Глава 8. Логические основы аргументации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 8. Логические основы аргументации



Логические основы аргументации

Структура аргументации. Форма обоснования тезиса.

  Аргументация – это операция обоснования каких-либо суждений, в которой наряду с логическими применяются также и внелогические методы и приемы убеждающего воздействия.

Аргументация включает три взаимосвязанных элемента: тезис (Т), суждение, которое обосновывается в процессе аргументации; аргументы (а1, а2, а3,…аn)- исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис; демонстрацию- логическую связь между аргументами и тезисом

1, а2, а3,…аn)→Т

Способами аргументации являются обоснование и критика.

Обоснование может принимать форму умозаключений: дедуктивных, индуктивных и по аналогии, которые применяются самостоятельно или в различных сочетаниях.

Аргументация дает неоднозначные по логической ценности результаты. Обосновчание при помощи неполной индукции и аналогии позволяет получить лишь правдоподобные заключения..

Обоснование при помощи демонстративных рассуждений обеспечивает получение достоверного знания. Такая форма обоснования называется доказательством.. Доказательство- это логическая операция обоснования истинности какого- либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.

Упражнение 1.

Укажите тезис и аргументы (если тезис явно не выражен, сформулируйте его); определите форму обоснования тезиса,), запишите связь аргументов и тезиса в виде схемы.

Образец:

А) записываем задачу (допускается сокращение слов), находим тезис и аргументы, обозначаем их соответствующими символами:

Стенсон: …могу сообщить вам (Олуэн)…Я я с самого начала подозревал Вас (в убийстве Мартина) (Т.)

Олуэн: Вы подозревали меня? Но почему?

Стэнтон: По трем причинам. Во-первых, я не мог понять, зачем было Мартину кончать с собой. Видите ли, я знал, что он не брал денег, и, хотя он находился в крайне затруднительных обстоятельствах, мне он казался не из тех, кто таким путем выходит из положения (aj. Затем, я знал, что вы были у него поздно вечером: как я вам уже говорил, мне сообщили, что вы поехали к нему (a2.. Я вам сказал, что у меня была третья причина. Я по­пал в коттедж очень рано на следующее утро... Я приехал, когда там были только доктор и констебль. Я заметил кое-что на полу, что прозевал дере­венский полицейский, и поднял с пола, когда он отвернулся. С тех пор я храню это в моем бумажнике. (Вытаскивает бумажник и вынимает из него кусочек цветного шелка3). Я довольно наблюдателен в таких ве­щах.

Олуэн: Да, это клочок платья которое было на мне... Он был оторван во время нашей борьбы (a4 Так вот откуда вы узнали? С тэн тон.Да, вот так я и узнал[2].

б)      Определяем форму обоснования тезиса:
обоснование принимает форму индуктивного умозаключения;

в)      записываем связь аргументов и тезиса с помощью символов:
а, обладает р
а2 обладает р
а3 обладает р
а4 обладает р

at, аг, а3, А4 составляют класс Т.

Каждый элемент Т обладает р.

Упражнение 2.

1. Определите состав следующих доказательств и проверьте правильность:

       А) Студент Петров должен изучить философию, так как Петров - студент одного из вузов России, а все студенты России должны изучать философию.

       Б) Треугольники АВС и КМН имеют равные стороны: АВ = КМ, ВС = МН, АС = КН, следовательно, они равны.

       В) «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю!» - такое восклицание легенда приписывает Архимеду, гениальному механику древности, открывшему законы рычага. «Однажды Архимед, - читаем мы у Плутарха, - написал сиракузскому царю Гиерону, которому он был родственник и друг, что данной силой можно подвинуть какой угодно груз. Увлеченный силой доказательств, он прибавил, что если бы была другая Земля, он, перейдя на неё, сдвинул бы с места нашу».

