Имена собственные: День Победы, Волга, Жучка, Иванов, Лужки, Нева, Москва, Крылов, Мурзик, Рождество, Покровка, Новый год, Гагарин, Хохлатка, Енисей, Хабаровск, Огурцово, Сосновка, Фимка, Дон, Новосибирск, Рязань, Суворов.
«Прогулка по городу». Учитель предлагает мысленно совершить прогулку по родному городу (посёлку, деревне) и вспомнить названия его улиц, переулков, бульваров, площадей. Учащиеся по очереди начинают игру словами: «Я по городу иду, я читаю на ходу…» («По деревне я иду, я читаю на ходу…»), затем показывают карточку со словом улица (переулок и т. д.) и вспоминают её название. Завершается выступление каждого ученика записью на доске (улица Королёва).
«Единственное – множественное». Учитель предлагает каждому ученику по порядку существительное, употребляя его в единственном или во множественном числе. Ученики должны определить на слух, в каком числе стоит существительное, и повторить существительное, изменив грамматическую форму числа.
Адреса, границы, пассажир, города, беседы, столица, библиотеки, арбузы, вокзал, деревни, квартира, облако, костюм, телевизоры, лягушка.
Завершается упражнение записью по памяти 3–4 слов из словаря с подчёркиванием орфограмм, которые следует помнить.
«Угадай предмет». Необходимо по некоторым приметам узнать предмет, при этом названием предмета должно быть существительное мужского рода.
Учитель называет приметы задуманного предмета:
– Он круглый, оранжевый, вкусный, внутри дольки.
Ученики отвечают, поднимая карточку с указанием рода.
– Это апельсин. Апельсин (он, мой) – существительное мужского рода.
– Это мандарин. Мандарин (он, мой) – существительное мужского рода.
М. р.
Он чёрный, с клювом и крыльями.
Он шерстяной, модный, тёплый.
Он кожаный, круглый, упругий.
Он красный, сочный, растёт в огороде.
Он сильный, ловкий, быстрый.
Он горластый, со шпорами, живёт в деревне.
Он с крышкой, с носиком, выпускает пар.
Он родной, любимый, мудрый.
Ж. р.
Она рыжая, ловкая, живёт в лесу.
Она женская, с пояском, широкая или узкая.
Она интересная, в обложке, лежит на полке.
Она глубокая, быстрая, зимой замерзает.
Она родная, заботливая, старшая.
Она шумная, городская, имеет собственное имя.
Она стройная, зелёная, с листочками и серёжками.
Она в клетку или в линейку, с отметками.
Она длинная, оранжевая, растёт в земле.
Ср. р.
Оно овальное, хрупкое, внутри желток.
Оно чистое, льняное, любит посуду.
Оно красивое, модное, женское.
Оно круглое, вкусное, растёт на дереве.
Оно городское, подземное, удобное.
Оно часть суток.
Оно со ступеньками, у входа в дом.
Оно с новостями и вопросами, путешествует в конверте.
Оно жильё для деток, свито из травинок между веток.
Завершить работу можно записью по памяти 3–4 существительных с указанием рода и объяснением правописаний в корне, если правило знакомое, или обращением за помощью к учителю, если правописание вызывает сомнение.
«Что ты видишь за окном?» Перечислить все предметы и их видимые части, а также явления природы, наблюдаемые из окон классной комнаты.
Ученики по очереди называют предмет и с помощью слов-помощников определяют род существительного, поднимая соответствующую карточку с обозначением рода, например: «Небо – оно, моё. Это существительное среднего рода».
«Трудные шипящие». Учитель называет существительное мужского или женского рода с шипящим на конце. Учащиеся показывают карточку с изображением соответствующей шипящей с мягким знаком или без него.
Ландыш, царевич, печь, борщ, мышь, речь, кирпич, вещь, клещ, молодёжь, калач, товарищ, ёж, помощь, полночь, циркач.
Закончить игру можно записью по памяти существительных мужского и женского рода с шипящей на конце.
Грамматическая разминка. Учитель называет имя существительное.
1-й вариант. Учащиеся определяют род существительного и показывают соответствующую карточку: м. р. или ж. р.
Сторож, камыш, борщ, мышь, дочь, речь, кирпич, вещь, клещ, молодёжь, калач, ковш, ёж, помощь, ночь, богач.
2-й вариант (усложнённый). Учащиеся определяют род существительного и показывают соответствующие карточки: ж.р. или ж.р. и Ь
Закончить грамматическую разминку можно записью по памяти существительных мужского и женского рода.
