Права і нацыянальная структура грамадства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Права і нацыянальная структура грамадства.



Национальная структура общества описывает структурирование общества по национальному признаку. Общество может быть моноэтническим или полиэтническим (многонациональным). Полиэтническое общество может иметь доминирующую титульную нацию, дающую название народу. Моноэтническое общество редко встречается (Израиль). Большинство обществ – полиэтнические. Белорусское общество: титульная нация – белорусы – более 80%, русские, украинцы, поляки и т.д. Народ состоит из людей всех наций, постоянно проживающих, объединённых языком, традициями этой территории. Полиэтническое общество без титульной нации – США.

Право призвано объединить интересы всех людей в государстве, независимо от их национального признака. В силу этого закрепляются важнейшие основы межэтнических отношений. Первое правило – закрепление права на национальность: человек не может быть принуждён к определению либо отказу от своей национальности, человек вправе указывать свою национальность. Принадлежность к национальности определяется на основе национальности родителей.

Язык общения – вторая основа: обязательность гос. языка для всех граждан и свобода выбора языка межличностного общения. 3-я основа – право на управление государством по принципу гражданства, т.е. на госслужбу принимаются люди любой национальности, но обладающие гражданством государства.

Запрет на дискриминацию по этническому принципу – основа. Запрет на разжигание розни по этническому признаку: запрещены оскорбляющие наименования наций, даже если они возникли исторически. Право на национальные издания, национальные ресурсы вещания.

Права і эканоміка.

Экономика – система производства, распределения и потребления материальных и нематериальных благ. В мире выделяют 2 крайние модели экономики: административно-командная (построенная на директивном производстве и распределении благ; СССР) и свободная рыночная экономика (экономики буржуазных государств XIX – нач. ХХ в.; основывается на естественных законах рынка, может привести к саморазрушению государства). Право трояким образом влияет на развитие экономики. Оно может способствовать её развитию через создание правовых режимов в экономической деятельности (IT-сфера), может нейтрально относиться к экономике, может препятствовать развитию экономики (право создаёт серьёзные барьеры: сплошное лицензирование, пошлины, нетарифное регулирование, квотирование, закрытость бюджетных закупок и т.д.).

В экономике действуют свои экономические законы, которые не могут быть отменены посредством права и юридических законов. Некорректное использование законов государства для влияния на экономические законы может дать крайне отрицательный эффект.

Права і палітыка.

Политика рассматривается как деятельность (искусство) по управлению обществом. Важнейшим институтом политики выступает государство, которое и усваивает в себе эту деятельность. Политику также осуществляют политические партии – специальные субъекты, созданные для достижения государственной власти и управления обществом. В политике участвуют общественные (иногда и религиозные) организации, а также иностранные государства и международные организации. Государство наделяется суверенитетом (т.е. обладает правом на внутреннюю самостоятельную политику и на независимую международную политику). Международное право исходит из того, что суверенное государство, независимо от своих характеристик, не подчиняется другому государству и обладает одним голосом. Судьба государства помимо его воли может быть решена только в одном случае – развязывания им агрессивной войны – и только по установленной процедуре (резолюция Совета Безопасности ООН). Правовой механизм воздействия на государство один. Взаимодействие политики с государством сформировало 2 модели:

- Подчинение права политике, когда все субъекты обязаны действовать на основе закона, а государство, не связанное этим законом, является участником политики (революционный период);

- Политика подчиняется праву и может существовать только в рамках закона. Любое нарушение в политической деятельности, независимо от субъекта политики, должно пресекаться. В правовом государстве вводится принцип верховенства права, который в данном случае раскрывается как приоритет права над политикой. Разрешаются только правовые формы осуществления политической деятельности.

28.  Права ў сістэме сацыяльнага і тэхнічнага рэгулявання.

Право, мораль, религия – основные формы и средства, с помощью которых осуществляется регуляция поведения людей. Обобщённо их называют социальными регуляторами, т.е. специальными, выработанными конкретным обществом механизмами регулирования и общественных отношений.

