с людьми. На форму государства оказывают влияние как объективные факторы (например, площадь территории, этнический состав, доминирующая религиозная традиция, климат и т.д.), так и субъективные (идеология государства, харизматические свойства лидера, политическая программа партии, находящейся у власти и т.д.).

Всё это обуславливает уникальность формы каждого государства. Форма государства позволяет определить модель формирования верховной власти, модель распределения власти между центром и местами, а также модель взаимоотношений власти с населением. Как следствие, форма государства распадается на форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

47.  Формы праўлення: агульная характарыстыка.

Форма правления – способ, модель организации и формирования верховной власти на основе принципов наследуемости или выборности главы государства. Форма правления описывает, как в государстве организуется (формируется) власть. Выделяют монархию и республику как формы правления. Монархия – это форма правления, при которой верховная власть передаётся по наследству. Механизм престолонаследия может быть разным. Это и приоритет мужской линии наследования (наследник мужского рода устраняет женскую линию независимо от времени рождения), допускается первородство (власть передаётся первому ребёнку, рождённому в монаршей семье) и иные системы.

Монархия выступает исторически первой формой правления и до сих пор широко представлена в современном мире (около 1/3 государств - монархии). В зависимости от концентрации власти в руках монарха выделяют абсолютные и ограниченные монархии. В первых все властные полномочия сосредоточены в руках главы государства (монарха). Они не зависят от других органов, в т.ч. законосовещательных, и не рассредотачиваются между ними. Считается, что в современном мире абслютных монархий нет и это историческая форма правления. Они (эти монархии) существовали при феодальном строе в Европе, а также на арабском Востоке вплоть до конца ХХ века.

Ограниченные монархии делятся на доабсолютистские (сословно-представительные) и постабсолютистские (конституционные монархии). В сословно-представительных монархиях власть монарха ограничивается законодательным или законосовещательным органом сословного представительства (феодалов, дворянства и т.д.). В конституционных монархиях выделяют переходный этап (дуалистическую монархию). В ней сформирован законодательный орган, но у монарха по-прежнему сохраняются значительные законодательные полномочия, среди которых называют право абсолютного вето и немотивированного роспуска парламента (Российская империя периода I Госдумы).

Полноценная конституционная монархия (иногда – “парламентская” или “парламентарная”): на основе Конституции или конституционных законов на субмонархическом уровне реализуется принцип разделения властей. Действуют полноценный избираемый парламент, полноценные правительство и судебная власть. Все они подчиняются монарху, за которым сохраняются полномочия по подписанию законов, формированию и контролем за правительством и статус высшей судебной инстанции. Большинство современных западных монархий признают себя конституционными.

Республика – форма правления, основанная на выборности верховной власти на определённый срок. С учётом принципа разделения властей выделяют монистические республики (основана на единстве гос. власти; исторически – республики советского типа, сегодня – КНДР, КНР, Куба) и республики, основанные на принципе разделения властей. Вторые делятся на парламентские, президентские и смешанные республики. В парламентской республике верховенство – у законодательной власти, т.е. у парламента, который непосредственно избирается народом. Парламент формирует исполнительную и судебную ветви власти. Правительство формируется простым большинством депутатов. Если в парламенте доминирует партия, имеющая большинство, то правительство формируется из членов этой партии, а глава правительства возглавляет партию большинства. Количество сроков полномочий премьер-министра зависит от количества сроков большинства партии в парламенте.

Президентская республика – республика, в которой и парламент, и президент избираются народом. Мандат исполнительной власти не зависит от состава Парламента. Таким образом исполнительная власть усиливается и не подчиняется законодательной. Президент одновременно глава государства и глава исполнительной власти. Он самостоятельно формирует правительство. При этом правительство существует как формальный, незначительный орган при президенте, либо вовсе не существует как орган единый. Формируется единая система сдержек и противовесов, и каждая власть влияет на другую. Парламент вправе досрочно сместить президента с должности (импичмент), президент вправе досрочно распустить парламент (США).

