Тема 13. Психология молодости, зрелости, старости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13. Психология молодости, зрелости, старости



В развитых странах на период взрослости приходится 3/4 человеческой жизни. Обычно мы делим этот период на 3 возрастных подпериода:

- ранняя взрослость, молодость (20-40 лет)

- средняя взрослость, зрелость (40-60 лет)

- поздняя взрослость, старость (60 и более)

Молодость – начальный период зрелости. Это период поиска себя, своей индивидуальности, осознания себя как взрослого человека со всеми правами и обязанностями. Осн. деятельность – профессиональная: приобретение мастерства, социализация, осознанная смена профессий. Главная задача этого периода– отделение от родительской семьи и приближение к созданию собственной с целью продолжения рода. Те у кого не сформировались близкие отношения в течение этого периода, могут возникать немалые трудности в социальной адаптации и страдать от чувства одиночества, подавленности и подозрительности.

Период около 30 лет некоторые ученые называют периодом сильнейшего нормативного кризиса, связанный с тем, что представления, сложившиеся между 20-30 годами, оказывается не совсем верным. Причиной кризиса также может стать недостаточная подготовленность личности к жизнедеятельности, недостаточно благополучно прошедший период самоопределения. К 30-35 годам личность накапливает огромный жизненный опыт => становится полноценным специалистом и семьянином. Это период высокопродуктивного творчества. В человеке появляется потребность передать то лучшее, что накоплено.

Физическое развитие – 25-30 лет – физическая сила, функционирование органов, скорость реакции, двигательные навыки и другие физические возможности человека достигают своего максимума; после 30 лет – они медленно, но заметно идут на убыль.

Зрелость – вершина жизненного пути личности и профессионального мастерства, определения положения в обществе (особенно тогда, когда человек здоров, полон сил, знаний и опыта). В этот период стоит вопрос о смысле жизни, который приобретает специфическую форму подведения итогов прожитых лет. Наблюдается некоторое снижение физических возможностей (острота зрения и слуха), сложность освоения новых навыков. Скелет утрачивает былую гибкость и несколько сжимается.

Старость, её периоды: 1) пожилой возраст (55-75);

                                   2) старческий (75-90);

                                   3) долгожительство (свыше 90 лет).

Ведущая потребность этого возраста – передать другим накопленный опыт, сопутствующие потребности – потребность в коллективе, уважении и самоутверждении, которые реализуются в общении. Уход на пенсию часто сопровождается кризисными явлениями, которые приводят к изменениям здоровья и психики. Для того, чтобы сгладить этот переход, необходимо поддерживать связь с трудовым коллективом, вовлекать пожилых в общественную деятельность. Адаптация к ситуации становления старости идет путем поиска условий, поддерживающих в течении жизни направленность, интересы, привычки.

Происходит процесс старения (седина, увядающая кожа, углубление морщин), чувства (слух, зрение…) ослабевают, происходит уменьшение мышечной массы, уменьшается сила и выносливость.

Главные изменения познавательных способностей – это снижение скорости выполнения физических и умственных операций. Мудрость (это система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая давать полезные советы по жизненно важным вопросам) значительно выше, чем у молодых.

Снижение познавательной деятельности вызвано различными причинами:

1) болезнь Альцгеймера и сосудистые поражения мозга – вызывает слабоумие, при котором происходит прогрессирующее разрушение клеток головного мозга;

2) слабоумие – приобретенное – прогрессирующая амнезия и изменения личности, связанные со старческим возрастом или вызванное неправильным питанием, употреблением алкоголя, применением некоторых лекарственных препаратов.

Старость делится на:

1. старость календарную (хронологическую);

2. биологическую (изношенность организма) – уменьшение функциональной полноценности органов, которая может компенсироваться за счет жизненного опыта, интегрированности процессов;

3. психологическую (насколько человек адаптировался к требованиям среды: уровень интеллекта, способность к научению, двигательные навыки) – снижение норм прогресса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.004 с.)