Орган дзяржавы: паняцце і віды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Орган дзяржавы: паняцце і віды.



Гос. орган – это образованная в соответствии с Конституцией Беларуси, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере, области гос. деятельности. В ряде случаев к гос. органам приравниваются гос. организации, не наделённые властными полномочиями, но обеспечивающие деятельность высших гос. органов.

Гос. орган – это гос. организация, осуществляющая гос. власть. Гос. организация, не осуществляющая гос. власть, гос. органом не является, но сохраняет статус гос. организации. Гос. организациями являются университеты, школы, гос. предприятия, больницы.

Гос. орган является основным, базовым элементом гос. аппарата и обладает рядом специфических признаков:

1) Наличие государственно-властных полномочий: гос. орган от имени государства осуществляет власть;

2) Законный характер деятельности гос. органа: гос. орган вправе действовать только в рамках предоставленных полномочий, ему запрещено всё кроме того, что разрешено; он не может подменять деятельность других гос. органов;

3) Гос. орган структурно обособлен от других гос. органов, а также от государства и выступает самостоятельным субъектом. Гос. орган возглавляется руководителем (председателем, министром, премьер-министром) и имеет отдельный штат сотрудников, которые именуются гос. служащими;

4) Материальная обеспеченность: гос. орган наделяется государством необходимым имуществом, ресурсами для осуществления власти. Перечень предоставляемого имущества зависит от выполняемых функций. Гос. органы могут наделяться специфическим имуществом в соответствии с выполняемыми функциями. Имущество одного гос. органа отделяется от имущества другого и от государства и не может быть использовано для посторонних целей. Нецелевое использование гос. органом своего имущества рассматривается как правонарушение;

5) Статус юридического лица. Гос. орган, как правило, наделяется статусом юридического лица. Исключения – Правительство, Палата представителей, Президент.

Классификация гос. органов может проводиться по различным основаниям:

- По порядку формирования – избираемые и назначаемые гос. органы;

- По территории действия – общегосударственные и локальные;

- По способу управления – коллегиальные (Парламент и Правительство), единоначальные;

- По времени действия – постоянные, временные и чрезвычайные. Последние создаются и функционируют в период ЧП, военного положения;

- По способу формирования – первичные (формируются народом), производные (формируются первичными);

- По принципу разделения властей – законодательные, исполнительные, судебные, контрольно-надзорные, финансовые;

- По реализуемым функциям – универсальные, отраслевые и функциональные.

Гос. органы состоят из гос. служащих и иных работников, обеспечивающих деятельность гос. органов и не являющихся гос. служащими. Гос. служащий при выполнении своих полномочий ограничивается возможностью заниматься любой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, исследовательской, творческой (независимость и отчуждённость гос. служащего).

Гос. служащий (Закон “О гос. службе”) – гражданин Беларуси, занимающий в установленном порядке гос. должность, наделённый соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждание из средств республиканского или местного бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников.

52.  Прынцыпы арганiзацыi i дзейнасцi дзяржаўнага апарата. Дзяржаўная служба.

Принципы организации и деятельности гос. аппарата – основополагающие начала построения и функционирования системы гос. органов. В литературе приводится широкий перечень этих принципов, некоторые из которых содержатся в законе “О гос. службе”:

1) Принцип верховенства права: при организации и деятельности гос. служащие не могут принимать произвольные решения;

2) Служения народу: в демократическом государстве – принцип служения большинству с учётом мнения меньшинства;

3) Законности: гос. органы должны действовать в строгом соответствии с законом;

4) Приоритета прав и свобод человека и гражданина;

5) Социальной справедливости;

6) Единства системы гос. органов и разделения властей: сущность власти одинакова, но она делится;

7) Гласности: деятельность гос. органов должна быть открытой, за исключением защиты охраняемой законом информации и безопасности гос. служащих;

8) Профессионализма и компетентности: к гос. служащим, как правило, предъявляются повышенные требования к опыту работы и образованию;

9) Подконтрольности и подотчётности гос. служащих вышестоящим органам;

10) Добровольности поступления на гос. службу;

11) Выборности и назначаемости гос. служащих;

12) Стабильности гос. аппарата;

13) Повышенной защищённости госслужащих.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.005 с.)