Тема 2.7. Перевозка лесных грузов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.7. Перевозка лесных грузов.



Лесные грузы, принимаемые к перевозке на речном транспорте, делятся на следующие основные группы: круглый лес, пиленый лес, технологическая щепа, изделия из дерева.

Древесные породы разделяются на две группы: хвойные и лиственные. К хвойным относится сосна, ель, кедр, лиственница, пихта, можжевельник; к лиственным - дуб, липа, бук, береза, ясень, граб, орех, вяз, осина.

Физико-химические свойства лесных грузов.

К свойствам древесины относятся: цвет, текстура, запах,пористость, удельная и объемная масса,       влажность,электро-,звуко-,теплопроводность, содержание ядовитых веществ, смолы и т.д.

На организацию процесса транспортирования древесины оказывают влияние ее влажность и объемная масса. Под влажностью древесины понимают массу воды, содержащуюся в ней и поддающуюся удалению путем высушивания до постоянной массы при температуре (100± 50С). По степени влажности различают мокрую древесину, долго пробывшую в воде (влажность более 100%), свежесрубленную (50-100 %), воздушно-сухую (15-20 %) и абсолютно сухую (около 0%). Степень влажности груза зависит от породы дерева, характеристики места заготовки, времени года. Зимой лесоматериалы тяжелее, чем летом на 35-100 %.

Влажность лесоматериалов является важнейшей эксплуатационной характеристикой, поскольку определяется плотность груза и степень использования грузоподъемности судна. Плотность древесины определяется как отношение массы образца в граммах к его объему в кубических сантиметрах. Плотность зависит от породы дерева, времени заготовки, влажности груза и изменяется в пределах от 1,06 (граб) до 0,71 г/см3 (липа) в свежесрубленном состоянии и 0,76 (граб) до 0,35 г/см3 (пихта) в абсолютно сухом состоянии.

КРУГЛЫЕ ДЛИННОМЕРНЫЕ ЛЕСОМАТЕРИАЛЫ

К круглым длинномерным лесоматериалам относятся заготовленные преимущественно из хвойных пород длиной свыше 3 м. Лесоматериалы по диаметру классифицируются на мелкие (от 6 до 13 см), средние (от 14 до 24 см) и крупные (26 см и более).

Лесные грузы, предъявляемые к перевозке речным транспортом, предварительно отсортировываются по длине и укладываются в штабеля леса одного размера. Погрузка лесных грузов в неотсортированном виде в суда не допускается.

Для погрузки длинномерных лесных грузов (более 3 м) должны подаваться суда, приспособленные для перевозки таких грузов.

К перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении принимаются грузы длинной не свыше 6,5 м. Отгрузка лесных грузов длинной более 6,5 м должна быть согласована отправителем с портом перевалки грузов. Документы, подтверждающие это согласие, прилагаются к накладной.

Погрузку бревен на судно производят с лесного склада, из вагонов или воды. В каждом случае бревна поставляют как навалом, так и в виде пучков, связок и т.д.

Если предстоит погрузить на судно различные партии, отличающиеся друг от друга массой, то тяжелый лес (лиственница, береза и т.д.) укладывают в трюмы, более легкие - на палубу.

Лесоматериалы транспортируют россыпью (навалом) или в пакетах. При перевозке россыпью используют на перегрузочных работах грейферы (трехпалые, торцевые и виброгрейферы).

При пакетных перевозках пакетирование лесоматериалов завершает технологический процесс и начинает транспортный. Круглые лесоматериалы формируют в пакеты в соответствии со стандартами. При упаковке многооборотными полужесткими стропами длина пакета устанавливается до 6,5 м.

Лесоматериалы укладываются в штабеля по отдельным сортам, размерам и породам дерева. Высоту и размеры штабелей устанавливают в зависимости от схем механизации. Высота штабеля для длинномерных круглых лесоматериалов составляет 10 м, длина 100 м. Проходы между отдельными штабелями должны быть не менее 1м, между группой штабелей - продольные и поперечные проезды должны быть 10-12 м. Между кварталами штабелей устанавливают противопожарные разрывы шириной не менее 25 м.

