Узнiкненне i развiццё тэорыi прававой дзяржавы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Узнiкненне i развiццё тэорыi прававой дзяржавы.



Правовое государство как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека является одним из существенных достижений цивилизации.

Становление теории и практики правового государства имеет долгую и трудную историю. Сам термин «правовое государство» сформировался и утвердился довольно поздно – в немецкой юридической литературе в начале XIX в. (работы К. Т. Велькера, Р. фон Моля). Он получил широкое распространение и в России XIX в. (сторонники теории правового государства Б. Н. Чичерин, П. И. Новгородцев, И. А. Покровский и др.). В англоязычной литературе данный термин не используется; его эквивалентом в известной мере является термин «правление права» (rule of law). Ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму. Теоретические концепции правовой государственности были разработаны в трудах Д. Локка, Ш. Монтескье, Д. Адамса, Д. Мэдисона, Т. Джефферсона, И. Канта, Г. Гегеля и опирались на опыт прошлого, на достижения предшествующей социальной, политической и правовой теории и практики.

Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. Идею единения силы и права в организации Афинского государства на демократических началах сознательно проводил в VI в. до н. э. Солон, один из семи греческих мудрецов.

Платон (427–347 гг. до н. э.) в своем проекте идеального государства говорил о разделении труда между тремя сословиями (философами, стражами и ремесленниками). Теория же разделения властей нового времени подразумевает в качестве одного из необходимых своих моментов развития представление о разделении труда в области государственной жизни. Однако идеи разделения властей у Платона нет, более того, с точки зрения теории разделения властей в платоновской конструкции разделения труда отрицается факт разделения властей. Это вытекает из того, что именно первое сословие (философы) обладает всей совокупностью государственных, властных полномочий.

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) отмечал, что во всяком государственном строе имеется «три элемента: первый – законосовещательный орган о делах государства; второй – магистратуры; третий – судебные органы». Эти элементы, по Аристотелю, составляют основу каждого государства. При всей значимости этой мысли Аристотеля он еще не говорит о концепции раз-деления властей в духе теории правового государства, для которой важно показать, что различие отдельных форм государственного строя обусловлено не только различной организацией каждого из названных элементов, но и характером отношений между этими элементами, способом разграничения их полномочий, мерой их участия в реализации всей совокупности властных полномочий государства в целом.

Для теории разделения властей более значимы те положения античных мыслителей, где речь идет о различении «правильных» (господство правового закона) и «неправильных» (произвольных) форм правления и о смешанной форме правления, преимущество которой сводится к сочетанию достоинств простых «правильных» форм правления. Так, по Аристотелю, «правильные» формы: монархия, аристократия и полития; «неправильные» формы: тирания, олигархия, демократия. В «правильных» формах правители руководят во имя общего благосостояния, при «неправильных» – только своего личного блага.

Политико-правовые концепции древнегреческих мыслителей, в том числе значимые в плане предыстории теории разделения властей и правового государства, были восприняты и далее развиты древнеримскими авторами. Большим достижением была естественно-правовая трактовка государства как согласованного правового общения людей и «общего порядка», предложенная Цицероном (106–43 гг. до н. э.). Из его концепции вытекает необходимость соответствия законов государства требованиям естественного права. Только такие законы справедливы. Им формулируется важный государственно-правовой принцип: «Под действие закона должны подпадать все». Правовое равенство граждан достижимо лишь при смешанной форме правления: царского правления, аристократии и демократии. Отмечается опасность крена в сторону того или иного начала смешанной формы государства и выступает за их взаимное равновесие путем равномерного распределения прав, обязанностей и полномочий между ними. Таким образом, зарождаются предпосылки системы «сдержек и противовесов».

В период Средневековья также продолжается возникновение и развитие идей правового государства. Фома Аквинский (1225–1274) – теолог, святой – говорил, что естественный закон требует также признания и уважения достоинства человека, созданного Богом по своему образу и подобию. Это положение о достоинстве человека, будучи фундаментальным принципом христианского гуманизма, в политико-правовом плане является одной из первых формулировок идеи неотчуждаемого естественного права человека. Фома Аквинский признает право народа (с согласия церкви) на насильственное свержение тиранической власти. В этом признании видится (хотя и в приглушенной форме) идея народного суверенитета.

Учение о разделении властей Дж. Локка (1632–1704), Ш. Монтескье (1689-1755) сыграло существенную роль в становлении концепций правового государства. При этом исторически концепции разделения властей были развиты применительно к задачам конституционно-правового преобразования феодальной монархии в конституционную. Ш. Монтескье различает в каждом государстве три рода власти: законодательную, исполнительную, судебную. Для предотвращения злоупотреблений необходим механизм, который позволит властям взаимно сдерживать друг друга.

Важной вехой в развитии идей правовой государственности стала их разработка в трудах Канта (1724–1804) и Гегеля (1770–1831). По Канту, благо государства состоит в высшей степени согласованности государственного устройства с правовыми принципами, что представляет собой правовую организацию государства с разделением властей (законодательной, исполнительной и судебной). В соответствии с наличием или отсутствием принципа разделения властей он разграничивает две формы правления: республику (это и есть, по существу, правовое государство) и деспотию. Государство, по Гегелю, это то же право, т. е. наиболее развитое и содержательно богатое право, вся система права, включающая в себя признание всех остальных прав личности, семьи, общества. Государство (правовое государство) – наиболее развитая действительность свободы.

История развития философско-правовой мысли свидетельствует, что для правового государства необходимы не только господство права и правовых законов (нормативно-правовой аспект), но и надлежащая правовая организация самой системы государственной власти, учреждение различных государственных органов, четкое определение их компетенции, места в системе, характера соотношения между собой, способов формирования и т. д. (организационный, властно-институциональный аспект).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.006 с.)