Изменение прилагательных по родам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменение прилагательных по родам



Деревянный, кирпичный, железная, стеклянный

Красная, чёрная, жёлтое, синяя.

Строгая, серьёзная, честная, молодое.

Широкое, узкий, длинный, толстый.

Кислый, горький, солёный, сладкая.

           

Изменение глаголов по временам

Смеялся, грустил, плакал, веселится.

Не смотрит, не поёт, не учил, не читает.

Закроют, замолчат, заснули, забудут.

Уплывёт, уходит, улетит, убежит.

Помогают, поднимают, получают, погуляют.

Лицо местоимений

Я, меня, мне, ты.

Вы, мы, вас, вам.

Он, его, ему, я.

Ты, тебя, тебе, мне.

При затруднении в выполнении задания учитель может:

  – определить, что обозначает каждое слово в одном ряду;

  – предложить поставить вопросы к словам;

  – записать ряд слов на доске. 

 

«Догадайся по окончанию». На доске записаны окончания.

-а  -ее -ая -ой -о -ут -е -ет -ы -ое

Учитель предлагает определить части речи, которые могут иметь такие окончания.

Ученики хором читают окончание и показывают карточку с названием части речи.

                Сущ.   Глаг.    Прилаг.   

Далее любой ученик должен доказать правильность выбора карточки конкретным примером:

– О окончание существительного. Например, «болото».

 

Предложение

Грамматическая разминка. Объединить по смыслу два слова в одном предложении. Учитель называет или записывает на доске два слова. Ученики придумывают предложение, используя в нём оба слова.

Дрова – печка. Газета – очки. Пассажир – автобус. Посуда – обед. Магазин – мебель. Кошка – собака. Лужи – сапоги. Сестричка – песня.

Урок – класс.

Чтобы увязать грамматическую разминку с темой урока, можно предложить учащимся записать наиболее удачное (интересное) предложение и выполнить задание по теме урока.

 

Грамматическая разминка. Устные упражнения на выделение сказуемого в предложении, воспринимаемом на слух. (Учитель произносит предложение, подчеркивая голосом сказуемое.)

Налетел ветер. Уронила берёзка листья. Из листьев ёжик смастерил себе гнёздышко.

Грамматическая разминка. Устные упражнения на выделение подлежащего в предложении, воспринимаемом на слух. (Учитель произносит предложение, подчеркивая голосом подлежащее.)

Туча нахмурилась. Загрохотал гром. Хлынул дождь. Испуганный зайчишка

спрятался под кустом.

 

«Подлежащее». Придумать предложения, используя сказуемое (плывёт, плывут) во всех предложениях. Кто или что совершает это действие? Назвать разные подлежащие. Записать в тетрадь 1–2 предложения на выбор. Подчеркнуть подлежащие.

 

Грамматическая разминка. Учитель предлагает учащимся один из главных членов предложения (сказуемое – посадил). Ученики подбирают по смыслу второй главный член предложения (подлежащее – дед), а затем несколько второстепенных членов предложения (второстепенный член предложения – репку, второстепенный член предложения – в огороде). Завершается работа повторением получившегося предложения: Посадил дед в огороде репку. Первые 2–3 разминки учитель проводит с опорой на раздаточный речевой материал. В дальнейшем аналогичные грамматические разминки проводятся без наглядных опор, «по цепочке», что должно стимулировать творческую активность и самостоятельность учащихся в речевой деятельности.

 

«Знаки препинания». Учитель произносит одно и то же предложение с разной интонацией. Учащиеся показывают карточку с соответствующим интонации знаком препинания. Неправильный выбор карточки ученик исправляет повторением предложения за учителем, подражая его интонации.

Например:

Сегодня мы пойдём на экскурсию. (!?)

Витя победил на конкурсе рисунка! (.?)

Это дельфины плывут? (!.)

«Соблюдай интонацию».

1-й этап. Учитель произносит закодированное предложение. Например: Та-та-та! Та-та-та-та. или Та-та-та? Учащиеся должны определить интонацию предложения и показать карточку с соответствующим знаком препинания.

2-й этап. Учитель показывает карточку с одним из знаков препинания. Ученик произносит закодированное предложение с соответствующей знаку интонацией.

 

«Читай выразительно». Прочитать про себя диалог и расставить знаки препинания в конце предложений. Приготовиться к выразительному чтению диалога в сопровождении демонстрируемых знаков препинания на карточках.

– Здравствуй, цыплёнок Как ты живёшь

– Я не цыплёнок

– А кто же ты

– Я жёлтый одуванчик

 

– Я кастрюля-красотуля, королева красоты

– Лучше б стала ты, кастрюля, королевой чистоты

                                                          (П. Синявский)

 

– Здравствуй, тётушка Сорока

Ты куда летишь

– Далёко

С новостями на хвосте

Нужно мне успеть везде

                          (М. Дружинина)

 

– Что ты, кошка, сторожишь

– Сторожу у норки мышь

Выйдет мышка невзначай,

Приглашу её на чай

                                 (В. Лунин)

– Славик, кем ты мечтаешь стать, когда вырастешь

– Строителем

– А что ты будешь строить

– Дома без углов Уж очень эти углы мне надоели

                                                                (Б. Слюсарь)

 

 

Грамматическая разминка. Прочитать предложения, записанные на доске.