       Г) «Выше изображенный дворянин, которого уже самое имя и фамилия внушает всякое омерзение, питает в душе злостное намерение поджечь меня в собственном доме. Несомненные чему признаки из нижеследующего явствуют: во-первых, оный злокачественный дворянин начал выходить часто из своих покоев, чего прежде никогда, по причине своей ленности и тучности тела, не предпринимал; во-вторых, в людской его, примыкающей о самый забор, ограждающий мою собственную... землю, ежедневно и в необычайной продолжительности горит огонь, что уже явное есть к тому доказательство, ибо до сего, по скаредной его скупости, всегда не только сальная свеча, но даже каганец был потушен» (Н. В. Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем).

       Д) Эта рукопись - древнеиндийская, так как во всех древнеиндийских рукописях слова не отделяются один от другого, и в этой рукописи слова не отделяются одно от другого.

       Е) Если в лесу вырастет густой ельник, то певчих птиц в этом лесу станет меньше. Действительно, в густом ельнике насекомых меньше, а если насекомых в густом ельнике меньше, то уменьшается число живущих в этом лесу птиц.

       Ж) Бактерии туберкулеза принадлежат к палочкам, так как бактерии туберкулёза не принадлежат ни к коккам, ни к вибрионам, а любая бактерия имеет форму или шарообразную (кокки), или цилиндрическую (палочки), или извитую (вибрионы).

Упражнение 3.

  Определите вид следующих доказательств. Укажите, если имеются, логические ошибки:

       А) Земля имеет форму шара, так как тень от Земли, передвигающаяся на поверхности Луны во время лунных затмений, круглая.

       Б) Позвоночные животные бывают или млекопитающие, или птицы, или рыбы, или земноводные. Ящерица, будучи позвоночным животным, не есть ни млекопитающее, ни птица, ни рыба. Следовательно, ящерица - земноводное.

       В) Вселенная построена из тех типов атомов, которые найдены на Земле, ибо почти все линии поглощения, встречающиеся в спектре солнечной атмосферы, могут быть приписаны атомам, известным на Земле; то же справедливо и в отношении спектров звездных атмосфер.

       Г) Доказательство о невозможности всемирного потопа, развитое Леонардо да Винчи: «В библии читаем, что названный потоп заключался в 40 днях и 40 ночах всеобщего дождя и что дождь этот поднял воду на шесть локтей выше самой высокой горы мира; и если бы действительно дождь был всеобщим, то он придал бы нашей Земле вид сферы, а на сферической поверхности каждая её часть одинаково удалена от центра своей сферы; поэтому, если бы сфера воды находилась в подобном состоянии, то было бы невозможно, чтобы вода на ней двигалась, так как вода сама по себе не двигается, если только не опускается; поэтому, как сошла бы вода подобного потопа, если доказано здесь, что у нее не было движения? А если она сошла, как же она двигалась, если не опускалась? Здесь естественные причины отсутствуют, поэтому необходимо для разрешения таких сомнений призвать на помощь чудо или же сказать, что вода эта испарилась от солнечного жара».

       Д) Лермонтов был предшественник Льва Толстого, Лев Толстой был современником Чернышевского, следовательно, Лермонтов был предшественником Чернышевского.

Упражнение 4.

Определите, к какому типу правил аргументации (к правилам тезиса, аргументов или демонстрации) относятся следующие:

       А) В простом категорическом силлогизме должно быть только три термина.

       Б) Обосновываемое положение должно оставаться неизменным на протяжении всего рассуждения.

       В) Доводов в совокупности должно быть достаточно, чтобы из них вытекал тезис.

       Г) В доказательстве не должно быть «круга».

       Д) Разделительная посылка разделительно-категорического силлогизма должна быть строгой дизъюнкцией.

       Е) Нельзя считать доводом ссылку на авторитет или критику личности.

       Ж) Основное положение рассуждения не должно быть двусмысленным.

       З) Из двух отрицательных, как и из двух частных, посылок нельзя получить определенное заключение.

       И) В качестве доводов должны быть избраны истинные суждения.