Важную роль в системе социальной регуляции со времени его появления стало играть право. При всей своей самостоятельности право осуществляет свои функции регуляции не обособленно, а в едином комплексе и тесном взаимодействии с другими социальными регуляторами.

Особенностью права выступает принцип формального равенства, свободы и справедливости в отношении каждого субъекта независимо от его признаков. Формальное равенство, свобода и справедливость, будучи сутью права, имеют важное значение с точки зрения всех иных (неправовых) социальных норм. В условиях развитости и самостоятельности различных видов социальных норм именно право способно придать этому разнообразию социальных регуляторов определённое системное единство.

Права і мараль.

Мораль – это система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения человека, базирующихся на парадигме добра и зла, следование которым имеет добровольный характер.

Нормы права закреплены главным образом в актах гос. органов, морали – в сознании людей, в общественном мнении, находят отражение в литературе, искусстве, СМИ.

Критерии права при оценке поведения людей - “правомерно-неправомерно”, “справедливо-несправедливо”, “имеет-не имеет юридического значения” и т.д., морали – “морально-аморально”, “хорошо-плохо”, “честно-нечестно” и др.

Реализация: правовые нормы реализуются через гос. апарат, нормы морали – общественное мнение (контроль), нормы духовного воздействия, общественное порицание (наказание, пресечение).

Право – одно (обязательность норм – с момента вступления в силу соответствующего правового акта), моральные нормы у каждого класса различны. Общеобязательность моральной нормы зависит от степени усвоения нормы групповым сознанием.

Право как система норм отличается от правосознания (правовых взглядов, идей), в морали же не существует границы взглядов и норм. Вместе с тем выделяется общественная мораль, которая включает нормы и принципы, признанные обязательными в обществе на определённом этапе его развития. Важнейшими нормами морали являются выражающие социальные качества человека по отношению к другим (милосердия, дружелюбие, честность, правдивость и т.д.).

Сферы регулирования морали и права не совпадают: мораль глубже проникает в отношения, однако безразлична к регулируемым правом некоторым отношениям. Правовое регулирование осуществимо лишь там, где существует доказуемость и исполнимость правоотношений, возможность их охраны государством.

Мораль и право могут оценивать друг друга. Моральная оценка соотношения законодательства и его применения может быть как положительной, так и отрицательной.

Ряд правовых норм непосредственно закрепляет моральные положения и подкрепляет их юридической санкцией (нормы уголовного права – клевета, оскорбление, других отраслей). Некоторые дела невозможно решить без учёта норм морали, конкретизирующих правовые нормы.

Между нормами права и морали иногда возникают противоречия при разных требованиях права и морали (священнослужители и родственники обвиняемого могли быть привлечены к ответственности за отказ от дачи показаний).

Проблема соотношения права и морали имеет особое значение в связи с растущим признанием основных прав и свобод человека, его ценности и достоинства.

Одна из современных концепций права (этическая) основана на представлениях о правах и свободах человека, не всегда зафиксированных в законах, содержащихся в моральном сознании. Согласно концепции закон, не противоречащий нравственным ценностям общества, не является правовым. Данная концепция исходит из того, что:

1) Права и свободы человека принадлежат ему от природы, поэтому законодательство должно быть ориентировано на их закрепление и охрану;

2) Практика применения и толкования закона должна быть направлена на максимальный учёт критериев морали или, по крайней мере, не должна допускать противоречий между этими критериями и юридическими решениями;

3) Нравственные ценности, отражённые в сознании общества, но не закреплённые в законах, приравниваются к тем, которые обрели юридическую силу.

Повышение морального уровня общества влечёт за собой повышение, укрепление уровня правопорядка.

Права і рэлігія.

Религия – это мировоззрение, миропонимание, а также система норм и правил соответствующего поведения и специфических действий (культ), основанные на вере в существование Бога или богов.

Религиозные нормы – правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах, в решениях собраний верующих и духовенства, в произведениях авторитетных религиозных писателей. Ряд религиозных норм имеет моральное и правовое содержание (заповеди).

В ряде современных исламских стран Коран и Сунна – основа религиозных, правовых и моральных норм, определяющих “правильный путь к цели” (Шариат).

