Российские промышленные выставки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российские промышленные выставки



В XIX веке промышленные выставки прочно входят в российский быт, однако, идея представления самых высоких достижений в промышленности, сельском хозяйстве, науке полностью не достигалась в России. Во-первых, крепостнической стране было тяжело угнаться за капиталистическими странами; во-вторых, не было грамотных организаторов; в-третьих, отечественная промышленность отставала в техническом плане от европейской промышленности и тд. Тем не менее, просветительская роль выставок была огромной: специалисты получали возможность передавать свой опыт друг другу, а также учащимся и студентам; посетители знакомились с новыми технологиями и товарами; между производителями и посредниками заключались договоры и т. д. В рамках выставок развивалось и рекламное дело: активно распространялись образцы печатной рекламной продукции: буклеты, каталоги, специальные выставочные газеты и др.

В 1829 г в Санкт-Петербурге прошла первая Российская мануфактурная выставка, вслед за ней на протяжении XIX века состоялось еще 16 выставок. Позже на выставках появились различные указатели, справочники, альбомы (например, с фотографиями участников выставки).

Постепенно к проведению выставок стали приурочивать культурные мероприятия - спектакли, симфонические оркестры, хоры – на выставках собирались представители всех сословий, а также царской фамилии. С 1870 г, в связи с тем, что в рамках выставок стали проходить и показы лучших работ российских художников, выставки стали называться художественно-промышленными.  

Одна из примечательных выставок, прошедших уже в пореформенный период, в 1882 г запомнилась посетителям из-за рекламной акции, организованной парфюмерной компанией «Брокар и К°»: около павильона, где располагалась экспозиция парфюмерной продукции, был установлен небольшой фонтан, брызжущий одеколоном «Цветочный». Акция имела огромный успех, который впоследствии повторили многие другие производители.

Помимо всероссийских выставок проходили также региональные выставки, а также выставки, посвященные какой-либо отрасли деятельности, и выставки, проводившиеся в целях благотворительности. Художественные выставки проходили достаточно часто, особенно в начале XX века.

В целом, к концу XIX века Всероссийские художественно-промышленные выставки уже практически не отставали от Всемирных выставок, Любой выставочный павильон был буквально начинен малыми рекламными формами и сувенирной продукцией.

В связи с тем, что выставки играли большую социальную и культурную роль, весь процесс организации и проведения выставки освещался в российской прессе, причем, наряду с исключительно информационными репортажами и заметками, публиковались и аналитические статьи попрошествии выставки.


 

49. Российска реклама 19в.

(кратко)….В XIX веке получает широкое распространение печатная реклама товаров, хотя печатные объявления рекламного характера встречаются уже в «Ведомостях» Петра I в начале XVIII века, получив несколько позже новый толчок в изданиях Академии наук «Санкт-Петербургские ведомости».

В XIX веке широкое распространение получило размещение рекламы на круглых тумбах установленных во многих городах. Реклама появилась на конках и трамваях. Мальчики на улицах возле магазинов и лавок вручили прохожим календари, прейскуранты. В Нижнем Новгороде начали издаваться газеты «Нижегородская ярмарка», «Коммерческий ярмарочный листок». В Петербурге появились журналы с рекламной: «Торговля», «Деловой бизнесмен» и др. подобные издания появились и в других городах России.

Появились специализированные рекламные конторы, рекламные бюро. Широко процветала реклама патентованных медицинских препаратов. Накануне первой мировой войны в России практически каждое второе рекламное объявление посвящалось патентованным лекарствам.

Успешному развитию рекламы в России способствовали также быстрый рост городов с присущей им концентрацией населения, развитие городских средств сообщения выпуск промышленностью большой массы товаров, рассчитанных на все слои населения.

С 1825-го по 1864 год основной поток рекламных объявлений проходил через два издания: "Коммерческую газету" (издание департамента внешней торговли) и частный еженедельник "Купец".

После 1861-го года были сняты многочисленные государственные запреты на размещение коммерческой рекламы. Отмена крепостного права также способствовала развитию капиталистических отношений. В результате в газетах и журналах появились многочисленные рекламные объявления. Особенно активно коммерческие объявления размещали такие массовые издания, как "Голос"(1863-1884), "Петербургский листок (1864-1916), "Московский листок" (1881-1916), "Новое время".В те же годы появились первые русские рекламные агентства. Наиболее авторитетным и крупным из них была контора "Торгового дома Метцель и К".

