Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прававая дзяржава: паняцце, прыкметы, умовы i прынцыпы фармiравання i функцыянiравання.
Правовое государство можно определить как правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина. Правовое государство предполагает взаимообусловливающее и взаимодополняющее единство господства права и правовой формы организации политической власти, в условиях которого признаются и защищаются права и свободы человека и гражданина. К числу основных отличительных признаков правового государства относятся признание человека высшей ценностью государства, защита прав и свобод человека и гражданина; верховенство правового закона; организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей. Другие признаки правового государства, выделяемые в юридической литературе, можно свести к одному из трех перечисленных выше признаков. Таким образом, содержание правового государства составляют следующие компоненты: гуманитарно-правовой (права и свободы человека и гражданина); нормативно-правовой (правовой характер законов, конституционно-правовая природа и основа источников действующего позитивного права); институционно-правовой (система разделения и взаимодействия властей, включая их взаимные сдержки и противовесы). Ключевой момент теории и практики правового государства состоит в утверждении правовой формы и характера взаимоотношений (прав и обязанностей) между публичной властью и подвластными, в признании и надлежащем гарантировании формального равенства и свободы всех индивидов, прав и свобод человека и гражданина. При этом право и свобода индивида, правовой характер их отношений с властью – это не продукт воли и усмотрения политической власти, не ее дар или уступка людям, а существенная составная часть объективно складывающегося в данном обществе права, соблюдение которого является юридической обязанностью всех, и прежде всего публичной власти и ее представителей. В правовом государстве естественные права неотчуждаемы, в авторитарном, тоталитарном государстве они носят октроированный (дарованный) характер. Институциональной основой правового государства выступает концепция разделения властей. Принцип разделения властей, как правило, фиксируется в конституции государства (например, статья 6 Конституции Республики Беларусь).
Концепция разделения властей была детально разработана Дж. Локком и Ш. Монтескье. В классическом виде представляет собой разделение единой по своей сути государственной власти на ветви власти (составные элементы): законодательную, исполнительную и судебную. У Дж. Локка судебная власть включалась в исполнительную, третьей ветвью власти выступала федеральная власть. Суть концепции разделения властей заключается в единстве государственной власти, разделении ее на три самостоятельные ветви власти, каждая из которых осуществляет лишь присущие ей полномочия: - законодательная – издает законы, контролирует их исполнение; - исполнительная – осуществляет исполнение законов; - судебная – разрешает правовые споры. Органы каждой ветви власти независимы и не подчиняются органам другой ветви власти, что, однако, не стоит путать с подотчетностью. В целях избежания концентрации власти в одних руках, ее узурпации (как правило, в рамках исполнительной власти) теория разделения властей предусматривает систему сдержек и противовесов. Сущность данной системы заключается в том, что каждая ветвь власти взаимодействует с другими ветвями, влияет на их формирование и деятельность, не позволяет сосредоточивать властные полномочия в одних руках. Так, законодательная ветвь власти участвует в формировании и деятельности исполнительной и судебной ветвей власти: может назначать должностных лиц (президента, премьер-министра, министров, судей всех или отдельных судов), давать согласие на назначение должностных лиц других ветвей власти, может отправить в отставку президента и правительство, заслушивает отчеты правительства, принимает законы, определяющие статус президента, правительства, судебных органов, принимает государственный бюджет, содержащий сметы расходов органов исполнительной и судебной власти и т. д. Исполнительная власть участвует в формировании судебной власти, законодательной власти (как правило, верхней палаты парламента), может распустить парламент, отстранить судей от должности, принимает акты в развитие конституции и законов, обладает правом законодательной инициативы, правом вето, правом инициирования проверки конституционности законов и т. д. Судебная власть может отменить неконституционныеакты органов законодательной и исполнительной власти, принимать решения, обязательные для исполнения всеми государственными органами,рассматривать дела о совершении преступлений должностными лицами законодательной и исполнительной власти, не применять решения (акты) органов иных ветвей власти, противоречащие конституции и иным актам с большей юридической силой и т. д. К системе сдержек и противовесов относится и избираемость высших органов законодательной и исполнительной ветвей власти.
В большинстве государств существуют государственные органы, которые не соответствуют признакам государственных органов той или иной ветви власти и формируют самостоятельные системы государственных органов. В настоящее время доминирует мнение, что эти органы хотя и не включаются в законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, однако самостоятельной ветви власти не образуют. Система надзорных и контрольных органов состоит из прокуратуры, государственных органов, контролирующих расходование средств государственного бюджета всеми ветвями власти. Система органов местного (муниципального) самоуправления формируется населением соответствующей территории и решает вопросы местного значения. 55. Тэорыя сучаснай сацыяльнай прававой эфектыўнай дзяржавы і яе рэалізацыя. Формирование правового гражданского общества является важнейшим условием становления социального правового государства. Главной задачей формирующегося социально-правового государства является создание среднего класса собственников, образующих социальную, экономическую и политическую основу реального гражданского общества, устанавливающих своим свободным волеизъявлением на основе права равноправные общественные отношения, успешно служащих интенсивному накоплению материальных и духовных благ. Принципы социального правового государства: 1) ответственность государства за создание условий для свободного и достойного развития личности; 2) обеспечение социальной справедливости; 3) гарантированность государством минимальных государственных социальных стандартов по удовлетворению основных жизненных потребностей населения; 4) сочетание рынка с эффективным государственным регулированием общественных отношений, обеспечивающих всем равные условия и равные возможности для развития всех форм собственности и свободного использования способностей и имущества, реализации целей и интересов каждого члена общества; 5) утверждение социального партнерства; 6) привлечение граждан к непосредственному участию в управлении делами общества и государства; 7) авторитет государственной власти.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.005 с.) |