Грамматическая разминка. Сделать грамматический разбор существительных.
Учитель предлагает учащимся прочитать хором записанное на доске предложение.
Три подружки и одна кошка приехали погостить в село Лукошко.
Затем ученики подчёркивают в предложении все существительные и делают их грамматический разбор: одушевлённое/неодушевлённое, собственное/нарицательное, род, число.
«Конверт с вопросами». Учащиеся получают конверты с вопросами.
1. Необходимо выбрать и разложить на парте вопросы родительного падежа: кого? чего? у кого? у чего? для кого? для чего? от кого? от чего? из кого? из чего? без кого? без чего? с кого? с чего? до кого? до чего?
Учитель называет существительное (орёл). Ученик выбирает любой вопрос (у кого?) и употребляет данное существительное в форме родительного падежа без предлога или с предлогом в соответствии с выбранным вопросом (у кого? – у орла). При этом ученик должен различать вопросы, на которые отвечают одушевлённые и неодушевлённые существительные.
Орёл, стол, сестра, земля, ведро, отец, рука, море, герой, любовь, корабль, плащ.
2. Необходимо выбрать и разложить на парте вопросы дательного падежа: кому? чему? к кому? к чему? по кому? по чему?
Замок, слон, вода, ёж, голова, совок, метла, окно, трава, плита, степь, муравей.
3. Необходимо выбрать и разложить на парте вопросы творительного падежа: кем? чем? с кем? с чем? за кем? за чем? над кем? над чем? под чем?
Луна, лиса, нора, петух, яйцо, бугорок, лев, воробей, сосна, вратарь, свинья, пирог.
4. Необходимо выбрать и разложить на парте вопросы предложного падежа: о ком? о чём? на ком? на чём? в ком? в чём?
Змея, бегун, ручей, сосна, кот, река, соловей, семья, село, мешок, спина, пастушок.
Завершить работу можно записью в тетради нескольких существительных в форме заданного падежа, если предлагаемые учителем существительные имеют ударные окончания или их написание не требует проверки.
«Падежи и их вопросы».
1-й этап. Учитель показывает в произвольном порядке карточки с сокращённым обозначением падежей. Ученики называют падежи.
2-й этап. Учитель называет два вопроса, например (кого? чего?). Ученики поднимают карточку с сокращённым обозначением падежа, которому соответствуют данные вопросы (Р. п.), и называют падеж (родительный падеж).
«Начальная форма». Устные упражнения, выполняемые «по цепочке» или «по эстафете», когда выполнивший задание ученик передаёт эстафету любому однокласснику, называя его по фамилии.
Учитель называет существительное в любой падежной форме с предлогом или без него (у окна). Ученик поднимает карточку с вопросом (что?) и ставит существительное в начальной форме, подчиняя его вопросу (что? – окно).
1-й вариант. У окна, с мальчиком, под горой, молотком, на вертолёте, у лошади, без подсказки, воробью, из тарелки, футболисту, о празднике, карандашом, цаплю.
2-й вариант (усложнённый). Среди услышанных слов ученики должны выделить только существительные. В этом случае упражнение может выполняться только «по цепочке».
Грамматическая разминка. На доске записано предложение.
В конце письма Игорь нарисовал своего белого попугая с большим хохолком.
Ученики читают предложение, находят в нём существительные и доказывают, что данные существительные относятся ко 2-му склонению.
Грамматическая разминка. На доске записаны словосочетания с существительными 3-го склонения.
хранить в памяти на белой скатерти спрятался в тени
посыпать солью вспомнить с грустью отряхнуть от пыли
у высокой ели с болью в груди повесить над кроватью
у меня на ладони с большой скоростью встретить на пристани
Ученики читают по одному словосочетанию, находят в нём существительное и доказывают, что оно относится к 3-му склонению.
«Составь схемы»
1-й этап. Ученики раскладывают на парте карточки со всеми смысловыми элементами схем трёх типов склонения существительных.
1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
м. р. м. р. ж. р. ж. р. ср. р.
а я о е на согл. или ь на ь
2-й этап. Ученики составляют сначала схему 1-го склонения, затем схему 2-го склонения и, наконец, схему 3-го склонения.
3-й этап. Ученики сверяют свои схемы со схемами, данными в учебнике или предварительно записанными учителем на доске. Завершается работа чтением схем.
«Три склонения». Определить склонение существительных.
На трёх карточках с указанным склонением учащиеся самостоятельно раскладывают существительные таким образом, чтобы в каждом склонении были представлены пять слов. Завершается упражнение чтением существительных и обсуждением правильности выполненной работы.
