Шаблон анализа поэтического текста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шаблон анализа поэтического текста



Стихотворение ______ (его название) было написано _______ (имя автора) в ____ году. Оно проникнуто _______ настроением (указать каким именно настроением), так как создавалось в период ________ (обозначить исторические события, которые имели место быть в то время, какие события в личной жизни автора могли повлиять на написание). Эти события глубоко потрясли автора. Он испытал ряд переживаний, связанных с происходящим, которые впоследствии нашли отражение в лирике поэта.

В своем тексте _______ (И.О поэта) рассказал читателю о (об) _________ (обозначить тему). В связи с этим данное стихотворение можно считать ярким образцом ___________ лирики (указать к какому типу лирики относится текст: пейзажная, любовная, философская, исповедальная, лирика, отражающая тему поэта и поэзии, гражданская). Своим стихотворением автор хотел донести до читателя мысль о том, что ________ (обозначить основную мысль). Так же идея произведения прослеживается и в самом названии. На мой взгляд, оно полностью (или не полностью) отражает подлинную суть написанного (если, по вашему мнению, заглавие текста не в полной мере отражает его суть, то необходимо пояснить свою точку зрения, опираясь на содержание произведения!). После прочтения стихотворения мне удалось уловить и то настроение, которое в нём заложено. По моему мнению, поэтический текст полон _______ (конкретизировать оттенки настроения, увиденные в тексте). Это помогло мне глубже проникнуть в суть произведения, дало представление о том, с каким чувством автор писал о (об)_________ (назвать тему).

Сюжетная линия данного стихотворения заключается в художественном изображении ряда событий__________ (обозначить каких именно событий, рассмотреть через какие образы они показаны). Но главенствующее место отводится всё-таки переживаниям лирического героя о том __________ (конкретизировать переживание). Помимо этого, таящиеся внутри стихотворения переживания, чувства и мысли художника, мастерски помогают передать те образы, которые созданы поэтом. Можно выделить ряд особо ярких образных составляющих: ____________ (перечислить образы в стихотворении). В их создании автор использовал такие изобразительно-выразительные средства как _____________ (перечислить найденные образные средства, указывая при этом примеры из текста стихотворения).

Но, несмотря на всё выше сказанное, главенствующая роль отводится образу лирического героя. В тексте он предстает как ________ (сам автор, говорящий от первого лица; автор, говорящий от лица своих героев (или какого-то конкретного героя), либо автор, играющий какую-либо роль). В моем понимании лирический герой данного текста _______ (указать какой он, полностью его охарактеризовать). При его создании использовались такие выразительные средства как __________ (перечислить все найденные средства и привести примеры из текста в доказательство).

Композиционно поэтический текст разделён на _______ строф (указать количество строф в стихотворении). Каждая строфа представляет собой законченную мысль. В первой строфе авторская мысль заключается в _________. Вторая строфа передает _________. Мысль третьей строфы – _______. (Рассмотреть то количество строф, которое есть в стихотворении!). Содержание и смысл каждого из четверостиший (двустиший, трехстиший, пятистиший и т.д.) соотносится (или не соотносится) друг с другом. Заключительная строфа стихотворения является очень значимой для раскрытия авторского замысла и подытоживает всё сказанное. (Если последняя строфа не является неким выводом, то нужно это указать и пояснить почему так, по вашему мнению).

Рифмовка в данном стихотворении ________ (указать тип рифмовки: парная, перекрёстная, кольцевая, смежная).

Размер данного поэтического текста – ______ (обозначить двусложный (ямб, хорей) или трёхсложный (дактиль, амфибрахий, анапест).

В плане жанровой специфики данный текст можно отнести к _______ (указать жанр). Я сделал (а) такой вывод, так как в стихотворении прослеживаются следующие жанровые характеристики: __________ (перечислить эти характеристики).

В целом стихотворение мне понравилось (не понравилось), так как ______ (описать личные впечатления от прочитанного текста).

По мере необходимости структуру шаблона можно корректировать, исходя из особенностей того или иного стихотворения.

Для того чтобы специфика анализа поэтического текста стала более понятной, приведём пример. В качестве объекта для анализа нами было выбрано стихотворение В. В. Маяковского «А вы могли бы?».

А вы могли бы?

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

 

 

Стихотворение «А вы могли бы?» было написано В. В. Маяковскимв 1913 году. Оно проникнуто печальным и даже трагическим настроением, так как создавалось в очень сложное для автора время. Он – поэт-революционер, стремящийся раз и навсегда изменить «серость будня», но окружающие не понимают посыла его творчества и продолжают смотреть на всё «из раковин вещей».   Это глубоко разочаровывало автора. Он испытывал ряд переживаний, связанных с происходящим, которые впоследствии нашли отражение в лирике поэта.