Упражнение 5.

Укажите, к каким элементам аргументации (тезису, аргументам или демонстрации) относятся следующие ошибки:

       А) Отсутствие необходимой связи между тезисом и аргументами.

       Б) «Круг» в определении.

       В) «Круг» в доказательстве.

       Г) Отсутствие строгой дизъюнкции в разделительной посылке разделительно-категорического силлогизма.

       Д) Отход от обсуждаемого положения, его «потеря» или подмена.

       Е) Попытка получения вывода из двух частных или двух отрицательных категорических суждений.

       Ж) Использование в рассуждении положений, несовместимых друг с другом.

       З) Непоследовательность.

       И) Обращение к авторитету.

       К) Учетверение терминов.

Упражнение 6.

Установите вид следующих аргументаций, найдите в них логические ошибки:

       А) Известен такой случай. Французский судебный оратор Х1Х в. Берри пытался однажды добиться обвинительного приговора подсудимому только потому, что он, Берри, был убежден в виновности подсудимого, хотя доказательства виновности не имел. Берри заявил: «Мой выбор сделан: не колеблясь ни минуты, думаю, что моя мысль очевидна, а убеждение глубоко и непоколебимо, виновен Ла-Ро, преступник - он!».

       Б) Ломброзо в книге «Гений и безумие» попытался провести знак равенства между гением и безумием при помощи таких рассуждений: безумный человек - ненормален, но и гений - это тоже необычный, следовательно, ненормальный человек, поэтому гений и безумец - идентичные понятия.

       В) Коперник, как и Аристотель, утверждал, что небесные тела движутся по кругу потому, что круговое движение есть наиболее совершенное движение в природе. Поскольку же небесные тела относятся к совершенному миру, им, естественно, присуща наиболее совершенная форма движения.

       Г) Суеверные люди считают, что необычные явления в природе произведены божественной силой, а необъяснимые явления используют для доказательства бытия бога.

       Д) Существует абсолютное бытие, обусловливающее существование всего остального, и оно есть Бог. Ведь градация ступеней природного существования не может продолжаться до бесконечности, и поэтому должно быть, по крайней мере, одно существо, выше которого нет ничего. Подобное бытие необходимо существует, и может быть только одно такое бытие: если бы существовало несколько подобных друг другу высших существ, то они были бы или частью еще высшего по отношению к ним бытия, или же были тождественны с ним. Но если они были бы лишь частью его, они не были бы высшими существами, и высшей сущностью было бы стоящее над ним высшее бытие. Если же они тождественны с этим высшим бытием, то должны быть едины с ним. Бог и есть это высшее, или абсолютное, бытие.   

  Упражнение 7.

Определите, какое из следующих доказательств прямое, а какое косвенное. Запишите их в символической форме:

       А) Это убийство могло быть совершено либо с заранее обдуманным намерением, либо по неосторожности, либо в состоянии аффекта. Последнее, однако, следует отвергнуть, так как известно, что между заряжанием пистолета и выстрелом прошел известный промежуток времени. То, что убийство совершено с заранее обдуманным намерением, также нужно отвергнуть: обвиняемый сознался в том, что зарядил пистолет, и это показывает, что он не считает данное обстоятельство уличающим его в преступлении. Таким образом, остается убийство по неосторожности, при неумелом обращении с оружием.

       Б) Понятия «абзац» и «предложение» находятся в отношении пересечения, так как некоторые абзацы являются предложениями, а это соответствует определению отношения пересечения.

       В) В Х11 веке у монголов-кочевников сохранилось много черт родового строя. Кровные связи еще имели очень большую силу. В брачных отношениях господствовала экзогамия, то есть характерный для родового строя обычай брать жен из чужого рода. Существовало многоженство, что тоже типично для патриархального рода. Женщина, взятая в род, уже не выходила из него и в случае смерти мужа переходила к его ближайшему родственнику. Очень большое место занимал в быту монголов родовой институт кровной мести. Наконец, свято соблюдался культ предков, к которому допускались только члены рода.

