Опыт читательской деятельности обучающихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыт читательской деятельности обучающихся



Проверку и оценку опыта читательской деятельности обучающихся рекомендуем осуществлять в процессе текущего контроля в устной и письменной форме и учитывать при оценивании учебных достижений школьников по литературному чтению за каждую четверть.

Составной частью литературного чтения являются уроки внеклассного чтения. Во 2-4 классах уроки внеклассного чтения проводятся один раз в две недели.

Учебными программами в 3-4 классах предусмотрено целенаправленное формирование творческой деятельности младших школьников. Содержание этой работы имеет преимущественно учебный характер. Поэтому в процессе проверки и оценки творческих видов заданий определяющей является мотивационная и развивающая функция. В оценке творческих заданий должны преобладать оценочные суждения учителя положительного характера. Не рекомендуется осуществлять балльное оценивание творческих заданий, выполненных на низком уровне.

Требования к оцениванию опыта читательской
деятельности обучающихся 3-4 классов

 

Отметка Характеристика результатов учебных достижений обучающихся
2 Обучающийся описывает фактическое содержание произведения отдельными, не связанными между собой предложениями с опорой на план. Допускает многочисленные языковые, речевые, орфоэпические ошибки. Частично понимает значение большинства слов, словосочетаний в тексте.
3 Обучающийся связно, но недостаточно полно воспроизводит фактическое содержание произведения с опорой на план. Отчасти нарушает последовательность изложения. Допускает языковые и речевые ошибки. С помощью учителя различает отдельные литературные жанры (сказка, стихотворение), отдельные структурные элементы детской книги; приводит примеры 2-3 изученных произведений, затрудняясь в определении их авторской принадлежности; выражает (без аргументации) простейшие оценочные суждения о поведении, поступках персонажей («хороший», «плохой»).
4 Обучающийся в целом самостоятельно, связно, логично, последовательно пересказывает (с учетом вида изложения) содержание произведения, формулирует его тему, составляет план; выражает и частично аргументирует свое отношение к событиям, поступкам персонажей, опираясь на текстовый материал. Использует в речи авторские средства выразительности, отчасти неудачно заменяя их собственными. Есть единичные речевые ошибки. Умеет по перечисленным учителем признакам определить жанр произведения и привести 1-2 примера. Правильно приводит 4-5 примеров произведений, которые изучались. В общем, правильно ориентируется в структуре детской книги, хотя не всегда применяет полученные знания в практической деятельности. Требует усовершенствования умение находить учебно-познавательную информацию в изданиях справочного характера.
5 Обучающийся самостоятельно, связно, логично, полно пересказывает (с учетом вида изложения) содержание произведения, выделяя главное. При пересказе заменяет диалоги рассказом. Выражает и аргументирует свое отношение не только к событиям, но и к содержанию произведения в целом, удачно используя авторские средства выразительности при описании событий, поступков персонажей, описания природы и др. Самостоятельно определяет тему и основную мысль произведения. В отдельных случаях неточно понимает подтекст. Ориентируется в мире детских книг, различает и сравнивает их по жанрово- родовым признакам, тематической направленности, авторской принадлежности. Самостоятельно владеет операционной стороной поиска учебно- познавательной информации в изданиях справочного характера; применяет знания, умения и навыки при изучении других школьных предметов.  

Самостоятельные и итоговые контрольные работы

Целью самостоятельной и итоговой контрольной работы в 3-4 классах является проверка уровня сформированности у обучающихся умений самостоятельно осознавать содержание незнакомого текста, применяя знания, умения, навыки, способы деятельности, которыми обучающийся овладел во время обучения.

Рекомендуем такую работу проводить на основе незнакомого текста, заданий различногоуровня сложности. Для проверки предлагаем задания трех типов:

1. задания, которые предусматривают выбор одного правильного ответа из трех (четырех) предложенных вариантов;

2. задания с коротким письменным ответом, задания на установление соответствия, правильной последовательности;

3. задания, требующие развернутого ответа.

В 4 классе (II четверть) контрольная работа состоит из незнакомого текста (объемом 350 – 420 слов) и 12 заданий (6 заданий первого типа, 5 – второго и 1 – третьего типа). Работа подлежит обязательному оцениванию.

Оценивание выполненной работы рекомендуем осуществлять следующим образом.

За правильное выполнение заданий, которые предусматривают выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов, выставляется по 1 баллу.

