Общие понятия об управлении финансами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие понятия об управлении финансами



                       [ 2 ] с. 56-58

Органы управления финансами

                       [ 2 ] с. 58-68

3. Финансовое планирование и прогнозирование

                        [ 2 ] с. 68-79      

Финансовый контроль

                    [ 1 ] с. 241-247 [ 2 ] с. 83-92

Общие понятия об управлении финансами

Управление — целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления с целью достижения определенного результа­та (цели).

Управление применяется во всех сферах человеческой деятель­ности. В управлении финансами также выделяют объекты, субъекты цели и инструменты.

Объект управления финансами (то, что подлежит управлению) - это финансовые отношения и фонды денежных средств. В целом это государственные и муниципальные финансы; финансы организаций. В частности, это бюджеты, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, страховые фонды, фонд оплаты груда, резервный фонд, уставный фонд и др.

Субъекты управления (те, кто управляет). Каждой подсистеме финансов соответствуют свои субъекты управления. В качестве субъектов управления выступают органы законодательной и исполнительной власти; должностные лица, специальные службы и под­разделения. В каждой организации имеется финансовая структура: департамент финансов, финансовый отдел. Если компания неболь­шая, то финансовый сектор, если совсем маленькая то - главный бухгалтер. Используя свои полномочия и применяя определенные инструменты воздействия, субъекты управления стремятся достиг­нуть определенного результата в процессе управления Совокуп­ность организационных структур, осуществляющих повседневное (оперативное) управление финансами, называется финансовым ап­паратом.

Методы управления финансами (то, с помощью чего субъекты управления воздействуют на финансовые отношения и фонды де­нежных средств). Применительно к управлению финансами к таким методам относят: финансовое пла­нирование; финансовый контроль; финансовые рычаги (налоги та­моженные пошлины, финансовые стимулы, льготы санкции целевые ассигнования, дотации, нормы, нормативы и др.); нормативно-правовое обеспечение (законы, указы, постановления); информационное обеспечение.

Цели управления (состояние или результат, к которому стремятся субъекты управления). Относительно финансов цели управления индивидуальны для каждого субъекта управления. В государствен­ных и муниципальных финансах целями управления могут быть бездефицитность бюджета, снижение государственного долга. Для финансов организаций — максимизация прибыли; оптимизация структуры капитала; обеспечение финансовой устойчивости; сниже­ние дебиторской задолженности.

 

 

Органы управления финансами

В Российской Федерации главными властными структурами по управлению финансами являются: Президент РФ; Федеральное Со­брание РФ; Правительство РФ. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

На общегосударственном уровне к органам управления финанса­ми относятся: профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ; Минфин РФ и подведомственные ему федеральные службы; Министерство экономического развития и торговли РФ; Федеральная антимонопольная служба; Федеральная служба по фи­нансовым рынкам.

Счетная палата РФ является органом государственного фи­нансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Рос­сийской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами Счетной палаты являются: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей фе­дерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фон­дов по объемам и целевому назначению; определение эффективно­сти расходов государственных средств и использования федераль­ной собственности; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов ис­полнительной власти; регулярное предоставление информации Со­вету Федерации и Государственной Думе о ходе исполнения феде­рального бюджета и результатах проводимых контрольных меро­приятий.

Министерство финансов РФ (Минфин России) вырабатывает еди­ную государственную финансовую (включая бюджетную, налого­вую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитную, денежную политики, а также политику в сфере аудитор­ской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетно­сти, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей.

Важнейшей функцией Минфина России является разработка проектов федеральных конституционных законов, федеральных за­конов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, регулирующих вопросы:

· организации и функционирования бюджетной системы, оп­ределения основ бюджетного процесса;

· исполнения федерального бюджета в очередном финансовом году, представления отчетности о его исполнении;

· финансовых взаимоотношений России с иностранными госу­дарствами, межгосударственными объединениями с участием Российской Федерации и международными финансовыми ор­ганизациями;

· управления государственным долгом и финансовыми актива­ми Российской Федерации;

· контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере;

· установления оснований и порядка привлечения к ответст­венности за нарушение бюджетного законодательства Рос­сийской Федерации;

· противодействия легализации доходов, полученных преступ­ным путем, коррупции и финансированию терроризма;

· регулирования бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетно­сти и аудиторской деятельности.