В конце XIX - начале XX века наблюдался беспредел рекламы. Многие рекламные объявления являлись ложными. Под видом информации и интервью часто от лица издателей сообщалась рекламная информация. Подобное рекламирование привело к негативному отношению населения к рекламе в целом. Это отношение к рекламе наглядно продемонстрировано в определении понятия "реклама" данном в изданном в то же время словаре Брокгауза и Ефрона. Злоупотребления в рекламе в то время были явлением международным. Ф. Энгельс, живший и писавший в это время, сказал следующие: ".. первым правилом в торговле является умалчивание, утаивание всего того, что могло бы понизить цену данного товара. Отсюда вывод: в торговле дозволительно извлекать возможно большую пользу из неосведомленности, доверчивости противной стороны и равным образом дозволительно приписывать своему товару такие качества, которыми он не обладает. Словом, торговля есть узаконенный обман. Этим и определяется идеологический смысл и направленность капиталистической торговой рекламы, её формы и методы."

Реклама в России во многом повторяла развитие рекламы в Западной Европе и США. Роль глашатаев на русских ярмарках выполняли зазывалы, торговцы и разносчики. Зазывание шутками и песнями вело к увеличению продаж. Вместе с народным творчеством успешно развивали свои услуги профессиональные рекламные агентства профи.
Издания рекламного характера ввозникали в основном в районах зарождающейся торговой активности. В первой четверти XIX века нижегородская ярмарка, привлекавшая иностранных торговцев, выявила необходимость издания собственной рекламной газеты. Название газеты постепенно эволюционировало: "Нижегородский справочный ярморочный листок", затем "Нижегородская ярмарка" и,наконец, "Нижегородская почта". Начало XIX века в России характеризуется быстрым развитием печатной рекламы. Рекламные тумбы с наружной рекламой устанавливались в самых людных местах. Листовки, календари и прейскуранты стали обычным проявлением рекламной деятельности в России. О возросшем влиянии торговой рекламы свидетельствует факт, что в Санкт-Петербурге в 1897 г. свыше 700 рекламистов из разных стран мира приняли участие во Всемирной выставке торгового плаката. Проведение столь значимого мероприятия в российской столице в первую очередь заслуга отечественного рекламного дела.
Среди рекламных изданий Петербурга были "Тогровля и жизнь", "Деловой будильник", листок объявлений "Базар марок". В 1908 г. в Одессе вышел первый номер журнала по теории и практике рекламы - "Рекламист", который оценивал перспективы развития рекламы в России. Нижегородским аналогом был - "Спутник покупателя".
Несмотря на большой всплеск рекламной активности, России было трудно соревноваться с европейскими странами, а с Америкой тем более. Согласно историческим хроникам именно реклама сыграла решающую   роль при завлечении поселенцев в колониальную Америку.

Новый цензурный устав был принят 10 июня 1826 г. и лег в основу осуществляемой цензурной реформы. По новому уставу 1826 г. запрещалось все, что могло ослабить «чувства преданности, верности и добровольного повиновения», «должного» почтения властям. Философские сочинения, «наполненные бесплодными и пагубными мудрованиями», вовсе запрещалось печатать (§ 186). Но этот «чугунный», как называл его С. Н. Глинка, устав просуществовал недолго, и уже 22 апреля 1828 г. был утвержден новый, более гибкий.

Особенностью николаевской цензуры стало введение помимо общей еще и ведомственной цензуры. Одна книга, если она касалась вопросов, имевших отношение к ведомствам, проходила несколько цензур. Запретов было много. Особенно тягостными были запреты на литературную полемику в журналах, на открытие новых периодических изданий.

Революция 1848 г. вызвала новое ужесточение цензуры. 2 апреля 1848 г. был учрежден особый комитет под председательством Д. П. Бутурлина, которому был поручен высший надзор за духом и направлением книгопечатания. «Комитет 2-го апреля 1848 г.» сделался высшим цензурным учреждением. Он просуществовал до 1855 г. Этот период был назван «эпохою цензурного террора». Если до этого цензура была только предварительной, то теперь она стала еще и «карательной», рассматривавшей сочинения уже после напечатания. Цензоры, обнаружившие вредные идеи, должны были немедленно сообщать об этом в III Отделение.

