Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие понятия об управлении финансами ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
[ 2 ] с. 56-58 Органы управления финансами [ 2 ] с. 58-68 3. Финансовое планирование и прогнозирование [ 2 ] с. 68-79 Финансовый контроль [ 1 ] с. 241-247 [ 2 ] с. 83-92 Общие понятия об управлении финансами Управление — целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления с целью достижения определенного результата (цели). Управление применяется во всех сферах человеческой деятельности. В управлении финансами также выделяют объекты, субъекты цели и инструменты. Объект управления финансами (то, что подлежит управлению) - это финансовые отношения и фонды денежных средств. В целом это государственные и муниципальные финансы; финансы организаций. В частности, это бюджеты, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, страховые фонды, фонд оплаты груда, резервный фонд, уставный фонд и др. Субъекты управления (те, кто управляет). Каждой подсистеме финансов соответствуют свои субъекты управления. В качестве субъектов управления выступают органы законодательной и исполнительной власти; должностные лица, специальные службы и подразделения. В каждой организации имеется финансовая структура: департамент финансов, финансовый отдел. Если компания небольшая, то финансовый сектор, если совсем маленькая то - главный бухгалтер. Используя свои полномочия и применяя определенные инструменты воздействия, субъекты управления стремятся достигнуть определенного результата в процессе управления Совокупность организационных структур, осуществляющих повседневное (оперативное) управление финансами, называется финансовым аппаратом. Методы управления финансами (то, с помощью чего субъекты управления воздействуют на финансовые отношения и фонды денежных средств). Применительно к управлению финансами к таким методам относят: финансовое планирование; финансовый контроль; финансовые рычаги (налоги таможенные пошлины, финансовые стимулы, льготы санкции целевые ассигнования, дотации, нормы, нормативы и др.); нормативно-правовое обеспечение (законы, указы, постановления); информационное обеспечение. Цели управления (состояние или результат, к которому стремятся субъекты управления). Относительно финансов цели управления индивидуальны для каждого субъекта управления. В государственных и муниципальных финансах целями управления могут быть бездефицитность бюджета, снижение государственного долга. Для финансов организаций — максимизация прибыли; оптимизация структуры капитала; обеспечение финансовой устойчивости; снижение дебиторской задолженности.
Органы управления финансами В Российской Федерации главными властными структурами по управлению финансами являются: Президент РФ; Федеральное Собрание РФ; Правительство РФ. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении. На общегосударственном уровне к органам управления финансами относятся: профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ; Минфин РФ и подведомственные ему федеральные службы; Министерство экономического развития и торговли РФ; Федеральная антимонопольная служба; Федеральная служба по финансовым рынкам. Счетная палата РФ является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами Счетной палаты являются: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению; определение эффективности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; регулярное предоставление информации Совету Федерации и Государственной Думе о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. Министерство финансов РФ (Минфин России) вырабатывает единую государственную финансовую (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитную, денежную политики, а также политику в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей.
Важнейшей функцией Минфина России является разработка проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, регулирующих вопросы: · организации и функционирования бюджетной системы, определения основ бюджетного процесса; · исполнения федерального бюджета в очередном финансовом году, представления отчетности о его исполнении; · финансовых взаимоотношений России с иностранными государствами, межгосударственными объединениями с участием Российской Федерации и международными финансовыми организациями; · управления государственным долгом и финансовыми активами Российской Федерации; · контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере; · установления оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации; · противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, коррупции и финансированию терроризма; · регулирования бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и аудиторской деятельности. Федеральное казначейство осуществляет: организацию и контроль исполнения бюджета РФ; краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими; управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ; сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов. Федеральная налоговая служба (ФПС России) выполняет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей, производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, соблюдением валютного законодательства. Свою деятельность ФНС России осуществляет непосредственно и через налоговые органы: управления по субъектам Российской Федерации; межрегиональные инспекции; инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня. Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмони-торинг) выполняет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) осуществляет мониторинг и анализ сводных финансовых балансов по Российской Федерации, вносит в Минфин России предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности подведомственных Минфину России федеральных служб.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) принимает нормативные правовые акты в сфере защиты конкуренции на рынке финансовых услуг; определяет наличие доминирующего положения финансовых организаций на финансовых рынках. Руководство ФАС России осуществляет Правительство Российской Федерации Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). Органы управления финансами организации устанавливаются ее руководством и строгой организационной структуры не имеют. Это может быть финансовая дирекция, финансовое управление, финансовый отдел, финансовая служба. Если организация очень крупная, то создаются финансовые дирекции. Схема работы предполагает объединение в финансовые дирекции всех экономических служб: финансовый отдел, бухгалтерия, экономический анализ и пр. Вся структура функционирует под эгидой финансовых отделов.