Федеральное казначейство осуществляет: организацию и кон­троль исполнения бюджета РФ; краткосрочное прогнозирование объемов государствен­ных финансовых ресурсов и оперативное управление ими; управле­ние и обслуживание совместно с ЦБ РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ; сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов.

Федеральная налоговая служба (ФПС России) выполняет функ­ции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Рос­сийской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей, производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, со­блюдением валютного законодательства.

Свою деятельность ФНС России осуществляет непосредственно и через налоговые органы: управления по субъектам Российской Федерации; межрегиональные инспекции; инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня.

Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмони-торинг) выполняет функции по противодействию легализации (от­мыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирова­нию терроризма, координации деятельности в этой сфере иных фе­деральных органов исполнительной власти.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) осуществляет мониторинг и анализ сводных финансовых балансов по Российской Федерации, вносит в Минфин России предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельно­сти подведомственных Минфину России федеральных служб.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) принимает нормативные правовые акты в сфере защиты конкуренции на рынке финансовых услуг; определяет наличие доминирующего положения финансовых организаций на финансовых рынках. Руководство ФАС России осуществляет Правительство Российской Федерации

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) яв­ляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляю­щим функции по принятию нормативных правовых актов, контро­лю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страхо­вой, банковской и аудиторской деятельности).

Органы управления финансами организации устанавливаются ее руководством и строгой организационной структуры не имеют. Это может быть финансовая дирекция, финансовое управление, финан­совый отдел, финансовая служба. Если организация очень крупная, то создаются финансовые дирекции. Схема работы предполагает объединение в финансовые дирекции всех экономических служб: финансовый отдел, бухгалтерия, экономический анализ и пр. Вся структура функционирует под эгидой финансовых отделов.

 

Финансовое планирование и прогнозирование

Финансовое планирование — это процесс обоснования финансовых отношений и движения соответствующих финансовых ресурсов на определенный период.

Финансовое планирование является состав­ной частью управления финансами. В ходе финансового планирования государственные органы и субъекты хозяйствования оценивают свое финансовое состояние, объемы финансовых ресурсов, выявляют возможности их увеличе­ния, направления их эффективного использования. Финансовое планирование осуществляется на основе анализа финансовой информации, которая должна быть полной, достовер­ной, своевременной. Финансовая информация включает бухгалтер­ские, статистические и оперативные показатели. В ходе финансового планирования решаются следующие задачи:

· определение источников и размеров финансовых ресурсов, которые должны обеспечить воспроизводственный процесс в соответствии с пропорциями, заложенными в финансовой политике;

· установление направления и объемов целевого использования финансовых ресурсов, определение соотношения между цен­трализованными и децентрализованными финансовыми ре­сурсами;

· раскрытие наиболее эффективных направлений использова­ния финансовых ресурсов;

· выявление резервов роста финансовых ресурсов.

По срокам финансовое планирование подразделяется на:

1. стратегическое — определяет движение денежных средств на длительный период (более 5 лет);

2. среднесрочное — осуществляется на период 3 года или 5 лет;

3. текущее — определяет задания на текущий финансовый год с поквартальной разбивкой;

4. оперативное — охватывает короткие промежутки времени (от нескольких дней до нескольких месяцев).

Можно выделить следующие основные методы финансового планирования: сметное; программно-целевое; бюджетирование, ориентированное на результат.

