Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Словарь литературоведческих терминов ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
А Аллего́рия (греч. Allegoria - иносказание) – изображение отвлечённой идеи, абстрактного понятия через конкретный образ, мысль. Связь между значением и образом устанавливается по принципу смежности (сходству). Например: оливковая ветвь – мир, сердце – любовь. Аллитера́ция ( от лат. а1 — к, litera — буква) – повторение однородных согласных звуков, придающее стиху особую выразительность. Например, в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» звуки «з», «ж», «ч», «р», «с» передают динамику боя: Вам не видать таких с ра ж ений!.. Но с ились з намена, как тени, В дыму огонь бле с тел, З вучал булат, ка р те ч ь ви зж ала, Р ука бойцов колоть устала, И яд р ам пролетать мешала Го р а к р овавых тел. Амфибра́хий – трёхсложный размер стиха, в котором ударным является средний слог (— —). Ана́пест – трёхсложный размер стиха, в котором ударным является последний слог (— —). Ана́фора – повторение слова или группы слов в начале нескольких строф в стихотворении. Антагони́ст (антипо́д) – непримиримые противники внутри произведения. Антите́за (греч. antithesis — противоположение) – резкое противопоставление понятий и образов. Выражается через слова антонимы, подчёркивая контрастность изображаемых событий и явлений. Ассона́нс – повторение одинаковых гласных. Применяется в поэтической речи для увеличения ее музыкальности и певучести. Например: Брож у ли я вдоль улиц ш у мных, Вхож у ль во многол ю дный храм, Сиж у ль меж ю ношей безумных, Я преда ю сь моим мечтам. Афори́зм – изречение, выражающее какую-нибудь обобщённую мысль, выявляющую общее и типическое в действительности, в лаконичной, художественно заострённой форме.
В Ве́чные о́бразы - образы, обобщающее художественное значение которых выходит далеко за рамки их конкретно-исторического содержания и породившей их эпохи. Вечные образы запечатлевают самые общие, существенные стороны человеческой природы, выражают типичные, постоянные, повторяющиеся в истории человеческого общества конфликты и ситуации. Например, Дон-Жуан, Фауст, Плюшкин, Иудушка Головлёв и пр. Ве́чные те́мы – наиболее значимые для человечества во все эпохи и постоянно повторяющиеся во всех национальных литературах темы жизни и смерти, света и тьмы, любви, свободы, долга и т.д. Например в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» вечные темы борьбы добра и зла, трусости, предательства, милосердия, любви и творчества становятся предметом размышлений писателя и его героев.
Внесюже́тные элеме́нты – вставные эпизоды, рассказы и авторские отступления в произведении, которые не входят в сюжет. Их основная функция – расширить рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, напрямую не связанных с сюжетом. Вну́тренний моноло́г – воспроизведение речи действующего лица, обращённой к самому себе и не произнесённой вслух. Используется в художественных текстах для раскрытия внутренних переживаний героя, воссоздания его внутреннего мира. Г Геро́й литерату́рный – главное или одно из главных действующих лиц в прозаическом или драматическом произведении, художественный образ человека, являющийся одновременно субъектом действия и объектом авторского повествования. Геро́й лири́ческий – один из способов выражения авторского сознания в лирическом произведении; герой лирического произведения, переживания, мысли и чувства которого оно отражает. Гипе́рбола (греч. hyperbole — преувеличение) – явное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Града́ция – такое расположение слов (словосочетаний, частей предложения), при котором каждое последующее усиливает значение предыдущего, что позволяет воссоздать события, действия, мысли и чувства в процессе, в развитии – от малого к большому или от большого к малому. Гроте́ск (франц. grotesque — причудливый, комичный) – чрезмерное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Например, Татьяна из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин» видит сон, в котором «рак верхом на пауке», «череп на гусиной шее», «мельница вприсядку пляшет/ И крыльями трещит и машет». Д Да́ктиль – трёхсложный размер стиха, в котором ударным является первый слог (— —). Дета́ль худо́жественная (от франц. Detail – подробность, мелочь, частность) – одно из средств создания образа: выделенный автором элемент художественного образа, несущий значительную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении. Может воспроизводить черты быта, обстановки, пейзажа, портрета (портретная детализация), интерьера, действия или состояния (психологическая детализация), речи героя (речевая детализация) и т. п.; она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и окружающую их среду.
