Социально-экономическая сущность и признаки финансов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическая сущность и признаки финансов



Сущность и функции финансов

[ 1 ] с. 31-36 [ 2 ] с. 35-41

Социально-экономическая сущность и признаки финансов

                   [ 1 ] с. 32   [ 2 ] с. 37-38

Функции  финансов

               [ 1 ] с.33-36 [ 2 ] с. 38-39

Роль  финансов в экономике

      [ 2 ] с. 39-42

Функции финансов

1. Аккумулирующая функция финансов выражается механизмом концентрации денежных средств, централизованных и децентрали­зованных фондах, вразличных секторах экономики и уровнях бюд­жетной системы. На практике это выражается в формировании целевых фондов денежных средств различного направления ис­пользования.

2. Распределительная роль финансов выражается в разделении ва­лового национального продукта между участниками процесса ма­териального производства, отраслями национальной экономики, бюджетами различных уровней. Первичной основой распределе­ния является создание основных (первичных) доходов в различ­ных уровнях финансовой системы в процессе расширенного вос­производства. При этом под воспроизводством понимают не толь­ко расширенное воспроизводство в рамках создания валового национального продукта, но и процесс воспроизводства самих фи­нансовых отношений как непрерывного эволюционного процесса. Сумма этих доходов в рамках всего государства равна националь­ному доходу.

3. Стимулирующая роль финансов состоит в том, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, отраслей в нужном обще­ству направлении. Имея такой финансовый рычаг, как распреде­ление денежных доходов, государство может эффективно стиму­лировать или сдерживать развитие любого экономического про­цесса. Можно назвать следующие рычаги воздействия на эконо­мические процессы: бюджет; цены и тарифы; налоги; экспортно-импортные пошлины.

4. Регулирующая роль финансов определяется основной характеристикой финансов как отношений, санкционированных государством. Посредством финансов и их механизмов регулируются основные макроэкономические пропорции экономики: уровень цен, объем валового национального продукта, процентные ставки и пр. Именно финансы стимулируют расширенное воспроизводство и определяют целесообразную деятельность по созданию центра­лизованных и децентрализованных денежных средств, используе­мых на производственные и социальные нужды общества.

5. Роль планирования и контроля выражается в формулировании целей и выборе путей их достижения на основании разграниче­ния полномочий и предметов ведения между государством в лице органов государственной власти различного уровня, предприяти­ями и объединениями, населением в процессе подготовки про­гнозов развития отраслей и секторов рынка, подготовке бизнес-планов, смет доходов и расходов домашних хозяйств. Планирова­ние выражается через систему бюджетов и программ развития.

Контроль финансов выражается в деятельности по проверке соответствия фактического распределения валового националь­ного продукта и национального дохода плановым (целевым) по­казателям. Финансовый контроль охватывает сферу непосредствен­ного производства национального дохода, т. е. деятельность пред­приятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, не­производственную сферу, где национальный доход не создается, сферу распределения. Основной целью финансового контроля является обеспечение эффективности и рациональности расходо­вания финансовых и экономических ресурсов и соблюдения все­ми экономическими субъектами законодательства в области фи­нансов.

В зависимости от того, кто осуществляет финансовый конт­роль, он может быть общегосударственным, ведомственным, внут­рихозяйственным, общественным и независимым (аудиторским).

 

 

Роль финансов в экономике

Роль финансов в экономике определяется их ведущим положением среди других распределительных категорий и возможностью влияния на все стадии воспроизводственного процесса.

Взаимосвязь финансов с экономическими категориями

В процессе стоимостного распределения финансы активно взаимодействуют с ценой, заработной платой и кредитом.

Цена – это денежное выражение стоимости товара, услуги, которое покупатель должен выплатить продавцу при покупке товара. Обычно цена устанавливается продавцом заранее на основе издержек на производство и на продажу продукта, а также желаемой маржи прибыли для продавца. Однако цена редко равняется стоимости. Под воздействием спроса и предложения цена колеблется относительно стоимости. В процессе продажи происходит передача дополнительных средств продавцу или покупателю, что нарушает пропорции распределения. С помощью финансов распределяется вся стоимость общественного продукта, а с помощью цены – лишь часть, которая складывается из отклонений цен от реальных стоимостей товаров. Вместе с тем ценовое распределение является первичным по отношению к финансовому и подготавливает условия для последнего.