БАЛАНСЫ

Балансы - это короткомерные окороченные древесные бревна, изготовленные из хвойных пород (ель, пихта, лиственница) и лиственных пород дерева (береза, осина, ольха, бук, граб). По виду окорки балансыделят на балансы чистой окорки - с полным удалением коры и луба, и балансы грубой окорки, при которой кора удаляется полностью, а лубяной слой остается в виде отдельных участков и полос. Сучья должны быть обрублены вровень с поверхностью бревна, торцы спилены перпендикулярно к оси.Балансы являются сырьем целлюлозно-бумажнойпромышленности. Из них вырабатывают целлюлозу и древесную массу, которые в дальнейшем используются для изготовления различных видов продукции.

Балансы поставляют обычно в виде круглых бревен, по могут быть и колотыми. Размеры балансов: длина от 0,75 до 2 м (на экспорт - до 3 м), толщина бревен от 8 до 24 см.Балансы считаются качественными, если они не имеют загнивших сучьев, грибных поражений, трухлявости, червоточины.Окороченные балансы перед отгрузкой должны быть выдержаны не менее 20 дней.

РУДНИЧНЫЕ СТОЙКИ

Рудничные стойки - это круглые деревянные бревна длиной от 0.5 до 5,0 м и диаметром в верхнем торце от 7 до 24 см.

Стойки изготовляются из древесины сосны, ели, лиственницы, пихты и кедра. Предназначаются для крепления подземных горных выработок, поддерживают кровли штреков, штолен и других элементов шахт.

Рудничные стойки являются качественными, если они не имеют гнилых сучков, грибных пятен и полос, червоточин, глубоких трещин, большой кривизны, зарубов и запилов.

Плотность (масса 1м3 плотной древесины) составляет в среднем 0,75 т/м3, объемная масса (масса 1 складочного м3) равна 0,47 т/м3.Гигроскопична. Сырая древесина содержит влаги более 50%, полусухая - от 26 до 50%, воздушно-сухая - до 25%. Под действием влаги и воздуха подвергаются гниению и растрескиванию.

Не оказывают вредного воздействия на окружающие грузы и среду. Не поддаются воздействию других грузов, за исключением масел и нефтепродуктов.При плохой укладке и креплении могут смещаться на судне.Обеспечивают использование грузоподъемности на 70-90%.Перевозятся на открытых судах, хранятся на открытых складах. Предъявляться к перевозке могут навалом, в пакетах, строп-пакетах.При перевозке во внутреннем водном сообщении в одно судно могут быть погружены балансы назначением только в один пункт назначения и в адрес не более двух получателей.

При перевозке в одном судне нескольких отправок по разным накладным каждая партия груза должна быть отделена от другой прокладками не менее 18-20 см. Материалы для прокладок представляет отправитель.

Запрещается грузить на пакеты лесные грузы любых размеров в непакетированном виде.В пути особого наблюдения груз не требует. Необходимо соблюдать правила противопожарной безопасности и следить за тем, чтобы не развалились штабели. Хранятся на открытых площадках в штабелях. Территория складов перед укладкой должна быть очищена от коры, щепы, старой древесины, мусора. Расположение и укладка штабелей должна производиться с учетом правил противопожарной безопасности. Для каждого штабеля должно быть оборудовано подштабельное основание из бревен, кирпича, камня или бетона, высотой не менее 15 см. Складирование без подкладок на землю воспрещается.

Балансы и рудстойка по своим свойствам являются совместимыми грузами, поэтому вблизи их штабелей можно размещать другие грузы.

ПИЛОМАТЕРИАЛЫ

К этой группе относятся доски различной длины и толщины, бруски, шпальная продукция, тарная дощечка.

