Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Психология раннего возраста (1-3 лет). Кризис 1 года.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие психических процессов в раннем возрасте. Раннее детство – период интенсивного психического развития ребенка, которое происходит по нескольким направлениям: · развитие предметной деятельности и делового общения со взрослым; · развитие активной речи ребенка; · развитие произвольного поведения; · появление игровых замещений; · формирование потребности в общении со сверстниками; · развитие самосознания и самостоятельности ребенка, формирование «Я-образа». Овладевая прямохождением, ребенок решает следующие психологические задачи: а) ориентировка в пространстве; б) более свободное и самостоятельное общение с внешним миром. Основной вид деятельности – предметная. Развитие предметных действий. Посредством воспитания и обучения ребенок открывает для себя функциональное свойство предметов. Предметы делятся на: а) соотносящиеся (крышка от коробки, матрешки, кольца, пирамидки); б) орудийные (ложка, карандаш, молоток). К концу раннего детства начинают складываться новые виды деятельности: игра и виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование). Процесс усвоения речи. Этот период является наиболее сензитивным для развития речи. До 1,5 лет ребенок усваивает от 30 до 100 слов. С 1,5 лет ребенок начинает требовать, чтобы ему постоянно называли предметы. К концу 2-го года ребенок употребляет до 300 слов. К концу третьего – до 1500 слов. Грамматический строй: 1-2 года – автономная речь; 1 год – ребенок произносит отдельные слова, называя вещи своими словами; после 1,5 лет сам спрашивает названия окружающих его предметов, указывая рукой, пальцем; в 2 года – говорит 2-х-3-х словными предложениями; до 3 лет – усвоение смыслового значения и падежных окончаний, в основном всех звуков языка. Растет пассивный словарь ребенка, позже появляется активный. Нравится слушать рассказы, стихи, сказки; К 4-рем годам – разговаривают так же хорошо, как и взрослые. Задержка речи наблюдается, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке Этапы физического развития. К 14-15 мес. должен ходить К 1,5 г. – выбор руки (правая, левая) В 2 года – живот и грудная клетка развиваются одинаково 2 г. – мозг 4/5 взрослого веса. Замедляется рост мышечной ткани к 2,5 г. должны вырасти все молочные зубы 2,5 г. – грудная клетка шире в 3 г. – мозг – самая развитая часть Восприятие. Начинают формироваться сенсорные эталоны (представление о форме и цвете, размере). Мышление. Развитие происходит в процессе предметной деятельности, носит наглядно-действеннный характер. В основе лежит чувствительный опыт и обобщенное название предметов (мысленное объединение предметов или действий, обладающих общими признаками, напр., часы это и будильник, и ручные часы). Подражая взрослым, ребенок научается строить суждения и делать умозаключения. В этот период взрослый может подсказать способ действия не только примером, но и словом. Начинает формироваться наглядно образное. Воображение наблюдается в виде предвосхищения. Творческого воображения пока нет, поэтому ребенок не способен что-то выдумать. Он только воссоздает, предлагаемое словесное описание или рисунок. Память – в основном это только узнавание. Младенческий и ранний возраст детьми забываются. Внимание – непроизвольное, кратковременно, легко отвлекаются. Объем внимания узкий (если ему что-то рассказывают, он перестает есть), т.е. не может распределить внимание между двумя предметами или действиями. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности (в играх, различных действиях) Эмоциональное развитие. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно видит. Он не способен огорчиться из-за того, что что-то может произойти в будущем. Его не может обрадовать то, что через несколько дней что-то подарят. На 2 году жизни в процессе общения со взрослыми формируются эмоциональные реакции на похвалу, что является условием для развития самооценки и самолюбия. Общаясь с другими детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, не считаясь или не учитывая другого ребенка – эгоцентризм. Эмоции и чувства, отражающие отношения к предметам и людям еще не фиксированы и могут быть изменены при изменении ситуации. Ригидность эмоций говорит об отклонении в психическом развитии (не реагирует на новую игрушку). Формирование личности. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале – первый признак самосознания. 2-ой признак – ребенок начинает называть себя по имени, а позже (примерно 3 лет) употребление «я». появляется первичная самооценка (завышенная). Ребенок многое делает самостоятельно и начинает отделять себя от взрослого, начинает относиться к себе как к самостоятельному «Я». К концу 2 г.