Были запрещены любая критика и печатание отрывков из иностранных книг. Предлагалось печатать «с величайшей осмотрительностью» даже статьи по русской истории, особенно о смутных временах. Не пропускались в печать выражение о строгости цензуры. Было издано специальное распоряжение о том, чтобы имя автора каждой статьи известно было редакторам и «непременно цензуре».

Деканы учебных заведений должны были следить за тем, чтобы в преподаваемых предметах соблюдалась неприкосновенность начал самодержавия, дабы ограждать юношество от «чуждых... понятий о мнимом превосходстве республиканского или конституционного правления», от распространения разных политико-экономических систем: сен-симонизма, фурьеризма, социализма и коммунизма. О коммунизме в этом предписании говорилось: «Объявив непримиримую войну всему, что возвышается над безземельною и бездомною чернью, коммунизм нагло подводит под свой железный уровень все состояния...» Было предписано «воспрещать» все, что хотя бы косвенно содействовало распространению этих идей

Царским указом 1731 г. "повелено было, чтобы

парусных полотен фабриканты клали на каждом куске заводское клеймо, и если явятся

без пятна (т. е. клейма), такие отбирать безденежно. Вскоре указом 1744г. это правило

было распространено и на другие товары:   "На всех вообще фабричных изделиях

обозначать российскими литерами, в каком городе и на какой фабрике оныя сделаны,

чтобы оныя от чужестранных товаров были при всяких случаях видимы». Эти указы

были подтверждены 12 августа 1753 г. и 4 февраля 1815 г. В указе 1815 г. требуется

 

 

образцы клейм препровождать в государственный Департамент мануфактур для

регистрации.

  Так формируется исходный образ ФАБРИЧНОЙ МАРКИ, первоначально имевший

преимущественно фискальную и различительную функции, еще не преследовавший

рекламных целей.

После учреждения патентной службы в России в 1823 г. Теперь требовалосьналичие веских отличительных особенностей одного фабричного символа от других.Правда, это непременное условие патентного нормирования на практике не всегдасоблюдалось. Наиболее приемлемым в российских условиях оказалось использование вкачестве фирменного знака фамилии предпринимателя в специфическом начертании,того, что в наши дни именуется логотипом. азвитие упаковок различных товаров эволюционирует от преимущественнопредохранительных, жестко утилитарных к обретению разнообразных рекламных иэстетических функцией. Особенно усовершенствовалось производство упаковочнойпродукции в России в середине X I X в. Оно внедрилось в производство бутылочной тары. В"Положении о стеклянной посуде 1852 года" говорилось: "Заводчик должен в удобном длянего месте ставить клеймо, в котором означать свое имя и фамилию, хотя быначальными буквами, местонахождение завода и год выделки». Нередко бутылка неслана себе и рельефное изображение полученных на выставках и ярмарках наград.         Весьма изысканно емкости для напитков и парфюмерии, коробки длякондитерских изделий стали выглядеть на исходе XIX в.    В 80-е гг. в России было налажено производство жестяных коробок дляупаковки. Их богатые рекламные возможности определило изобретение металлохромии,т.е. цветного тиснения по жести. Этим немедленно воспользовались кондитерскиефабрики и чаеторговцы. В начале XX в. в российских столицах насчитывалось околодесятка специализированных заведений по производству упаковки.

 

 