Заработная плата — денежное выражение стоимости рабочей силы. В процессе распределения общественного продукта происхо­дит возмещение потребленной стоимости рабочей силы (т. е. стои­мости средств, необходимых для восстановления затраченных сил, умственной энергии и т. д.). Однако свободного человека нельзя за­ставить трудиться на покрытие только собственных издержек. Необ­ходимы средства на расширенное воспроизводство рабочей силы, поощрение дополнительного труда. Для этого в ходе распределения выделяются дополнительные средства, создается премиальный фонд и, следовательно, возникают финансовые отношения. Кроме того, финансовые отношения возникают в процессе взимания налогов с заработной платы.

Кредит во многом может быть альтернативой финансам. Между двумя этими категориями существуют, с одной стороны, различия, а с другой — тесная взаимосвязь. Различие заключается в том, что: финансы охватывают процессы распределения и перераспределе­ния, а кредит — только перераспределение; источник формирова­ния финансовых ресурсов — вся стоимость общественного продук­та, а кредитных ресурсов — временно свободные денежные средства физических и юридических лиц; в случае кредита денежные средст­ва в долг предоставляются на условиях срочности, платности, воз­вратности (свойства кредита), а в случае финансовых отношений деньги предоставляются на длительный срок, как правило, безвоз­мездно или под маленький процент.

Взаимосвязь финансов и кредита проявляется в постоянном превращении финансовых и кредитных ресурсов друг в друга.

Влияние финансов на воспроизводственный процесс

Влияние финансов на экономику может быть количественным и качественным. Количественное влияние характеризуется пропор­циями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов. Качественное влияние характеризуется воздействием на материальные интересы участников воспроизводственного процесса.

Возможности влияния финансов на общественное воспроизводство связаны с двумя обстоятельствами:

1. финансы обладают потенциальным свойством на­правлять и регулировать экономические процессы, ускоряя или за­медляя их.

2. будучи категорией распределения, финансы обслу­живают весь воспроизводственный процесс в целом, т. е. сфера их влияния не исчерпывается только областью стоимостного распреде­ления, распространяется и на другие стадии воспроизводства.

В сфере материального производства финансы, обслуживая кругооборот производственных фондов, способствуют созданию новой стоимости. С помощью финансов распределяется выручка и при­быль хозяйствующего субъекта, формируются доходы, накопления и отчисления, образуются целевые денежные фонды для удовлетворе­ния разнообразных потребностей самих участников производства и общества в целом. Через количественное и качественное воздейст­вие финансы способствуют изменению структуры и динамики про­изводства. Перераспределение финансовых ресурсов между хозяйст­вующими субъектами и территориями может создавать условия для прогрессивных сдвигов и повышения эффективности производства, удовлетворения материальных интересов участников производст­венного процесса или оказать негативное воздействие на ход эконо­мических и социальных преобразований.

В сфере обращения финансы активно влияют на процессы обме­на. Благодаря распределению у покупателей формируются целевые денежные фонды и тем самым создаются условия для проведения обменных операций. С помощью финансов происходит распределе­ние выручки и прибыли торговых организаций, формируются внут­рихозяйственные фонды. Финансы подготавливают условия для об­менных операций и завершают процесс распределения финансовых результатов деятельности.

В сфере потребления финансы влияют на объем и структуру по­требления общественного продукта, на развитие непроизводствен­ной сферы, удовлетворение социальных гарантий и решение соци­альных задач.

Финансовый рынок

                     [ 1 ] с. 45-47

4. Сущность и содержание финансовой политики

                     [ 2 ] с. 42-45

Финансовый рынок

Финансовым рынком называется рынок, на котором осуще­ствляется взаимодействие экономических субъектов, предъявля­ющих спрос и осуществляющих предложение капитала. Развитие финансового рынка в России началось с 1992 г., когда правитель­ство стало предпринимать меры по либерализации экономиче­ской деятельности. В первую очередь были произведены шаги по организации инфраструктуры финансового рынка. Были приняты основные системообразующие законы по регулированию банков­ской деятельности, биржевого рынка.

Финансовый рынок представляет собой совокупность глубоко интегрированных рыночных отношений, обеспечивающих сферу обращения посредством аккумуляции денежных средств, их пере­распределение между субъектами рынка, где объектами сделок являются капиталы в различных формах их проявления на основе действия закона спроса и предложения.    

