Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896г. в Нижнем Новгороде.

Поиск

 

Павильон Всероссийской промышленной выставки.

Организация всероссийских выставок в России была одним из звеньев в ряду протекционистских мероприятий, с помощью которых царское правительство пыталось обеспечить рост отечественной промышленности и торговли. В дореформенное время таких выставок состоялось двенадцать (в 1829, 1831, 1833, 1835, 1839, 1841,1843, 1845, 1849, 1853, 1857, 1861 гг.). С отменой крепостного права, в условиях быстрого развития капитализма в стране, выставки организуются, хотя и реже, но с большим размахом (1865, 1870, 1882, 1896 гг.) Нижний Новгород был четвертым в России городом, которому выпала честь представлять всероссийские выставки после Москвы, С.-Петербурга и Варшавы. Выбор Нижнего Новгорода для новой выставки был не случаен. Расположенный в промышленном центре страны, на пересечении торговых путей с его знаменитой не только в России, но и во всём мире ярмаркой, Нижний Новгород, благодаря большому притоку населения, как нельзя лучше мог способствовать ознакомлению с новыми усовершенствованиями и способами производства и затем разнести полезные сведения по всей земле русской. Инициатива проведения выставки в Нижнем Новгороде исходила от правительства. Для объявления нижегородцам и ярмарочному купечеству Высочайшей воли императора Александра III об открытии летом 1896 г. выставки 13 августа 1893 г. в город прибыл министр финансов С.Ю. Витте, а в октябре 1893 года правительством было утверждено Положение о выставке и учреждена Особая комиссия для заведования ее устройством. Председателем этой комиссии был назначен сам министр финансов С.Ю. Витте, генеральным комиссаром выставки -член совета министерства финансов - В.И.Тимирязев. Для непосредственного руководства организацией устройства выставки был учрежден Нижегородский распорядительный комитет под председательством губернатора Н.М.Баранова.

На выставку ассигновалось казной 3 млн. руб. Нижегородские власти также получили 1 000 000 рублей на благоустройство города. В марте комиссия осмотрела восемь предполагавшихся под выставку в городе и за Окой мест, остановившись на огромном пустыре близ линии Московско – Нижегородской железной дороги. 13 апреля того же года рассматривался вопрос «о проектах и фасадах выставочных зданий, общей оценки стоимости их сооружений и общие планы их размещения». Проработка градостроительных проблем возлагалась на старшего производителя работ, академика архитектуры В. П. Цейдлера, который 20 мая 1894 года представил комиссии снятый им «план местности, предназначенной для Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде с нанесением на этом плане местоположения выставочных зданий».

Разработка фасадов отдельных павильонов поручалась ведущим зодчим России. Это была особо спешная огромная творческая работа, так как одновременно проектировались 55 отраслевых и 119 частных и ведомственных павильонов. Профессор Померанцев спроектировал административный корпус, Машинный, Художественный и ряд других павильонов.

Признанный зодчий Л. Бенуа разработал проекты зданий отделов Лесоводства, Коневодства и Сибири. Архитектор В. Шервуд создал фасады и планы павильона Казанского округа путей сообщения, И. Петров – Ропет – Садоводства и Сельского хозяйства, В. Суслов – Кустарного производства, инженеры – новаторы В. Косов и В. Шухов – водонапорную башню на 10 000 вёдер воды. В архитектуре отдельных зданий отражались все тенденции и стилевые направления, которые встречались в художественной жизни России конца 19 века. Закладка первого павильона на месте будущей выставки состоялась 16 июня 1894 года. Строительство первой очереди развёртывалось стремительно, и уже 10 августа того же года «Нижегородские губернские ведомости» извещали, что «работы по сооружению зданий Всероссийской выставки … в полном ходу. Выставочная местность представляет очень оживлённый вид. Здесь работают ежедневно до 1000 человек…». Основной объём строительных работ был выполнен летом – осенью 1895 года. Строительство не прекращалось и зимой, ибо официальное открытие выставки намечалось на15 мая 1896 года, а до этого следовало не только доставить из всех уголков необъятной России всевозможные экспонаты, но и со знанием дела разместить их в залах.

Все работы были завершены точно к маю 1896 года, добротно и с должным качеством отделки, вызвав восхищение посетителей не только изделиями российской промышленности, но и архитектурой выросшего, словно по мановению руки, огромного выставочного городка.

Выставочный городок составили 172 отдельных здания, из них 55 зданий были выстроены за счет казны и 117 зданий - за счет частных фирм. К проектированию зданий и павильонов выставки были привлечены лучшие инженеры и архитекторы России: А.Н. Померанцев, Л.Н. Бенуа, Э.К. Цыглер, И. Ропет (Петров), В. Суслов и другие.