Финансовое планирование и прогнозирование Финансовое планирование — это процесс обоснования финансовых отношений и движения соответствующих финансовых ресурсов на определенный период. Финансовое планирование является составной частью управления финансами. В ходе финансового планирования государственные органы и субъекты хозяйствования оценивают свое финансовое состояние, объемы финансовых ресурсов, выявляют возможности их увеличения, направления их эффективного использования. Финансовое планирование осуществляется на основе анализа финансовой информации, которая должна быть полной, достоверной, своевременной. Финансовая информация включает бухгалтерские, статистические и оперативные показатели. В ходе финансового планирования решаются следующие задачи: · определение источников и размеров финансовых ресурсов, которые должны обеспечить воспроизводственный процесс в соответствии с пропорциями, заложенными в финансовой политике; · установление направления и объемов целевого использования финансовых ресурсов, определение соотношения между централизованными и децентрализованными финансовыми ресурсами;
· раскрытие наиболее эффективных направлений использования финансовых ресурсов; · выявление резервов роста финансовых ресурсов. По срокам финансовое планирование подразделяется на: 1. стратегическое — определяет движение денежных средств на длительный период (более 5 лет); 2. среднесрочное — осуществляется на период 3 года или 5 лет; 3. текущее — определяет задания на текущий финансовый год с поквартальной разбивкой; 4. оперативное — охватывает короткие промежутки времени (от нескольких дней до нескольких месяцев). Можно выделить следующие основные методы финансового планирования: сметное; программно-целевое; бюджетирование, ориентированное на результат. Сметное финансовое планирование основано на детальной росписи доходов и расходов, осуществляется исходя из значений, достигнутых в прошлом году. Основным финансово-плановым документом является смета доходов и расходов. К ней прилагаются расшифровки доходов и расчеты по статьям расходов. Основное преимущество сметного финансового планирования заключается в том, что этот метод привычен и понятен всем участникам бюджетного процесса. Программно-целевое финансовое планирование состоит в обосновании и выборе по заданному критерию совокупности проблем и системы целей развития того или иного объекта или сферы хозяйствования; разработке комплекса мероприятий, необходимых для достижения этих целей; рациональном увязывании целей развития со временем их достижения и потребными для этого ресурсами. Программно-целевое бюджетное планирование в Российской Федерации применяется в основном на федеральном уровне и осуществляется в форме федеральных целевых программ, а также Федеральной адресной инвестиционной программы. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ определяется правительством РФ. Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), — метод бюджетного планирования, обеспечивающий взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и конечными результатами их использования в соответствии с приоритетами государственной политики. Ориентированное на результат бюджетирование во многом схоже с программно-целевым методом, так как в его основе лежит установление количественно измеряемых целей и средств, необходимых для их достижения. Финансовое прогнозирование представляет собой процесс разработки и составления прогнозов, т. е. научно обоснованных гипотез о вероятном будущем состоянии экономической системы и экономических объектов, а также характеристик этого состояния. Задача прогнозов — предвидеть перспективы, наметить ориентиры, на которые должны быть направлены все участники экономики. Результатом прогнозирования является прогностическая информация (информация, которая дает представление о положении дел в будущем). Целью финансового прогнозирования является определение реально возможных объемов финансовых ресурсов, источников их формирования и путей использования. Полученная в ходе прогнозирования информация позволяет органам управления финансами наметить разные варианты (сценарии) решения задач, стоящих перед всеми субъектами финансовой системы, предвидеть формы и методы реализации финансовой политики.
