Тема 7. Психология раннего возраста (1-3 лет). Кризис 1 года. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Психология раннего возраста (1-3 лет). Кризис 1 года.



Развитие психических процессов в раннем возрасте.

Раннее детство – период интенсивного психического развития ребенка, которое происходит по нескольким направлениям:

· развитие предметной деятельности и делового общения со взрослым;

· развитие активной речи ребенка;

· развитие произвольного поведения;

· появление игровых замещений;

· формирование потребности в общении со сверстниками;

· развитие самосознания и самостоятельности ребенка, формирование «Я-образа».

Овладевая прямохождением, ребенок решает следующие психологические задачи: а) ориентировка в пространстве; б) более свободное и самостоятельное общение с внешним миром. Основной вид деятельности – предметная.

Развитие предметных действий.

Посредством воспитания и обучения ребенок открывает для себя функциональное свойство предметов. Предметы делятся на:

а) соотносящиеся (крышка от коробки, матрешки, кольца, пирамидки);

б) орудийные (ложка, карандаш, молоток).

К концу раннего детства начинают складываться новые виды деятельности: игра и виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Процесс усвоения речи.

Этот период является наиболее сензитивным для развития речи. До 1,5 лет ребенок усваивает от 30 до 100 слов. С 1,5 лет ребенок начинает требовать, чтобы ему постоянно называли предметы. К концу 2-го года ребенок употребляет до 300 слов. К концу третьего – до 1500 слов.

Грамматический строй: 1-2 года – автономная речь; 1 год – ребенок произносит отдельные слова, называя вещи своими словами; после 1,5 лет сам спрашивает названия окружающих его предметов, указывая рукой, пальцем; в 2 года – говорит 2-х-3-х словными предложениями; до 3 лет – усвоение смыслового значения и падежных окончаний, в основном всех звуков языка. Растет пассивный словарь ребенка, позже появляется активный. Нравится слушать рассказы, стихи, сказки; К 4-рем годам – разговаривают так же хорошо, как и взрослые.

Задержка речи наблюдается, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке

Этапы физического развития.

К 14-15 мес. должен ходить

К 1,5 г. – выбор руки (правая, левая)

В 2 года – живот и грудная клетка развиваются одинаково

2 г. – мозг 4/5 взрослого веса. Замедляется рост мышечной ткани

к 2,5 г. должны вырасти все молочные зубы

2,5 г. – грудная клетка шире

в 3 г. – мозг – самая развитая часть

Восприятие. Начинают формироваться сенсорные эталоны (представление о форме и цвете, размере).

Мышление. Развитие происходит в процессе предметной деятельности, носит наглядно-действеннный характер. В основе лежит чувствительный опыт и обобщенное название предметов (мысленное объединение предметов или действий, обладающих общими признаками, напр., часы это и будильник, и ручные часы). Подражая взрослым, ребенок научается строить суждения и делать умозаключения. В этот период взрослый может подсказать способ действия не только примером, но и словом. Начинает формироваться наглядно образное.

Воображение наблюдается в виде предвосхищения. Творческого воображения пока нет, поэтому ребенок не способен что-то выдумать. Он только воссоздает, предлагаемое словесное описание или рисунок.

Память – в основном это только узнавание. Младенческий и ранний возраст детьми забываются.

Внимание – непроизвольное, кратковременно, легко отвлекаются. Объем внимания узкий (если ему что-то рассказывают, он перестает есть), т.е. не может распределить внимание между двумя предметами или действиями. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности (в играх, различных действиях)

Эмоциональное развитие. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно видит. Он не способен огорчиться из-за того, что что-то может произойти в будущем. Его не может обрадовать то, что через несколько дней что-то подарят. На 2 году жизни в процессе общения со взрослыми формируются эмоциональные реакции на похвалу, что является условием для развития самооценки и самолюбия. Общаясь с другими детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, не считаясь или не учитывая другого ребенка – эгоцентризм. Эмоции и чувства, отражающие отношения к предметам и людям еще не фиксированы и могут быть изменены при изменении ситуации. Ригидность эмоций говорит об отклонении в психическом развитии (не реагирует на новую игрушку).

Формирование личности. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале – первый признак самосознания. 2-ой признак – ребенок начинает называть себя по имени, а позже (примерно 3 лет) употребление «я». появляется первичная самооценка (завышенная). Ребенок многое делает самостоятельно и начинает отделять себя от взрослого, начинает относиться к себе как к самостоятельному «Я». К концу 2 г.ж. умеет умываться, влезать на стул, любит лазить, прыгать, преодолевать препятствия, узнает себя в зеркале. К 3-м годам появляется первоначальная самооценка – всегда максимально завышена.

Большое значение для развития ребенка имеет знакомство с разнообразными предметами и овладение специфическими способами их использования (с одними предметами можно обращаться свободно, а с другими каким-то определенным способом и никак иначе). Сначала, овладевая орудийными действиями он использует орудия как продолжение руки, а затем приспосабливается к свойствам предметов, что способствует развитию речи.