Нижегородская выставка заняла общую площадь в 77 кв. десятин или более 80 гектаров. По своей площади она превышала Всемирную выставку в Париже 1889 года и в 3 раза была больше предыдущей Всероссийской выставки 1882 г. в Москве. Лишь Чикагская Всемирная выставка 1893 года по площади превосходила Нижегородскую выставку, как, впрочем, и все остальные выставки в 3-4 раза.

Таким образом, XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде по праву может считаться одной из самых значительных выставок XIX столетия в мире и самой грандиозной выставкой в истории России.

Выставка была призвана подвести итоги развитию экономики страны и дать толчок дальнейшему ее развитию, а также продемонстрировать достижения российской промышленности с целью заключения новых внешних займов и торговых договоров.

Одновременно с выставкой в Нижнем Новгороде был проведен IV Всероссийский торгово-промышленный съезд, который должен был выяснить для правительства весь комплекс проблем, стоящих перед российской промышленностью и торговлей, для выработки будущей стратегии экономической политики в целом.

Закладка фундаментов первых павильонов состоялась 16 июня 1894 года. К маю 1896 г. выставочный городок был полностью отстроен, высажены взрослые деревья, устроены цветники и фонтаны, проложена окружная электрическая железная дорога длиною около 4-х км. В вечернее время выставка освещалась 250 электрическими фонарями. Выставка стала показателем экономической мощи, высокого уровня индустриального развития России; на ней экспонировались изделия отечественных и иностранных фирм, новые технологии и новые машины (в том числе первый автомобиль Яковлева и Фрезе).

Осуществлялась обширная культурная программа: в новопостроенном городском театре выступала труппа антрепенера П.И. Собольщикова-Самарина (с участием Ф. Шаляпина), народные былины исполняли сказители И.А. Федосеева и И.Т. Рябинин. Театральные представления дополнялись разнообразными ярмарочными увеселениями, среди которых было и совсем необычное для того времени; новейшее изобретение - Синематограф Люмьера, демонстрировавшийся в кафе-концерте Шарля Омона на ярмарке среди аттракционов. Успех его у публики был огромным и обеспечивал Омону каждый вечер сборы, во много раз превышающие сборы других нижегородских гастролеров. Нижегородцы увидели все люмьеровские фильмы, сейчас ставшие классикой начального периода истории мирового кинематографа: «Выход с завода», «Кормление младенца», «Прибытие поезда», «Политый поливальщик».В Дмитриевской башне кремля в 1896 г. открылись художественная и историко-краеведческая экспозиции, давшие жизнь двум музеям города.

Качественно было выполнено благоустройство выставочной территории. Ранее заболоченная, площадка смотрелась настоящим оазисом с высоким (посадка велась взрослыми саженцами ещё в 1894 году, чтоб они прижились на новом месте), густым кустарникам ограждений и значительным числом всевозможных форм цветников с высаженными в горшках экзотическими южными растениями. Прямо по центру обращенного в сторону Нижнего Новгорода главного входа выставки возвышался четырёхгранный обелиск. Фоном для него служила овальная в плане колоннада, а за ней – фигурный партер с бассейном, в водах которого отражались причудливые формы окружающих зданий, возведённых по проектам зодчего А. П. Померанцева, - Художественный, Средней Азии и Машинный павильоны, создававшие архитектурное «лицо» выставки.

Александр Николаевич Померанцев (1848 – 1918) участвовал в конкурсе на разработку Верхних торговых рядов на Красной площади Москвы и, получив первую премию, в 1889 – 1893 годах руководил их возведением. В зените славы и признания он был приглашен к разработке самых ответственных по своему композиционному значению корпусов Всероссийской промышленно – художественной выставки 1896 года.

В виде сказочно – экзотического дворца был решен А. Н. Померанцевым павильон Средней Азии.

Совсем иначе был решен образ здания Машинного отдела, основой которого стала железобетонная конструкция с остеклением огромных площадей стен и 35 – метрового в диаметре полуциркульного свода центрального зала.

Более последовательно, выразительно и функционально оказалась рядом стоящая водонапорная башня. Инженер В. Г. Шухов применил в данном случае гиперболоидную металлическую конструкцию, которая работала на погашении горизонтальных распорных усилий и вертикального давления.

 

 

Водонапорная башня В.Г.Шухова.

 

 

«… Доступ на верхнюю площадку башни открывается посредством винтовой лестницы. С верхней площадки можно обозреть всю выставку… На Всероссийской выставке башня эта играет роль маленькой Эйфелевой, являясь для публики одним из главных магнитов выставки».

Большинство павильонов выставки частных фирм и компаний строились всё же временными – деревянными. При этом они обильно украшались пропилкой, модной тогда резьбой в духе русского деревянного зодчества.

