Факторы внешней среды, влияющие на сохранность груза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы внешней среды, влияющие на сохранность груза



В процессе перевозки на грузы оказывает воздействие окружающая среда - атмосферный воздух и забортная вода, которая омывает грузовые трюмы. Влияние гидрометеорологических условий внешней среды может привести к изменению физического и химического составов различных грузов и повлиять на их качество.

Грузовые помещения судов и склады являются закрытыми пространствами, в которых образуется свой микроклимат, правильное регулирование которого обеспечит гарантию сохранности грузов в процессе доставки.

Параметры окружающей среды.

При понижении температуры воздуха (ниже точки росы) происходит конденсация влаги из воздуха. Выпадение конденсата на груз из окружающего воздуха наблюдается тогда, когда t° груза равна точке росы или ниже нее.

Такое влияние вызывает подмочку или увлажнение груза. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ опасность конденсации влаги и подмочки груза возникает тогда, когда холодный груз попадает в помещение с теплым влажным воздухом.

Погруженный на судно в каких-то климатических условиях груз предохраняется от воздействия внешней среды обшивкой корпуса. Температура груза, особенно его внутренних слоев, не успевает сравняться с температурой внешней среды, каковы бы ни были продолжительность рейса и колебания наружной температуры. Теплопоступления через ограждения трюма составляют примерно 5-10 % от того количества тепла, которые необходимо для выравнивания температуры груза с наружной, причем воздействию наружной температуры подвергаются только пограничный слой груза. Глубина этого воздействия зависит от теплофизических свойств и структуры груза. Глубина теплового воздействия наружной среды на генеральный груз больше, чем для навалочного груза,что объясняется наличием воздушных каналов между отдельными местами, в которых возникают конвективные потоки воздуха, усиливающие теплообмен.

В дневное время в результате облучения судна солнечными лучами корпус судна сильно нагревается. Ночью в результате радиационного теплоизлучения надводная часть корпуса судна сильно охлаждается, температура палубы и надводного борта становятся ниже температуры наружного воздуха и температуры воздуха и груза в трюме.

В результате колебаний температуры палубы, в подпалубном пространстве развиваются вполне определенные термодинамические процессы. Эти процессы также, в определенной мере, зависят от эксплуатационных условий рейса. Так, в результате мойки палубы, температура палубы и подпалубного пространства резко падает, а относительная влажность воздуха повышается.

Увлажнение или усушка груза будет зависеть от параметров вентиляционного воздуха. Ночью, при резких колебаниях суточных температур, возможно отпотевание под палубой.

При переходе в одной климатической зоне в летних условиях температура воды ниже температуры воздуха, и надводная часть судна нагревается солнечными лучами, тепловые потоки направлены сверху вниз. Вместе с теплом сверху вниз движется влага. Происходит относительное увлажнение нижней части груза. Вентиляция трюма на данном переходе существенных изменений в микроклимат не внесет. Вентиляция усилит процесс теплопередачи наружного воздуха к грузу и, в зависимости от параметров воздуха, может увлажнить или высушить груз.

В ранний весенний период или поздний осенний период, когда температура воздуха ниже температуры воды, тепловые потоки, а вместе с ними потоки влаги, направлены снизу вверх. Если температура груза ниже температуры забортной воды, то тепловой поток направлен от подводной части трюмового ограждения к грузу и от него к надводной части. Средняя часть груза в результате таких потоков увлажняется, и груз может отсыреть. Влага, испаряющаяся из груза, насыщает подпалубное пространство, а затем конденсируется на внутренней стороне палубы. В трюме развиваются два нежелательных явления - отсыревание в средней части груза и конденсация влаги в подпалубном пространстве. Поверхностная вентиляция наружным воздухом груза вызовет осушение воздуха в подпалубном пространстве, прекратит конденсацию влаги на внутренней поверхности палубы и усилит процесс перемещения влаги в грузе снизу вверх, что приведет к высушиванию груза.

Общие рекомендации: при переходе в весенне-осенних условиях в одной климатической зоне для предотвращения конденсации влаги на внутренней поверхности палубы необходимо осуществлять поверхностную вентиляцию груза наружным воздухом.