Задания с коротким письменным ответом, задания на установление соответствия, на установление правильной последовательности оцениваются в 2 балла каждое. 2 балла – задание выполнено правильно, дан полный обстоятельный ответ, правильно установлена последовательность или соответствие, план полностью соответствует тексту; 1 балл – задание выполнено частично, допущены неточности, ответ не обоснован. Если задание состоит из двухчастей, то выставляется по 1 баллу за каждую часть задания, выполненную правильно; 0 баллов – выставляется за неправильно выполненное или вообще невыполненное задание.

Задания, требующие развернутого ответа, оцениваются 3 баллами. Учитывается содержание; логичность и последовательность изложения; обоснование собственного мнения,использование средств художественной выразительности в высказывании.

Баллы за работу по чтению выставляются без учета ошибок за грамотность.

Все баллы за выполненные задания суммируются, и полученный общий балл переводитсяв оценку.

 

Таблица перевода тестового балла в оценку

 

Оценка

«2» «3» «4» «5»
Тестовый балл (3 класс) 1-3 4-8 9-13 14-16
Тестовый балл (4 класс) 1-5 6-10 11-16 17-19

Оценка знаний обучающихся за четверть ставится с учётом текущего оценивания опыта читательской деятельности, результатов оценивания навыка чтения вслух, текущего оценивания навыка чтения молча, качества заучивания наизусть стихотворений, отрывков из прозаических произведений, результатов выполнения итоговых контрольных работ.

Годовая оценка выставляется на основе оценок за каждую четверть.

Русский родной язык

Процесс контроля и оценки в курсе «Русский родной язык» имеет особенности, которые связаны с целями изучения этого курса. Курс не направлен на заучивание каких- либо фактов из истории языка – приоритетной целью является формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре. Чрезмерная формализация и стандартизация контроля может вызвать обратный эффект.

В ходе текущей проверки знаний целесообразно использовать критериальное оценивание на основе критериев, которые заранее согласованы с обучающимися. Объектом оценки является письменное или устное высказывание (сообщение) отдельного обучающегося или группы обучающихся.

Критериальное оценивание – это прежде всего коммуникация «обучающийся– обучающийся», содержанием которой является определение степени освоения того или иного умения. Роль учителя в таком оценивании существенно меняется: он только помогает обучающимся удерживать основную цель коммуникации- оценивания – помочь однокласснику научиться лучше говорить, читать, писать, слушать. Именно одноклассники и учитель становятся своеобразным зеркалом, помогающим обучающимся увидеть, оценить свои усилия, обнаружить пробелы в своём опыте и понять, что делать дальше, чтобы улучшить результаты. А это означает, что обучающийся активно включается в своё обучение, у него существенно повышается мотивация.

Для учителя критериальное оценивание – это:

1. основа для оценки-поддержки обучающихся, а не жёсткий контроль;

2. способ получить информацию о том, как учится каждый обучающийся (такая информация нужна для поиска наиболее эффективных методов обучения конкретного обучающегося, конкретного класса);

3. возможность дать обучающимся обратную связь в виде развёрнутого высказывания о том, как они осваивают содержание курса.

Чтобы оценивание было продуктивным, оно должно отвечать следующим требованиям.

1. В качестве критериев оценки используются те умения, которые осваивает обучающийся на уроке. Например, для оценки устного сообщения обучающийся может быть такой набор критериев: точность (вся информация передана без искажения), ясность (говорить так, чтобы тебя понимали одноклассники), чёткость (не торопиться, не «съедать окончания», «без запинок») и т. п.

2. Критерии вырабатываются совместно с обучающимися, они должны быть сформулированы кратко и обязательно на «детском» языке.

Когда ребёнок использует «своё» слово, осмысленное им в коммуникации с учителем и другими детьми, он легко восстанавливает содержание критерия. Обучающиеся предлагают не только сами критерии, но и форму их краткой записи, что позволяет оперативно делать пометы в тетради или на оценочном листе. Например,

«детские» критерии оценки могут выглядеть так: «Я» – ясность изложения, «Ч» –

«чёткость речи» и т. д. Обучающиеся также делают пометы при выслушивании сообщения одноклассников, например: «?» – есть вопрос и т. п. При отсутствии развитого навыка письма, например у первоклассников, краткая запись даёт возможность сэкономить время, не упустив ничего важного.