Ж Жанр (от франц. genre — род, вид) – исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественных произведений, существующая внутри определённого рода литературы (эпоса – роман, повесть, рассказ, очерк и пр., лирики – ода, послание, эпиграмма, элегия и пр., драмы – трагедия, комедия, дарама, мелодрама, водевиль и пр.).
З Завя́зка – начало противоречия, заложенного в произведении, и составляющего основу сюжета, исходный эпизод, момент, определяющий последующее развёртывание действия художественного произведения. За́мысел а́вторский - возникающее в воображении писателя до начала непосредственной работы над художественным произведением представление о содержании и форме будущего произведения, его основных чертах и свойствах. Зву́копись – система звуковых повторов тех или иных элементов звукового состава языка: согласных и гласных звуков, ударных и безударных слогов, пауз, различных видов интонаций.
И Иде́я (основная мысль) – главная мысль художественного произведения, выражающая отношение автора к действительности. Изобрази́тельные сре́дства - способы и приемы воссоздания действительности в художественном произведении, позволяющие представить зримую, слышимую, осязаемую ее картину: тропы, стилистические фигуры, различные формы звуковой инструментовки текста, ритм и т.п., т.е. те элементы произведения, которые помогают создать «чувственно-предметные образы». Инве́рсия (от лат. inversion — перестановка) – нарушение общепринятого в языке порядка слов. Например, «Вознёсся выше он главою непокорной…» (А. С. Пушкин). Интерье́р (франц. interieur — внутренний) – изображение обстановки помещений, в которых живут и действуют персонажи. Иро́ния (от греч. eironeia — притворство, насмешка) – осмеяние, содержащее отрицательную, осуждающую оценку того, что критикуется; тонкая, скрытая насмешка. Комический эффект достигается посредством того, что говорится прямо противоположное подразумеваемому.
К Каламбу́р - стилистический оборот или миниатюра, основанная на игре слов, их звуковом сходстве при различном смысле, придающая речи комический оттенок. Конте́кст – речевое или ситуативное окружение всего произведения, в пределах которого наиболее точно выявляется смысл и значение слова, фразы и т.д. Компози́ция (лат. compositio — составление, связывание) – совокупность приёмов и средств, использованных автором для построения произведения, раскрытия и организации образов, их связей и отношений. Конфли́кт (от лат. confiictus — столкновение) – столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении. Острое столкновение характеров и обстоятельств, различных характеров. Кульмина́ция (от лат. culmen — вершина) – момент наивысшего напряжения в развитии действия, максимально обостряющий художественный конфликт.
Л Леге́нда – прозаический жанр фольклора; повествование о чудесных лицах и событиях, воспринимающееся, однако, как достоверное. Например, легенды о Ларре и Данко, входящие в рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». Лири́ческое отступле́ние (авторское отступление) – внесюжетный элемент произведения: непосредственное авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение. «Ли́шний челове́к» – условное название ряда разнородных героев, наделённых сознанием собственной бесполезности, страдающих от отсутствия ясной цели в жизни, осознающих свою «социальную ненужность». М Мадрига́л – жанр лирики: стихотворение хвалебного содержания в классической поэзии. Как правило, обращено к женщине. «Ма́ленький челове́к» – условное название ряда разнородных героев, занимающих нижнюю нишу в системе социальной иерархии и объединённых общностью психологических и поведенческих черт (уязвлённое самолюбие в сочетании с осознанием собственной приниженности, понимание несправедливости общественного устройства, острое чувство личной незащищённости). Главным сюжетом произведений о «маленьких людях» обычно становится история обиды или оскорбления героя сильными мира сего, главной оппозицией является оппозиция «маленький человек» — «значительное лицо». Мета́фора (греч. metaphora — перенесение) – перенос наименования по сходству или по аналогии. Сходными чертами могут быть цвет, форма, характер движения, любые индивидуальные свойства предмета. Например, «несгорающий немыслимой любви» (В. В. Маяковский). Метони́мия (греч. metonymia — переименование) – перенос наименования по смежности. В отличие от метафоры, которая образуется в результате сходства, метонимия основывается на реальной связи, на реальных отношениях между предметами. Эти отношения, делающие два предмета мысли логически смежными друг другу, могут быть разных категорий. В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин использовал метонимическую иносказательность: «Читал охотно Алулея,/ А Цицерона не читал» (автор и его произведение), «Язык Петрарки и любви» (признаки предмета и сам предмет), «Партер и кресла — всё кипит» (предмет и человек), «Всё, чем для прихоти обильной / Торгует Лондон щепетильный» (предмет и пространство).