Физико-химические свойства.Транспортно-складских работников интересуют только те свойства, которые необходимо знать для приема, сдачи и хранения пиломатериалов. К ним относятся: объемная масса, влажность, цвет, запах и пороки древесины.

При неправильном хранении в досках появляются трещины и они коробятся. Причиной этого явления является неравномерное натяжение волокон при интенсивном высыхании древесины. Так как внешние слои высыхают быстрее, в них создается напряжение, в результате чего возникают трещины, доски коробятся, принимая корытообразную форму.

При воздействии влаги и переменных температур древесина портится, что можно определить по наличию серых пятен, цветных полос, синевы и так далее.

При совместной перевозке с другими грузами пиломатериалы следует оберегать от загрязнения и подмочки минеральными и растительными маслами, смолами, сыпучими строительными материалами, удобрениями. Не допускается контакт с огнеопасными грузами.

Перевозятся пиломатериалы в основном в пакетированном виде. Пакеты составляют из сортиментов одной породы дерева, одного сорта, одинаковой толщины и ширины.Транспортируются пиломатериалы в многооборотных полужестких стропах и брусково-проволочной обвязке.

Хранение осуществляется в штабелях с разделением каждой вагонной отправки прокладками, с соблюдением правил пожарной безопасности. На штабеле каждой вагонной партии указывается номер накладной, а на штабеле, выгруженном из судна, - номер или название судна. Эти данные наносятся краской или на торцевую сторону штабеля или на прибиваемую к нему дощечку.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЩЕПА

Особой разновидностью лесоматериалов является технологическая щепа, которая образуется в результате дробления кусковых отходов при лесозаготовках и лесопилении.

Используется в качестве сырья в целлюлозно-бумажной промышленности и в гидролизном производстве, а также для изготовления древесноволокнистых и древесностружечных плит.

В зависимости от характера и особенностей производства, для которого предназначена технологическая щепа, к ней предъявляются разные требования. Так, для целлюлозно-бумажной промышленности необходима щепа высокого качества, получаемая из балансов. Длина щепы в этом случае должна быть 15-30 мм. Физико-химические свойства:

· по своей структуре и форме отдельных частиц технологическая щепа относится к однородным сыпучим материалам и входит в категорию навалочных грузов;

· транспортная влажность технологической щепы колеблется в пределах 60-90%. С уменьшением влажности щепы улучшаются условия погрузочно-разгрузочных работ и транспортировки;

· угол естественного откоса равен 440. Это говорит о том, что груз не опасен в отношении смещения при качке судна;

· для высококачественной щепы наличие коры должно быть не более 8% и для щепы, идущей на изготовление картона, низких сортов бумаги и древесноволокнистых плит наличие коры должно быть не выше 20%;

· насыпная масса щепы 0,22 - 0,25 т/м3;

· степень уплотнения щепы от первоначального объема равна 25 -30%;

· влажность щепы не нормируется;

· учет щепы идет в плотных кубических метрах, применяя для перевода геометрического объема щепы в плотную меру переводной коэффициент в зависимости от характера щепы 0,30 - 0,35 т/м3;

· легкогорючая. Поэтому перевозится с соблюдением правил перевозки опасных грузов;

· подвержена смерзанию. Степень смерзаемости повышается с увеличением влажности груза;

· подвержена сводообразованию. Это следствие слеживаемости и смерзаемости груза.

Для перевозки используют специализированные суда. Погрузку щепы осуществляют пневмоустановками. На неспециализированные суда погрузку осуществляют грейферами с уплотнением при помощи бульдозеров.

В процессе погрузки и перевозки щепа уплотняется, что делает невозможной выгрузки ее пневмоустановками. Поэтому для выгрузки используют грейферы, которые ссыпают груз в специальные бункеры.

Хранят щепу на открытых складах в штабелях высотой до 20 м, вместимостью 15 - 20 тыс. м3. Формируют штабели щепы строго по породам древесины.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.014 с.)