Физико-химические свойства грузов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физико-химические свойства грузов.



Свойства зерновых грузов принято разделять на две группы: физические - сыпучесть, скважистость, теплопроводность, сорбционные свойства; биологические - дыхание, дозревание, самонагревание, прорастание, влажность.

Зерновые грузы обладают рядом свойств, которые определяют условия хранения и качественное состояние зерна. Основной оценкой состояния зерна является свежесть. Запах и цвет характеризует свежесть зерна. Несвежее, лежалое, загнившее зерно обладает особым запахом.

При хранении и перевозке зерновых грузов необходимо учитывать такие их свойства, как сыпучесть, скважистость, влажность, дыхание, дозревание, прорастание, самосогревание, а также возможность заражения амбарными вредителями.

Сыпучи. Наибольшую сыпучесть и плотность укладки имеют пшеница, рожь, просо, горох, чечевица, льняное семя, наименьшую - овес, семя подсолнечника. Сыпучесть характеризуется углом естественного откоса и зависит от размеров и формы семян.

Скважистость зерна определяется, исходя из соотношения объемов, занимаемых непосредственно зерном и зерновым пространством.

Влажность - основной показатель качества зерновых грузов -выраженная в процентах масса гигроскопической влаги, содержащейся в зерне. Зерновые грузы подразделяются по влажности следующим образом: сухие содержат влаги до 14%, средней сухости - от 14 до 15,5%, влажные -от 15,5 до 17%, сырые - свыше 17%. Пшеница, рожь, ячмень и овес не принимаются к перевозке, если их влажность выше 17%, остальные зерновые грузы - если их влажность выше 16%.

Дыхание, дозревание, прорастание являются специфическими свойствами зерновых грузов. При транспортировании и хранении зерновые грузы проявляют свою жизнеспособность в форме газообмена (дыхания), при котором в окружающую среду выделяется углекислый газ, а из окружающего пространства поглощается кислород. Этот процесс протекает с выделением тепла. Основной фактор, влияющий на интенсивность дыхания - это влажность.

 Самосогревание зерновых грузов происходит из-за наличия в них различных микроорганизмов, насекомых и клещей, выделяющих в результате своей жизнедеятельности тепло, которое, при отсутствии достаточной вентиляции и плохой теплопроводности зерновой массы, способствует накоплению тепла и повышению температуры зерна.

При температуре зерна 50°С и более снижается сыпучесть и появляется затхлость и гнилостный залах, а у зерен пшеницы и ржи -потемнение оболочек. Интенсивность самосогревания повышается при увеличении влажности зерна.

В зависимости от удельного объема зерно подразделяется на тяжеловесное и легковесное. К тяжеловесному зерну относится пшеница, рожь, рис, бобовые, просо, кукуруза. К легковесным относится овес, гречиха, подсолнечник, ячмень.

Согласно правилам, к перевозке водным и ж/д транспортом не допускается зерно:

· находящееся в состоянии самосозревания;

· влажностью выше 16 %;

· зараженное амбарными вредителями;

· перегазированное после проведенной дезинфекции.

Каждая отгружаемая партия должна сопровождаться сертификатом или качественным удостоверением, в которых отражается влажность, сорность, зараженность амбарными вредителями, а при перевозке влажного зерна -температура зерна. Прием к перевозке зерна без сертификатов или качественных удостоверений воспрещается.

При отправлении зерновых грузов в судах выдается одно удостоверение о качестве на всю партию грузов, перевозимую по одной накладной. При передаче зерновых грузов на железную дорогу удостоверение оформляется на каждый вагон.

Перевозят зерновые грузы в технически исправных, чистых, сухих, не зараженных амбарными вредителями и без посторонних запахов судах.

Хранят в закрытых складах, к которым предъявляются такие же требования, что и к судам. Хранение под навесом допускается только при благоприятных метеорологических условиях и небольшом сроке хранения.

Смешивание зерна (при погрузке, выгрузке) разной степени зараженности, зараженного с незараженным, сухого с зерном повышенной влажности запрещается. После погрузки и выгрузки зараженного амбарными вредителями зерна, склады, погрузочно-разгрузочные механизмы, инвентарь, брезенты и другие приспособления должны быть тщательно очищены, а в необходимых случаях продезинфицированы за счет грузовладельца.

Основными требованиями по безопасности труда при перевозке зерновых грузов не допускается переход людей по зерновой массе, обладающей способностью засасывать (просо, льняное семя). В таких случаях на поверхность груза кладут настил из досок с трапом.

Поступающее на судно зерно обязательно взвешивается в присутствии представителей грузоотправителя, порта и судна. Количество зерна может контролироваться по осадке судна. Все расхождения между данными весов и рассчитанными по осадке судна фиксируют, с уведомлением об этом отправителя. В случае отсутствия в пункте отправления весов допускается прием грузов к перевозке без их взвешивания. Масса партии определяется при этом по осадке судна. В пунктах назначения должно быть проведено обязательное взвешивание и контроль количества зерновых грузов по осадке судна.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.158.148 (0.006 с.)