Функции финансового рынка сводятся к аккумуляции времен­но свободных денежных средств и формированию ссудного капи­тала, обеспечению взаимосвязи продавцов денежных ресурсов и покупателей, переливу капитала в наиболее эффективные секто­ра экономики.

Финансовый рынок есть необходимая составляющая эффек­тивного функционирования рыночной экономики, состоящей из взаимосвязанных элементов, пронизывающих всю систему.

Необходимость финансового рынка в экономике объясняется следующими обстоятельствами. В любой экономике (рыночной, плановой) с одной стороны возникает излишек денежных накоп­лений, с другой — потребность привлечения дополнительных де­нежных средств для инвестирования. В связи с наличием на одном полюсе экономики временно свободных денежных средств, а на другом — потребности в них, возникает необходимость перераспределительного механизма, финансового посредничества. Таким по­средником и является финансовый рынок.

Главное назначение финансового рынка — быть механизмом, который обеспечивает движение материальных и денежных фон­дов общества на взаимосвязанной и сбалансированной основе. Он выступает как условие эффективности экономики, как механизм горизонтального перераспределения денежных ресурсов, внутри— и межотраслевого перелива капиталов в противовес вертикально­му бюджетному методу.

Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансо­вые институты, направляющие потоки денежных средств от соб­ственников к заемщикам. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.

Принято выделять несколько видов финансового рынка.

1. На валютном рынке совершаются валютные сделки. Основой этого рынка являются банки и другие финансово-кредитные учреждения.

2. На рынке золота совершаются наличные, оптовые и другие сделки с золотом, в том числе со стандартными золотыми слитками. Основной объем операций с физическим золотом осуще­ствляется между банками и специализированными фирмами.

3. Денежно-кредитный рынок включает отношения между государством, банками, предприятиями и населением, а также отношения по межбанковскому и коммерческому кредитам.

4. На рынке ценных бумаг осуществляется эмиссия, куп­ля-продажа и перепродажа ценных бумаг. Рынок ценных бумаг подраз­деляется на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой, спотовый и срочный.

Сущность и содержание финансовой политики

Составной частью экономической политики является финансо­вая политика, которая присущими ей специфическими способами и методами содействует достижению целей и выполнению задач, по­ставленных экономической политикой.

Финансовая политика — деятельность государства по целенаправленному использованию финансов.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобили­зация и эффективное использование финансовых ресурсов, необхо­димых для удовлетворения потребностей общества.

Значение финансовой политики проявляется в том, что правильно выбранная финансовая политика:

· стимулирует рост производства, рациональное размещение производительных сил по территории страны;

· повышает заинтересованность регионов в развитии хозяйства, использовании местных ресурсов;

· способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира;

· приводит к повышению материального и культурного уровня населения.

Содержание финансовой политики многогранно и может быть представлено как единство трех составных частей:

· выработка научно обоснованных концепций развития фи­нансов;

· определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;

· осуществление практических действий, направленных на дос­тижение поставленных целей.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую страте­гию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой поли­тики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией, и касающийся важных крупных изменений финансового механизма, пропорций распределения финансовых ресурсов.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем изменения способов организации финансовых отношений, перегруппировки финансовых ресурсов. Финансовая тактика предусматривает решение задач текущего пе­риода (в пределах года и меньше), отличается гибкостью, подвиж­ностью. Типичный пример решения тактических задач — бюджет страны, принимаемый на очередной год.

При выработке финансовой политики необходимо учитывать:

1. эко­номические и финансовые возможности государства;

2. внутреннюю и международную обстановку;

3. отечественный и зарубежный опыт фи­нансового строительства;

4. историю развития финансов.

 

Управление финансами

                               [ 1 ] с. 52-54, 241-247   [ 2 ] с. 56-93

Органы управления финансами

                       [ 2 ] с. 58-68

3. Финансовое планирование и прогнозирование

                        [ 2 ] с. 68-79      

Финансовый контроль

                    [ 1 ] с. 241-247 [ 2 ] с. 83-92

Органы управления финансами

В Российской Федерации главными властными структурами по управлению финансами являются: Президент РФ; Федеральное Со­брание РФ; Правительство РФ. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

На общегосударственном уровне к органам управления финанса­ми относятся: профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ; Минфин РФ и подведомственные ему федеральные службы; Министерство экономического развития и торговли РФ; Федеральная антимонопольная служба; Федеральная служба по фи­нансовым рынкам.