50. Реклама эпохи развитого индустриального общества

Вскоре после гражданской войны в США началось время современной рекламы в нашем понимании. Хотя в эпоху индустриализации рекламная деятельность тоже велась, реклама стала живой неотъемлемой частью жизни общества, только когда Америка стала урбанистическим индустриализированным государством. Примерно с 1875 г. до 1918 г. реклама возвестила приход того, что получило название культуры потребления, то есть образа жизни, сосредоточенного на потреблении Точнее, культура потребления развивалась и до этого периода, но именно в эту эпоху она действительно сформировалась и становление современной рекламы в значительной степени с ней связано. В это время реклама стала индустрией в подлинном смысле слова. Это время легенд рекламного мира: Альберт Ласкер, глава Lord and Tomas в Чикаго, наверно, самого влиятельного агентства своего времени; Френсис Эйер, основатель «N.W. Ayer & Son», Джон Пауэрс, главный копирайтер того времени; Эрнст Элмо Калкинс, лучший в рекламном дизайне; Клод Хопкинс, разработавший идею «драматургии» рекламных объявлений; и Джон Кеннеди, творец рекламного принципа аргументируй почему «reson why». Они были основателями, провидцами и художниками, разыгравшими главные роли в становлении рекламного дела. Интересно заметить, что у некоторых основателей рекламной индустрии отцы по профессии были священниками. Современная и очень противоречивая индустрия была основана по большей части сыновьями проповедников.

К 1900 г. общие продажи готовых лекарств достигли 75 млн. долларов — доказывая тем самым уже тогда значение рекламы. Эта демонстрация заставила рекламу двигаться в новом направлении и подготовила почву для того, чтобы она стала такой, какой мы ее знаем сейчас. В это время были основаны первые рекламные агентства, нормой стала практика брендинга товаров. Агентства двигались в этом направлении, осознавая необходимость продавать необыкновенно возросшие запасы товаров, производимые массовым производством, и поиск выросшим городским населением социальной идентичности посредством (помимо всего прочего) марочных товаров. Прежде, когда покупатели приходили в универсальный магазин и покупали мыло, отрезанное от большого куска, изготовленное на местном производстве, рекламе почти нечего было тут делать. Но способность рекламы создавать заметную разницу между практически одинаковым мылом разных производителей позволила ей занять выдающееся место в нарождающейся культуре потребления. Реклама обратила немаркированные стандартизированные товары в общественные символы и знаки идентичности и дала возможность выручать за них гораздо больше денег. Потребители гораздо охотнее больше платят за бренды (например, IVORY), чем за немаркированные стандартизированные товары (обычное мыло в простой бумажной обертке).

В этот период регулирование рекламы отсутствовало. В 1906 г. Конгресс США выпустил Законодательный акт о качестве продуктов питания и лекарств, требующий от производителей продовольственных товаров и лекарств представлять список ингредиентов на ярлыках. Но его воздействие на рекламу было невелико, рекламодатели могли заявлять все, что угодно, и так обычно и поступали. Многие принялись продавать партии шарлатанских средств от всех болезней типа «змеиного масла». На дух и настроение рекламы этого времени сильно повлиял лозунг П.Т. Барнума «Простаки рождаются ежеминутно». Реклама была смелой, праздничной, кричащей и часто содержала много текста мелким шрифтом с невероятными обещаниями своему потребителю.

Рекламу этого периода отличает следующее: много текста, броскость самого товара и, в связи с этим, нехватка окружающего социального пространства или контекста, в котором этот товар используется, маленький размер объявления, мало красок, мало фотографий и множество преувеличений. На протяжении этого периода становления рекламы есть, конечно, свои вариации и некоторая эволюция, но сам стиль оставался почти неизменным до Первой мировой войны.

Это был период быстрой урбанизации, массовой иммиграции, волнений в среде рабочих и значительного беспокойства по поводу теневых сторон капитализма. Нарушения норм и злоупотребления капитализма в форме вводящей в заблуждение рекламы, стали целью первых реформаторов. Это также было время борьбы за всеобщее избирательное право (для негров и женщин), прогрессивных движений, кинематографа и массовой культуры. В это время мир быстро изменялся и был, без сомнения, разрушительным и тревожным, но реклама решала проблемы тогдашней жизни, без разделения — действительной, воображаемой, предполагаемой.

Во многих отношениях «Бурные двадцатые» в действительности начались двумя годами ранее. После Первой мировой войны реклама обрела респектабельность, славу и привлекательность. Это было самое современное занятие и самая модная профессия, за исключением профессий киноактеров и киноактрис. По общему представлению, здесь работали молодые, умные и блестящие. Довоенное движение реформ и регулирования рекламы прекратились было из-за военной нестабильности и той роли, которую реклама сыграла в войне. Во время Первой мировой войны рекламная индустрия получила ценный урок: жертвовать временем и персоналом ради обычных товаров — не только поступок хороших граждан, но и отличный бизнес.

