Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 5. Обрядность весеннего календарного цикла
Обрядность весеннего календарного цикла Сретение 2 / 15 февраля. В народном календаре – встреча зимы и лета. В это время иногда случались первые громы.. «На Громницу зима с летом (весной) встретились». «На Громницу Солнце на лето, зима на мороз». Приметы о будущем урожае. Обычай «закармливать кур», подготовка и починка летней сбруи, ездовой и пахотной. Обрядовое блюдо для починок – «семейная саломата». «Приехала саломата на двор, расчинай починки». Женщины совершали обряд «семенное» - выставляли на 3 морозные утренние зари семена для будущего посева. Так же «зорнили пряжу» выставляли первый моток пряжи «на зорю», чтобы пряжа (равно как и судьба, которую «прядёт» Богиня Макошь) была бела, чиста и крепка. Первое закликание весны. Сретение Господне – праздник посвящённый 40-му дню жизни Христа. В этот день Мария и Иосиф принесли Младенца в храм, где их встретили праведник Симеон и пророчица Анна. Симеон не мог умереть, пока не встретит Мессию. В их встрече – символическая встреча Ветхого и Нового Заветов. Праздник широко отмечался только в тех сёлах, где Никола Студёный 4 / 17 февраля ("На Студёного Николу снегу навалит гору") - время "звериных свадеб" Агафья Коровятница 5 / 18 февраля ("На Агафью Коровья Смерть по сёлам ходит") - в деревнях делали обереги на скот. ВуколаТелятник 6 / 19 февраля – начало весеннего отёла коров/ «На Вукола телятся жуколы». Совершали магические действа с первым молоком для прибыли в хозяйстве и здоровья скота. Власьев день 11 / 24 февраля. Велесов день, Велес сивый (зимний)- Восходит корнями к языческому богу Велесу. С принятием христианства его функции перешли на св. Власия, (а также на св. Николая и Георгия). Велес «сшибает рог Зиме», в деревнях празднуют Коровий Праздник (Власий – покровитель скота и древний Велес – «Скотий Бог»), делают обереги на скот и двор, просят у Власия (Велеса) покровительства и защиты, а скоту и добру всякому - приплоду. «У Власия и борода в масле». Св. Власию молились о защите домашнего скота, особенно коров. Обрядовые блюда праздника частично скармливали животным. При падеже скота совершался обряд опахивания, который является остатком древнего языческого культа. Обряд совершают женщины. На Власия были последние в зиме «Власьевские морозы». Начинаются скотские торги – базары.
Касьянов день 29 февраля. Касьян немилостливый, Касьян завистник, Кривой Касьян. Самый плохой день, отмнчался раз в 4 года. Неблагополучие связано с переходом зимы на весну и с високосным годом. Древние язычники считали, что в этот день.Кощный бог "возвращает" людям в виде всевозможных бедствий сотворённую ими неправду. "Касьян Немилостивый", "Касьян Злопамятный", а также "Скупой", "Завистник", "Корыстник", "Косоглазый", "Остудный" и проч. В народе говорили: "На что Касьян взглянет - всё вянет", "Касьян на скот взглянет - скот валится, на дерево - дерево сохнет". "Касьяновым глазом" называли дурной глаз колдуна. Масленица. Изначально праздник масленицы – комоедицы был на весеннее равноденствие и включал в себя вторые заклички весны (в язычестве, после переместятся к «сорокам»)и встречу предков, которые «прилетают на птичьих крылах» из ирия. Праздник победы весны над зимой, проводы-похороны зимы. Время - весеннего "воскрешения" (от "Крес" - огонь) земли-матушки и всей природы. Сразу за масленичной неделей следовала комоедица - медвежий праздник, чествование тотемногопервопредка медведя, который в это время просыпается в своей берлоге (воплощениеВелеса, открывающего врата ирия, и передающего на весенне-летний период бразды правления Яриле),. Мужчины чествовали его особым медвежьим плясом и велесовой борьбой. Женщинами пеклиськомы – обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Часть комов выносили в лес, чтобы задобрить медведя. Масленицу отмечали, когда появляются перелетные птицы, а повзрослевший теленок отрывается от вымени, переходит на питание сеном, что дает изобилие молока на проведения праздника. В народных масленичных играх парни делятся силой с юношей Ярилой,чтобы он растопил снега и вступил в полную силу. «Зарод» талой воды входит в землю для новой жизни. Масленичную куклу побежденной зимы-Марены, набивали соломой из дожиночного снопа и сжигали. отправляя ее с вестью к «светлым богам» в ирий, что люди ждут их возвращения.
