Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Массовые коммуникации нов. времени их генезис и особенности.

Поиск

Заря Нового времени ознаменовалась техническим переворотом в сфе­ре массовых коммуникаций. Изобретение печатного станка с подвиж­ными, сменными литерами немецким дворянином Иоганном Гутен­бергом оказало огромное влияние на развитие западноевропейской цивилизации. Между тем в Китае наборный способ воспроизведения текста для иероглифического письма был известен с XI века и взрыв­ного действия на социум не произвел. Изобретение Гутенберга оказа­лось на гребне уже происходящих грандиозных сдвигов в обществе, ответом на его остро назревшие запросы.

К началу XV века потребность в письменно зафиксированной опера­тивной и фундаментальной информации испытывали разросшиеся в Западной Европе производственные и финансовые структуры, купе­ческие объединения, административный аппарат оформившихся нацио­нальных государств и, наконец, укрепившиеся за минувшие два века университеты — центры богословия и общего образования. Потребность в массовом распространении информации уже не удовлетворялась толь­ко устной и изобразительной видами коммуникации. Как пишет В. С. Люблинский, «...основной социальной предпосыл­кой книгопечатания являлся массовый спрос на много экземпляров одновременно абсолютно идентичного текста» 1. Следствием такого спроса стало то, что новшество, предложенное И. Гутенбергом в городе Майнце на переломе XV века, еще до окончания столетия подхватили все ведущие европейские города.

Типографии создаются в Страсбурге, Аугсбурге, Нюрнберге, Базе­ле, Париже... В начале XV века — 1500 году — работали 200 типогра­фий в 69 городах 2. Этот процесс, справедливо названный культуроло­гами третьей информационной революцией (первая — формирование речи, вторая — изобретение письменности), имел серьезные послед­ствия для развития рекламной деятельности.

В ближайшее десятилетие после начала печатного тиражирования печатный летучий листок становится излюбленным жанром коммер­ческой и политической рекламы. Чаще всего это был отрезок бумаги размером 15 на 23 сантиметров или около того, с выделенным крупным шрифтом началом первой строки, заменявшим заголовок. Подобно тому, как это практиковалось в рукописных летучих листках, текст за­частую окантовывала гравированная рамка. Иногда в печатный набор включалась графическая иллюстрация.

Среди объектов печатной рекламы на начальном этапе главенствую­щее положение занимают типографские сообщения об имеющихся по тому или иному адресу книжных новинках, а также наборы оперативных и кратких известий в летучих листках. Именно в недрах книготорговой деятельности активно развивается жанр печатного объявления, посте­пенно сменяющий рукописный si quis

В ходе дальнейшего оповещения о деятельности типографии краткий вербальный текст объявления преобразуется в развернутое перечисле­ние последних изданий, создавая новые печатные рекламные жанры — каталог, проспект и прейскурант (прайс-лист). Римские издатели около того же 1470 года снабжали рекламное объявление данными о ценах и тираже (обычно до 300 экземпляров)

Возникнув как средство издательской, а затем и общекоммерческой рекламы, печатный каталог получает большое распространение в яр­марочных условиях. В сохранившем до наших дней книготорговый престиж Франкфурте-на-Майне, с 1564 года распространяются ката­логи книг, перечисляющие все издания, которые вышли между двумя ярмарками: предыдущей и наступающей.

На втором месте по частоте обращения к печатной рекламе после типографов и книготорговцев находились служители церкви. Наибольшую популярность получили тиражированные документы об отпущении грехов — индульгенции. У них были рукописные пред­шественники и рукописные же сведения о ценах, необходимых для отпущения грехов. В рукописном варианте это имело относительно скромные размеры. Печатный станок расширил предложение подоб­ных церковных свидетельств в сотни раз. Продажа индульгенций в массовых масштабах требовала рекламы и таковая не заставила себя ждать. До настоящего времени дошли прейскуранты на различные конфессиональные услуги. В них указывается, например, что замолить грех убийства или инцеста будет стоить 5 круп­ных денежных единиц (grossi), клятвопреступление на 1 единицу до­роже, и на 2 единицы дороже оценивается духовная расплата за под­делку важного документа.