1920-е гг. были временем процветания. Большинство американцев радовались непредставимому ранее жизненному стандарту. Это была эпоха разумного гедонизма; удовольствие как цель принималось и практиковалось открыто и широко. Викторианский век закончился и начинался великий социальный эксперимент радости потребления. Викторианская скромность и подавление пола уступили дорогу более открыто проявляющейся сексуальности и современным любовным приключениям. И реклама работала на эту пробивающуюся чувственность, она давала людям разрешение наслаждаться. Рекламные объявления этой эпохи убеждали потребителей развлекаться и наставляли их, как это делать. Быть гражданином стало означать быть потребителем.

Во время послевоенного экономического бума реклама учила потребителей, как быть абсолютно современным, как избежать подводных камней нового века. По требители узнавали о дурном запахе изо рта и о запахе пота из рекламы «Lifebuoy». И не слишком удивительно, что как раз появился товар, берущий на себя заботу о социальной неуверенности и любом личном недостатке, какие только можно вообразить, при том, что многие из них, вероятно были побочным эффектом модернизации.

 

«К 1932 г. четверть американских рабочих были безработными. Но все обстояло еще хуже, поскольку те три четверти, у которых работа была, трудились неполный рабочий день — или сокращай его, или мирись с постоянными остановками производства... Наверно, половина трудоспособного населения прошла через опыт потери работы. Миллионы действительно голодали, и не единовременно, а снова и снова. Миллионы узнали, что такое хлеб с водой на ужин не один день подряд. Миллионы скитались по стране, прося подаяния, и среди них — тысячи детей, и среди них — девочки, переодетые мальчиками. Люди жили в хижинах, построенных на окраинах городов, и иногда питались сорной травой с обочин дороги.»

Кто там не был, тому трудно понять, как было плохо. Современные поколения этого не знают, но их отцы и деды знают. Время было грубое, тяжелое и скупое. Оно убивало людей и разбивало их жизни. Теми, кто выжил и сохранил свое достоинство, можно только восхищаться. Это навсегда изменило отношение американцев к очень многим вещам: их правительству, бизнесу, деньгам и рекламе, и это не случайно.

Совершенно так же, как в 1920-х реклама была пленительной, в 1930-х она стала отталкивающей. Она была частью большого бизнеса, а большой бизнес, жажда денег и похоть ввергли Америку в широкий экономический кризис, начиная с 1929 г., и общество увидело, что реклама — это что-то плохое, что-то, что обольстило их и подбило на чрезмерные затраты, за которые они теперь расплачиваются.

Реклама ответила на это восприятие тем, что приобрела жесткий и серьезный стиль. Красивая и эстетичная реклама 1920-х уступила дорогу более суровой и гром-кой. Как сказал историк: «Эта новая, крепко сбитая рекламная тайна принесла распространение безобразного, захватывающего внимание рекламного текста с преобладанием картинок, стиля газет-таблоидов». Клиенты хотели получить за свои деньги как можно больше, и агентства стремились впихнуть в рекламу максимум текста и картинок. Этот рекламный стиль сохранился, но, похоже, только ухудшил отношения между обществом и институтом рекламы. Темы объявлений касались актуальных забот: потеря работы значила, что вы плохой кормилец, муж или отец, неспособный обеспечить семью всем необходимым. Стиль комикса стал в это время очень популярным.

Другое важное событие этих лет — появление радио как существенного средства рекламы. В 1930-е гг. число радиостанций возросло до 814, а число радиоприемников увеличилось более чем вчетверо, до 51 млн. Это был расцвет радио как поставщика новостей и развлечений, и такое положение дел оставалось неизменным до появления в 1950-х гг. телевидения. Важным аспектом радио была способность придавать новый смысл обществу, в котором тысячи людей, разделенных большими расстояниями, слушали и увлекались своими любимыми многосерийными радиопостановками, обыкновенно сентиментального характера, известными под названием «мыльная опера» из-за того, что спонсорами выступали мыльные фабриканты.