При переходе судна из теплой зоны в холодную теплый груз отдает свое тепло холодным частям трюма. Влага стремится из центра груза к краям. Выделившись из груза, влага конденсируется на частях трюма, что может привести к подмочке верхнего слоя находящегося в трюме груза, из-за падения капель конденсационной влаги со внутренней стороны палубы на груз. Вентиляция трюма наружным воздухом приводит к уменьшению или даже ликвидации процесса конденсации влаги на внутренних поверхностях трюмных ограждений, но при этом может отсыреть сам груз.

Общий вывод заключается в том, что при переходе из теплой зоны в холодную, при отсутствии вентиляции на этом переходе, неизбежно происходит конденсация влаги на внутренних поверхностях трюмных ограждений уже на вторые - третьи сутки. Однако следует помнить о том, что вентилировать теплый груз холодным наружным воздухом можно только в том случае, если относительная влажность этого воздуха меньше равновесной относительной влажности, соответствующей влажности груза при температуре вентиляционного воздуха. Радикальным средством ликвидации подмочки и отсыревания груза при переходе из теплой зоны в холодную является выравнивание температуры груза с температурой внешней среды. При этом происходит перераспределение влаги между грузом и трюмным воздухом. Влажность груза увеличивается за счет влаги трюмного воздуха, но настолько незначительно (» 0,001%), что практически значения не имеет.

При переходе судна из холодных мест в теплые более холодный груз воспринимает от ограждающих частей трюма тепло. Наибольший тепловой поток направлен от нагретой солнцем палубы, затем от борта судна, омываемого водой. Вместе с тепловыми потоками направлены и потоки влаги, вследствие чего центральная часть груза увлажняется.

Абсолютная влажность воздуха в подпалубном пространстве растет засчет испарения влаги из груза. Однако относительная влажность воздуха в этом пространстве падает, относительная влажность воздуха в массе груза растет, стремясь к 100%.

При вентиляции трюмов наружным воздухом на переходе с севера на юг теплый влажный воздух, соприкасаясь с более холодным грузом, охлаждается и может вызвать конденсацию влаги на грузе. Абсолютная влажность трюмного воздуха увеличивается в соответствии с ростомвлагосодержания наружного воздуха из-за влагоотдачи груза. При переходе с севера на юг точка росы наружного воздуха становится выше температуры груза, и вентиляция наружным воздухом приводит к конденсации влаги на грузе. Отсюда следует вывод, что при переходе с севера на юг нельзя вентилировать трюмы наружным воздухом. При таком переходе трюмы должны быть задраены. Это приводит к тому, что температура груза по приходу в порт значительно ниже, чем точка росы наружного воздуха. При выгрузке в трюмы попадает теплый и влажный воздух, который, соприкасаясь с холодным грузом, образует конденсат на грузе.

Итак, при переходе с севера на юг вентилировать трюмы наружным воздухом нельзя, а перевозка груза в задраенном трюме приводит к отсыреванию груза в порту выгрузки.

Предотвратить эти нежелательные процессы можно только такой схемой вентиляции, которая позволит выровнять температуру груза с температурой внешней среды.

Конденсация не наступает, если точка росы воздуха меньше температуры груза или ограждений помещений, поэтому возможность и целесообразность вентиляции трюмов и складов вытекает из следующих условий:

если точка росы вентиляционного воздуха равна температуре груза или выше нее, то вентилировать помещение нельзя;

если точка росы вентиляционного воздуха ниже точки росы в помещении и температуры груза, то вентилировать помещение можно. Конденсация паров воздуха не произойдет.

Вентиляция, помимо регулирования температурно-влажностных процессов в грузовых помещениях, необходима для подавления биохимических процессов и жизнедеятельности микроорганизмов и вредителей грузов, удаления вредных продуктов распада веществ. Многие грузы в процессе хранения выделяют различные вещества (углекислый газ, этилен, метан и др.), которые удаляются при помощи системы вентиляции.

Для универсальных портовых складов типичен естественный или естественно-принудительный воздухообмен, который осуществляется двумя путями: воздухообмен путем перемещения воздуха вследствие разности значений его удельного веса в холодном и теплом состоянии; воздухообмен вследствие ветрового напора наружного воздуха на ограждения склада. Наилучшая вентиляция груза в складе достигается тогда, когда направление движения складского воздуха параллельно проходам между штабелями груза.