Смешанная республика сочетает в себе механизмы парламентской и президентской республик. Так, парламент и президент избираются народом, а правительство формируется и президентом, и парламентом. В силу этого правительство имеет двойную ответственность: подчинено президенту и подотчётно парламенту. Президент – глава государства, а правительство – глава исполнительной власти. Парламент вправе досрочно сместить президента с должности и выразить вотум недоверия правительству, президент вправе досрочно распустить парламент.

Статус Беларуси как республики не имеет однозначного определения в литературе. Одни авторы признают её президентской, другие – смешанной, и есть мнение, что Беларусь идеологически президентская, а юридически – смешанная. В последнее время стала выделяться суперпрезидентская республика, в которой нарушена система сдержек и противовесов, присутствует дисбаланс в пользу президентской власти. Это обусловлено необходимостью сохранения суверенитета государства, его территориальной целостности, резкого роста благосостояния, выхода из нищеты. Эти республики относятся к африканскому региону.

Форма правления не может служить доказательством демократического или недемократического характера государства. И та, и другая формы могут в равной степени приближать или отдалять от демократии.

48.  Форма дзяржаўна-тэрытарыяльнага падзелу (упарадкавання).

Форма государственного устройства – способ, модель распределения власти между центральными и местными гос. органами. По форме государственного устройства выделяют унитарные и федеративные государства. Унитарное государство – это единое суверенное государство, на всей территории которого действует общая правовая система, а власть от центра на места передаётся в том объёме, в котором это определяет центральная власть. Как правило, местные органы и регионы обладают равным правовым статусом. Унитарное государство может быть централизованным (Беларусь) и децентрализованным (значительные властные полномочия переданы в регионы; Франция).

Федеративное – единое суверенное союзное государство, субъекты которого в пределах своих границ и в рамках суверенитета единого государства обладают самостоятельностью. Они могут иметь специфику в правовой сфере, свои конституционные акты, могут вступать в договорные экономические, культурные, социальные отношения с другими государствами. Субъекты федерации обладают определённой государственностью.

Федерация бывает территориальной и национальной. Промежуточный вариант – национально-территориальная. В первом случае выделяются по критерию занимаемой площади (территории) (США; ровные границы). В национальных федерациях субъекты выделяются по ареалу расселения наций и народностей. Чистых национальных федераций нет. Россия – национально-территориальная федерация.

Федерации могут быть пропорциональными и непропорциональными. В пропорциональных федерациях все субъекты обладают равными полномочиями (США, ФРГ, Швейцария), в непропорциональных – не равны по статусу (Россия).

Выделяют также исторический тип гос. устройства – империя (характеризуется экстенсивным приращением территорий). На новых включённых землях устанавливалась административная власть центральной части империи с целью удержания периферии и подчинения её центру. В империи вводился разный статус для ядра и окраин империи.

Наряду с формами гос. устройства существует такая категория, как конфедерация (не является государством). Это временный союз суверенных государств, доброовольно объединившихся для достижения общих целей политического, экономического, культурного, военного или иного характера. Конфедерация – нестабильный союз. Она существует, пока суверенные государства имеют общие цели и решают единые задачи. В связи с утратой общности целей и задач конфедерация распадается. В редких случаях тесная интеграция государств конфедерации трансформирует её в федерацию (США, Швейцария, Речь Посполитая; СНГ, ЕС – экономические конфедерации).

49.  Дзяржаўны (палітычны) рэжым.