       Г) Два перпендикуляра к одной и той же прямой не могут пересечься, так как если бы они пересеклись, то была бы точка их пересечения, из которой на прямую опущены два перпендикуляра. Однако это противоречит теореме о невозможности опустить из одной точки на одну прямую два перпендикуляра.

       Д) В простых категорических силлогизмах 3-й фигуры из двух утвердительных посылок не может получиться отрицательное заключение. Поскольку обе посылки утвердительные, их предикаты не распределены. Но их предикаты - большой и меньший термины силлогизма, значит, в заключении оба термина также не распределены. Заключение, таким образом, не может быть отрицательным, так как в этом случае его предикат был бы распределенным.

Упражнение 8.

Подберите равнозначные тезисы к следующим:

       А) Невозможно создать вечный двигатель.

       Б) Каждый человек художник.

       В) Александр Македонский мало чему научился у своего наставника Аристотеля.

       Г) На всякого мудреца довольно простоты.

       Д) Запрещено распространять о другом человеке ложные, порочащие его сведения.

Упражнение 9.

Постройте прямое и косвенное доказательство следующих тезисов:

       А) Неправда, что философские споры неразрешимы.

       Б) Тот, кто ясно мыслит, ясно говорит.

       В) Он - необразованный человек.

       Г) Люди в подавляющем своем большинстве хотят добра.

       Д) Человек должен любить ближнего своего, как самого себя.

Упражнение 10.

Опровергните следующие тезисы:

А) Успех ослепляет человека.

Б) Все дороги ведут в Рим.

В) Всякий, изучавший юриспруденцию, - юрист.

Г) Все обвиняемые виновны.

Д) Некоторые люди никогда не ошибаются.

Упражнение 11.

О каких уловках идет речь в следующем тексте:

     Известный современный философ Й. Хёйзинга в книге «Homo Ludens. В тени завтрашнего дня» пишет: «В Древнем Риме долгое время любые средства были хороши, чтобы одолеть в суде противную сторону. Истец обличался в траурные одежды, вздыхал и стенал, громогласно ссылался на благо государства, приводил с собой в суд как можно больше клиентов, дабы усугубить впечатление, одним словом, делал все то, что еще делается порой и в наше время».

Упражнение 12.

  Найдите нелепости в следующих высказываниях абитуриентов:

а) «Татьяна услышала стук копыт Онегина»; б) «Чай с вареньем, садики, подстриженные под рай, окружали Ионыча»; в) «Нагульнов был сконфужен вражеским снарядом, поэтому у него иногда случались припадки»; г) «Смерть Давыдова и Нагульнова полностью убедила хуторян в прекрасном будущем народа»; д) «И хотя Давыдов не имел высше го образования, все равно крестьяне понимали его».

 

Упражнение 13.

Разгадайте анаграммы:

а) Нарема; б) Мерип; в) Гитерясат; г) Катакит; д) Сктет ропас.

Упражнение 14.

  Автобусный билет. Вы купили билет в театр с номером

524127. Попробуйте, не меняя порядка цифр, расставить между ними знаки математических действий так, чтобы в итоге получилось 100.

 

Тест по теме

«Основы теории аргументации»

 

1. Какое доказательство называется прямым?

А) Это истинное суждение, с помощью которого обосновывается тезис.

Б) Это доказательство, при котором истинность выдвинутого тезиса

     непосредственно обосновывается аргументами.

В) Это логический прием, при помощи которого устанавливается ложность или недоказанность выдвинутого положения.

Г) Это доказательство, при котором истинность выдвинутого тезиса

     обосновывается путем доказательства ложности антитезиса.

2. Каковы тезис и аргументы в следующем рассуждении: «Каждый отличник получает повышенную стипендию (а). Студент Степанов получает повышенную стипендию (б), так как он отличник (в)»?

А) а- тезис, б и в - аргументы.

