Связь мыслей. Закон мышления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Связь мыслей. Закон мышления.



Мышление в процессе своего функционирования обнаруживает определенные закономерности, т.е. оно подчиняется законам мышления, логическим законам.

Закон- это внутренняя, существенная, необходимая связь между предметами и явлениями, повторяющаяся всегда и всюду при определенных условиях.

Основными в формальной логике являются закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Они называются основными, потому, что, во-первых, носят наиболее общий характер, а во-вторых, определяют собой действие других, неосновных законов. К неосновным законам относятся: закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия; закон распределенности терминов в суждении, законы построения умозаключений и т.п.

Все законы, раскрываемые логикой, есть законы мышления, а не самой действительности.

Законы мышления носят объективный характер, т.е. существуют и действуют независимо от воли людей.

От самих законов следует отличать требования, вытекающие из них, т.е. нормы мышления.

Истинность и правильность мышления.

Истинность относится к содержанию мысли, а правильность - к ее форме

Истинность исходных суждений- недостаточное условие получение истинного вывода. Другим необходимым условием является правильность их связи между собой в структуре умозаключения. Например:

Все адвокаты- юристы.

Петров – адвокат.

Следовательно, Петров- юрист.

 

Это заключение построено правильно, и вывод следует из исходных суждений с логической необходимостью.

 

Другой пример:

Все адвокаты – юристы

Петров – юрист

Следовательно, Петров – адвокат.

 

Такой вывод может оказаться ложным, так как умозаключение построено неправильно.

 

Правильное логическое мышление отличается рядом черт: определенность, последовательность, доказательность.

Неправильное мышление и ошибки в нем называется «логическими ошибками». Они отличаются от фактических тем, что проявляются в строении мыслей, связях между ними.

Глава 2. Понятие как форма логического мышления

2.1. Виды понятий

Понятие - это форма мышления, отражающая предметы в их су­щественных признаках.

Понятия делятся на следующие виды: 1) единичные («Москва», «Гора Эверест».) и общие («дерево», «книга»), 2) собирательные («Созвездие Большой Медведицы», «Флот России») и несобирательные («Юрист», «Дом»,) 3) конкретные («Гроза», «Кража», «Лес») и абстрактные («ненависть», «доброта», «твердость»), 4) положительные («растение», «промышленность», «убийство») и отрицательные («независимость», «непогода»), 5) безотносительные («небо», «закон») и соотно­сительные («ксерокопия», «муж», «внук»). Общие понятия могут быть регистрирующими (которые поддаются подсчету и есть в этом необходимость («Ветераны Великой Отечественной войны», «студенты ТФЮТК») и нерегистрирующими («тетрадь», «человек», «строение»).

Дать полную логическую характеристику понятию - значит определить, к какому из перечисленных видов оно относится.

Упражнение 1

Укажите единичные и общие понятия; определите, какие общие понятия являются регистрирующими и какие - нерегистрирующими; выделите собирательные понятия.

Образцы:

«Московская государственная юридическая академия» - единичное понятие.

«Высшее учебное заведение» - общее (нерегистрирующее) понятие.

«Свод законов» - общее (собирательное) понятие.

1. Правовая норма

2. Российская Федерация

3. Преступное деяние

4. Первый космонавт

5. Бригада морской пехоты.

6. Участник Сталинградской битвы

7. Рабочий класс.

8.  Коллектив

Упражнение 2.

Установите, в каком смысле - собирательном или разделитель­ном - употребляются выделенные понятия.

Образцы:

«Граждане Российской  Федерации имеют право на образование» - поня­тие употребляется в разделительном смысле.

«Граждане Российской Федерации проживают на территории, равной 17 млн. кв. км» - понятие употребляется в собирательном смысле.

 

1. Человек осваивает космос.

2. Человек имеет право на гражданство.

3. Сочинения Ф.М. Достоевского отличаются глубоким психоло­гизмом.

4. Сочинения Ф.М. Достоевского составляют несколько томов.

5. Развивающиеся страны, где проживает более двух миллиардов человек, являются регионом бедности.

6. Ничто не возвышает человека больше, чем знания.

