Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы исследования в возрастной психологии
1. Наблюдение - один из главных в психолого-педагогических исследованиях в работе с детьми. Правила проведения наблюдения: 1) Его необходимо вести по определенному плану, программе; 2) наблюдать систематично (т.к. в разных ситуациях ребенок ведет себя по-разному, в зависимости от состояния); 3) наблюдение должно вестись за естественным поведением ребенка (ребенок не знает, что за ним наблюдают); 4) наблюдать регулярно (на протяжении нескольких дней, месяцев, лет – в зависимости от цели наблюдения); 5) наблюдать обьективно (описывается сам факт – действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом). 2. Метод срезов: в больших детских группах с помощью конкретных методик (например, уровень развития интеллекта). 3. Сравнительный метод: несколько срезов, данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены. 4. Лонгитюдный (продольное исследование) метод – прослеживается развитие одного и того же ребенка в течении длительного времени. 5. Опрос, интервью – используются редко, т.к. ребенок не всегда правильно понимает адресованные ему вопросы 6. Социально-психологический эксперимент – проводится в обстановке как можно более приближенной к привычным для них условиям. 7. Проективные методы - они основаны на принципе проекции – перенесении на других людей своих собственных потребностей, отношений, качеств (например, детский вариант ТАТ) 8. Социометрический метод 9. Стандартизированные тесты (тест Стэнфорд-Бине, тест Векслера для детей 4-16 лет, детский вариант теста Кеттела и теста Векслера). Тема 2. Основные понятия развития и обучения. Социальная среда – это общество в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения. Это ближайшее социальное окружение: родители, др. члены семьи, воспитатели д/с. С возрастом социальное окружение расширяется. Вне социальной среды ребенок развиваться не может, не может стать полноценной личностью («маугли», 2 девочки, жившие у волков – выли по ночам). Человеческий детеныш со своей пластичной психикой усваивает то, что дается ему ближайшим окружением, и если он лишен человеческого общества, ничего человеческое в нем не проявляется.
Почему же дети, лишенные соц. среды в начале своей жизни, потом не смогли быстро и эффективно развиваться в благоприятных условиях? В психологии есть понятие «сензитивные периоды развития» - периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям. Например, сензитивный период развития речи – от 1 года до 3 лет, и если этот этап упущен, компенсировать потери в дальнейшем – практически невозможно. М. Монтессори отмечала, что, если мы начинаем развивать какую-либо функциональную систему ребенка с опозданием, т.е. частично или полностью упустив сензитивный период, мы рискуем вообще никогда не добиться того уровня ее развития, который может быть достигнут при условии своевременного начала педагогического воздействия. Преждевременные попытки сформировать какие-то функции до начала сензитивного периода также не приведут к ожидаемому эффекту, так как они не вызовут активности и интереса ребенка и могут создать отрицательное отношение к занятиям. На Международном психологическом конгрессе в Токио 1972 г. состоялся доклад «Чтение до говорения» по материалам эксперимента, в ходе которого детям, начиная с первого года жизни, ежедневно многократно демонстрировали буквы алфавита с произнесением соответствующих звуков. Крупные изображения буквы развешивались также в кровати ребенка и над ней. В результате дети начинали читать слова сразу же, как только овладевали произношением соответствующих звуков. Мотивация – потребности самого ребенка, внешние стимулы деятельности и общения. Факторы развития – совокупность методов и средств обучения, организация и содержание обучения, уровень педагогической подготовленности учителей. Ведущий вид деятельности – определяет наибольшие успехи в развитии его познавательных процессов (с возрастом они меняются, увеличиваются). Ведущей не может стать любая деятельность, которой ребенок отдает много времени, хотя каждая деятельность вносит свой вклад в психическое развитие. Психологический возраст – это не календарная дата. Это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Каждый период в развитии – это и ступень и переход от одной стадии к другой.
Возрастной кризис – возникает при переходном возрасте одного в другой, сопровождается замкнутым, раздражительным поведением. Преодоление кризиса означает переход ребенка на более высокий уровень, в следующий психологический возраст. Развитие – это проблема целеустремленности поведения человека, где результат не предопределен заранее. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе и головах воспитателей. Это сложный процесс, протекающий в определенных условиях среды и имеющий ступени и свои закономерности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.006 с.) |