Игра в 3 года. На втором году жизни игра отделяется от предметно-практических действий и становится особым занятием ребенка (но не основным видом деятельности). На протяжении 2-го года, дети усваивают игровое назначение предметов: начинают кормить куклу, укладывать ее спать. Игра ребенка 2-х лет представляет собой бессистемный набор действий. Ребенок либо без конца выполняет одно и то же действие, либо осуществляет несколько действий без какой-либо логической связи.

Особенности игры этого возраста:

· однообразие, разрозненность игровых действий, отсутствие смысловой связи между ними;

· подражание взрослым – ничего нового малыш не изобретает, он лишь воспроизводит на игрушках то, что уже делал вместе со взрослым; характер общения со взрослыми переносит и на отношения со сверстниками

· слабая эмоциональная включенность – ребенок часто отвлекается, бросает начатое дело.

Кризис 3 лет.

Кризис 3-х лет – объективно существующее явление в развитии взаимоотношений ребенка со взрослым. Протест против ограничения свободы и активности. Стремление быть как взрослые может найти свое разрешение в игре. Таким образом, кризис разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности.

Важные симптомы этого кризиса [3]:

а) негативизм – ребенок отказывается вообще подчиняться любым требованиям взрослых (не делает не потому, что не хочет, а потому, что его об этом попросили), иногда – стремление сделать наоборот. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием (непослушание бывает и в более раннем возрасте).

б) упрямство – ребенок настаивает на своем требовании, решении (не смешивать с настойчивостью). Требует, чтобы с его личностью считались.

в) строптивость – протест против порядков, форм воспитания, которые существуют дома (близка к негативизму и упрямству).

г) своеволие – ребенок сам хочет что-то делать, отдельно от взрослого. Самостоятельное решение, замысла.

д) обесценивание взрослых – обзывает взрослых «дураками» (в лексиконе появляются слова и термины, означающие все плохое, отрицательное).

е) протест-бунт – проявляется в частых ссорах с родителями, как будто он находится в состоянии войны с ними.

ж) стремление к деспотизму. Часто встречается в семье, где только один ребенок.

Центральное новообразование – личное сознание «Я - сам».


 Тема 8. Развитие личности в дошкольном возрасте.

Дошкольное детство – от 3 до 6-7 лет, где детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных и символических (способность заменить один предмет другим) до сюжетно-ролевых игр с правилами.

С этим же возрастом связано начало двух других важных для развития видов деятельности: труда и учения. Происходит образование детского коллектива.

Игра – основной вид деятельности дошкольника, на которую дети затрачивают большее время в своей деятельности. В ней закладывается основа учебной деятельности. Ролевая игра является приобщением ребенка к жизни взрослых. В ней распределяются права и обязанности. В совместной деятельности дети учатся согласовывать свои действия, повышается самосознание, вырабатываются коллективные качества.

Дошкольное детство делят на 3 периода:

1. Младший дошкольный возраст (3-4 г.)

2. Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

3. Старший дошкольный возраст (5-6-7 лет)

Младшие дошкольники играют, как правило, в одиночку. В своих предметных и конструкторских играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление, двигательные способности. Сюжетно-ролевые игры («Дочки-матери», «Магазин», «Больница» и т.д.) в этом возрасте обычно отображают действия взрослых, за которыми дети наблюдают.

Средние дошкольники. Их игры становятся совместными, в них включается все больше детей. Главное здесь – не воспроизводство, а имитация определенных отношений людей, в частности – ролевых. Т.е игры – ролевые (семейные, воспитательные, профессиональные, сказочные) с определенными правилами. Сюжетно ролевые игры развиваются (разнообразие тематики, ролей, игровых действий, правил); происходит замена натуральных предметов условными (вместо ложки - палочка); особая роль отводится точному соблюдению правил, отношений (лидерство – подчинение, где развиваются организаторские способности и навыки); возникают игры-соревнования, где важен выигрыш или успех (происходит формирование мотивации достижения успеха). Представления и мышление проявляются в рисовании (опыт).

В старшем дошкольном возрасте – конструкторская игра переходит в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок создает, конструирует, строит что-то нужное в быту.              Отсюда происходит:

- усвоение элементарных трудовых умений и навыков (учится пользоваться бытовыми предметами),

- развитие практического мышления (способность планировать свои действия, совершенствование ручных движений и умственных операций, воображения), содержание сюжетно-ролевых игр – подчинение по правилам,

- большое место занимает изобразительное искусство (по рисунку можно понять восприятие окружающей действительности, об особенностях психических процессов, отсюда происходит передача впечатлений и знаний о мире),

- музыка (удовольствие от прослушивания произведений, звуков различных инструментов). Здесь впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, которое может перерасти во что-то бо́льшее (дети учатся петь, ритмично двигаться, развивается музыкальный слух от постоянного пения).

Именно дошкольный возраст требует разнообразия форм межличностного сотрудничества: со сверстниками, взрослыми, для игр, общения и труда.

На протяжении дошк. возр. меняется и содержание игровой деятельности:

- игра – манипулирование с предметами,

- индивидуальная предметная коструктивного типа,

- коллективная сюжетно-ролевая игра,

- индивидуальное и групповое творчество,

- игры-соревнования,

- игры-общение,                

- домашний труд.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.015 с.)