После принятия христианства масленица отмечается по лунному календарю. Может быть с 23 февраля и не позднее 7 апреля. Семейно-родовые обычаи – семидневник. Масленица – праздник новоиспеченной семьи. Родовые чины и обычаи разворачиваются в масленице. Каждый день имеет своё назначение. Поминовение и общение с предками начинается с первого блина. 1-ый блин на помин. Посещение могил в субботу и воскресенье. Обходы дворов, ряжение.(просили блинка) Кулачные бои, братчины(дрались и мирились, пили пиво). Катание по кругу на лошади в санях. Гостевание (по предварительной договорённости), особая кухня (творог, блины, пироги, рыба) Катание с гор – должен прокатиться каждый (гадали, какой вырастет лён: чем дальше проедет, тем выше) Взятие снежного городка – символ борьбы зимы с весною, снежный городок – обитель зимы. Ряженые – необходимая принадлежность всякого поминального пиршества (Афанасьев)Воскрешение весны-Живы сочеталась в народных представлениях с Воскрешением праведного солнца – Христа. Потому такая обрядность присутсвовала и на Фоминой неделе, и на Страстной. Весна (Жива) «просветляет» солнце, т. е. заставляет его ярче гореть. Прощание с мёртвым миром, переход к новому аграрному периоду (магия: березозол – пережигали золу, дети играли в сечки). Выпекание из теста форм орудий труда, оздоровительные и очистительные обряды (лечение пережжённой золой, слушание воды для определения урожайности земли, наблюдение за небесными светилами.Собирать поганые корки – всё недоеденное раздают нищим, прохожим. Проводы масленицы Сжигание чучела или колеса – очищение огнём, контакт с космосом, изгнание зимы и смерти. Праздник, имеющий языческие корни, и проходящий на 8-ой неделе перед пасхой. Эта неделя была последней перед Великим постом, и называлась сырной или мясопустной. Неделя предназначалась для подготовки верующих к посту. Заканчивалась неделя Прощённым воскресеньем (последний день масленицы). Готовясь к посту, верующие готовили себя к воздержанию, очищению души и покаянию. Во второй половине дня они просили друг у друга прощения за все грехи и обиды. Во время поста запрещались приёмы гостей, общие гуляния, развлечения, свадьбы. Помин усопших и прошение у них прощения. Авдотья Плющиха. 1 / 14 марта. (Авдотья Весновка, Авдотья Каплюжница, Авдотья подмочи порог, Авдотья Свистунья) «Авдотья Весновка весну снаряжает» - у неё «ключи от всех вешних вод». Подготовка сельхоз. инвентаря, высадка рассады, ткачество и беление холстов Плюшниха, плюшками называли ледяные талые коржики и сосульки под крышами. Плющать – капать, течь. С этого дня оканчивались сроки зимних наймов и начинались весенние. Герасим-грачевник 4 / 17 марта. Прилетают грачи. Из теста выпекают грачей. Изгоняют заговорами из дома кикимору. Сороки. Сорок сороков – 9 / 22 марта - весеннее равноденствие. Комоедица. (древняя масленица) 40 морозных утренников с 9 марта. Задабривание мороза хлебными колобками. Выпекание «жаворонков» и обрядовые действия с ними. Пробуждение природы, прилёт птиц. Магия по охране скота 40-ка шариками в память о 40-ка мучениках. Рукоделие: 49 дней готовились к Пасхе. Молодухи посещали родителей, создавали праздничные пасхальные костюмы. Сороки – Вторые заклички весны. Согласно славянским верованиям, в этот день из ирия прилетают сорок птиц, знаменующих собой приближение весны. На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Боги пошлют в этот год особую удачу и добрый урожай.