1. В 1-м и 2-м классах для оценки по критериям у ребёнка должны быть своеобразные «опоры» – вопросы, иллюстрации и т. п. Например, после работы с текстом педагог предлагает выполнить задание в парах: «Опираясь на прочитанный текст, подготовьте два коротких устных сообщения. Подготовить эти сообщения вам помогут вопросы». Для подготовки каждого из сообщений педагог предлагает по шесть вопросов, ответы на которые и составляют основу сообщения. После того как сообщения готовы, педагог каждому ребёнку выдаёт оценочный лист – таблицу с вопросами, рядом с

которыми обучающийся, выслушивая сообщение одноклассника, ставит галочку, если в сообщении дан ответ на вопрос, и какой-то значок, отражающий правильность ответа. Затем дети в паре обсуждают, какой информации не было в сообщении, какая передана не совсем точно, ищут эту информацию в тексте. Далее на основании этого оценочного листа идёт общая оценка сообщения по таким критериям:

1) На все ли вопросы удалось ответить?

2) Вся ли информация передана верно?

3) Удалось ли рассказать уверенно, чётко, ясно?

Если у ребёнка что-то не получилось, то нужно очень доброжелательно обсудить, как ему можно помочь. Учитель, наблюдая работу обучающихся на уроке, отмечает продуктивные образцы взаимодействия в паре, группе (типы помощи друг другу) и делает их предметом обсуждения всего класса. Выделение таких способов и умение построить их обсуждение в классе, чтобы другие дети смогли ими воспользоваться, – важная учительская задача.

2. Критерии должны изменяться.

Если все обучающиеся в классе освоили какое-то умение, например, «говорить чётко», то данный критерий больше не используется для оценки; появляется новый, связанный с умением, которое осваивается в данный момент. Слишком общие критерии конкретизируются.

3. Критические замечания должны высказываться в форме совета.

Основная цель оценки – стимулировать осмысленное обсуждение устного сообщения или письменного текста, дружеское взаимодействие в группе, поэтому на уроке сначала обсуждается то, что получилось хорошо, а критические замечания каждый стремится сделать в мягкой форме.

Этому надо специально обучать детей, поэтому сначала учитель помогает формулировать «щадящие» высказывания, обращает внимание на самые удачные, постепенно дети смогут делать это сами.

Обратная связь – ключевая цель критериального оценивания. Качественная обратная связь обязательно показывает, что уже умеет делать обучающийся, какие затруднения у него возникают и как он может с ними справиться. Обратная связь может быть представлена в разных формах. Прежде всего это устное оценочное высказывание, которое содержит три структурных элемента: похвалу (что получилось), замечание (что пока не получается), совет (что сделать, чтобы получилось). Например, устное оценочное высказывание может быть таким: «Таня, ты сегодня написала интересно про медведя, особенно про его танец. Но ты забыла про музыкантов. Посмотри на третью картинку! Допиши предложение в текст. А в следующий раз, чтобы не забыть, сравни картинки и текст. В черновике отметь предложения, которые описывают картинку».

Эту форму устной оценки обучающиеся осваивают в 1-м и 2-м классах, а затем используют на протяжении всего обучения на уровне начального общего образования. Наряду с устным оценочным высказыванием появляется письменная фиксация в тетради оценочных шкал или особые фразы («кто молодец», «кому хочу дать совет»). Кроме того, обучающиеся осваивают оценивание с помощью значков («плюс», «минус», «полуплюс» и др.), которые они показывают однокласснику после его выступления. Этот тип оценивания нужно активно использовать на уроке. Выступающий видит оценки всех одноклассников, но может сам обратиться к тем детям, чьё обоснование оценки хочет услышать. Для оценивания устного сообщения группы по критериям можно использовать шкалы с магнитами. Шкалы нарисованы на доске и подписаны. Каждая шкала отражает один из критериев, по которым идет оценивание, например, на доске может быть представлено три шкалы: «чёткость», «ясность», «уверенность». Одна группа делает сообщение, другая группа оценивает выступление, передвигая магниты по соответствующим шкалам. В случае необходимости комментирует (аргументирует) свою оценку.

Поскольку взаимооценка при работе в паре, группе (этап подготовки) и при предъявлении результатов классу – неотъемлемый элемент каждого урока, обучающиеся достаточно быстро овладевают содержанием критериев и умеют их применять. Через некоторое время эти критерии становятся опорой для самооценки. Появляются такие оценочные суждения по отношению к собственному действию: «Я сегодня рассказал всё чётко, но неинтересно, слова выбрал трудные»,

«Рассказ про игрушку я написала лучше, чем про город, и ничего не забыла», «Забываю ставить восклицательные знаки. Что делать?» и т. п. Эти суждения – индикатор того, что стратегия работы в классе выбрана верно, что у ребёнка формируется адекватная самооценка, которая побуждает его к самостоятельному преодолению возникших трудностей.