7. Полноводны и могучи реки Сибири.

8. В странах Азии проживает более половины всего человечества.

9. Судьи и присяжные заседатели независимы и подчиняются только закону.

10. Глава правительства - руководитель высшего органа исполни­тельной государственной власти.

11. Наука - сложная система исследовательской деятельности, на­правленной на приобретение новых знаний.

12. Гласность судопроизводства - открытое разбирательство дел во всех судах.

13. Под культурой принято понимать все то, что создано человеком.

14. Юридический закон - основа системы права.

15. Голь на выдумки хитра.

Упражнение 3

Укажите конкретные и абстрактные понятия.

Образцы:

1. «Юридический закон» - конкретное понятие.

2. «Невменяемость» - абстрактное понятие.

 

 

1. Политическая система.

2. Космический объект.

3. Противоправность. 

4. Бескорыстие.

Упражнение 4

Укажите положительные и отрицательные понятия.

Образцы:

1. «Законный» - положительное понятие.

2. «Незаконный» - отрицательное понятие.


3. Верность,

4. Безволие

5. Невежество

6. Гуманизм

7. Беспредел

8. Антифашист

9. Зазнайка

10.Анархия

11.Бездна

12.Антиквар


 

Упражнение 5.

Определите, являются ли данные понятия безотносительны или соотносительными.

Образцы:

«Суд» - безотносительное понятие.

«Начало» - соотносительное понятие.

1.Причина

2.Работодатель

3.Взяткодатель

4.Рабочее время

5.Усыновитель

6.Ведущий


7.Племянник

 

Упражнение 6.

Дайте полную логическую характеристику понятиям.

Образец:

«Юрист»- понятие общее (нерегистрирующее), несобирательное, конкретное, положительное, безотносительное.

 

1.Правительство

2.Невиновность

3.Учитель

4.Министерство юстиции

5.Невменяемость

6.Судимость

7.Содружество

8.Дезинформация

 

Отношение между понятиями.


По отношению к друг другу понятия делятся на сравнимые и несравнимые. В логических отношениях могут находится только сравнимые понятия, которые делятся на совместимые и несовместимые.

Существуют три виды отношений совместимости: 1. Равнообъемность, 2. Пересечение (субконтрарность), 3. Подчинение (субординация) и три вида отношений несовместимости: 1. Соподчинение (координация), 2. Противоположность (контрарность) 3. Противоречие (контрадикторность).

 

Упражнение 7.

Определите вид отношения между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью кругов Эйлера.

Образцы:

1. Преступление (А). Уголовное правонарушение (В). –Равнообъемность.

 

 

 

2. Европейское государство (А). Федеративное государство (В)- Пересечение.

 

 

3. Наказание (А). Ограничение свободы (В).- Подчинение (Субординация)

 

 

1. Высшее учебное заведение. Университет

 

2. Юрист. Депутат парламента

 

3. Тайное хищение чужого имущества. Кража.

 

4. Орган государственного управления. Министерство.

 

5. Писатель. Русский писатель.

 

6. Военный корабль. Эсминенц.

 

7. Языкознание. Лингвистика

 

 

Упражнение 8.

К данным понятиям подберите равнообъемные понятия.

Образец:

Конституция – Основной закон государства.

 

Квадрат – прямоугольник с равными сторонами

 

1. Дорога

2. Компромисс

3. Авангард

4. Автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

5. Измена

6. Негативный

7. Стабильный

8. Криминальный.

Упражнение 9.

Подберите понятия, находящиеся в отношении пересечения к данным:

Образец:

Судья – шахматист

Парк-заповедник

 

1. Военнослужащий

2. Учебное пособие

3. Академия

4. Кинотеатр

5. Прокурор

6. Радист

7. Отец.

 

Упражнение 10.

К данным понятиям подберите подчиненные и подчиняющиеся понятия:

Образец:

Поэма – «Руслан и Людмила» (подчиненное), Жанры художественной литературы (подчиняющее)

 

1. Живая природа

2. Озеро

3. Учебник

4. Дипломат

5. Писатель

6. Прокурор

7. Награда

8. Трудовой договор.

 

Упражнение 11.