Благовещение – 25 марта / 7 апреля Птичий день. Выпускали на волю из клеток птиц. крестьяне обходят крестом поля, колодцы обходят кругами, освящение зернаиконой Богородицы и молитвой ей в христианстве, (а также просушить, провеять), показать солнцу – по язычески. «Гукание» весны – третьи заклички. Бог благославляет землю «на сеянье», земля «открывается». Угощение весны пирогами. Обряды охранительного и очистительного характера: в кострах сжигали старую солому из постелей, старую одежду, прыгали через костёр. Переход молодых членов семьи в холодные помещения. В тёплых домах оставались старики и дети. Пережигание «лечебной» соли. В Православии – запрет на работу "На Благовещенье Весна Зиму поборола", "Красна девка косы не плетёт, птица гнезда не вьёт", "С Благовещеньем медведь из берлоги встаёт", "Благовещенье - птиц на волю отпущенье". Благовещение Пресвятой Богородицы – двунадесятый праздник в память события, связанном с зачатием Христа. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и сообщил, что Ей предстоит зачать от Святого Духа – Благая весть. Вербная неделя Вербица. Верба символизирует плодородие. Сбор и поедание вербных почек, обход домов с ветками и благожелательными песнями, кормление вербой скотины (вербохлёст – бьёт до слёз). Вербу сжигали в поле и крошили в семена, игрушки из вербы продавали на вербных базарах Верба – защита от нечистой силы, от всяких зол и несчастий. Неделя, предшествующая Страстной неделе. В субботу этой недели церковь праздновала Воскресение Лазаря Христом.. В воскресенье – вход Господень в Иерусалим. Жители города встречали его с радостными песнями и размахивали при этом пальмовыми ветвями. На Руси пальму заменила верба. Страстная неделя Имеет языческие корни. После весеннего равноденствия начинались обряды, посвящённые приходу весны. Длились неделю, которая называлась Перуновой. Чистый четверг – обряды очистительного профилактического и предупредительного характера. (чистка). Границы периода покоя и возрождения природы. Оберег скота. Пение особых песен, похожих на взвывания. (воет волк – отмечает территорию). Песни – обереги (женский музыкальный инструмент из тростника воздействует на плодородие земли) исполнялись на высоком месте, возле воды. Очищение водой, умывание, баня перед началом полевых работ.
Окуривание и беление жилища, хозпостроек, создание четверговой соли, хлеба (его клали на соль). Соль – смывание информации (перепекание) и очищение её. Приготовление праздничных блюд, крашение и роспись яиц. Страшная неделя – последняя неделя перед Пасхой, следующая за Вербным воскресеньем и установленная в память о страданиях и мученической смерти Христа. В церковных службах каждый день вспоминается о событиях этой недели. В Великий понедельник – чудо иссохшей смоковницы, в Великий вторник – последние беседы с учениками, В Великую среду – предательство в доме Симона прокажённого, В Великий четверг – Тайную вечерю, в Великую пятницу – страдания Христовы. Пасха (Воскресение Христово) – главный праздник православного календаря, установленный в память о Воскресении Христа. Празднуется по лунному календарю, в первый воскресный день после полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия. Воскресение Христа после Его погребения символизирует обретение спасения, т.е. жизни вечной. Христос Своей смертью и последующим Воскресением победил смерть, Он есть Жизнь. Всё гуляние на улице: качели, игровые хороводы, шествия с песней, танцевальными фигурами, забавы с яйцами. Сюжеты на аграрно-любовную тематику. (у нагайбаков – качули), волочебники (волочатся из дома в дом с песнями о воскресении Христа и расцвете природы. (волочебники волочилися…). За исполнение песен просят яйца. Кукольники – разновидность волочебников. Возжигание огней – лучин, смоляных бочек, костров = зажжённым свечам во время праздничной службы в церкви. Солнце «играет, пляшет», люди забирались на колокольни, на пригорки смотреть на восходящее солнце. В это день «отворяется светлый рай» на всю неделю. Светлая седмица, Великая, Красная неделя – праздничная неделя, которая начиналась в Пасху, и заканчивалась в Фомино воскресенье. Православные представляли, что в день воскресения Христа, солнце, взойдя на небо, опустилось за горизонт лишь в Фомино воскресенье. Царские врата алтаря всё это время оставались открытыми. Фомино воскресенье(Красная горка) – первое воскресенье после Пасхи, последний день пасхальной недели. Своё название этот день получил в память о явлении Иисуса Христа апостолу Фоме, который не верил в чудо Воскресения Христова, пока не вложил персты в Его раны. В церковной традиции это день называется Антипасха, т.к. он также радостен и весел, но после литургии по пасхальному чину закрываются царские врата. Красная горка – первое воскресенье после Великого дня. Чтили родовые угодья, где обитали души предков, сытно ели – на столегорячие пироги (пар – дух предков).. В язычестве – неделя поминовения предков, когда навии (души умерших) посещают живых, дают благословение посевной. Припадали к земле с просьбой забеременеть. Огонь – жизнь, дым – дух предков. Празднование начала весны с разжиганием костров на холмах. (совпадает с языческим праздником солнца) Общение с предками благословительное на посев зерна, на урожай. Праздник молодёжи – гуляния, хороводы, свадьбы. Смотрины невест. Обряд окликания молодожёнов – вьюины. Вьюничные обходы дворов, пение парам, поженившимся в этом году на плодородие..Вьюн – хмель – спираль – жизнь – зачатие – завить плод. Сочетание аграрной и свадебной обрядности. Завершение весеннего чествования молодых на деторождение. Чествователи получали вознаграждение. С этого дня семейная новая пара переходит в статус общинных семейных людей. Время свадеб.