С достижениями промышленности и сельского хозяйства можно было познакомиться в

отраслевых павильонах.

Первый русский автомобиль.
Здание Художественного отдела, где экспонировались произведения живописи, скульптуры и графики, А. Н. Померанцев выполнил в формах позднего европейского ренессанса с использованием в убранстве ордерных элементов и декоративной скульптуры. Высоко поднятый над центральной частью павильона металлический остекленный купол с венчающей его фигурой крылатой «Славы» свидетельствовал о наступлении в архитектуре новой эры – господства железа, бетона и стекла. Большое внимание посетителей выставки привлекал Художественный ее отдел, где экспонировались произведения изобразительного искусства и скульптуры основных художественных направлений России конца XIX в. Но, и некоторые другие отделы и частные павильоны служили делу художественного просвещения. Так, в оформлении отдела Крайнего Севера участвовал художник К.А. Коровин, создавший специально для выставки панно, отражающие суровую жизнь народов северных окраин: «Пристань в Архангельске», «Снимание жира с тюленя», «Тундра с оленями», «Монастырь на Печенеге» и др.

В художественном отделе были представлены как академисты, так и передвижники (А. Архипов, И. Шишкин, В. Серов). Конфликт между ними произошел из-за экспонирования работ М.В. Врубеля «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович». Выход из ситуации нашел миллионер С. И. Морозов, на свои средства спешно построивший специальный павильон.

Для картины К. Маковского «Воззвание Минина к народу» впервые представленную зрителю, был так же построен отдельный павильон.

 

Картина Маковского.

« Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода».

 

В специальном, круглом павильоне под плоским куполом представлена бала и панорама Ф.А. Рубо «Штурм аула Ахульго», воспроизводившая сцену осады русскими войсками в 1839 году крепости Шамиля в Дагестане. Широкий показ на выставке работ различных жанров и направлений делал её заметным явлением в русской культуре, давал право называть не только промышленной, но и художественной выставкой.

В частном павильоне нижегородского фотолетописца М.П.Дмитриева экспонировались работы, высоко оцененные специалистами и посетителями выставки - Волжская коллекция (виды Волги и Нижнего Новгорода, портреты деятелей русской культуры и. т. д.).

Кроме павильонов, непосредственно отражающих содержание 20 отделов, специально по разделу Развлечения на выставке были выстроены еще 167 павильонов и сооружений (в числе их были концертный павильон и заведения типа буфеты Жигулевского завода).

В музыкальную программу входили: народная песня, народная музыка, симфонические концерты с участием русских солистов, концерты камерной музыки, оперные представления. Здесь выступали впервые в Нижнем Новгороде большой симфонический оркестр под управлением Войтеха Главача (цикл концертов классической музыки), певческая капелла Д.Славянского (в репертуаре которой были такие произведения как: «Многие лета», «Православный Русский царь», «Вниз по Волге», «Эх,ухнем» и другие), известные инструменталисты - чешский скрипач Ян Куделик, русский контрабассист Сергей Кусевидский, владимирские рожечники, сказители И.Т.Рябинин и И.А.Федосова...

Чего стоит только имя знаменитой в то время вопленицы Федосовой! Это - самобытное, интересное явление русской народной культуры. Репертуар 75-летней «олонецкой сказительницы включал около 30 тысяч стихов - самых разнообразных причитаний, песен рекрутских, похоронных, свадебных, былин и духовных стихов».

Театр драмы.

 

В новом здании городского театра выступала оперная труппа С.Мамонтоава, ведущее положение в которой занимал солист Императорского Мариинского театра И.В.Тартаков. В этих престижных гастролях, приуроченных к выставочным торжествам, выступал начинающий еще тогда великий русский певец 23-х летний Ф.И.Шаляпин. Открылся театральный сезон 15 мая 1896 года оперой «Жизнь за царя», партия Сусанина исполнил Шаляпин. В этот сезон давали «Аиду», «Паяцы», «Русалку», «Снегурочку», «Самсона и Далилу», «Кармен», «Бал-маскарад» и.т.д. Всего было сыграно 104 спектакля.

На сцене ярмарочного театра также давались театральные и оперные представления. В июне-июле здесь выступали артисты московского Малого театра, а с августа начались гастроли артистов товарищества Любана и М.Салтыкова. В выступлениях, пользовавшихся большим успехом, принимали участие такие выдающиеся исполнители, как Н.Фигнер, примадонна Большого театра Альма Форстрем, солист Петербургской императорской сцены Яковлев. Репертуар был разнообразен - давались оперы: Евгений Онегин, Ромео и Джульетта, Пиковая дама, Фауст, Демон, Князь Игорь, Реголетто, Травиата и др.