В царской России ряд норм, признаваемых и установленных церковью, был составной частью правовой системы (каноническое право).

В настоящее время религиозные нормы соприкасаются с действующим правом. В ряде случаев конституция создаёт правовую основу деятельности религиозных организаций (свобода совести, вероисповедания).

Верующие имеют право совершать религиозные обряды, связанные со вступлением в брак, рождением ребёнка и т.д., однако юридическое значение в связи с этими событиями имеют лишь документы гос. органов.

Религиозные организации вправе владеть имуществом (храмами, молитвенными домами и т.д.). У гражданина есть право на альтернативную службу, если несение военной службы противоречит его убеждениям.

Некоторые религиозные праздники признаются в качестве государственных с учётом исторических традиций.

В светских государствах существует взаимное влияние права на религию и религии на право.

Религия может выступать действенным средством по устранению асоциального поведения в обществе.

Права і Хрысціянства.

Христианство – монотеистическая религия, основанная на вере в единого Бога в 3-х ипостасях: Боге-Отце, Боге-Сыне и Боге-Святом Духе. Христианство возникает ок. 2000 лет назад с рождением Иисуса, признаваемого Христом (Сыном Божьим). В XV в. христианство – гос. религия Римской империи, в XI в. христианство делится на восточное (православие) и западное (католицизм). Православие в пер. с греч. – ортодоксальная вера.

В XVI в. выделяется протестантизм (2 осн. течения – лютеранство и кальвинизм).

Каждая ветвь христианства имеет своё отношение к государству и праву. О централизованных идеях можно говорить только приминительно к православию и римо-католицизму. Протестантизм как разрозненная ветвь христианства не может сформировать единое мнение о государстве и праве, но каждая церковь формирует своё мнение о них.

Православие – ветвь христианства, в рамках которой произошло формирование белорусской государственности, народности, языка.

Римо-католицизм оказывал серьёзное влияние на развитие белорусского государства, этноса в отдельные исторические периоды. Особую роль он играл после Брестской унии 1596 года.

Протестантизм, проникший в XVI в., не оказал серьёзного влияния на развитие государственности. При этом по количеству зарегистрированных приходов он занимает 2-е место.

Среди верующих людей православными себя признают порядка 82%, католиками – 12%, остальные исповедают др. религии (перепись 2009 г.).

Значение православия и римо-католицизма предопределило первую основу взаимодействия христианства: все религии равны перед законом. Государство строит свои отношения с религиозными организациями с учётом роли и значения, которую сыграли они в истории становления и формирования белорусской государственности, народности, языка.

Основания христианства:

1) Признание всех людей равных перед Богом, но не равных между собой (равенство сочетается с неравенством) – важная черта христианства. Христианство стоит на позиции выполнения обязанностей: заповеди – на 1-м месте, права даются для исполнения заповедей;

2) Иерархия в семье (муж – глава семьи, патриархальная модель);

3) Почитание родителей;

4) Подчинение властям (нет власти, которая была бы не дана Богом, как в отношении светской, так и церковной; православие допускает мирное неподчинение власти, которая зпретила веру в Бога). Римо-католицизм допускает свержение богоотступнической власти, но только под руководством церкви;

5) Признание за человеком свободы независимо от его социального статуса (христианство возникает в условиях рабства и нне имело целью свержение рабовладельческого строя). Свобода человека проявляется в свободе поступать по своей воле (т.е. по выбору: соблюдать заповеди или совершать грехи). Первые становятся рабами Господа и обретают свободу, вторые порабощаются грехом. Не имея цели борьбы с рабством, христианство призывало верующих господ относиться к своим рабам как к братьям;

6) Наличие справедливости (христианство признаёт справедливость, возвышает милосердие, милосердие выше справедливости);

7) У кого больше прав, у того больше ответственности.

Христианство, став основой культуры белорусского народа, до настоящего времени оказывает влияние на законодательство государств. Религиозные праздники признаются государственными, в некоторых случаях и выходными (выходным днём, в частности, является воскресенье). Человеку предоставляется свобода в выборе веры и отправлении обрядов.