Сметное финансовое планирование основано на детальной рос­писи доходов и расходов, осуществляется исходя из значений, дос­тигнутых в прошлом году. Основным финансово-плановым документом является смета доходов и расходов. К ней прилагаются рас­шифровки доходов и расчеты по статьям расходов. Основное преимущество сметного финансового планирования заключается в том, что этот метод привычен и понятен всем участ­никам бюджетного процесса.

Программно-целевое финансовое планирование  состоит в обосновании и выборе по заданному критерию совокупности проблем и системы целей развития того или иного объекта или сферы хозяйствования; разработке комплекса мероприятий, необходимых для достижения этих целей; рациональном увязывании целей развития со временем их достижения и потребными для этого ресурсами. Программно-целевое бюджетное планирование в Российской Федерации применяется в основном на федеральном уровне и осу­ществляется в форме федеральных целевых программ, а также Фе­деральной адресной инвестиционной программы. Порядок разра­ботки и реализации федеральных целевых программ определяется правительством РФ.

Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), — метод бюджетного планирования, обеспечивающий взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и конечными результатами их использования в соответствии с приоритетами государственной по­литики.

Ориентированное на результат бюджетирование во многом схо­же с программно-целевым методом, так как в его основе лежит ус­тановление количественно измеряемых целей и средств, необходи­мых для их достижения.

Финансовое прогнозирование представляет собой процесс разра­ботки и составления прогнозов, т. е. научно обоснованных гипотез о вероятном будущем состоянии экономической системы и эконо­мических объектов, а также характеристик этого состояния.

Задача прогнозов — предвидеть перспективы, наметить ориен­тиры, на которые должны быть направлены все участники экономи­ки. Результатом прогнозирования является прогностическая инфор­мация (информация, которая дает представление о положении дел в будущем).

Целью финансового прогнозирования является определение ре­ально возможных объемов финансовых ресурсов, источников их формирования и путей использования. Полученная в ходе прогно­зирования информация позволяет органам управления финансами наметить разные варианты (сценарии) решения задач, стоящих пе­ред всеми субъектами финансовой системы, предвидеть формы и методы реализации финансовой политики.

В теории и на практике выделяют: среднесрочное финансовое прогнозирование (5—10 лет); долгосрочное финансовое прогнози­рование (более 10 лет).

В прогнозировании финансовых показателей применяется сово­купность специальных методов и приемов, которые принято делить на три группы: методы экспертных оценок; методы экстраполяции; методы экономико-математического моделирования.

Финансовый контроль

Финансовый контроль — совокупность мероприятий по проверке соблюдения финансового законодательства и финансовой дисципли­ны всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценке эффективности финансовых операций и целесообразности произве­денных расходов.                  Объектом финансового контроля являются распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресур­сов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства. Предметом финансового контроля выступают различные финан­совые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней, раз­меры налоговых платежей, прибыль, доходы субъектов хозяйствова­ния, рентабельность, себестоимость и др.

Сферой финансового контроля являются практически все опера­ции, совершаемые с помощью денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки), различные формы взаимозачетов. Важную роль в обеспечении качества финансового контроля играет уровень орга­низации учета в стране — бухгалтерского, бюджетного, налогового.

1. В зависимости от регламента осуществления финансовый контроль подразделяется на обязательный и инициативный.

1) Обязательный финансовый контроль осуществляется в соответствии с действующим законодательством в установленные сроки. К нему относятся, в частности, проведение комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах, а также на предприятиях, использующих средств федерального бюджета.

2) Инициативный контроль определяется самим хозяйствующим субъектом.

2. По времени проведения различают предварительный, текущий и последующий финансовый контроль.

1) Предварительный контроль (до совершения хозяйственных и финансовых операций) проводится на стадии рассмотрения бюдже­тов, финансово-плановых документов, штатных расписаний, разда­точных ведомостей. Основная его цель — своевременно пресекать незаконное, нецелевое, нерациональное, неэффективное использо­вание средств.

