Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Е.Тейлор «Первобытная культура»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тейлор и его труд «Первобытная культура» обычно рассматривают как опыт эволюционистского обоснования анимистической теории происхождения религии. В настоящее время концепция анимизма как минимума религии считается опровергнутой. Поэтому «Перво-бытная культура» воспринимается как классическое произведение в области религиоведения, ставшее достоянием истории. Традиционно при анализе данного произведения практически не придается значения тому, что Э.Б. Тейлор характеризует анимизм как часть философии. Поскольку анимизм составляет основной объект исследования в «Первобытной культуре», то естественно предполагать, что, с точки зрения автора, в книге исследуется именно философия, а точнее – первобытная философская культура. Э.Б. Тейлор фиксирует философию как явление культуры, существующее в кругу других явлений, к которым он относит искусство, магию, мифологию, религию, науку, нравственность, законодательство и т. п. Важно подчеркнуть, что он не определяет философию как науку. Под наукой Э.Б. Тейлор понимал утилитарное, точное и правильное, систематизированное знание. Философия ассоциируется у него с идеями порядка, непрерывности, причинности, которые вошли и в арсенал науки как автономной области знаний. Культура определяется как усовершенствование человеческого рода. По Э.Б. Тейлору, любое явление культуры образуется в процессе соединенной, коллективной социальной деятельности многих индивидов. «История кaждoгo изобретения, воззрения или обряда есть история внушения и восприятия, поощрения и противодействия, личных стремлений и групповых предрассудков, – пи-сал английский этнолог. – Действующие здесь индивиды поступают сообразно своим собственным мотивам, которые определяются их характером и объективными обстоятельствами». В соответствии с данной моделью можно предполагать, что в понимании Э.Б. Тейлора философия также формируется в процессе социальной деятельности массы взаимодействующих индивидов, в социально-психологической обусловленности и зачастую неосознаваемо. Поэтому и возможна такая ситуация, когда человек «больше сорока лет, сам того не зная», был индуктивным философом, признающим на практике определенные законы человеческой мысли и действий. Интеракционистская модель позволяет отображать явление культуры не только в его единичной данности, но и в стихийной массовости его проявлений. В рамках этой модели философия выглядит не как дело одиноких мыслителей («философская робинзонада»), а как исторически свершающееся общее, коллективное дело, участники которого первоначально могут и не подозревать, что они творят философские воззрения. Э.Б. Тейлор убежден, что философия возникает в практической, повседневной жизни и основывается на фактах. Например, философия истории, по его мнению, «заключается в распространении и усовершенствовании методов здравомыслящих людей, основывающих свои суждения на фактах и проверяющих их по новым фактам». Следовательно, он придерживается той точки зрения, что философия эмпирична, а здравый смысл есть метод обыденной, житейской философии, которому должны следовать и профессиональные философы. Э.Б. Тейлор иронично относится к трансцендентальной мудрости и одобряет «грубый здравый смысл, воспринимающий факты повседневной жизни и вырабатывающий из них схемы первобытной философии». Максимы практической мудрости выражены, на его взгляд, в пословицах и поговорках, нравоучительных баснях о животных. Некоторые из этих максим, как отмечал Э.Б. Тейлор, перешли на уровень детской поговорки, стали достоянием детской философии. Для описания эволюции философии английский этнолог в духе «основного психогенетиче-ского закона» прибегает к модели палингенеза (повторения в эмбрио-и онтогенезе признаков филогенеза). По аналогии с религией, в которой он различает естественную религию и высшие (мировые) религии, Э.Б. Тейлор выделяет «естественную» («младенческую», «детскую», «первобытную», «грубую») философию, которая состоит в оживлении и персонификации мира. Специфика зрелых, высших религий, по мнению Э.Б. Тейлора, состоит в концептуализации «нравственного элемента», понятий справедливости и святости, долга и любви. Религию Э.Б. Тейлор описывал в тесной связи с нравственностью, а уровень ее развития оценивал в соответствии со степенью включения категорий нравственности в религиозную картину мира. Аналогичная концептуальная схема, очевидно, может быть реализована и в отношении философии, высшие формы которой должны специфицироваться концептуализацией определенного «общественно-практического элемента». Итак, Э.Б. Тейлор рассматривал философию как эмпирически обоснованное знание. Ее достоянием являются философские факты, фиксируемые в чувственном опыте. В познавательном отношении философия опирается на философский опыт и структурно-функционально тождественна религии, исходящей из религиозного опыта. «Как же можем мы обвинять дикаря в безумии, когда он кладет в основу своих философских и религиозных представлений свидетельство своих собственных чувств?» – писал Э.Б. Тейлор. Представления о духах, как констатировал Э.Б. Тейлор, имеются у всех народов и составляют «учение, наиболее отвечающее непосредственному свидетельству человеческих чувств и представляющееся первобытной философии вполне рациональным». Философы фиксировали и объясняли различные факты – факты бытия, движения, всеобщей взаимосвязи. В частности, Демокрит, как полагает Э.Б. Тейлор, своей теорией идей объяснял факт восприятия внешних предметов. Первобытный же человек, по его мнению, старался объяснить факты смерти, сна и сновидений. Для этого «дикарь-философ» соединил абстракции жизни и призраков, являющихся в сновидении, в представлении о духе-душе, в учении о бестелесных духовных существах, которые управляют (control) всем в мире.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.244.34 (0.006 с.) |