На ярмарке присутствовали и традиционные увеселения: цирк Никитиных, театр Феерии, балаганы, хоры цыган и др. Отличительной особенностью XVI Всероссийской выставки была широкая пропаганда последних достижений науки, техники в виде лекций, бесед специалистов с посетителями, демонстрацией работы разнообразных аппаратов. Причем, делалось это в увлекательной форме. Сормовские пароходы показывались у нижегородского причала прямо на реке, в действии, а достижения воздухоплавания демонстрировались полетами воздушного шара с пилотами.

Каждый день в течение четырех месяцев работы выставки проводились лекции, освещавшие самые разные темы.

Таким образом, культурная жизнь Нижнего Новгорода летом 1896 года, демонстрируя срез русской культуры во всех ее направлениях, была исключительным явлением, событием не только городского, но и всероссийского масштаба. Без сомнения, проведение в Нижнем Новгороде XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки способствовало укреплению статуса города не только как Кармана России, но и как важного культурного российского центра.

Торжественное объявление наград экспонентам XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки состоялось 8 сентября в концертном выставочном зале. Награды разного достоинства получили 5925 человек из 9700 экспонентов, принявших участие в выставке. Таким образом, почти 2/3 общего числа экспонентов были удостоены похвальных наград. Из числа награжденных 255 экспонентов получили самую высокую награду - право изображения государственного герба на своих изделиях, вывесках и рекламе (на всемирных выставках - Гран-при) и золотые медали, серебряные медали - 997, бронзовые медали – 1237 экспонентов, остальные были награждены дипломами, похвальными отзывами и денежными премиями.

Среди экспонентов, награжденных правом изображать государственный герб на своих изделиях, вывесках и рекламе, были такие, кто получал это право уже пятый раз. К ним относилось старейшее предприятие по производству стальных изделий Завьяловых в Ворсме Нижегородской губернии (в 1841, 1899, 1861, 1882, 1896 г). Четвертый раз получали высшую награду товарищества российско-американской мануфактуры Треугольник и тюлевой фабрики в Петербурге (в 1865, 1870, 1882, 1896 г), второй раз - общество Братьев Бромлей и фирма Ф.М.Вырыпаева в селе Павлове Нижегородской губернии (за выставки 1882, 1896 гг.).

Право изображения государственного герба получили мукомольное производство М.Е. Башкирова в Нижнем Новгороде, Александрийский сталелитейный завод в Петербурге, горные заводы С.А.Строганова, издательство И.Д. Сытина в Москве, фабрика Фаберже в Петербурге и.т.д.

Награды получили также организаторы и строители выставки. Так, за труды по организации Всероссийской выставки был удостоен благодарности и специального диплома второго разряда нижегородский губернатор, генерал-лейтенант Н.М. Баранов. За отличную - усердную деятельность Н.А. Бугров был награжден орденом св. Анны 2 степени, а С.Т.Морозов получил звание мануфактур-советника.

Выставку посетили царь Николай II 17 июля 1896 года и ряд государственных лиц, в числе которых были министры финансов - С.Ю. Витте, внутренних дел, И.Л. Горемыкин, путей сообщения, М.И. Хилков, земледелия и государственных имуществ, А.С. Ермолов, а также послы, ученые, деятели культуры и искусства.

После официального закрытия Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде стало известно, что за четыре месяца (с 28 мая по 1 октября 1896 г) ее посетило 991 013 человек, в том числе 50 тыс. учащихся и 6500 учителей. Последние получили не только право бесплатного проезда на выставку и ее посещения, но и бесплатного проживания в помещениях учебных заведений Нижнего Новгорода - ремесленном училище и губернской гимназии.

Свои основные задачи выставка выполнила. Она, несомненно, придала импульс дальнейшему развитию экономики России путем распространения позитивного опыта в среде торгово-промышленного сословия, дала мощный толчок развитию культуры. В Н.Новгороде начали действовать классы художественной школы и творческое обьединение нижегородских архитекторов, устраивавшее с 1900 г. регулярные выставки живописи, скульптуры, графики и архитектурных проектов.

Всероссийская промышленно – художественная выставка 1896 года стала заметным явлением в жизни всей России, «пропагандистом» не только достижений отечественной индустрии, но и самобытной культуры, в том числе народной. Благодаря напряженной творческой работе огромного штата корреспондентов Россия тотчас узнавала о наиболее важных событиях выставки. Целое лето Нижний Новгород был в центре внимания всей Европы.

После закрытия выставки часть зданий была распродана с молотка, разобрана и развезена по городам России. На месте самой выставки в 1899 годубыл разбит общественный сад, ныне – Парк 1 – го Мая.

 

XII.

Горьковская область



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.150 (0.012 с.)