Реклама, как и вся страна, переживала тогда тяжелые дни. Агентства урезали зарплаты и переводили персонал на четырехдневную рабочую неделю, ничего не платя за принудительные выходные. Клиенты требовали пересмотреть условия работы и агентства были вынуждены предлагать все больше и больше дополнительных бесплатных услуг, чтобы свести концы с концами. Реклама стала выходить из кризиса не раньше, чем экономика во время Второй мировой войны. Однако она не достигла докризисного уровня. Это стало предметом хорошо организованного и сердитого движения консюмеристов. Конгресс США осуществил в это время крупную реформу. В 1938 г. поправка Уилера-Ли к закону о Федеральной торговой комиссии (FТС) объявила «вводящие в заблуждения коммерческие действия» противозаконными, что было применено также к рекламе. Между 1938 и 1940 гг. FTС выпустила 18 предписаний о запрещении рекламы, в том числе и "принуждающих прекратить объявлять, что дрожжи Fleischmanns Yeast лечат кривые зубы, плохую кожу, запоры и дурной запах изо рта.

Арт Деко представляет собой великолепную возможность сочетать почти невозможное – наслаждаться элегантностью и утонченной красотой вещного мира и одновременно демонстрировать почти неприличную буржуазную роскошь.

Обтекаемый, геометрический стиль впервые стал популярным в 20-30-е годы нашего века. Он характеризуется закругленными углами, четкими вертикальными линиями и вогнутыми формами. Источники Арт-Деко – рисунки кубистов, искусство американских индейцев, современный автомобильный и авиационный дизайн. Обычные материалы включают в себя экзотические сорта древесины, пластиковый ламинат, хром и нержавеющую сталь. Как художественное течение Арт Деко оформился в 1906-1912 годы и достиг расцвета между 1925 и 1935 годами.

Период выбран не случайно – это передышка Европы между двумя войнами, эпоха, характеризующаяся с одной стороны стремлением забыть об ужасах войны и стремлением эстетизировать мир, с другой стороны – это «пир до и после чумы», в котором чувствуется жажда и наслаждение жизнью вместе с пониманием ее непрочности и скоротечности.

 

С развитием рекламы в двадцатые годы занятие коммерческим искусством впервые стало полноценной профессией. Средств массовой коммуникации до начала 1920-х годов еще не существовало, не было многоцветной печатной рекламы. Газеты и журналы печатались преимущественно в черно-белом варианте, а цветной литографический плакат был для того времени самым мощным из существовавших средств коммерческой рекламы. Тогда реклама шла в ногу с развитием техники, используя новейшие технологии для выражения таких примет времени, как «скорость, сложность и урбанизация».

В период Арт Деко произошло второе рождение искусства книжного переплета. Прогресс в типографском деле, и особенно разработка модернистского шрифта «сансериф», также способствовали осовремениванию книжных переплетов. Десятилетием раньше русские конструктивисты были первыми, кто включил шрифт в число абстрактных элементов дизайна. Выверенную угловатость и геометричность шрифтов «футура» и «бродвей» можно считать типичными признаками стиля Арт Деко. Геометрические формы самих литер, избавленные теперь от пресловутых росчерков и завитков стали неотъемлемой частью дизайна нового поколения переплетов, упор делался на строгость и простоту стиля, основанного на обтекаемости, геометричности, многоцветности и современности шрифтов как составного элемента дизайна.

 

 

Реклама в Германии

Витрина как зеркало рекламного дела

Еще одно ответвление рекламной деятельности, в котором Германия не уступала позиций своим европейских соседям в XIX веке, было обустройство витрин. По-немецки «витрина» — Sehaufenster, т. е. в буквальном переводе «окошко для осмотра», а в интерпретации некоторых немецких теоретиков «витрина — это рекламное зеркало». Другими словами, все достижения рекламного дела, как в зеркале, отражаются в культуре городских витрин.

Развитие данной рекламной формы проходило несколько этапов, на первом из которых находилась непосредственная выкладка товаров на подоконниках магазинов или специально выдвинутых на улицу прилавках. Постепенно часть задач, которые решала такая прямая демонстрация товаров, взяла на себя вывеска, о чем шла речь в предыдущих главах. Витрина — явление более позднего времени, связанное с развитием стекольной промышленности, приходящимся на середину XVII века, что, как мы говорили выше, было активно использовано в обустройстве английской коммерции.