Многосою́зие – стилистическая фигура: намеренный повтор союзов, который используется для интонационного и логического подчеркивания, выделения соединяемых союзами членов предложения, оборотов или частей сложного предложения.
Н Нове́лла – эпический жанр, разновидность рассказа. Отличается острым, захватывающим сюжетом и неожиданной концовкой. Иногда новеллу называют главой из романа, поскольку ей присуща необычайная смысловая ёмкость, стремление в лаконичной форме раскрыть судьбу героя. Таковы «Ионыч» А. П. Чехова, «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» И. А. Бунина, «Судьба человека» М. А. Шолохова. «Новые люди» – условное название героев, ставших воплощением нового типа общественного деятеля, появившегося в России в 60-е гг. XDC в.в среде разночинной интеллигенции.
О Образ художественный – обобщенное художественное отражение действительности в конкретной форме, картина человеческой жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала. Ода – лирическое произведение, посвящённое изображению крупных исторических событий или лиц, затрагивающее значительные темы религиозно-философского содержания, насыщенное торжественным тоном, патетическим воодушевлением автора. В оде использовалась высокая, книжная лексика, архаизмы, аллегории. Оксю́морон (греч. oxymoron — остроумная глупость) – стилистическая фигура, состоящая в намеренном сочетании несовместимых по смыслу определений, понятий. Это словесная антитеза, в результате которой возникают неожиданные образы. «Красноречивое молчание», «выйти сухим из воды» — оксюмороны обыденной речи. В лирике оксюмороны отражают сложность эмоционального мира лирического героя или противоречивость явлений действительности. Олицетворе́ние - вид тропа, обозначающий изображение неодушевлённого или абстрактного предмета как одушевлённого (способность мыслить, чувствовать, говорить). Опоя́сывающая (кольцевая) рифмо́вка - рифмовка, по расположению рифмующихся стихов соответствующая схеме: абба. При О. р. созвучны первая и четвертая, вторая и третья строки соответственно. О́́черк – «малый» эпический жанр, основанный не на изображении конфликта, как жанр рассказа, а на описательном изображении какого-либо общественно или нравственно значимого явления или собы тия. Выделяют путевой, документальный, портретный, «физиологический», психологический очерк.
П Памфле́т – произведение остросатирического, обличительного характера, в резкой форме высмеивающее те или иные явления социальной жизни, политических и общественных деятелей. Парная (смежная) рифмовка – рифмовка, по расположению рифмующихся стихов соответствующая схеме: аабб. При С. р. созвучны первая и вторая, третья и четвертая строки соответственно, например: О чем, прозаик, ты хлопочешь?
Давай мне мысль какую хочешь: Ее с конца я завострю, Летучей рифмой оперю... (А.С. Пушкин) Парцелля́ция – интонационно-стилистическая фигура: синтаксическое выделение отдельных частей или слов фразы (чаще всего однородных членов) в качестве самостоятельных предложений с целью усиления их смысловой весомости и эмоциональной нагрузки в тексте. Па́сквиль – произведение клеветнического, оскорбительного характера, призванное унизить или скомпрометировать адресата. Пейзаж (франц. paysage, от pays — страна, мест ность) — изображение картин природы, выполняющее в художественном произведении различные функции в зависимости от стиля и художественной позиции писателя. Существуют следующие разновидности пейзажа: лирический, романтический, символический, психологический. В зависимости от рода литературы пейзаж может нести разную смысловую нагрузку. Перекрёстная рифмовка – рифмовка по расположению рифмующихся стихов соответствующая схеме: абаб. При П. р. созвучны первая и третья, вторая и четвертая строки соответственно, например: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. (А.С. Пушкин) Перифра́з – вид тропа, описательный оборот речи, употребляемый вместо слова или словосочетания. В П. название предмета или явления для большей выразительности заменяется указанием на его наиболее характерные признаки: "Северная Венеция" (Санкт-Петербург), "царь зверей" (лев). П. бывают образные (носящие метафорический характер) и необразные (сохраняющие прямое значение образующих их слов, например: "город на Неве" - Петербург). К тропам принадлежат только образные П. В образных П. выделяется какой-либо ключевой признак, а все другие как бы затушевываются, что дает автору возможность обратить внимание на те черты изображаемых предметов и явлений, которые для него особенно важны