Таким образом, введение критериального оценивания на уроках русского родного языка на уровне начального общего образования – один из ключевых факторов, влияющих не только на формирование устной и письменной речи младшего школьника, но и на становление учебной самостоятельности. Для учителя, осознающего важность критериального оценивания, обучающийся – это равноправный партнёр, помогающий взрослому наставнику эффективно выстроить учебное взаимодействие, активно строящий своё обучение.

Основным видом промежуточного и итогового контроля является представление обучающимися подготовленных ими проектных заданий. Оценивается и качество выполнения проектного задания, и представление его перед классом. Как и при оценивании других сообщений, при оценивании подготовленного проекта предпочтение отдаётся качественной доброжелательной оценке, позволяющей обучающемуся при подготовке и представлении следующего проекта учесть результаты предыдущего выступления. Такой подход к контролю позволяет соединить усвоение содержательной части разделов программы «Русский язык: прошлое и настоящее» и «Язык в действии» с развитием речевых умений (устного выступления, письменной творческой работы), отрабатываемых в разделе «Секреты речи и текста». Темы проектных заданий представлены в рабочих программах по классам и в учебных пособиях.

Приведём примеры проектных заданий.

Й класс

Красиво и крупно нарисуй на листе бумаги любую букву современного алфавита: у тебя должна получиться буквица. Это может быть первая буква твоего имени, фамилии или любая другая буква.

Й класс

1. Подготовь сообщение «Секреты семейной кухни». Расспроси маму, бабушку или других родственников, есть ли в вашей семье какой-нибудь старинный рецепт приготовления горячего блюда. Запиши, в чём его особенность.

2. Подготовь короткое сообщение «Музеи самоваров в России». Такие музеи есть в Туле, в Касимове, в Городце и других городах.

Й класс

1. Подготовь небольшое сообщение «Петровские дубы». В России растёт несколько старинных дубов, которые называют петровскими. Сколько их? Где они растут? Почему так называются? Есть ли ещё дубы, которым даны чьи-то имена?

2. Подготовь сообщение «Любимые места» о месте, в котором ты живёшь или в котором тебе пришлось побывать. Напиши, чем оно знаменито и чем дорого именно тебе.

Й класс

4. Найди во фразеологическом словаре фразеологизмы со словами лиса, волк и собака. Определи, какое из этих слов чаще встречается во фразеологизмах.

5. Сравни толкование двух слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре.

Оценивать выполнение представленных проектных заданий также целесообразно по критериям, которые обсуждены с обучающимися и понятны им.

Это могут быть такие критерии:

· глубина раскрытия темы проектного задания, использование знаний из других областей;

· доказательность представленного материала, обоснованность выводов;

· качество оформления проектного задания, если оно выполнено письменно;

· чёткость и ясность представления проектного задания перед классом;

· содержательность      и аргументированность      ответов      на вопросы одноклассников.

По каждому из критериев, используемых при оценивании проектного задания, выставляется балл. Можно использовать такой подход к выставлению баллов:

2 балла высокий уровень
1 балл средний уровень
0 баллов низкий уровень

Далее баллы суммируются, и выставляется общий балл за выполнение проектного задания. При необходимости перевода балла в школьную отметку педагог самостоятельно разрабатывает шкалу перевода.

Безусловно, большинству первоклассников сложно сразу самостоятельно выполнять проектные задания, аналогичные приведенным, поэтому в течение первого года обучения можно использовать и разнообразные проверочные задания, в том числе в тестовой форме.

Важно, чтобы эти задания не носили слишком формальный характер и не приводили к заучиванию.

Приведём несколько примеров таких заданий.

1. Отметь Х все вопросы, на которые нельзя ответить одним словом.

□ Какая сегодня погода?

□ Кто сегодня дежурит?

□ Почему важно уметь читать?

□ Как тебя зовут?

□ Как правильно заваривать чай?

2. Выбери и отметь Х слово, которое должен выделить голосом тот, кто задаёт вопрос. Для этого тебе нужно прочитать ответ.

· Что это за зверь воет за окном?

· Это не зверь, это же ветер!

□ это

□ зверь

□ ветер

3. Соотнеси названия построек и их описания.

царский дворец каменные
великолепный изба просторные
деревенская терем княжеский
тесная палаты высокий

В последующих классах также можно использовать разнообразные проверочные задания, чётко осознавая, что важно не допускать формального подхода, провоцирующего обучающихся на механическое запоминание определённых фрагментов учебного пособия.

 

Математика



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.046 с.)