32.   Права і ў лада.

В античных государствах получили развитие различные формы правления. Соотношение права и политики получило более разнообразные формы. Именно в это время зародилось понятие «политики» как общественного института, выражавшего общие дела (интересы) полиса (города-государства). В античные времена сохранялись представления о божественном происхождении государственной власти и покровительстве богов политике государства. Однако все более получало признание первенство закона перед государственной властью – главной основы политики.

В средние века политические институты были сосредоточены в руках верховных феодалов и церкви. Характерной чертой политики средневековых государств была раздробленность власти между отдельными землями. Следствием этого была и разобщенность феодального права. Особое положение городов в феодальном обществе порождало и особое право – магдебургское, выражавшее интересы купечества, ремесленников и др. Одним из главных орудий политики были войны между государствами и отдельными феодальными землевладельцами. Феодальное право поэтому получило название «кулачного права», «права сильного».

В условиях образования централизованных монархий в Европе (абсолютизм) право и законы становятся все более подчиненными политике государства, выражавшей интересы правящих сословий. Абсолютная власть опиралась не столько на право как меру справедливости, сколько на произвол, закрепляя в своих законах жестокие наказания за святотатство, колдовство, иные преступления против религии, показания под пытками, суд по доносам и т.д.

Коренной поворот в соотношении права и политики произошел в ходе буржуазных революций. Постепенно через формирование государственного аппарата посредством выборов, распространение законов на исполнительную власть право начинает обусловливать политику государства. Все большее значение придается правовым средствам осуществления государственной власти.

Позитивное право только тогда справедливо, когда оно одинаково обязательно, а права и обязанности равны для всех граждан, в т.ч. служащих государственного аппарата. При этом речь ведется не об особых полномочиях государственных органов на осуществление государственной власти (политики), а о делегировании им этих полномочий обществом через референдум, через парламентские, президентские выборы. Таким образом, политика правового государства не может быть свободна от требований права, конституции, международных соглашений. Государство должно неукоснительно их соблюдать во всех своих политических решениях.

33.  Прававое рэгуляванне і прававое ўздзеянне

Государство, обладая легальным насилием, вправе принудительно воздействовать на жизнь общества посредством законов и иных источников права. Такое воздействие называется государственным (государственно-правовым).

К государственному воздействию относят различные меры:

1) Установление правил поведения – правовое регулирование;

2) Принуждение субъектов соблюдать установленные законы;

3) Привлечение к ответственности за нарушение установленных правил (юридическая ответственность);

4) Применение принудительных мер к субъектам, которые не могут нести юридическую ответственность (например, принудительное лечение).

Правовое регулирование – деятельность государства, общества и иных субъектов по подготовке и принятию НПА и иных источников права. Это широкое понимание правового регулирования. В узком смысле под правовым регулированием понимают деятельность государства в лице его органов и должностных лиц, а также иных субъектов по подготовке и выработке НПА. Субъектами правового регулирования выступают государство, народ (через референдум), иные субъекты.

Правовое регулирование осуществляется в определённых целях. Они носят стратегический характер и тактические цели. Этим цели могут как иметь юридические последствия, так и акцентировать внимание на социальных, политических, экономических последствиях. Результатом правового регулирования становится переход общественного отношения в состояние правоотношения. Совокупность всех правоотношений в обществе образует сферу правового регулирования. Сфера правового регулирования имеет свои пределы. Право, выступая внешним социальным регулятором, объективно не может регулировать внутреннюю, духовную деятельность человека, а также выраженные вовне личные отношения дружбы, любви. Таким образом формируются объективные пределы сферы социального регулирования. Помимо объективных пределов сфера включает субъективные – те границы проникновения права в человека и общество, которые устанавливаются субъектами. Субъективные пределы подвижны, динамичны и находятся в сфере идеологии и культуры, сужая таким образом субъективные пределы. Общественные отношения, иная деятельность человека, которые не могут быть урегулированы правом, определяют предел существования права в обществе.

Отношения, которые могут быть урегулированы правом, но не должны регулироваться, формируют внешнюю автономию деятельности человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.026 с.)