Как мы знаем из рассказа Ласарильо с Тормеса, распространители церковных документов: индульгенций, сакральных папских булл, а также всевозможных оберегов и амуле­тов, — разъезжали по деревням и поселкам, пользуясь подчас хитро­умными рекламными трюками.С началом печатного тиражирования в этой среде спрос на реклам­ные оттиски оказался очень велик. Следующие по интенсивности за­просы на печатную рекламу еще в догазетный период проявляли вла­дельцы транспортных средств, гостиниц и организаторы театральных зрелищ. По их заказу типографии нередко производили два жанровых рекламных варианта: летучие листки и афиши. Порой эти варианты различались между собой лишь расположением текста (на одной или на двух сторонах листа) и способом распространения. С точки зрения формата, шрифта, иллюстративных деталей афиша и летучий листок XVI-XVII веков нередко выглядели одинаково. Первая наклеивалась на стены, второй распространялся «из рук в руки», а также через ко­фейни и клубы.

В Нюрнбергском музее хранится одна из ранних цирковых афиш под заголовком «Чудесное, никогда не виданное представление английской лошади». Далее говорится: «оно должно состоять из следующих пунк­тов», и тщательно перечисляются 25 эпизодов, включенных в представ­ление. В том числе:

«Она приветствует зрителя реверансами, хозяину дарит поцелуй.

Хозяин показывает ей часы и спрашивает, который час, и она совер­шенно правильно отвечает.

Она снимает шляпу для своего хозяина, подвешенную на высоте 10 фу­тов, и вручает ее с поклоном.

Она медленно садится отдохнуть на подушку и при этом касается пола только одной ногой.

Она стучит копытом, чтобы ей принесли вино, склоняется на колено и пьет за здоровье зрителей, не пролив ни одной капли.

А затем она демонстрирует пьяную походку.

Она берет ртом заряженный пистолет и стреляет из него.

Она кланяется каждому, кто склоняет перед ней шляпу.

Она благодарит и расстается со зрителями».

Перечисление завершается фразой: «Все эти удивительные действия можно видеть 3 дняв понедельник, вторник и среду в Манеже в 2 часа пополудни» 17.

Вербальная часть афиши, исполненной типографским способом, предварялась гравюрой «чудесной лошади» со стреляющим пистоле­том во рту. Подобное сочетание ксилографических изображений и ти­пографски исполненных подписей характерно для западноевропейских афиш XVI-XVII веков. Обратим также внимание на утомительное пере­числение подробностей рекламируемого зрелища. Такая дотошность вербального информирования сохраняется в зрелищной рекламе вплоть до второй половины XIX века и сходит на нет лишь с появлением мно­гокрасочных художественных плакатов.

Предметно изобразит. Реклама 17-18 вв. Продолжал утверждаться и жанр вывески. К середине XVIII века лучшие образцы таковых заказыва­лись профессиональным художникам. В 1722 году цех профессиональ­ных афишеров во Франции насчитывал 40 человек. Но не всем торгов­цам было по карману высокое качество декорирования своих магазинов. И потому известный сатирик Джозеф Аддисон в апрельском номере журнала «Observer» («Наблюдатель») 1711 года пишет: «Наши улицы заполнены голубыми вепрями, черными лебедями и красными львами, не говоря уж о летающих свиньях и собаках, и иными созданиями не ме­нее экзотичными, чем в Африке» 18.

Довольно скоро после этой публикации — в 1712 году на Флит-стрит, центральной улице Лондона, сорвалась большая вывеска, разрушила стену пивной и убила двух женщин, сапожника и королевского ювели­ра19. Законотворческая реакция властей последовала не слишком быст­ро. Однако в 1762 году в Лондоне вводится нумерация домов и одно­временно строгое распоряжение по поводу того, что размеры вывесок не должны превышать четырех дюймов20. Это оказалось не последнее правительственное распоряжение по этому поводу: казалось бы, зако­нопослушные (в нашем представлении) англичане отнюдь не торопи­лись сокращать вывесочные эффекты рекламного воздействия.

Спокойный сон французских монархов тревожили не столько вы­вески, сколько афиши (листки) оппозиционного содержания. Извес­тен ордонанс французского короля от 10 сентября 1563 года, который гласил: «Запрещается распространять, приклеивать афиши и выстав­лять напоказ какие-либо другие произведения под угрозой повешения» 21.

Логичным следствием развития книгопечатания явилось возникно­вение таких видов изобразительной рекламы, как типографские эмб­лемы и экслибрисы.