Б) б- тезис, а и в - аргументы.

В) в - тезис, а и б - аргументы.

Г) Это рассуждение вообще не является аргументацией.

3. Каков вид аргументации: «Вы говорите, что этот человек виновен. Этот человек не виновен, так как совершивший преступление должен был находиться в момент его совершения на месте преступления, а он был в другом городе»?

А) Прямое доказательство.       Б) Косвенное доказательство.

В) Прямое опровержение.         Г) Косвенное опровержение.

4. Как избежать ошибки «круг в доказательстве»?

А) Выдвинуть самый простой тезис, который легко доказывается.

Б) Продемонстрировать наименьшее число аргументов.

В) Не обосновывать тезис тем аргументом, для обоснования которого, в качестве аргумента, выступит утверждение, являющееся тезисом.

Г) Не повторять в доказательстве одних и тех же аргументов.

5. Какое из следующих утверждений является правилом тезиса?

А) Тезис должен быть сформулирован на языке формальной логики.

Б) Тезис должен быть доказуемым утверждением.

В) Тезис должен быть обоснованным утверждением.

Г) Тезис должен быть ясным и четким.

6. Как называется искусство ведения спора?

А) Дискуссией.              Б) Риторикой.

В) Полемикой.               Г) Эристикой.

7. Что меняется в диалектическом споре?

А) Меняется состав участников.

Б) Изменяются тезисы сторон.

В) Изменяются способы демонстрации аргументов.

Г) Изменяются аргументы.

8. Какую уловку в споре называют «чрезмерным требованием уточнения тезиса»?

А) Эта уловка состоит в требовании разъяснять каждый аргумент.

Б) Это уловка состоит в требовании разъяснять причины выдвижения тезиса.

В) Эта уловка состоит в требовании разъяснять происхождение тезиса.

Г) Эта уловка состоит в требовании разъяснять даже ясные выражения.

9. Известный адвокат Плевако как-то защищал в суде укравшую грошовый чайник старушку. Прокурор решил в обвинительной речи перечислить все возможные аргументы, которыми мог воспользоваться Плевако: бедная старушка, горькая нужда, кража незначительная, подсудимая вызывает не сострадание, а жалость. Но - частная собственность священна, и если мы позволим людям потрясать ее, страна погибнет. Поднялся Плевако: «Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки.... Отдавали Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия. Но теперь старушка украла чайник ценою в тридцать копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет...». Какую уловку применил Плевако?

А) Аргумент к жалости.                 Б) Аргумент к невежеству.

В) Аргумент к публике.                Г) Аргумент к человеку.

10. Что представляет собой уловка, которая применена в следующем выступлении на совещании: «С моим мнением, которое может быть и неправильным, согласится руководство нашего учреждения, однако ко всем возражениям я внимательно прислушаюсь»?

А) Аргумент к авторитету.            Б) Аргумент к жалости.

В) Аргумент к невежеству.            Г) Аргумент к человеку. 

 

 

III. Требования к уровню освоения программы и формы текущего промежуточного и итогового контроля

3.1.Требования к уровню освоения содержания дисциплины в рамках текущего контроля (опроса)

Студент должен знать:

1) определения основных понятий и терминов,

2) формулировки логических операций и законов,

3) содержание логических процедур и требований, предъявляемых к логически правильному мышлению,

       4) значение символического аппарата логики предикатов и высказываний,

  5) доказательства правил и законов теории множеств, логики высказываний и силлогистики.

  Студент должен уметь:

       1) грамотно, т.е. логически правильно, формулировать свои мысли,

       2) эффективно использовать логические законы как средство познания, убеждения в различных коммуникативно-познавательных ситуациях,

       3) выполнять логические операции: обобщение и ограничение, определение, деление понятий, преобразование суждений, установление их истинности (ложности) на основании знаний истинности (ложности) других суждений, аргументация, постановка вопросов и т. д.,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.086 с.)