Политический режим – это способ, модель взаимодействия гос. власти с народом (населением). Выделяют 2 группы политических режимов: недемократические политические режимы и демократический режим. Среди первых основными называют деспотический политический режим (исторический, свойственный лишь восточным государствам на ранних этапах их существования и связанный с полным подчинением жизни человека монарху – наместнику Бога, духовное и физическое подчинение человека), тоталитарный политический режим (впервые описывается в I половине ХХ в. применительно к фашистской Германии, связан с доминирующей идеологией; запрет инакомыслия; полная зависимость человека от государства, политическая оппозиция ликвидировалась, права человека отрицались, человек обладал лишь теми правами, которые даровались ему государством и лишь в том объёме, в котором они прописаны в законах; личность игнорируется; государство проникает во все сферы жизни общества и человека и контролирует их. После распада СССР в 90-х возникло мнение о тоталитарном характере Советского Союза. В тоталитарном государстве доминирует идеология партии, оно формирует свою общеобязательную “религию”, есть личность, которая сакрализуется, вводятся этические заповеди, жертвоприношения идее, культовые вещи поклонения), авторитарный (основанный на методах принуждения, связан с конкретной личностью, права человека закрепляются, деклалируются, но открыто нарушаются по мотивам общего блага; проводятся выборы с практически 100%-ным участием, на них может присутствовать альтернатива, но лидер получает почти 100%. Формируется образ врага, оппозиция открыто преследуется; политическая система неразвита, политическая активность граждан низкая при формально высоких показателях участия в выборах. Авторитаризм допускает либерализацию некоторых сфер, вводя монополию на политическую сферу. Он признаётся как нелучший политический режим, который следует сменить, но обосновывается мнение, что в период становления государства, сохранения его суверенитета и целостности только авторитарные методы управления могут выполнить эту задачу).

Либеральный режим – переходный режим от недемократического блока к демократическому. При нём формируются институты демократии, закрепляются права человека, признаётся их естественный характер, система разделения властей начинает балансироваться, методы правления – авторитарный наряду с демократическим, оппозиция не преследуется, но со стороны власти оценивается негативно. Политическая активность граждан повышается, формируются политические партии, участвующие в местных и общегосударственных выборах, формируется пропорциональная система выборов.

Демократический режим – это режим, при котором признаётся высшая ценность личности, оппозиции; ветви власти сбалансированы, инакомыслие заменяется свободой слова, высокая политическая активность граждан – они являются сторонниками разных партий, активно участвуют в местном самоуправлении, хотя присутствует низкий уровень участия в выборах. Благополучие и материальный достаток, которыми сопровождается демократия, приводит к политической лени, явка на выборах снижается, что угрожает демократическим институтам, и власть формируется меньшинством. Демократия фактически является властью большинства, которая трансформируется во власть электорального большинства, которое фактически является активным меньшинством.

50.  Дзяржаўны апарат: паняцце і прыкметы.

Гос. аппарат рассматривается как сложная, структурированная система гос. органов и их должностных лиц, которая занимается управлением обществом. Гос. аппарат понимают в узком смысле как совокупность органов исполнительной власти, в широком смысле – как совокупность всех гос. органов. В советский период гос. аппарат дополняется т.н. “придатками” – школой, армией, милицией и др. организациями. Говорить о придатках в современных условиях некорректно, т.к. армия и милиция – это разновидности гос. органов, школа (система образования) может быть как государственной, так и частной, они преследуют одну цель (воспитание и образование), но основаны на разных формах собственности, работая по единым правилам.

В настоящее время легального определения понятия «гос. аппарат» нет, но Закон от 23.11.1991 г. «Об основах службы в гос. аппарате» определял его следующим образом: это система органов государства, через которую гос. служащие от имени государства обеспечивают исполнение этими органами властных полномочий.

Гос. аппарат строится на основе одного из двух принципов – принципа монизма (единства) гос. власти и принципа разделения властей. Принцип монизма власти свойственен республикам советского типа и полноценным монархиям. Принцип разделения властей применяется в остальных республиках, конституционных монархиях на субмонархическом уровне. Сообразно с этим принципом все органы государства относятся к системе различных ветвей властей. Классический принцип делит власть на законодательную, исполнительную и судебную, но современный уровень развития государств не может быть обеспечен таким разделением. Дополнительно выделяют новые ветви власти (президентскую, контрольно-надзорную, финансовую власти). Выделяют ещё одну систему органов власти – местную (самоуправляемую) власть.

Гос. аппарат Беларуси строится на основании действующей Конституции и принципа разделения властей, при этом происходит фактический отход от триады ветвей власти и формируется несколько подсистем относительно самостоятельных гос. органов.  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.014 с.)