Пристань, телевизор, капля, вишня, слесарь, трамвай, лошадь, скатерть, полотенце, село, помощь, курица, новость, дедушка, картина.
Грамматическая разминка. Учитель предлагает учащимся прочитать предложения, записанные на доске, и заменить слова (местоимения) она и он подходящими по смыслу существительными 1-го склонения (2-го склонения). Далее ученики определяют, каким членом предложения являются вставленные существительные, и указывают их падеж.
1-е скл. Она сладко спала в колыбельке.
Он прятал в усах хитрую улыбку.
Она заросла травой.
Он поздравил племянника с днём рождения.
Она качалась на волнах.
2-е скл. Он ронял на землю жёлуди.
Оно скрылось за вершиной горы.
Он прописал больному постельный режим.
Оно лежало в почтовом ящике.
Грамматическая разминка. Прочитать предложение, записанное на доске. Разобрать его по частям речи. Определить, в каком падеже стоит каждое существительное, каким членом предложения является.
Рыжая киска ест из миски.
«Конверт с вопросами».
1. Учащиеся получают конверты с вопросами родительного падежа и раскладывают их на парте.
кого? чего? у кого? у чего? для кого? для чего? от кого? от чего? из кого? из чего? без кого? без чего? с кого? с чего? до кого? до чего?
Учитель называет существительные 1-го склонения (синичка).
Ученики выбирают по одному вопросу (у кого?), употребляют данное существительное в родительном падеже без предлога или с предлогом в соответствии с выбранным вопросом и называют окончание (у кого? – у синички. Окончание -и). При этом ученики должны различать вопросы, на которые отвечают одушевлённые и неодушевлённые существительные.
Синичка, башня, посуда, охота, дедушка, Ваня, страница, подруга, курица, капля, подушка, библиотека.
2. Дательный падеж.
кому? чему? к кому? к чему? по кому? по чему?
Картинка, речка, деревня, природа, лягушка, юноша, няня, басня, улица, роща, собака, полянка.
3. Творительный падеж.
кем? чем? с кем? с чем? за кем? за чем? над кем? над чем? под чем?
Ягодка, соседка, чашка, аптека, Володя, блузка, загадка, дыня, песня, Волга, верёвка, марля.
4. Предложный падеж.
о ком? о чём? на ком? на чём? в ком? в чём?
Записка, девушка, кошка, рябина, работа, тропинка, Татьяна, задача, цапля, юбка, булка, грядка.
Завершается работа записью в тетради нескольких существительных в форме заданного падежа с выделением окончаний.
Орфографическая минутка. Ученики по очереди читают записанные на доске существительные 1-го склонения, подставляют к ним вопрос и определяют падеж. Все ученики поднимают карточку с падежным окончанием -и или -е.
По равнин.., без верёвк.., по белк.., у берёзк.., из сумк.., к птичк...
Грамматическая разминка. Прочитать предложение, записанное на доске.
Разобрать его по частям речи. Определить, в каком падеже стоит каждое существительное, каким членом предложения является.
Подружка несёт подружке спелую ягоду в кружке.
«Что с чем? Кто с чем?» Составить словосочетания, правильно определив, какое слово с каким связано в словосочетании.
Ученики по очереди читают записанные на доске пары слов (вишня, блюдо) и составляют словосочетание, связывая слова по смыслу (блюдо с вишней). Затем выделяют окончание существительного 1-го склонения в творительном падеже. Работу с первой парой слов учащиеся выполняют коллективно под руководством учителя.
Вишня, блюдо. Удочка, рыбак. Коляска, няня. Иголка, нитка. Вода, кувшин. Стена, башня. Забор, калитка. Собака, будка. Крышка, ведро.
Книга, закладка. Учитель, указка. Каша, тарелка.
«Собери слово». Учащиеся прочитывают про себя части слова с выделенными в рамку окончаниями и собирают слово, упорядочивая его состав. (Задание можно упростить, условно обозначив все части слова.)
за а к кол лож об у к е друж к по про гул к и
Получившееся слово записывается на доске.
Далее необходимо определить падеж существительного по вопросу и составить предложение с данным существительным, не меняя его формы.
Грамматическая разминка. На доске записаны словосочетания, в которых пропущены предлоги.
Учитель объясняет, что от существительных 2-го склонения в родительном падеже убежали предлоги. Их нужно догнать и вернуть на место. Ученики по очереди читают словосочетания, употребляя существительное с предлогом, и вписывают предлог.