Укажите, какие понятия выражают отношения рода и вида и какие- целое и части.

Образец:

Образное выражение, поговорка. Это выражение отношения рода и вида.

Институт, факультет. Это выражение отношения целого и части.

 

1. Элементарная частица, позитрон.

2. Военно- морской флот, эскадра.

3. Учебное заведение, лицей.

4. Галактика, созвездие.

5. Музыкальное произведение, опера.

6. Минарет, мечеть.

Упражнение 12.

Определите вид отношения между несовместимыми понятия изобразите его с помощью круговых схем.

Образцы:

1. Печать (А). Телевидение (В). Средства массовой информации (С). Соподчинение (координация) (схема 1).

2. Старый (Л). Молодой (В). Противоположность (контрарность) (схема 2).

3. Старый (А). Нестарый (В). Противоречие (контрарность) (схема 3).

Схема 1. Схема 2. Схема 3.

  1. Преступление. Преступление в сфере экономики. Преступление против военной службы.

2. Острый нож. Тупой нож.

3. Скромность. Зазнайство.

4. Правоохранительные органы. Суд. Прокуратура.

5. Виновность. Невиновность.

6. Человек с сильным характером. Слабохарактерный человек.

7. Честь. Бесчестье.

8. Дисциплинарное взыскание. Выговор. Замечание.

9. Зависимое государство. Независимое государство.

 

10. Субъект Российской Федерации. Республика Карелия. Крас­нодарский край.

11. Обвинительный приговор. Оправдательный приговор.

12. Истец. Ответчик.

13. Прямая линия. Кривая линия.

14. Истина. Заблуждение

 

Упражнение 13.

Подберите понятия, находящиеся в отношении соподчинения к данным (родовым) понятиям.

 

Образец:

Ученое звание Магистр, бакалавр.

1. Учебное заведение.          

2. Наука.

3. Административное правонарушение      

4. Спортивная игра.             

5. Сделка.                              

6. Смычковый инструмент.

7. Художественная литература.

8. Право.

Упражнение 14.

Подберите понятия, противоположные и противоречащие дан­ным.

Образец:

Друг- враг (противоположность), недруг (противоречие).

1. Законный.

2. Научный.

3. Бедный.

4. Холодный климат.

5. Легкая работа.

6. Красивый поступок.

7. Гармоничный.

8. Смелый.



 


Упражнение 15.

Определите вид отношений между понятиями, изобразите их с помощью круговых схем.

Образец:

Ученый. Юрист. Общественный деятель.

А- ученый, В- юрист, С-общественный деятель.Это отношение пересечения- субконтрарности.

1. Наказание. Лишение свободы на определенный срок. Испра тельные работы. Обязательные работы. Ограничение свободы

15.3.Военнослужащий. Орденоносец. Танкист.

15.4.Верующий. Православный. Католик. Европеец.

15.5.Еженедельник. Периодическое издание. Газета.

15.6.Кража. Мошенничество. Разбой. Преступление против собственности. Грабеж.

15.7.Изобразительное искусство. Живопись. Графика. Скульптура.

 

15.9. Эрудиция. Невежество.

15.10.Метрополитен. Автобус. Городской транспорт.

15.11.Университет. Высшее учебное заведение. Академия.

15.12.Участник Великой Отечественной войны. Полковник. Генерал.

15.13.Отец. Сын. Внук.

15.14.Мать. Дочь. Сестра.

15.15.Автор романа «Война и мир». Писатель. Русский писател Классик.

Упражнение 16

Определите вид отношения между понятиями и схемы, соответ ствующие этим отношениям.

Образец:

Организатор (А). Пособник (В). Соучастник преступления (С). - Отношение соподчинения (схема 4).

1. Действие. Бездействие.

2. Древняя цивилизация. Цивилизация.

3. Судебный исполнитель. Шахматист.

4. Гуманный. Негуманный.

5. Воздушный флот. Авиация.

6. Обвиняемый, преданный суду, подсудимый.

7. Народный, антинародный

8. Артиллерист, сержант.

9. Глава государства, Президент, Монарх.

10. Автор романа «Война и мир». Писатель. Русский писатель Классик.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.083 с.)