в художественном отношении. Необразные П. лишь переименовывают предметы, качества, действия и выполняют не столько эстетическую, сколько смысловую функцию: помогают автору точнее выразить мысль, подчеркнуть те или иные качества описываемого предмета или явления, избежать повтора слов Персона́ж – общее название любого действующего лица литературного произведения. П. подразделяются на главных (см. герой литературный), второстепенных, эпизодических, внесценических (в пьесах). Иногда термин П. употребляется по отношению не к главным, а к второстепенным действующим лицам. Плеона́зм – разновидность речевой избыточности: повторение в тексте близких по смыслу и потому ненужных слов и оборотов речи, употребление лишних обстоятельств или определений (предчувствовать заранее, повседневная обыденность). В художественном тексте - стилистическая фигура, средство усиления выразительности речи, например: "И мы плывем, пылающею бездной, // Со всех сторон окружены" (Ф.И. Тютчев). Употребление экспрессивно окрашенных плеонастических сочетаний характерно для фольклора (грусть-тоска, путь-дороженька, море-окиян). По́весть – средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объёму П. больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, в ней больше событий и действующих лиц, однако, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия. Подте́кст – скрытый смысл высказывания, не высказанное прямо, но вытекающее из ситуации, отдельных деталей, реплик, диалогов героев внутреннее содержание речи. П. не совпадет с прямым смыслом высказывания, с тем, что говорят действующие лица, но позволяет понять, что они чувствуют. В художественном произведении П. часто раскрывает отношение автора к действующим лицам, их взаимоотношениям, происходящим событиям. Портре́т (от франц. portrait — изображение, портрет) — изображение внешности героя (черт лица, фигуры, позы, мимики, жеста, одежды) как одно из средств его характеристики; разновидность описания. Портрет даёт писателю широкие возможности для характеристики не только внешности, но и внутреннего мира человека, т. к. в облике человека всегда в большей или меньшей степени проявляются его взгляды на жизнь, характер, психологические особенности. Посла́ние – поэтический жанр: стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к кому-л. и содержащее призывы, просьбы, пожелания и т. п. Постоянный эпитет – определение, устойчиво сочетающееся с определяемым словом и образующее в сочетании с ним образно-поэтическое выражение: "сине море", "добрый молодец", "красна девица", "каленая стрела", "сахарные уста", "горючие слезы", "широкая степь", "белый снег", "темная ночка", "длинная дорога" и т. п. Приём – конструктивный принцип организации литературного произведения: сюжетно-композиционный, жанровый, стилистический. Проблема – вопрос, поставленный в художественном произведении и требующий разрешения. Проло́г – вступительная часть художественного произведения, в которой излагаются события, предваряющие по времени события сюжета. Эпизоды пролога не являются частью сюжетного действия, но необходимы для его понимания. Кроме того, в прологе могут быть даны развёрнутые характеристики персонажей, показано их прошлое, выражена авторская позиция. Прототи́п (греч. prototypon - прообраз) – реальная личность или литературный герой, послуживший автору моделью для создания персонажа. П. может выступать в произведении под подлинным (Пугачев в "Капитанской дочке" А.С. Пушкина) или вымышленным именем (прототипом Рахметова в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?" был П. А. Бахметьев). Часто автор "фокусирует" в литературном герое черты разных людей или групп людей (например, Василий Теркин в одноименной поэме А.Т. Твардовского - собирательный образ русского солдата). Психологизм (от греч. psyche - душа и logos - понятие, слово) – способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя. П. может быть явным — открытым (непосредственное воспроизведение внутренней речи героя или образов, возникающих в его воображении, сознании, памяти, например, "диалектика души" в произведениях Л. Н. Толстого, В. В. Набокова) и неявным — скрытым, уведенным в «подтекст» (например, "тайная психология" в романах И.С. Тургенева, где внутреннее состояние персонажей раскрывается благодаря выразительным жестам, особенностям речи, мимики, то есть разнообразным внешним проявлениям психики). Поэ́ма – лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть, роман в стихах), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике).