ж. умеет умываться, влезать на стул, любит лазить, прыгать, преодолевать препятствия, узнает себя в зеркале. К 3-м годам появляется первоначальная самооценка – всегда максимально завышена. Большое значение для развития ребенка имеет знакомство с разнообразными предметами и овладение специфическими способами их использования (с одними предметами можно обращаться свободно, а с другими каким-то определенным способом и никак иначе). Сначала, овладевая орудийными действиями он использует орудия как продолжение руки, а затем приспосабливается к свойствам предметов, что способствует развитию речи. Игра в 3 года. На втором году жизни игра отделяется от предметно-практических действий и становится особым занятием ребенка (но не основным видом деятельности). На протяжении 2-го года, дети усваивают игровое назначение предметов: начинают кормить куклу, укладывать ее спать. Игра ребенка 2-х лет представляет собой бессистемный набор действий. Ребенок либо без конца выполняет одно и то же действие, либо осуществляет несколько действий без какой-либо логической связи. Особенности игры этого возраста: · однообразие, разрозненность игровых действий, отсутствие смысловой связи между ними; · подражание взрослым – ничего нового малыш не изобретает, он лишь воспроизводит на игрушках то, что уже делал вместе со взрослым; характер общения со взрослыми переносит и на отношения со сверстниками · слабая эмоциональная включенность – ребенок часто отвлекается, бросает начатое дело. Кризис 3 лет. Кризис 3-х лет – объективно существующее явление в развитии взаимоотношений ребенка со взрослым. Протест против ограничения свободы и активности. Стремление быть как взрослые может найти свое разрешение в игре. Таким образом, кризис разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности. Важные симптомы этого кризиса [3]: а) негативизм – ребенок отказывается вообще подчиняться любым требованиям взрослых (не делает не потому, что не хочет, а потому, что его об этом попросили), иногда – стремление сделать наоборот. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием (непослушание бывает и в более раннем возрасте). б) упрямство – ребенок настаивает на своем требовании, решении (не смешивать с настойчивостью). Требует, чтобы с его личностью считались. в) строптивость – протест против порядков, форм воспитания, которые существуют дома (близка к негативизму и упрямству). г) своеволие – ребенок сам хочет что-то делать, отдельно от взрослого. Самостоятельное решение, замысла. д) обесценивание взрослых – обзывает взрослых «дураками» (в лексиконе появляются слова и термины, означающие все плохое, отрицательное). е) протест-бунт – проявляется в частых ссорах с родителями, как будто он находится в состоянии войны с ними. ж) стремление к деспотизму. Часто встречается в семье, где только один ребенок. Центральное новообразование – личное сознание «Я - сам». Тема 8. Развитие личности в дошкольном возрасте. Дошкольное детство – от 3 до 6-7 лет, где детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных и символических (способность заменить один предмет другим) до сюжетно-ролевых игр с правилами. С этим же возрастом связано начало двух других важных для развития видов деятельности: труда и учения. Происходит образование детского коллектива. Игра – основной вид деятельности дошкольника, на которую дети затрачивают большее время в своей деятельности. В ней закладывается основа учебной деятельности. Ролевая игра является приобщением ребенка к жизни взрослых. В ней распределяются права и обязанности. В совместной деятельности дети учатся согласовывать свои действия, повышается самосознание, вырабатываются коллективные качества. Дошкольное детство делят на 3 периода: 1. Младший дошкольный возраст (3-4 г.) 2. Средний дошкольный возраст (4-5 лет) 3. Старший дошкольный возраст (5-6-7 лет) Младшие дошкольники играют, как правило, в одиночку. В своих предметных и конструкторских играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление, двигательные способности. Сюжетно-ролевые игры («Дочки-матери», «Магазин», «Больница» и т.д.) в этом возрасте обычно отображают действия взрослых, за которыми дети наблюдают. Средние дошкольники. Их игры становятся совместными, в них включается все больше детей. Главное здесь – не воспроизводство, а имитация определенных отношений людей, в частности – ролевых. Т.е игры – ролевые (семейные, воспитательные, профессиональные, сказочные) с определенными правилами. Сюжетно ролевые игры развиваются (разнообразие тематики, ролей, игровых действий, правил); происходит замена натуральных предметов условными (вместо ложки - палочка); особая роль отводится точному соблюдению правил, отношений (лидерство – подчинение, где развиваются организаторские способности и навыки); возникают игры-соревнования, где важен выигрыш или успех (происходит формирование мотивации достижения успеха). Представления и мышление проявляются в рисовании (опыт). В старшем дошкольном возрасте – конструкторская игра переходит в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок создает, конструирует, строит что-то нужное в быту. Отсюда происходит: - усвоение элементарных трудовых умений и навыков (учится пользоваться бытовыми предметами), - развитие практического мышления (способность планировать свои действия, совершенствование ручных движений и умственных операций, воображения), содержание сюжетно-ролевых игр – подчинение по правилам, - большое место занимает изобразительное искусство (по рисунку можно понять восприятие окружающей действительности, об особенностях психических процессов, отсюда происходит передача впечатлений и знаний о мире), - музыка (удовольствие от прослушивания произведений, звуков различных инструментов). Здесь впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, которое может перерасти во что-то бо́льшее (дети учатся петь, ритмично двигаться, развивается музыкальный слух от постоянного пения). Именно дошкольный возраст требует разнообразия форм межличностного сотрудничества: со сверстниками, взрослыми, для игр, общения и труда. На протяжении дошк. возр. меняется и содержание игровой деятельности: - игра – манипулирование с предметами, - индивидуальная предметная коструктивного типа, - коллективная сюжетно-ролевая игра, - индивидуальное и групповое творчество, - игры-соревнования, - игры-общение, - домашний труд.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.77.119 (0.008 с.) |