Архитектура Нижнего Новгорода в 19 веке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектура Нижнего Новгорода в 19 веке.



Бурным и тревожным для России было начало 19 века. Народно – освободительная война с Наполеоновской армией, зарождавшиеся прогрессивные настроения в гуще народных масс и в среде дворянства, стремление России к возвеличиванию своего положения, развитие экономических и культурных связей со странами всего мира; - всё это давало динамическое движение к развитию архитектуры, строительству из более долговечных материалов.

Но, прежде чем говорить об архитектуре, несколько слов об экономике Нижегородской губернии. Господствующей формой промышленности в первой половине 19 века была мануфактура, но она постепенно переходит в фабрику.

 

 

Нижний Новгород – 19 век.

 

В стране начинается промышленный переворот. В 1827 году в губернии действует более 2000 промышленных заведений, в том числе 74 мануфактуры (металлургическая, канатно – прядильная, шляпно – валяльная, кожевенная и мн. др.). Самым значительным промышленным и торговым городом губернии оставался Нижний Новгород. В первой половине 19 века в городе получает дальнейшее развитие ремесло. Ремеслом занимается 3000 человек. Кузнечным делом занимаются жители Кунавинской слободы. Они изготавливают мелкие гвозди разных сортов, торгуют железом на ярмарке. Среди нижегородских умельцев было немало, чьи изделия на русских и заграничных выставках получали высокую оценку. Ученики И. П. Кулибина: – Ф. Волков, Ф. Весовщиков, И. Тихановский - демонстрировали башенные часы, часы с месячным заводом, токарный и сверлильный станки. Канатно – прядильное производство – традиционная отрасль нижегородских промышленников в начале 19 века, но к пятидесятым годам постепенно приходит в упадок. С развитием парового флота в Нижнем Новгороде и его окрестностях растут металлургические заводы. Купцы первой гильдии: Шепелев, Пятов, Рукавишников, выплавлявшие высоко качественную сталь; продавали её в Персию, в Бухару. В 1849 году на берегу Волги были построены мастерские, называвшиеся в то время «Фабрика буксирного и завозного пароходства», где ремонтировались и даже строились новые суда. Из этих мастерских и вырос прославленный Сормовский завод. Но самыми крупными предприятиями Нижегородской губернии продолжали оставаться Выксунские железоделательные и чугунолитейные заводы. Расширяется выпуск продукции заводов, Сормовский завод становится крупнейшим в России, здесь строятся буксиры, наливные баржи, морские шхуны, изготовляются машины, судовые котлы. В 1870 году на Сормовском заводе пустили первую в России мартеновскую печь, а в следующем году со стапелей спускают на воду первый двухпалубный пассажирский пароход.

Нижний Новгород становится городом «мукомольным» - в конце века в нём действуют мельницы, принадлежащие Башкировым, Бугрову и Дегтярёву. думы.

Важное место в экономике города занимала торговля. Общий экономический подъем в стране отразился на всех сторонах жизни Нижнего Новгорода.

План Нижнего Новгорода 19 века.

 

Разложение феодально – крепостнической системы в России 30 – 40 – х годов 19 века способствовало росту городов и их хозяйственной специализации. В это время изменились взгляды на город. Если раньше градостроители концентрировали внимание на его размерах и проблемах архитектурного стиля, то теперь город рассматривался с учетом комплекса общественных и природных факторов. Первый регулярный план Нижнего Новгорода был выполнен в традициях русского классицизма 18 века и высочайше утверждён в 1770 году. Однако для его претворения в жизнь не было в то время ни материальных средств, ни квалифицированных специалистов.

Впоследствии он неоднократно переделывался, приближаясь к реальным потребностям развития города. В 1779 – 1796 годах на строительство административных зданий и жилищ для сановников выделялись крупные ассигнования, позволившие провести реконструкцию и застройку центральной части города.

Ещё более крупным мероприятием было сооружение в 1820 –х годах под руководством А.А. Бетанкура огромного ярмарочного комплекса, реконструкция района Нижнего базара и развитие Канавина. Это потребовало создания и утверждения нового плана в 1824 году, включившего в городскую черту заречные территории. Город бурно развивался, но его внешний вид и благоустройство оставляли желать лучшего, почти все постройки были деревянные, отсутствовали удобные дороги, что было вызвано недостаточным учётом в планах сложного рельефа местности. Для осуществления мероприятий по реконструкции Н.Новгорода в 1836 году был создан Особый комитет, деятельность которого регламентировало «Положение об устройстве губернского города Нижнего Новгорода». В нём, в частности, говорилось, что «.. все вновь строящиеся здания должны быть возведены на каменных фундаментах, чтобы фасады на украшение наружных видов сих строений были сообразны общим Высочайше утвержденным планам… и чтобы были красивы, прочны и украшения их не многосложны …Строить каменные строения в течение пяти лет…».

Вдоль внешней стороны кремлёвских стен устраивалась зона отдыха горожан с прокладкой прогулочных троп, обсаженных деревьями и кустарниками. В северо – восточной части кремля предполагалось возвести обширный комплекс военно – губернаторского дома – дворца со службами и арсеналом. Около кремля был прокопан Зеленский съезд. Для прибывавших в город по Казанской столбовой дороге обозов создавались Казанский и Георгиевский съезды. Московско – Муромский древний тракт связывался с мостом через Похвалинский съезд, который был проложен по дну монастырского оврага. Благоустраивались главные улицы города. Были засыпаны пересекавшие их овраги, заключены в коллекторы речки и протоки и устроены над ними дамбы: Покровская, площадь А.М.Горького, Варварская, площадь Свободы.

Вдоль Оки и Волги были запроектированы набережные со спусками к пристаням, с замощением их булыжником. Преобразовывался Волжский откос. Он выравнивался, в его центральной части разбили общественный Александровский сад с живописной планировкой, ставшей в середине 19 века любимым местом отдыха нижегородцев, была образована Верхнее – Волжская набережная.

Быстрому росту города и его благоустройству способствовало развитие торговли. Инженер А.И. Дельвиг в 1847 году, благодаря изысканиям, выявил наиболее мощные токи подземных вод, собрал их в огромный бетонированный бассейн и при помощи паровых машин поднял на площадь перед кремлём – осенью забил первый в городе фонтан, затем на площади Маркина, перед плашкоутным мостом, и на ярмарке. Была открыта страничка в истории города – водоснабжение.

В период 1841 – 1855 год население города – 30 790 человек. Из 2 343 жилых домов – 254 (более – 10 %) были уже каменными, в городе насчитывалось 8 крупных и несколько мелких площадей, 128 улиц, 41 из них была замощена булыжником. Их освещали около 400 керосиновых фонарей.

Развитие капиталистических отношений привело к дальнейшим социальным преобразованиям, отразившимся на городском строительстве. Сооружаются крупные здания промышленных предприятий, банков, гостиниц, клубов. Технический прогресс требовал развития образования, а следовательно, и сооружения специальных учебных заведений. В 1885 году в городе появляется телефонная связь.

 

Вдовий дом (пл. Лядова).

 

Несмотря на бурное развитие Нижнего Новгорода, проблема сообщения между нагорной и заречной частями города была решена только в 1934 году - построен мост через Оку.

 

 

Плашкоутный мост через Оку.

 

 

Здание городской думы. Государственный банк на ул. Покровкой.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 973; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.01 с.)