Владельцы печатных книг уже через два десятилетия после начала типографской эры также обзаводятся гравированными эмблемами — экслибрисами. Чаще всего они создаются на основе геральдических композиций. На экслибрисе базельского епископа Теламения Ламбергера, выполненном в 1498 году, впервые отпечатана дата. На знаке изображен не только герб, но и сам владелец — на коленях перед своим святым патроном. Это, таким образом, и первый известный нам портретный экслибрис» 24.

От эпохи Возрождения остались экслибрисы, исполненные велики­ми художниками Альбрехтом Дюрером и Лукасом Кранахом Старшим.

Информационные бюро стали первыми делать попытки пространственного упорядочения распростра­нения новостей. Их пред­ставляли небольшие группы людей, специализировавшиеся на сборе и распространении оперативной информации с помощью первоначаль­но рукописных, а затем и печатных летучих листков.  

 Исходное упоминание о деятель­ности информационных бюро в Европе относится к Венеции 1530 года. Венецианская республика находилась в расцвете могущества, обес­печивая своим флотом морскую торговлю с восточными странами. «В XVI столетии на венецианском риальто рядом с лавочкой менялы и золотых дел мастера мы находим особое торговое осведомительное бюро, цель которого заключается в том, чтобы собирать политические и торговые известия, сведения об ушедших и пришедших кораблях, о це­нах на товары, о безопасности дорог, а также о политических событиях, продавать их в копиях заинтересованным лицам. Мало того, образует­ся даже особый цех "scrittori d'avisi" (переписчики новостей), которые вскоре появляются и в Риме под названием «novellanti или gazettanti»

Параллельно с «информационным бумом» в Венеции, пыталась на­ладить упорядоченную доставку оперативной информации до своих фи­лиалов богатейшая торгово-промышленная компания немецких пред­принимателей Фуггеров. Протогазета Фуг­геров содержит «сообщения, касающиеся урожаев, цен, иногда сообще­ния в виде объявлений и длинный перечень венских фирм (как и где можно купить разные предметы в Вене)»

Общеевропейские тенденции развития массовой информации и рекламы своеобразно проявляются в Британии. Многие сановники, министры, богатые купцы держали у себя на жалованье собирателей новостей, которые составляли для них рукописный информационный бюллетень. Заказчиками были также владетельные лэндлорды. Ежене­дельно получая подобные бюллетени, они распространяли их среди друзей и знакомых. Авторы этих информационных посланий брошю­ровали их в маленькие книжечки, оставляя одну-две страницы свобод­ными. Чистые полосы предназначались для заполнения их внутренни­ми известиями, в том числе и рекламными извещениями.

Такое недостаточно систематичное информационное обслуживание населения предлагают упорядочить два состоятельных джентльмена Артур Джордж и Вальтер Коуп. В марте 1611 года они получают па­тент от короля Якова I на открытие офиса, названного «The Publicke Register for Generall Commerce» («Всееобще доступный каталог главных коммерческих предприятий»)

Фо Франции только к 1629 году стало возможным поместить на видных местах француз­ской столицы следующие объявления: «С 'разрешения короля! Доводится до сведения всех лиц, желающих продать, купить, взять напрокат, от­дать внаем, обменять и т. д. К сведению господ, желающих нанять при­слугу, и тех, кто ищет условия службы, кто ищет место... просим обра­титься в Адресное бюро, разрешенное Его Величеством для удобства публики и открытое ежедневно с восьми часов утра до шести вечера...»

В ноябре 1630 года подлин­ный правитель Франции кардинал Ришелье после личного знакомства с деятельностью Адресного бюро дал официальное разрешение распро­странять информацию на всей территории Франции. Это стало побу­дительным фактором для издания первой французской еженедельной газеты, которая начала выходить 30 мая 1631 года. Получившая наиме­нование «La Gazette» («Газета»), она публиковала официальные но­вости из Франции и разнообразную событийную информацию из раз­личных стран. Ее тираж первоначально составлял 1200 экземпляров. С первых номеров здесь появляются развернутые рекламные тексты.

Организация рекламно-информационного офиса в времени обогнала Францию,н о еще успешнее в создании периодики шли дела на немецкой земле-1й еженедельник стал выходить в 1609г.