Счетная палата РФ является органом государственного фи­нансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Рос­сийской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами Счетной палаты являются: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей фе­дерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фон­дов по объемам и целевому назначению; определение эффективно­сти расходов государственных средств и использования федераль­ной собственности; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов ис­полнительной власти; регулярное предоставление информации Со­вету Федерации и Государственной Думе о ходе исполнения феде­рального бюджета и результатах проводимых контрольных меро­приятий.

Министерство финансов РФ (Минфин России) вырабатывает еди­ную государственную финансовую (включая бюджетную, налого­вую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитную, денежную политики, а также политику в сфере аудитор­ской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетно­сти, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей.

Важнейшей функцией Минфина России является разработка проектов федеральных конституционных законов, федеральных за­конов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, регулирующих вопросы:

· организации и функционирования бюджетной системы, оп­ределения основ бюджетного процесса;

· исполнения федерального бюджета в очередном финансовом году, представления отчетности о его исполнении;

· финансовых взаимоотношений России с иностранными госу­дарствами, межгосударственными объединениями с участием Российской Федерации и международными финансовыми ор­ганизациями;

· управления государственным долгом и финансовыми актива­ми Российской Федерации;

· контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере;

· установления оснований и порядка привлечения к ответст­венности за нарушение бюджетного законодательства Рос­сийской Федерации;

· противодействия легализации доходов, полученных преступ­ным путем, коррупции и финансированию терроризма;

· регулирования бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетно­сти и аудиторской деятельности.

Федеральное казначейство осуществляет: организацию и кон­троль исполнения бюджета РФ; краткосрочное прогнозирование объемов государствен­ных финансовых ресурсов и оперативное управление ими; управле­ние и обслуживание совместно с ЦБ РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ; сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов.

Федеральная налоговая служба (ФПС России) выполняет функ­ции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Рос­сийской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей, производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, со­блюдением валютного законодательства.

Свою деятельность ФНС России осуществляет непосредственно и через налоговые органы: управления по субъектам Российской Федерации; межрегиональные инспекции; инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня.

Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмони-торинг) выполняет функции по противодействию легализации (от­мыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирова­нию терроризма, координации деятельности в этой сфере иных фе­деральных органов исполнительной власти.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) осуществляет мониторинг и анализ сводных финансовых балансов по Российской Федерации, вносит в Минфин России предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельно­сти подведомственных Минфину России федеральных служб.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) принимает нормативные правовые акты в сфере защиты конкуренции на рынке финансовых услуг; определяет наличие доминирующего положения финансовых организаций на финансовых рынках. Руководство ФАС России осуществляет Правительство Российской Федерации

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) яв­ляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляю­щим функции по принятию нормативных правовых актов, контро­лю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страхо­вой, банковской и аудиторской деятельности).

Органы управления финансами организации устанавливаются ее руководством и строгой организационной структуры не имеют. Это может быть финансовая дирекция, финансовое управление, финан­совый отдел, финансовая служба. Если организация очень крупная, то создаются финансовые дирекции. Схема работы предполагает объединение в финансовые дирекции всех экономических служб: финансовый отдел, бухгалтерия, экономический анализ и пр. Вся структура функционирует под эгидой финансовых отделов.

 

Финансовое планирование и прогнозирование

Финансовое планирование — это процесс обоснования финансовых отношений и движения соответствующих финансовых ресурсов на определенный период.

Финансовое планирование является состав­ной частью управления финансами. В ходе финансового планирования государственные органы и субъекты хозяйствования оценивают свое финансовое состояние, объемы финансовых ресурсов, выявляют возможности их увеличе­ния, направления их эффективного использования. Финансовое планирование осуществляется на основе анализа финансовой информации, которая должна быть полной, достовер­ной, своевременной. Финансовая информация включает бухгалтер­ские, статистические и оперативные показатели. В ходе финансового планирования решаются следующие задачи:

· определение источников и размеров финансовых ресурсов, которые должны обеспечить воспроизводственный процесс в соответствии с пропорциями, заложенными в финансовой политике;

· установление направления и объемов целевого использования финансовых ресурсов, определение соотношения между цен­трализованными и децентрализованными финансовыми ре­сурсами;

· раскрытие наиболее эффективных направлений использова­ния финансовых ресурсов;

· выявление резервов роста финансовых ресурсов.