В теории и на практике выделяют: среднесрочное финансовое прогнозирование (5—10 лет); долгосрочное финансовое прогнозирование (более 10 лет). В прогнозировании финансовых показателей применяется совокупность специальных методов и приемов, которые принято делить на три группы: методы экспертных оценок; методы экстраполяции; методы экономико-математического моделирования. Финансовый контроль Финансовый контроль — совокупность мероприятий по проверке соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценке эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов. Объектом финансового контроля являются распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства. Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней, размеры налоговых платежей, прибыль, доходы субъектов хозяйствования, рентабельность, себестоимость и др. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с помощью денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки), различные формы взаимозачетов. Важную роль в обеспечении качества финансового контроля играет уровень организации учета в стране — бухгалтерского, бюджетного, налогового. 1. В зависимости от регламента осуществления финансовый контроль подразделяется на обязательный и инициативный. 1) Обязательный финансовый контроль осуществляется в соответствии с действующим законодательством в установленные сроки. К нему относятся, в частности, проведение комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах, а также на предприятиях, использующих средств федерального бюджета. 2) Инициативный контроль определяется самим хозяйствующим субъектом. 2. По времени проведения различают предварительный, текущий и последующий финансовый контроль. 1) Предварительный контроль (до совершения хозяйственных и финансовых операций) проводится на стадии рассмотрения бюджетов, финансово-плановых документов, штатных расписаний, раздаточных ведомостей. Основная его цель — своевременно пресекать незаконное, нецелевое, нерациональное, неэффективное использование средств. 2) Текущий контроль (в ходе совершения финансово-хозяйственных операций) выполняется на основе данных первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций, визуального наблюдения. Позволяет при необходимости регулировать хозяйственную ситуацию, предотвращать потери и убытки. 3) Последующий контроль (после совершения финансово-хозяйственных операций). Основное его содержание — проверка выполнения планов по количественным и качественным показателям, соблюдения хозяйственного и финансового законодательства, сохранение собственности, законности управленческих решений и т. д. 3. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды. 1) Государственный контроль включает в себя контроль за: исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; организацией денежного обращения; использованием кредитных ресурсов; состоянием государственного внутреннего и внешнего долга; государственных резервов; предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Государственный финансовый контроль осуществляют федеральные органы законодательной и исполнительной власти: Счетная палата РФ; Центральный банк РФ; Министерство финансов РФ; Федеральное казначейство; Федеральная налоговая служба; Федеральная служба страхового надзора; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная служба по финансовому мониторингу; Федеральная таможенная служба; Федеральная антимонопольная служба; Федеральная служба по финансовым рынкам. 2) Внутриведомственный контроль выполняют специальные структуры министерств, ведомств в отношении подведомственных им организаций. Обычно это контрольно-ревизионные департаменты, управления, отделы центрального аппарата отраслевых министерств. 3) Внутрихозяйственный контроль осуществляется внутри организации финансовыми и экономическими подразделениями. Главное его назначение — непрерывное наблюдение за эффективностью финансовой, производственной, снабженческо-сбытовой деятельностью, выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих хищения и бесхозяйственность. 4) Муниципальный контроль осуществляется органами местного самоуправления при утверждении местного бюджета, его исполнении и при утверждении отчета о его исполнении. Глава местной администрации осуществляет местный финансовый контроль при исполнении местного бюджета, управлении объектами муниципальной собственности. 5) Общественный контроль осуществляют различные общественные организации: профсоюзы (за использованием средств, выделенных на социальные цели); средства массовой информации; политические партии. 6) Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, регулирующими аудиторскую деятельность. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. 4. По методам проведения финансовый контроль подразделяется на: проверки; обследования; надзор; анализ финансового состоя ни я; наблюдение (мониторинг); ревизия. Основными методами финансового контроля являются проверки и ревизии. Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование конкретного вопроса на одном или нескольких участках деятельности. Проверка носит выборочный характер. Ревизия — это сплошная документальная и фактическая проверка всех финансово-хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией за определенный период. Ревизия — наиболее распространенный и всеобъемлющий метод финансового контроля. Ревизия охватывает все направления финансово-хозяйственной деятельности организации. Ревизор начинает свою работу с установления соответствия осуществляемой организацией деятельности ее учредительным документам. В процессе осуществления ФК применяются различные приемы документального и фактического контроля. Приемы документального контроля связаны с проверкой документов. Источниками контрольных данных для документального контроля служат: первичные документы; регистры бухгалтерского учета; данные бухгалтерской, статистической оперативной отчетности; плановая, нормативная и прочая документация. Приемы фактического контроля связаны с изучением состояния проверяемого объекта путем осмотра в натуре. Фактический контроль позволяет установить достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, бухгалтерском учете и отчетности. К приемам фактического контроля относятся: инвентаризация (сличение фактического наличия материальных ценностей с данными бухгалтерского учета), обмер, взвешивание, пересчет, лабораторный анализ, контрольный запуск сырья в производство.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.046 с.) |