Р Развя́зка – структурный элемент сюжета: заключительный эпизод в развитии действия, где описывается разрешение конфликта художественного произведения, дается указание на возможные пути его решения или обнаруживается его принципиальная неразрешимость. Размер стихотворный – способ организации звукового состава стихотворного произведения. Определяется числом слогов (в силлабическом стихосложении), количеством ударных слогов (в силлабо-тоническом стихосложении). В силлабо-тоническом стихосложении выделяются двусложные (хорей, ямб) и трехсложные (дактиль, анапест, амфибрахий) стихотворные размеры. Расска́з – малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц в Р.ограничен, описываемое действие непродолжительно по времени. Иногда в произведении этого жанра может присутствовать рассказчик. Ритм (от греч. rhythmos — такт, соразмерность) – периодическое повторение каких-либо элементов текста через определённые промежутки. В литературных произведениях ритм создаётся повторяемостью фонетических элементов: звуков, пауз, ударений, слогов, сочетаний ударных и безударных слогов, а также слов, рядов слов, синтаксических конструкций. Ритори́ческий вопрос – стилистическая фигура: вопросительное предложение, содержащее утверждение (или отрицание), оформленное в виде вопроса, не требующего ответа. Ри́фма – одинаковое или сходное звучание концов двух или более стихотворных строк, отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рифмо́вка – расположение рифмующихся строк в стихе. Существует три основные типа рифмовки: парная (смежная) – ААББ, перекрёстная – АБАБ и кольцевая (опоясывающая) – АББА. Рома́н - жанр эпоса: большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни. Характерные свойства Р.: многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц; наличие системы равнозначных персонажей; охват большого круга жизненных явлений, постановка общественно значимых проблем; значительная временная протяженность действия. Рома́н-эпопе́я – жанр эпоса, сочетающий в себе черты романа и эпопеи. Такое произведение с особой полнотой охватывает ту или иную историческую эпоху в многослойном сюжете. Судьба личности в её индивидуальных нравственных исканиях (черта романа) тесно связана с судьбами страны и народа (черта эпопеи); характеры формируются и эволюционируют под влиянием крупнейших исторических событий.
С Сарка́зм – вид комического: злая, язвительная насмешка, издевка, содержащая уничтожающую оценку лица, предмета или явления, высшая степень проявления иронии (см. ирония). Сати́ра – 1. способ проявления комического в искусстве, заключающийся в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. С. - наиболее острая форма обличения действительности. Если юмор - осмеяние "частного", то С., как правило, - осмеяние "общего", обличение социально-нравственных пороков и недостатков (например, "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта). Сатирическое начало может присутствовать в произведениях любых жанров: комедиях, фарсах, литературной и народной песенной лирике, рассказах, повестях, романах, анекдотах, пословицах и т. д. 2. Лиро-эпический жанр: поэтическое произведение, в котором резко, язвительно обличаются явления действительности. Си́мвол – универсальная эстетическая категория, особый художественный образ-знак. В отличие от знака-символа, содержащего недвусмысленное, практическое значение (например, в математике), метафоры (см. метафора) и аллегории (см. аллегория), С. имеет не одно или несколько, а неисчерпаемое множество значений и обладает необыкновенной смысловой емкостью. С. известен с древнейших времен (древние мифологические образы-С. у разных народов, архетипы, христианские С., например, Ад, Чистилище и Рай и т. п.). С. не рассчитан на постижение разумом или сознанием, а стремится вызвать ассоциации, эмоционально воздействовать на воспринимающего (читающего, слушающего, смотрящего и т. п.), "внушить" определенное впечатление, настроение, состояние и тем самым заставить увидеть в предмете или явлении их глубинную, скрытую сущность. Художественная задача С. - влияя на чувства, воображение, эмоции, пробудить готовность воспринять идеальные (нематериальные) понятия, а не объяснить их логически; дать некий намёк, указание на существование у изображаемого сокровенного смысла и стать "проводником" к нему Сине́кдоха – вид тропа: разновидность метонимии (см. метонимия). Троп состоит в замене множественного числа единственным; употреблении названия части вместо целого или общего, и наоборот. Соне́т – лирическое стихотворение, состоящее из 14 стихов, построенных и расположенных в особом порядке. Примеры схем наиболее употребительного расположения рифм таковы: 1) abba, abba, ccd, ede 2) abba, abba, cd c, dee 3) abba, abba, cd d, eed 4) abab, abab, cd c, ede 5) abab, abba, ccd, eed и т.д. Сравне́ние – сопоставление изображаемого предмета или явления с другим предметом по общему признаку. Сравнение может выражаться оборотами со сравнительными союзами как, будто, словно, точно; творительным падежом («пыль стоит столбом»); с помощью отрицательных частиц (отрицательное сравнение). Стиль – единство образной системы, изобразительно-выразительных средств, творческих приёмов, пронизывающее всю художественную структуру. Стих – отдельная строка стихотворения, а также общее название стихотворной речи, которая отличается ритмом. Стихотворе́ние – небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме от лица автора или от лица лирического героя. Строфа́ – сочетание стихов, объединённых общей рифмовкой, устойчивым чередованием различных стихотворных размеров, и представляющее собой ритмико-синтаксическое целое. В составе строфы может быть от 2-х до 14 стихотворных строк. Сюже́т – совокупность событий, изображённая в литературном произведении, т. е жизнь персонажей в сменяющих друг друга обстоятельствах.
