Дзярж ав а: п аняцце i прыкметы . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дзярж ав а: п аняцце i прыкметы .



Государство представляет собой сложную политико-правовую категорию, которая изучается разными науками (в т.ч. юридической), в силу чего предполагается множество подходов к его пониманию:

1. Персоналистский (суть сводится к отождествлению государства с монархом, главой государства, наделённым абсолютной властью, формула «Государство – это я»). Такой подход был исторически свойственен абсолютным монархиям.

2. Коллективистский (государство как совокупность людей, его составляющих; «Государство – это мы») противостоит первому, люди являются государством, когда они вступают в публичные правоотношения и являются общетвом, когда они вступают в частные. Таким образом количественно государство и общество равны, а качественно различаются; в публичной сфере присутствует государство, в частной – общество.

3. Промежуточный (срединный) (государство – часть, элемент общества, выделенный из него и предназначенная для управления им) – наиболее распространённый. Такой подход широко используется при построении демократического государства.

Государство можно определить как универсальную политическую организацию, обладающую государственным аппаратом и особой публичной гос. властью, предначзначенную для управления обществом с целью его гармоничного, прогрессивного развития.

Государство обладает рядом признаков. В литературе отсутствует единство относительно их количества и наименования. Предлагается выделять универсальные и дополнительные признаки, при этом дополнительные вытекают из универсальных.

Признаки:

1) Территория: государство должно обладать территорией, определённой его гос. границами. Термин «территория» имеет неразрешённые значения. К территории относят земельное пространство в пределах гос. границ. Ничейной земли, кроме Антарктиды, нет. Второй элемент территории – внутреннее водное пространство (водные объекты естественного и искусственного происхождения в пределах государственных границ, а также моря, полностью окружённые территорией одного государства либо прилегающие только к территории одного государства). Следующий элемент – территориальные воды (полоса прибрежных морских вод шириной до 12 морских миль, примыкающая к территории государства и отсчитываемая от линии наибольшего отлива от материковой части или островов). К территориальным водам не относятся, но в юрисдикцию государства включаются исключительные экономические зоны и континентальный шельф. Государство обладает исключительными правами по научной и коммерческой эксплуатации этих зон (рыбный промысел, добыча полезных ископаемых). При этом в этих зонах разрешается свободный проход гражданских судов и пролёт гражданских судов. Ширина исключительной экономической зоны и континентального шельфа – до 200 морских миль. Недра определяют государства в глубь Земли. Споры вызывают нижние пределы границы. В Беларуси недра являются исключительной собственностью государства. Граждане, имеющие земельные участки, имеют право использовать распространённые полезные ископаемые в личных целях. Если же полезные ископаемые нераспространённые, то ими владеет государство. Воздушное пространство, являясь динамической средой, не может принадлежать государству на праве собственности, но государство устанавливает юрисдикцию на водное пространство и может суверенно использовать его полезные свойства. Пространство – юридические принадлежности (к этому элементу относятся политико-территориальные анклавы государств – территории дип. учреждений, земля и здания, отдельно стоящие здания, отдельные этажи зданий и т.д., морские суды в зависимости от их статуса: гражданские суда в открытом море являются территорией государства, к которому судно приписано. Военные и гос. суда всегда являются территорией иностранного государства, воздушные суда – та же практика; военные базы (их территория – всегда территория иностранного государства); научные базы в Антарктиде и Арктике (территория того государства, чья экспедиция); космические аппараты).

Проблема с территорией государства дополняется насыпными островами (государство вправе создавать их в территориальных водах, а также поднимать над уровнем воды свою линию – государство увеличивает не только сушу, но и территориальные воды, которые зависят от территории отлива, а также исключительную экономическую зону и прибрежный шельф).

2) Население: государство распространяет свою юрисдикцию на всех лиц, находящихся на его территории, как постоянно проживающих, так и временно пребывающих. Постоянное население часто переходит в народ, состоящий из отдельных этносов, наций;

3) Государственная власть: реализация государственной власти возлагается на гос. аппарат. Госаппарат, облечённый властью, формирует организационное проявление государства. При этом гос. власть определяет динамическое состояние государства (как оно действует), а гос. аппарат - статическое (как оно образуется, из чего состоит).

Остальные признаки – второстепенные:

1. Суверенитет – характеристика гос. власти;

2. Наличие правовой системы;

3. Наличие финансовой системы (государство живёт за счёт налогов и сборов).

Возникновение государства выступает ещё одним проблемным вопросом в современном мире: нет однозначно определяемого момента появления государства.

1-ая позиция: государство появляется после обретения признаков и самопровозглашения, 2-ая: государство возникает после признания этого государства другим, 3-ий подход: государство возникает после признания его всеми другими государствами и вхождения в ООН, 4-ый: государство признаётся возникшим после его признания всеми доминирующими государствами мира.

43. Дзяржава ў палiтычнай сiстэме грамадства.

Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупности институтов (политические партии, общественные организации и движения, политические отношения, политическая практика), в рамках которой происходит политическая жизнь общества, осуществляется политическая власть.

Государство занимает ведущее положение в политической системе, поскольку:

1. Государство выступает в качестве официального представителя его граждан (подданных);

2. Государство выступает единственным носителем суверенитета;

3. Обладает монополией на правотворчество;

4. Имеет материальную базу (государственная собственность, бюджет);

5. Определяет главные направления развития общества.

Государство обладает широкими полномочиями в политической сфере:

1. Устанавливает с помощью правовых норм поведение иных субъектов политической системы;

2. Легитимирует иных субъектов политической системы;

3. Осуществляет контроль и надзор за деятельность иных субъектов политической системы.

Государство выделяется среди элементов политической системы общества тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, дающих ему возможность оперативно управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая государственно-властными полномочиями, разные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции соответствующие нормативные правовые акты и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Это достигается разными способами: путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществления постоянного контроля за точностью соблюдения этих актов, применения в необходимых случаях мер государственного принуждения.

Особое место и роль государства в политической системе общества определяются тем, что оно сосредотачивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства. В ряде стран оно является исключительным собственником основных орудий и средств производства. В других странах государство оставляет за собой решающие средства производства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.005 с.)