Сравнить два предложения. (Свободные высказывания учащихся.)

Солнышко светит. Светит солнышко.

Выяснить, одинаковые или разные предложения по смыслу, из каких членов предложения состоят, на каком месте стоит подлежащее в предложениях, на каком месте – сказуемое.

 

«Строим предложение». Ученики накладывают карточки со словами на одну из схем, а затем прочитывают получившееся предложение. Здесь учитель должен обратить внимание учащихся на то, что предлог со словом записаны на одной карточке как один член предложения.

Завершается работа грамматическим разбором предложения:

– определить предложение как нераспространённое или распространённое;

– назвать подлежащее и сказуемое;

– поставить вопросы к второстепенным членам предложения.

«Строим предложение».

1-й этап. Прочитать предложение, написанное на доске.

Скачет по камушкам озорной ручеёк.

Выложить его на парте из данных слов.

Сделать грамматический разбор предложения.

2-й этап. Поменять местами подлежащее и сказуемое.

Прочитать, что получилось.

Исправить речевые ошибки, подставив второстепенные члены предложения к тому главному члену, от которого они зависят (который они поясняют).

3-й этап. Превратить распространённое предложение в нераспространённое.

Прочитать нераспространённое предложение.

 

Грамматическая разминка. Сделать разбор по членам предложения.

Над цветами кружились бабочки.

В ходе объяснения новой темы данное предложение можно использовать для распространения его сначала однородными сказуемыми, а затем однородными подлежащими.

1. Над цветами кружились, толкались, порхалибабочки.

2. Над цветами кружилисьбабочки, пчёлы, шмели, осы.

 

Слуховой выборочный диктант. Учитель читает предложение, выделяя в нём интонацией перечисления однородные члены. Ученики подсчитывают в уме количество однородных членов предложения и поднимают карточку с соответствующей схемой однородных членов, затем записывают однородные члены в тетрадь.

Диктант завершается взаимопроверкой выполненной работы.

Зацвели в саду груши, яблони и вишни.

Бегут, журчат в лесу ручьи.

На рынке продают молодую картошку, свёклу, морковь.

«Разные, но однородные». Выбрать три картинки из четырех предложенных.                 

  Расположить их на схеме однородных членов в незаконченном предложении. Прочитать получившееся предложение.

 

  Рис. Настольная лампа. Рис. Книга. Рис. Кошка. Рис. Ваза.

                                 

                                                    О, О, О

На столе мирно жили

                                                    О, О и О

 

Ученики накладывают выбранные картинки на схему однородных членов предложения и по очереди читают получившееся предложение, выделяя интонацией перечисления однородные члены предложения. Завершается работа комментированным письмом на доске нескольких полученных вариантов предложения.

 

«Разные, но однородные». Подобрать к выделенным членам предложения однородные члены по заданной схеме.

Дописать предложения.

                                           О, но О

Мне купили сапоги дешёвые …

Две подружки на скамейке пели тихо …

                                          О, О, О

В огороде выросли кабачки …

Моя бабушка варит варенья из слив …

                                             О и О

Ребята решили задачу быстро …

Кошка Муся любит спать на кровати …

                                              О, а О

Сегодня мы смотрели по телевизору не хоккей …

Светочка любит читать не сказки …

                                           О, О и О

Николай … дружат с детства.

В этом году апрель … были дождливые.

Объяснить постановку запятых между однородными членами предложения.

 

«Поменяй местами». По-разному расположить картинки на схеме однородных членов в незаконченном предложении. Прочитать все получившиеся варианты предложения (их может быть шесть), выделяя интонацией перечисления однородные члены.

 

        Появились в лесу О, О и О.

 

                 Рис. Зайчата. Рис. Лисята. Рис. Ежата.

   

Ученики выполняют работу с карточками, а затем записывают на доске предложения, комментируя расстановку запятых между однородными членами предложения.

 


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Класс, с. 28–29

Тема. Предложение. Выражение в предложении законченной мысли.

Цели урока. Актуализация знаний учащихся о предложении: выражение законченной мысли в предложении; определение границ предложений в тексте; правило записи предложения.

Развитие умения заканчивать мысль в предложении одним или несколькими словами; определять тему текста и отражать её в заглавии.

Эмоциональное развитие учащихся: умение различать в представленной ситуации серьёзное и смешное содержание; находить в игровой ситуации учебное (серьёзное) задание.

Оборудование: у учащихся карточки с текстом.

 

Ход урока

 

1. Работа с грамматическим диалогом (учебник, с. 27).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.035 с.)