По срокам финансовое планирование подразделяется на:

1. стратегическое — определяет движение денежных средств на длительный период (более 5 лет);

2. среднесрочное — осуществляется на период 3 года или 5 лет;

3. текущее — определяет задания на текущий финансовый год с поквартальной разбивкой;

4. оперативное — охватывает короткие промежутки времени (от нескольких дней до нескольких месяцев).

Можно выделить следующие основные методы финансового планирования: сметное; программно-целевое; бюджетирование, ориентированное на результат.

Сметное финансовое планирование основано на детальной рос­писи доходов и расходов, осуществляется исходя из значений, дос­тигнутых в прошлом году. Основным финансово-плановым документом является смета доходов и расходов. К ней прилагаются рас­шифровки доходов и расчеты по статьям расходов. Основное преимущество сметного финансового планирования заключается в том, что этот метод привычен и понятен всем участ­никам бюджетного процесса.

Программно-целевое финансовое планирование  состоит в обосновании и выборе по заданному критерию совокупности проблем и системы целей развития того или иного объекта или сферы хозяйствования; разработке комплекса мероприятий, необходимых для достижения этих целей; рациональном увязывании целей развития со временем их достижения и потребными для этого ресурсами. Программно-целевое бюджетное планирование в Российской Федерации применяется в основном на федеральном уровне и осу­ществляется в форме федеральных целевых программ, а также Фе­деральной адресной инвестиционной программы. Порядок разра­ботки и реализации федеральных целевых программ определяется правительством РФ.

Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), — метод бюджетного планирования, обеспечивающий взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и конечными результатами их использования в соответствии с приоритетами государственной по­литики.

Ориентированное на результат бюджетирование во многом схо­же с программно-целевым методом, так как в его основе лежит ус­тановление количественно измеряемых целей и средств, необходи­мых для их достижения.

Финансовое прогнозирование представляет собой процесс разра­ботки и составления прогнозов, т. е. научно обоснованных гипотез о вероятном будущем состоянии экономической системы и эконо­мических объектов, а также характеристик этого состояния.

Задача прогнозов — предвидеть перспективы, наметить ориен­тиры, на которые должны быть направлены все участники экономи­ки. Результатом прогнозирования является прогностическая инфор­мация (информация, которая дает представление о положении дел в будущем).

Целью финансового прогнозирования является определение ре­ально возможных объемов финансовых ресурсов, источников их формирования и путей использования. Полученная в ходе прогно­зирования информация позволяет органам управления финансами наметить разные варианты (сценарии) решения задач, стоящих пе­ред всеми субъектами финансовой системы, предвидеть формы и методы реализации финансовой политики.

В теории и на практике выделяют: среднесрочное финансовое прогнозирование (5—10 лет); долгосрочное финансовое прогнози­рование (более 10 лет).

В прогнозировании финансовых показателей применяется сово­купность специальных методов и приемов, которые принято делить на три группы: методы экспертных оценок; методы экстраполяции; методы экономико-математического моделирования.

Финансовый контроль

Финансовый контроль — совокупность мероприятий по проверке соблюдения финансового законодательства и финансовой дисципли­ны всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценке эффективности финансовых операций и целесообразности произве­денных расходов.                  Объектом финансового контроля являются распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресур­сов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства. Предметом финансового контроля выступают различные финан­совые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней, раз­меры налоговых платежей, прибыль, доходы субъектов хозяйствова­ния, рентабельность, себестоимость и др.

Сферой финансового контроля являются практически все опера­ции, совершаемые с помощью денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки), различные формы взаимозачетов. Важную роль в обеспечении качества финансового контроля играет уровень орга­низации учета в стране — бухгалтерского, бюджетного, налогового.

1. В зависимости от регламента осуществления финансовый контроль подразделяется на обязательный и инициативный.

1) Обязательный финансовый контроль осуществляется в соответствии с действующим законодательством в установленные сроки. К нему относятся, в частности, проведение комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах, а также на предприятиях, использующих средств федерального бюджета.

2) Инициативный контроль определяется самим хозяйствующим субъектом.

2. По времени проведения различают предварительный, текущий и последующий финансовый контроль.

1) Предварительный контроль (до совершения хозяйственных и финансовых операций) проводится на стадии рассмотрения бюдже­тов, финансово-плановых документов, штатных расписаний, разда­точных ведомостей. Основная его цель — своевременно пресекать незаконное, нецелевое, нерациональное, неэффективное использо­вание средств.