Газетная реклама

  Освоившись в информационной технологии и взяв в соратники Ни­коласа Бурна, именно Н. Баттер стал создателем полноценных ежене­дельных лондонских «News» («Новости»), первый номер которых да­тируется 2 августа 1622 года, а уже 23 августа он публикует текст, призванный прорекламировать начатое издание. Английские истори­ки Г. Сэмпсон и Б. Эллиот называют именно это обращение к читате­лям «первой рекламой в английской прессе». Реклама была отнюдь не лишней. Намерение Н. Баттера снабжать общество еженедельными новостями вызвало насмешки и непонима­ние даже со стороны творческих людей. Драматург и памфлетист Бен Джонсон выпустил в свет памфлет «Staple of News» («Новости как товар»), где утверждал, что «новость перестает быть новостью, будучи напечатанной». История, однако, доказала правоту Баттера, а не Джонсона.

Между тем в «Gazette» Теофраста Ренодо первые рекламные тексты появились только в 1631 году. До этого, как мы помним, его инфор­мационное бюро два года снабжало парижан рекламными листками и афишами.

Несмотря на несколько более раннее появление объявлений в анг­лийской газете, чем во французской, Беатрис Эллиот именно Теофраста Ренодо называет всеевропейским «отцом рекламы»37, поскольку в до-газетном тиражном рекламировании ряд лет он не имел соперников.

Начало рекламных кампаний

Распространение в Европе колониальных товаров, новых напитков — чая, кофе, какао — явилось прямым следствием великих географических открытий и завоевания ранее неизвестных земель английской коро­ной, заполнившее весь XVI век.

В Англии разразился подлинный бум в торговле заморскими то­варами. Во множестве возникали на этой почве предпринимательские союзы, коммерческие компании, акционерные общества. Они вступа­ли между собой в ожесточенную конкурентную борьбу и чрезвычайно нуждались в популяризирующей их рекламе. В связи с подобным продвижением колониальных товаров в Лондоне в середине XVII века можно говорить, на наш взгляд, о первых европей­ских рекламных кампаниях. Именно в этот период кофейни в Лондоне стали излюбленным местом время препровождения городских жителей. Вплоть до середины XVIII века эти заведения пользовались наибольшей популярностью. Отчасти потому, что многие из них стали важными информационными центрами новостей, слухов, деловых контактов. Устный обмен новостями был насыщен, но мимолетен и постепенно перестал удовлетворять посетителей. Возникла идея совместно профинансиро­вать еженедельный листок «Lloyds News» («Новости от Ллойда»). Он вышел в свет 1 сентября 1696 года. Здесь имелось подробное осведом­ление читателей о ближайших рейсах, времени отправки и прибытия кораблей, типе грузов, ценах за такелаж. Рекламная информация пере­межалась с припортовыми слухами и сплетнями, что дополнительно привлекало читателей.

Франция

Жюль Шере (1836-1932) признан «отцом современного рекламного плаката», он первый открыл путь, по которому пошло развитие современной изобразительной рекламы. Начинал он свою деятельность учеником гравера-литографа, выполнявшим этикетки для аптекарей и парфюмеров. затем работал в Англии, где и познакомился с новейшей литографской техникой. Там Шере купил новейший литографический станок, позволявший печатать листы большого формата, и после возвращения во Францию открыл в Париже свою литографическую мастерскую. Во второй половине 60-х гг. Шере производит сенсацию своими красочными литографическими плакатами. Он первым понял, что небольшие по размеру черно-белые афиши не способны были выполнить своей главной функции: активно привлечь к себе внимание, пробудить любопытство к предмету рекламы, заставить приобрести рекламируемую вещь. Шере отверг традиционную модель афиши, предполагавшую максимум буквенной информации, разбавленной небольшой картинкой. Он стал изготавливать плакаты нового типа – большие по размеру, яркие по цвету, броские по рисунку, в которых крупное цветное изображение стало главным выразительным средством. Такая афиша не оставляла прохожего равнодушным, она «цепляла» его воображение на ходу.

Целью Шере было добиться максимального воздействия плаката, поскольку он понимал, что у плаката есть немало конкурентов в борьбе за внимание прохожих на улице. Для удобства восприятия плаката он стал прибегать к упрощенному рисунку и незамысловатым сюжетам. Но все эти недостатки искупаются открытой им в плакате декоративностью и динамикой. Очень скоро рекламодатели сполна оценили достоинства афиш Шере и буквально не давали ему прохода. Плакаты Шере все чаще появляются на рекламных тумбах, в витринах магазинов и в интерьерах кафе. Они увлекали публику своим необычным видом. Лучшие из них были представлены на персональных выставках в Париже в 1889 и 1890 гг.

 Америка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.23.138 (0.01 с.)