Психология подростка с отклоняющимся поведением 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология подростка с отклоняющимся поведением



Отклоняющимся (девиантным) называется поведение, не соответствующее нравственным или правовым нормам. Оно отличается от аномального, которое связано с мозговой патологией. Отклоняющееся поведение м.б. вызвано дефектами личностного развития, ошибками воспитания, неблагоприятной ситуацией в семье.

Подростковый возр. представляет повышенный риск из-за:

1. трудности переходности возраста – начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой личности;

2. пограничность и неопределенность соц. положения (ни ребенок, ни взрослый);

3. противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля не действуют, а взрослые способы самоконтроля ещё не сложились.

Рекции подросткового возраста

1. Алкоголизация:

- снижает чувство тревоги

- средство освобождения от внешнего контроля

- желание чувствовать и казаться сильнее

2. Наркотизм (62% и больше):

- связан с психическим экспериментированием, поиском новых ощущений и переживаний, любопытства в компаниях

3. Агрессивное поведение:

- следствие общей озлобленности и низкой самооценки в результате пережитых неудач и несправедливости (бросил отец, отчислили из секции)

- жертвы гиперопеки («маменькины сынки», не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки)

Совместно совершаемые антисоциальные действия, укрепляют чувство солидарности, доходящие в момент действия до эйфории, которую сами подростки ничем объяснить не могут.

4. Суицидальное поведение:

- эффект Вертера – самоубийство под влиянием примера (В. Цой, И. Сорин)

- количество попыток превышает количество осуществленных самоубийств

- для подросткового возр. характерно, что неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти

- тип личности, для которой характерна склонность к уходу от конфликта

- это крик о помощи, а не желание умереть

5. Психические расстройства:

- болезнь начинается в подр. возр., т.к. латентный период протекает долго. Период полового созревания провоцирует скрытую патологию развития

- акцентуации характера

- часты депрессии

6. Противоправное поведение:

- плохие жилищные условия, материальные проблемы, напряженные отношения

Но связь между поведением и стилем семейного воспитания не доказана

5. Эмансипация – проявляется в стремлении вырваться из-под опеки родителей, учителей, взрослых; стремлении поступить по своему, наперекор родителям и здравому смыслу. Не воспринимают критику в свой адрес.

6. Группирование со сверстниками. Различают:

а) смешанные неустойчивые группы

б) стабильные группы с постоянным лидером

Стадии формирования подростковых компаний:

1) Довозникновение компании. Изолированные однополые группы

2) Возникновение компаний. Однополые группы в межгрупповом общении

3) Изменение компаний. Лидер однополой группы формирует разнополые группы

4) Сложившаяся компания, тесное общение разнополых групп

5) Начало распада компаний на свободные пары. Переход к юности.

9. Увлечения. Могут быть: интеллектуальные, лидерское, накопительское (марки); телесное; эгоцентрическое; коммуникативное

10. Гипертрафированная мода, на прически, приверженность к знакам, отличающихся от обыденных

11. Гиперсексуальность – повышенный интерес к другому полу, сексуальной литературе, это может сопровождаться петингом, ананизмом, ранней половой жизнью.

 

Особенности воспитания

1. Говорить с подростком уважительным тоном – как с тем, с мнением которого считаются.

2. Терпеливо относиться к вспышкам и спокойно объяснять, что такое поведение не достойно взрослого человека

3. Предоставить больше самостоятельности, свободы в дружбе со сверстниками (назойливый контроль нетерпим для подростка), но невзначай раскрывать положительное и отрицательное в товарищах, поговорить о последствиях дурных влияний

4. Основной метод воздействия – убеждение типа доказательства (косвенное внушение). Доказывая, признавайте правоту подростка в каком-то пункте спора, вместе с тем покажите и непоследовательность в суждениях

5. Если подросток не выполнил поручения, дайте ему почувствовать вашу обиду – лучше не разговаривать с ним, пока поручение не будет выполнено, в другой раз – можно лишить его денег на кино. Здесь важно единство требований всех взрослых.

 

 

Литература

1. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. Минск, 1980

2. Плотниекс И.Э. Психология в семье. М., 1991

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.35.77 (0.007 с.)