Т Тавтоло́гия – повторение одинаковых или близких по смыслу и звуковому составу слов. Например, у М. Ю. Лермонтова: «Я убил его вольной волею». Тавтологичными являются однокоренные слова. Тема - предмет изображения в художественном произведении: круг жизненных явлений и событий, о которых пишет автор. Под С. (в отличие от сюжета), понимают не то, что непосредственно изображено в произведении, а то, что "прочитывается" за событиями, конфликтом, взаимоотношениями героев и т. п. Например, С. романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" - не конфликт поколений, персонифицированный в образах Базарова и Кирсановых, а исследование нового человеческого типа (нигилиста), появившегося в русской жизни в 40-х - 50-х гг. XIX в. Ф Фа́була – цепь, череда событий в эпическом или драматическом произведении, положенная в основу сюжета (см). В отличие от сюжета Ф. можно кратко пересказать. "Ф. - это то, что было на самом деле, сюжет - то, как узнал об этом читатель" (Б.М. Томашевский). Кроме того, одна и та же Ф. может стать основой для множества различных сюжетов. Х Хоре́й – двусложный размер, в котором ударение падает на первый слог. Хроното́п – взаимосвязь пространства и времени в произведении. Например, время в литературном произведении может быть либо соотнесено, либо не соотнесено с историческим, может быть непрерывным (линейно развертывающимся) или иметь временные перестановки, может быть намеренно замедлено автором или свернуто до ремарки.
Э Экспози́ция – часть литературного произведения, обычно предшествующая завязке (см. завязка) и содержащая сведения о персонажах, месте и времени действия, описание обстоятельств, имевших место до его начала. Однако не во всех произведениях есть Э., кроме того, она, в соответствии с замыслом автора, может располагаться и после завязки, то есть в середине или конце текста (например, биография Чичикова в одиннадцатой главе "Мертвых душ" Н.В. Гоголя). Эле́гия – стихотворение, в котором выражаются преимущественно мотивы грусти, одиночества, разочарования, размышления о бренности жизни. Э́липс - стилистическая фигура: сознательный пропуск подразумеваемого слова, легко восстанавливаемого из контекста, придающий тексту особую выразительность. Благодаря Э. может быть создан эффект динамичности движения: "Вошел: и пробка в потолок" (А.С. Пушкин); быстрой смены событий или состояний: "И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, // Минута - и стихи свободно потекут" (А.С. Пушкин); лаконизма, краткости речи: "Поэзия - // та же добыча радия. // В грамм добыча, // в год труды. // Изводишь // единого слова ради // Тысячи тонн // словесной руды" (В. Маяковский); разговорного характера высказывания: "Чтоб за неё в огонь и в воду, // А если - то и жизнь отдать" (А.Т. Твардовский); лирической взволнованности: "Богова! Богемия! // Не лежи, как пласт! // Бог давал обеими // И опять подаст!" (М. Цветаева). Эпигра́мма – короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или содержащее отклик на злободневные события общественной жизни. Эпило́г - часть текста художественного произведения, выходящая за границы сюжета: рассказ автора о том, что произошло с действующими лицами после развязки (см. развязка) сюжетного действия, о дальнейшей судьбе героев. Эпи́тет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью. Например: железная выдержка, серебряный голосок. Эпи́фора – стилистическая фигура: повторение слова или группы слов в конце стихотворных строк или прозаических фраз. Я Ямб – двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на второй слог.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.097 с.) |