Около середины XIX века, с изобретением сначала газового, а затем электрического освещения, рейтинг витрин в рекламном деле сразу же вырос. Более того — данное творческое направление, сконцентрировавшись на максимально выигрышной, эстетически выразительной подаче Вещи, стало одним из провозвестников будущего дизайна. В европейских странах создается профессия витринного декоратора, куда рекрутируются художники, бывшие рекламные агенты, разработавшие свой эстетический вкус в контактах с многочисленными клиентами, театральные декораторы. Воздействие освещенной витрины на городских прохожих, внимание которых она привлекает, может продолжаться и поздним вечером и ночью, в пору, когда почти все остальные рекламные приманки «выбывают из игры». Напомним, что электрификация конструкций, укрепленных вне зданий, еще только начиналась. «Удачно организованное освещение», — вот, чего, в первую очередь, требуют специалисты от витринных декораторов. И продолжают: «Свет притягивает людей не меньше, чем мотыльков.

Но декорированием и освещением не исчерпывалось мастерство оформителей витрин в Германии. Вслед за Северной Америкой одними из первых в Европе здесь начали использовать витринное пространство не только для статичной, но и для динамичной демонстрации товаров. Один из немецких теоретиков рекламы утверждал: «Витрина должна много показывать и мало говорить. Для динамичного показа в витринах начинают использоваться не только манекены, но и живые существа. Витрины рыбных магазинов украшаются аквариумами. Некоторые из них декорировались настолько квалифицированно, что становились как бы окнами в загадочное подводное царство. Неудивительно, что детей нельзя было оттащить от подобных «окошек», — приходилось останавливаться и взрослым. А там уж всего один шаг до решения отца или матери семейства приготовить к ближайшему обеду именно рыбное блюдо.

В Лейпциге горожане с интересом толпились около зоомагазина, в витрину которого хозяин поставил клетку с львенком. В Европе еще не существовало понятия «экология», и реакция филистеров на это новшество была достаточно благожелательной. Однако другой вариант «живой» рекламы: девушка, сидящая за вышиванием в витрине мануфактурного магазина, не встретил публичного одобрения. Подобные попытки и далее — явление нечастое и, на наш взгляд, антигуманистическое.

Особенной известностью и эстетическим притяжением отличались витрины немецких игрушечных магазинов. Уже цитировавшийся нами историк и теоретик рекламы Рудольф Кронау называет производство игрушек в Германии «важной и красивой отечественной индустрией. Представлявшие игрушки витрины были декорированы настолько умело, что создавали впечатление настоящего интерьера, прекрасно меблированной жилой комнаты с куклами-хозяевами. Достаточно было одного персонажа с долгодействующим заводом, и вся мизансцена оживлялась, от витрины невозможно было отойти — столь завораживающе выглядели происходящие там манипуляции.

Найденные декораторами витрин сюжетные к композиционные рек-ламно-притягательные эпизоды нередко покидали свое ограниченное выставочное пространство. Иллюстраторы прессы, по заказу тех же рекламодателей, копировали особо выигрышные витринные фрагменты и тиражировали их в виде изобразительной рекламы. Распространившиеся по всему миру ангельские детские личики на кондитерских упаковках и коммерческих плакатах имеют истоком именно такие впечатления от созерцания витрин игрушечных магазинов Берлина, Мюнхена, Лейпцига.

Успехи витринной рекламы, в которой Германия добилась к началу XX века выигрышных результатов, подкреплялись опытом расширенных торгово-промышленных выставок.

 

52. Советская реклама

Реклама в Советском Союзе (кратко)

В основном реклама в Советском Союзе была представлена в политическом контексте. Её заказчиком являлся государственный аппарат (т. н. партия), и оппозиция СССР из-за границы. Реклама коммерческого характера встречалась крайне редко, основная масса её была представлена в период НЭПа. Проведение политических рекламных кампаний фактически шло непрерывно на всех имеющихся на тот период носителях. Частными мастерами использовались Неофициальные устные методы.