Выглянул … дупла, научился … мастера, снял … дерева, ключ … сарая, работал … вечера, печка … огня, стол … учителя, вылупился … яйца,
гулял … зонта, подарок … отца, добежал … угла.
Грамматическая разминка. Прочитать предложение, записанное на доске. Разобрать его по членам предложения. Определить, какие члены предложения выражены существительным, в каком падеже стоят существительные.
По морю к берегу плывёт белый пароход.
«Крыша и крышка».
1-й этап. Ученики прикрепляют под двумя карточками крыша и крышка названия предметов, предварительно определив, какому предмету нужна крыша, а какому – крышка.
Названия предметов на карточках: избушка, сарай, кастрюля, беседка, банка, коробка, чайник, дом, будка, сундук.
2-й этап. Ученики по очереди выходят к доске и дописывают сначала первое, а затем второе предложение существительными, представленными на карточках, ставя их в дательном падеже и подчеркивая окончания.
Крыша нужна (чему?) …
Крышка нужна (чему?) …
Орфографическая минутка. Прочитать слова, записанные на доске, и подчеркнуть в них безударные гласные. Объяснить правописание безударных гласных в корне и в окончании слов.
Защитить, червячок, в песке, на дереве, в гнёздышке, под крылышком, принести, узнавать, вечером.
Грамматическая разминка. Прочитать предложение, записанное на доске. Разобрать его по членам предложения. Определить, какие члены предложения выражены существительным, к какому склонению относятся данные существительные.
В праздничную ночь на площадь вышла молодежь.
Грамматическая разминка. Прочитать предложение, записанное на доске. Разобрать его по членам предложения. Определить, какие члены предложения выражены существительным. Определить склонение и падеж существительных.
Козлик кролика везёт через поле в огород.
«Конверт с вопросами».
1. Учащиеся получают конверты с вопросами и раскладывают на парте карточки с вопросами творительного падежа:
кем? чем? с кем? с чем? за кем? за чем? над кем? над чем? под чем?
Учитель называет существительные 2-го склонения (писатель). Ученики выбирают по одному вопросу (с кем?), употребляют данное существительное в творительном падеже без предлога или с предлогом в соответствии с выбранным вопросом и называют окончание (с кем? – с писателем. Окончание -ем). При этом ученики должны различать вопросы, на которые отвечают одушевлённые и неодушевлённые существительные.
Писатель, море, небо, творог, блюдце, пассажир, чайник, портфель, болото, садовник, дом, календарь.
Завершается работа записью в тетради нескольких существительных в форме творительного падежа с выделением окончаний.
2. Карточки с вопросами предложного падежа: о ком? о чём? на ком? на чем? в ком? в чём?
Письмо, полотенце, ученик, март, костюм, шофёр, голубь, медведь, сарай, мальчик, зверь, платье.
Грамматическая разминка. Прочитать словосочетания, записанные на доске. Определить, из каких частей речи составлены словосочетания.
С красным флагом, идут по площади, высоко взлетел, покатаются на карусели, шли впереди, двенадцать человек, прыгал от радости, не смотрел на меня.
Выбрать одно словосочетание и указать все известные грамматические признаки каждого слова.
«Конверт с вопросами». Учащиеся получают конверты с вопросами.
Необходимо выбрать и разложить на парте вопросы творительного падежа:
кем? чем? с кем? с чем? за кем? за чем? над кем? над чем? под чем?
Учитель называет существительные 3-го склонения (лошадь). Ученики выбирают по одному вопросу (за кем?), употребляют данное существительное в творительном падеже без предлога или с предлогом в соответствии с выбранным вопросом и называют окончание (за кем? – за лошадью. Окончание -ю). При этом ученики должны различать вопросы, на которые отвечают одушевлённые и неодушевлённые существительные.
Лошадь, дверь, ночь, грязь, мебель, помощь, молодёжь, кровать, радость, обувь, площадь, область.
Завершается работа записью в тетради нескольких существительных в форме творительного падежа с выделением окончаний.
«Четвёртый лишний». Учитель чётко произносит четыре слова.
Учащиеся должны услышать одно лишнее слово, не совпадающее по указанному грамматическому признаку с другими словами.
Части речи
Пятый, шестой, золотой, двадцатый.
Шагал, читал, играл, вокзал.
Утром, обед, вечером, ночью.
Хороший, плохо, отлично, честно.
Картошка, немножко, игрушка, кружка.
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.51 (0.009 с.)