2) Текущий контроль (в ходе совершения финансово-хозяйствен­ных операций) выполняется на основе данных первичных докумен­тов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций, визуаль­ного наблюдения. Позволяет при необходимости регулировать хо­зяйственную ситуацию, предотвращать потери и убытки.

3) Последующий контроль (после совершения финансово-хозяйст­венных операций). Основное его содержание — проверка выполне­ния планов по количественным и качественным показателям, со­блюдения хозяйственного и финансового законодательства, сохра­нение собственности, законности управленческих решений и т. д.

3. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый кон­троль, различают следующие его виды.

1) Государственный контроль включает в себя контроль за: испол­нением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд­жетных фондов; организацией денежного обращения; использова­нием кредитных ресурсов; состоянием государственного внутренне­го и внешнего долга; государственных резервов; предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Государственный финансовый контроль осуществляют феде­ральные органы законодательной и исполнительной власти: Счет­ная палата РФ; Центральный банк РФ; Министерство финансов РФ; Федеральное казначейство; Федеральная налоговая служба; Фе­деральная служба страхового надзора; Федеральная служба финан­сово-бюджетного надзора; Федеральная служба по финансовому мониторингу; Федеральная таможенная служба; Федеральная анти­монопольная служба; Федеральная служба по финансовым рынкам.

    2) Внутриведомственный контроль выполняют специальные структуры министерств, ведомств в отношении подведомственных им ор­ганизаций. Обычно это контрольно-ревизионные департаменты, управления, отделы центрального аппарата отраслевых министерств.

3) Внутрихозяйственный контроль осуществляется внутри органи­зации финансовыми и экономическими подразделениями. Главное его назначение — непрерывное наблюдение за эффективностью финансовой, производственной, снабженческо-сбытовой деятельностью, выявление внутрихозяйст­венных резервов, обеспечение сохранности денежных и материаль­ных средств, устранение причин и условий, порождающих хищения и бесхозяйственность.

4) Муниципальный контроль осуществляется органами местного самоуправления при утверждении местного бюджета, его исполнении и при утверждении отчета о его исполнении. Глава местной админист­рации осуществляет местный финансовый контроль при исполне­нии местного бюджета, управлении объектами муниципальной соб­ственности.

5) Общественный контроль осуществляют различные обществен­ные организации: профсоюзы (за использованием средств, выделен­ных на социальные цели); средства массовой информации; полити­ческие партии.

6) Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодатель­ством и нормативными актами, регулирующими аудиторскую дея­тельность.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности фи­нансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответст­вии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

4. По методам проведения финансовый контроль подразделяется на: проверки; обследования; надзор; анализ финансового состоя ни я; наблюдение (мониторинг); ревизия. Основными методами фи­нансового контроля являются проверки и ревизии.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование конкретного вопроса на одном или нескольких участках деятельности. Проверка носит выборочный характер.

Ревизия — это сплошная документальная и фактическая провер­ка всех финансово-хозяйственных операций, совершенных прове­ряемой организацией за определенный период. Ревизия — наиболее распространенный и всеобъемлющий ме­тод финансового контроля.

Ревизия охватывает все направления финансово-хозяйственной деятельности организации. Ревизор начинает свою работу с уста­новления соответствия осуществляемой организацией деятельности ее учредительным документам.

В процессе осуществления ФК применяются различные приемы документального и фактического контроля.

Приемы документального контроля связаны с проверкой докумен­тов. Источниками контрольных данных для документального кон­троля служат: первичные документы; регистры бухгалтерского учета; данные бухгалтерской, статистической оперативной отчетности; пла­новая, нормативная и прочая документация.

Приемы фактического контроля связаны с изучением состояния проверяемого объекта путем осмотра в натуре. Фактический кон­троль позволяет установить достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, бухгалтерском учете и отчет­ности. К приемам фактического контроля относятся: инвентариза­ция (сличение фактического наличия материальных ценностей с данными бухгалтерского учета), обмер, взвешивание, пересчет, ла­бораторный анализ, контрольный запуск сырья в производство.

Сущность и функции финансов

[ 1 ] с. 31-36 [ 2 ] с. 35-41

Социально-экономическая сущность и признаки финансов

                   [ 1 ] с. 32   [ 2 ] с. 37-38

Функции  финансов

               [ 1 ] с.33-36 [ 2 ] с. 38-39

Роль  финансов в экономике

      [ 2 ] с. 39-42



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.094 с.)