Рекламу в СССР нельзя назвать впечатляющей или интригующей, но сила её заключалась в доступности, постоянном контакте с ЦА, т.е. всем населением союза. В конце концов, фактически, все глобальные строительства, покорение космоса, масштабные открытия всё это освещалось с целью подтверждения правильности взятого партией курса на, и близость светлого будущего. Правительство не прекращало заверять народ в том что на свете нет другой такой страны, где так вольно дышит человек. Пресса пестрила статьями о рабочих "Сталыпинах" регулярно перевыполняющих план, на иллюстрациях и плакатах их светлые лица, озаренные улыбками, или полные решимости своим видом говорили: "Вперед и только вперед".

Главным образом реклама в Советском Союзе, была представлена на радио или улицах в виде плакатов, растяжек, но часто использовались и "презентации" в специально сформированных структурах в которые люди вступали с ранних лет (октябрята), и на рабочих местах в клубах.

Но и бизнес реклама всё же заняла в Союзе заметное место, несмотря на политизированность и плановую экономику. Как уже говорилось больше всего рекламы публиковалось во времена НЭПа. Но и в другие периоды реклама тоже создавалась и распространялась. Многие рекламные лозунги превратились в поговорки. "Летайте самолётами Аэрофлота" например, не только вследствие массовости рекламы, но также из-за сомнительной коммерческой ценности - ведь именно Аэрофлот являлся единственной авиакомпанией в СССР, поэтому лозунг имел скорее ироничный характер. Люди из советского времени помнят множество других крылатых фраз из той, советской рекламы: "Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе!", "Нигде кроме, как в Моссельпроме", "Накопил - машину купил" и другие.

После Октябрьской революции 1917 г. содержание и задачи рекламы изменились. Одним из первых декретов советской власти реклама была монополизирована государством, предприниматели лишились возможности расширять своё дело за счет рекламы.

Публикация рекламы была объявлена исключительным правом советского правительства и местных Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В 1918 г. СНК России своим декретом предусмотрел организацию при всех почтово-телеграфных учреждениях централизованного приема рекламных объявлений от всех лиц и учреждений для помещения их в советских печатных изданиях. Но начавшаяся гражданская война и разруха практически свели к нулю торговую рекламу.

После гражданской войны реклама в России получает определённое развитие. Появились рекламные агентства «Реклам транс», «Связь» и др. Мосторгреклама широко использовала в рекламных целях московские трамваи, размещала свои рекламные объявления в фойе гостиниц и театров.

Бурное развитие рекламы началось во время НЭПа.

Много энергии и таланта отдал рекламе В. В. Маяковский, который своими меткими стихами привлекал внимание покупателей к тем или иным проблемам, либо к качеству товаров или рекламе торговых предприятий.

В 1925 г. в Париже на международной художественно-промышленной выставке были представлены работы мастеров рекламы. За цикл плакатов В. В. Маяковский и художник А. М. Радченко были награждены серебреными медалями. Особый вклад Маяковского в развитие рекламы был сделан им в период работы в Моссельпроме, Резинотресте, ГУМе. Выразительность и гиперболичность рекламных образов, целенаправленность текстов, облечённых в поэтическую форму, способствовали решению конкретных рекламных задач.
Но в дальнейшем с улучшением экономического положения страны рекламное дело развивается по пути совершенствования организационных форм и технической рекламы.

 

Реклама 1960-80 гг.

В 60-70 годы создаются крупные специальные организации: «Союзторгреклама» при министерстве торговли СССР, «Росторгреклама» при министерстве торговли РСФСР, «Главкоопторгреклама» при Центросоюзе СССР и другие, а также коммерческо-рекламные организации в промышленности (при министерствах и ведомствах). C целью координации рекламной деятельности организованы межведомственные советы по рекламе. Выпускалось свыше 60 рекламных изданий («Реклама», «Коммерческий вестник», «Московская реклама» и др.). Налаживалось производство специальных рекламных фильмов. Например, только в 1974 г. было выпущено свыше 400 рекламных фильмов, ежедневно передавались радио и телевизионные рекламные программы. В Москве ежегодно проводились ярмарки по продаже рекламного оборудования.

В системе министерства СССР центром службы торговой рекламы являлось хозрасчетное Всесоюзное производственное объединение по выпуску рекламных средств и осуществлению рекламной деятельности – ВПО «Союзреклама», образованное в 1989 г. на базе бывшего Всесоюзного объединения «Союзторгреклама».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.06 с.)