Родительский вторник – день, в который воскресший Христос спустился в ад и освободил из него всех грешников. Кроме того, покойники радуются Воскресению Христову и той заботе, которую потомки проявляют по отношению к ним. Радоница вторник Фоминой недели (кореньрад – блестящий, просветлённый, по А.А. Потебне – род, родовые связи) – радость, радение, забота, старание от всей души, праздник поминовения усопших. Считалось, что во время всеобщего пробуждения природы пробуждаются от сна и мёртвые.Перед началом весенних работ нужно было заручиться поддержкой усопших предков. Угощение нищих и прохожих на помин души. Одаривание покойных яйцами. Диалоги живых и умерших через причеты, плачи как часть древнего похоронного обряда, преодоление смерти и продолжение (утверждение) жизни. Приготовление кутьи, где семя – растение – семя есть круговорот жизни. Мёд в кутье – отношение к образу пчелы, трудолюбивой и непорочной, и символ сладкой жизни в мире ином. В это время достают пчёл для летней пасеки. Четверг Фоминой недели – навий день, опасный, т.к. умершие приходят в свои дома. Чтобы достойно их встретить, в одной из комнат на ночь оставляли угощение, открывали окна и не входили в неё до рассвета. Суббота Фоминой недели – изгнание смерти, можно ругаться, но не зло, а ритуально. Брань (не современная) – язык огня, имела защитную функцию. День памяти св. Георгия Победоносца, который в православной традиции известен как мученик и чудотворец. Будучи воином императора Диоклетиана, он обличал его как гонителя христиан, за что был обезглавлен. Главное чудо, совершённое святым – освобождение от огромного змея жителей Бейрута, которые отдавали змею на съедение своих детей. Георгий – змееборец. Егорий Вешний 23 апреля / 6 мая – Егорий Храбрый, Юрий Зелёный, - выгон скота на первую зелень. Магия вербы и яйца – катание по хребту (чтобы не блуждала корова), катание по земле, угощение,окликание. (на Егория пели песни схожие с колядками), одаривание пастухов яйцами,лепёшками, салом. Обрядовое печенье в виде коровок, лошадей, козулек. Обереговая магия для защиты скота от опасности. Освящение хлевов, скота вербой. Совершение молебна над скотиной, окропление св. водой. Через воздействие на скотину – воздействие на плодородие земли. Начало полевых работ, Егорий «открывал землю» (Ярило оплодотворял Мать Сыру-Землю и выпускал росу, отчего начинается бурный рост трав.). Праздник пастухов и земледельцев. Вождение зелёного Юрия вокруг поля. С Юрьева дня поселяне начинают производить все торговые сделки, назначают сроки работ. Работники нанимаются: «с весеннего Юрья по Семен день или по Покров». В народном сознании образ святого слился с образом языческого солнечного бога, имеющего власть над природой. Св. Георгий – был олицетворением созидающих сил природы. На Юрия запахивали пашню, говорили: "С Егорья -начало сева яровых". Все предшествующие календарные обряды были приуготовлением к реальному действию – пашне. По Юрьеву Дню определяли урожай яровых хлебов. С Егория открывался сезон хороводов. Хороводная песня = праздничный заклинательный обряд на благополучный урожай, отражение весенних и летних работ. Хоровод – брачная тематика. (с Дмитрия 8 ноября– сезон посиделок). Вознесение - Поминальный день, почитание умерших. Выпекание блинов-онуч. В этот день особо внимательное отношение к нищим, (т.к. Христос 40 дней ходил в образе нищего) выпекание «лесенок», гадание на «лесенках», аграрная магия, свадебные сговоры на осенний мясоед. С этого дня переставали петь весенние песни. Конец весны. В народе говорили: "Цвести весне до Вознесенья", "Дошла весна до Вознесенья - тут ей и конец", "Весна на Вознесение на Небо возносится - на отдых в Ирий Светлый просится", "С Пасхи до Вознесенья всему миру свиденье - и дедам (предкам), и внукам (живым их потомкам)". Начало обрядов «Похороны кукушки». Отмечается на 40-й день после Пасхи, в четверг на шестой послепасхальной неделе. Согласно Библии, после Воскресения Христос ещё 40 дней пребывал на земле, совершая чудеса.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.016 с.) |