| Психосоциальная стадия
| Предмет конфликта развития
| Социальные условия
| Психосоциальный
исход
|
Младенчество (от рождения до 1 года).
| Орально-сенсорная
| Могу ли я доверять миру?
| Поддержка, удовлетво- рение основных потребностей, преемственность, качество материнской заботы.
Отсутствие поддержки, депривация, непосле- довательность.
| Доверие к людям. Привязанность и признание родителей.
Недоверие к людям, подозрительность и опасение за свое благополучие.
|
Раннее детство (от 1 до 3 лет).
| Мышечно- анальная
| Могу ли я управлять собственным поведением?
| Разумная дозволенность, поддержка и ограничениеребенка в тех сферах жизни, которые потенциально опасны для ребенка и для окружающих.
Гиперопека (делают все за детей), отсутствие поддержки (заставляют делать то, что дети сделать не в состоянии) и доверия.
| Самостоятельность, самоконтроль, уверенность в себе.
Сомнения в своих способностях, приниженность, чувство стыда, ощущение неприспособленности, слабоволие.
|
Дошкольное детство (от 3 до 6-7 лет).
| локомоторно- генитальная
| Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?
| Поощрение активности, признание родителями права ребенка на любознательность и творчество (не высмеивают фантазии ребенка).
Отсутствие позволения родителей действовать самостоятельно, неодобрение активности, частые наказания.
| Инициатива, любознательность, включение в полоролевое поведение.
Вина,страх порицания, пассивность.
|
Школьный возраст (от 6 до 12 лет)
| Латентная
| Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?
| Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания.
Плохое обучение, социально-экономическое положение, отсутствие руководства и поддержки.
| Компетентность, предприимчивость, трудолюбие, развитие познавательных умений и навыков, стремление к достижению успехов.
Чувство неполноценности, избегание сложных задач.
|
Половое созревание:подростковый возраст (11-14 лет), юность (от 14 до 18-20 лет)
| Отрочество и юность
| Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?
| Внутренняя устойчивость, преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь.
Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания.
| Идентичность, развитие планов на будущее, становление мировоззрения, верность своим притязаниям и обещаниям.
Непризнание, смешение ролей, путаница в моральных и мировоззренческих установках.
|
Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет).
| Молодость
| Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?
| Душевная теплота, понимание, доверие со стороны родственников и друзей.
Одиночество (излишняя поглощенность собой), остракизм.
| Близость (интимность), контакты с людьми, интимность, забота, милосердие, -рождение и воспитание детей.
Изоляция, избегание людей, трудности характера.
|
Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет).
| Взрослость
| Что я могу предложить будущим поколениям?
| Целеустремленность, продуктивность деятельности.
Обеднение личной жизни, регрессия.
| Творчество (продуктивность), обучение и воспитание нового поколения. Удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей
Застой (инертность). Эгоизм, эгоцентризм. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе.
|
Поздняя взрослость (свыше 60 лет).
| Старость
| Доволен ли я прожитой жизнью?
| Чувство завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности.
Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью. Страх смерти.
| Мудрость, принятие прожитой жизни такой, какая она есть, понимание того, что смерть не страшна.
Отчаяние. Презрение. Озлобленность. Желание прожить жизнь заново. Боязнь приближающейся смерти.
|
Г. Крайг. Психология развития. – СПб., 2002.