Так как портовые склады предназначены для краткосрочного хранения грузов, и двери складов большую часть времени открыты, специальных систем вентиляции в портовых складах обычно не сооружают. Воздухообмен в складах полностью зависит от аэродинамических условий, в которых находится склад. Ветер создает на поверхностях складов положительные и отрицательные давления. С наветренной стороны склада образуется зона повышенного давления (подпора). С тыловой стороны склада образуются зоны разряжения (аэродинамическая тень).

Так как в портовых складах постоянно хранятся различные грузы, а, следовательно, тепловлажностный режим в складе также изменяется и часто отличается от условий наружного воздуха, то между складом и наружным воздухом возникает естественный воздухообмен. Причинами естественного воздухообмена является разность плотности и разность давлений воздуха в складе и снаружи. Когда в складе температура выше, чем снаружи, наружный воздух поступает в склад через нижние отверстия (щели) и выходит через верхние.

При открытых дверях воздухообмен в складе будет почти полностью зависеть от распределения ветрового давления у стен и дверей склада. Все наветренные двери находятся под давлением, а подветренные - под разрежением.

Портовые склады, в зависимости от использования строительного материала, бывают деревянные, металлические, каменные и железобетонные. Металлические склады собирают из гофрированного железа или иного металла на металлическом каркасе.

Склад из металла защищает груз от вредного воздействия атмосферных осадков, солнечных лучей и, в некоторой степени, от воздействия влажного наружного воздуха, но плохо защищает от тепловых воздействий. На грузах, уложенных в металлические склады, не образуется конденсат, так как грузы сильно не переохлаждаются. Ограждения склада играют роль теплового экрана при радиационном теплообмене, и конденсат образуется на наружной поверхности складов. В то же время сами металлические склады сильно нагреваются солнечными лучами днем и сильно охлаждаются ночью.

Сильно нагретые стены и крыша передают свое тепло хранящемуся в складе грузу путем лучистого теплообмена. Это приводит к нагреву поверхности груза и испарению влаги из груза. Вследствие испарения влаги точка росы воздуха в складе днем резко возрастает. Ночью, когда стены и крыша становятся холодными, на их внутренней стороне выпадает роса. Если днем открыты двери склада, то выделившаяся из груза влага уходит из склада, и конденсации ночью может не быть. Однако снижение влажности воздуха вследствие дневной вентиляции приводит к уменьшению веса груза, что нежелательно. Вентилировать склад следует при понижении температуры ограждения до критической, т.е. когда температура ограждения приближается к точке росы внутреннего воздуха менее чем на 30. Если температура ограждения становится равной или меньше точки росы внутреннего воздуха, вентиляция склада обязательна.

Микроклимат каменных и деревянных складов значительно отличается от микроклимата металлических. При отрицательных температурах наружной среды в складе теплее, чем снаружи, при положительных - холоднее. Неплотности в конструкции склада и раскрытые двери вызывают воздухообмен склада с наружным воздухом. В нижних слоях штабеля температура наиболее стабильна и меньше изменяется при колебаниях температуры наружной среды. Относительная влажность воздуха внутри складов, являющаяся функцией температуры, различна. Наименьшая относительная влажность воздуха наблюдается в верхней части склада, т.к. температура там выше. У пола склада относительная влажность наибольшая и отличается сравнительной стабильностью.

Чем меньше открывается склад для производства перегрузочных работ, тем стабильней поля температур и влажности в складе. Частое и длительное открывание дверей склада и смена груза приводят к большой подвижности полей температуры и влажности в складе, а при больших разностях температур груза и наружного воздуха интенсивный воздухообмен может привести к отсыреванию груза. Весной соприкосновение теплого и влажного наружного воздуха с холодным грузом может привести к образованию конденсата на грузе. Осенью резкое охлаждение теплого груза холодным наружным воздухом может привести к внутренней конденсации влаги в грузе и его переувлажнению. Поэтому рекомендуется весной и осенью чаще вентилировать склады с тем, чтобы выровнять температуру груза с температурой наружной среды. Вопрос возможности и целесообразности вентиляции склада должен решаться в зависимости от конкретных условий наружной среды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.009 с.)