2) Текущий контроль (в ходе совершения финансово-хозяйствен­ных операций) выполняется на основе данных первичных докумен­тов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций, визуаль­ного наблюдения. Позволяет при необходимости регулировать хо­зяйственную ситуацию, предотвращать потери и убытки.

3) Последующий контроль (после совершения финансово-хозяйст­венных операций). Основное его содержание — проверка выполне­ния планов по количественным и качественным показателям, со­блюдения хозяйственного и финансового законодательства, сохра­нение собственности, законности управленческих решений и т. д.

3. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый кон­троль, различают следующие его виды.

1) Государственный контроль включает в себя контроль за: испол­нением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд­жетных фондов; организацией денежного обращения; использова­нием кредитных ресурсов; состоянием государственного внутренне­го и внешнего долга; государственных резервов; предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Государственный финансовый контроль осуществляют феде­ральные органы законодательной и исполнительной власти: Счет­ная палата РФ; Центральный банк РФ; Министерство финансов РФ; Федеральное казначейство; Федеральная налоговая служба; Фе­деральная служба страхового надзора; Федеральная служба финан­сово-бюджетного надзора; Федеральная служба по финансовому мониторингу; Федеральная таможенная служба; Федеральная анти­монопольная служба; Федеральная служба по финансовым рынкам.

    2) Внутриведомственный контроль выполняют специальные структуры министерств, ведомств в отношении подведомственных им ор­ганизаций. Обычно это контрольно-ревизионные департаменты, управления, отделы центрального аппарата отраслевых министерств.

3) Внутрихозяйственный контроль осуществляется внутри органи­зации финансовыми и экономическими подразделениями. Главное его назначение — непрерывное наблюдение за эффективностью финансовой, производственной, снабженческо-сбытовой деятельностью, выявление внутрихозяйст­венных резервов, обеспечение сохранности денежных и материаль­ных средств, устранение причин и условий, порождающих хищения и бесхозяйственность.

4) Муниципальный контроль осуществляется органами местного самоуправления при утверждении местного бюджета, его исполнении и при утверждении отчета о его исполнении. Глава местной админист­рации осуществляет местный финансовый контроль при исполне­нии местного бюджета, управлении объектами муниципальной соб­ственности.

5) Общественный контроль осуществляют различные обществен­ные организации: профсоюзы (за использованием средств, выделен­ных на социальные цели); средства массовой информации; полити­ческие партии.

6) Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодатель­ством и нормативными актами, регулирующими аудиторскую дея­тельность.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности фи­нансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответст­вии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

4. По методам проведения финансовый контроль подразделяется на: проверки; обследования; надзор; анализ финансового состоя ни я; наблюдение (мониторинг); ревизия. Основными методами фи­нансового контроля являются проверки и ревизии.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование конкретного вопроса на одном или нескольких участках деятельности. Проверка носит выборочный характер.

Ревизия — это сплошная документальная и фактическая провер­ка всех финансово-хозяйственных операций, совершенных прове­ряемой организацией за определенный период. Ревизия — наиболее распространенный и всеобъемлющий ме­тод финансового контроля.

Ревизия охватывает все направления финансово-хозяйственной деятельности организации. Ревизор начинает свою работу с уста­новления соответствия осуществляемой организацией деятельности ее учредительным документам.

В процессе осуществления ФК применяются различные приемы документального и фактического контроля.

Приемы документального контроля связаны с проверкой докумен­тов. Источниками контрольных данных для документального кон­троля служат: первичные документы; регистры бухгалтерского учета; данные бухгалтерской, статистической оперативной отчетности; пла­новая, нормативная и прочая документация.

Приемы фактического контроля связаны с изучением состояния проверяемого объекта путем осмотра в натуре. Фактический кон­троль позволяет установить достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, бухгалтерском учете и отчет­ности. К приемам фактического контроля относятся: инвентариза­ция (сличение фактического наличия материальных ценностей с данными бухгалтерского учета), обмер, взвешивание, пересчет, ла­бораторный анализ, контрольный запуск сырья в производство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.046 с.)