В своем тексте Владимир Владимирович рассказал читателю о том, насколько консервативным, унылым и не стремящимся развиваться было окружающее его общество. Он резко противопоставлял себя (лирического героя) ему.В связи с этим данное стихотворение можно считать ярким образцом гражданской лирики. Своим стихотворением автор хотел донести до читателя мысль о том, что в жизни очень важно не погрязнуть в рутине, не стать безучастным и безразличным. По мнению поэта важно и нужно избавляться от узкого практицизма и утилитаризма. Ведь именно такой настрой поможет не только человеку, но и обществу в целом не стоять на месте, а развиваться, стремиться к лучшей жизни и новому себе.Так же идея произведения прослеживается и в самом названии. На мой взгляд, оно полностью отражает подлинную суть написанного. В заглавии автор будто бы бросает вызов этому «обрюзгшему» миру. После прочтения стихотворения мне удалось уловить и то настроение, которое в нём заложено. По моему мнению, поэтический текст полон не только печали и трагизма, как уже было сказано выше, но и показывает, насколько Маяковский отчаянно борется за «свою правду». Это помогло мне глубже проникнуть в суть произведения, дало представление о том, с каким чувством автор писал о нежелании общества шагнуть в новый мир.

Главенствующее место отводится в стихотворении переживаниям лирического героя о том, насколько люди вокруг обленились, обжились в своих мирках и не хотят из них выбираться, чтобы попробовать что-то новое и интересное. Примером из текста может служить строчка: «… вы смотрите устрицей из раковин вещей». Помимо этого, таящиеся внутри стихотворения переживания, чувства и мысли художника, мастерски помогают передать те образы, которые созданы поэтом. Можно выделить ряд особо ярких образных составляющих: «карта будня», «блюдо студня», «чешуя жестяной рыбы», «зовы новых губ», «флейта водосточных труб». В их создании автор использовал такие изобразительно-выразительные средства как метафоры и эпитеты. Последних в тексте не так много. В данном случае сами образы выступают в роли своеобразных метафор, а эпитетами можно назвать такие сочетания как «жестяная рыба», «новые губы».

Но, несмотря на всё выше сказанное, главенствующая роль отводится образу лирического героя. В тексте он предстает как сам автор. Отражает те жизненные ценности и устои, которые были у поэта. В моем понимании лирический герой данного текста очень одинок. Одиночество это вызвано его бунтарской натурой, которая не желает пребывать в серости будней, не хочет быть частью той безликой толпы, которая его окружает. Он очень внимателен к деталям. Чувствуется, что лирический герой – поистине творческая натура, не лишённая романтизма, со своим мировосприятием и желанием сделать этот мир лучше. Его основная особенность заключается в том, что он в самых обыденных вещах может увидеть нечто необычное, значительное и очень красивое. Так, например, в обыкновенном студне герой видит «косые скулы океана», а на «чешуе жестяной рыбы» – «зовы новых губ». Помимо этого я считаю, что он, в силу своих особенностей, в какой-то степени иронично относится к обывателям. Он не просто интересуется, смогут ли они разглядеть очарование в неприглядных предметах, смогут ли пересилить себя и создать нечто прекрасное, он пытается их «поддеть». В этом как раз и чувствуется какая-то лёгкая ирония.

В числе прочего очень важное место в стихотворении занимает инверсия: «На чешуе жестяной рыбы прочёл я зовы новых губ». Акцент здесь делается именно на то, что лирический герой, а не кто-то ещё способен на подобное. А присущая Маяковскому жёсткость в поэзии достигается при помощи аллитераций (повторяются такие согласные как «ж», «ч», «ш», «щ»). Обилие глагольных форм – «смазал», «плеснувши», «показал», «прочёл» – придаёт тексту динамичность и даже стремительность.

Композиционно поэтический текст очень прост. Он состоит только из одной строфы, которая представляет собой монолог лирического героя. Содержание и смысл данного текста неделимы. Что делает его более целостным. На протяжении стихотворения лирический герой рассказывает, каково его мировосприятие, а затем обращается к общественности.

Рифмовка в данном стихотворении в основе своей достаточно традиционна. Автор использует перекрёстный способ рифмовки (будня – студня, стакана – океана), но поэт-революционер не смог обойтись и в этом вопросе без некоторой эпатажности. Это проявляется в наличии совершенно новой для стихосложения того времени рифмы – составной (рыбы – могли бы).

Размер данного поэтического текста – четырёхстопный ямб.

В плане жанровой специфики данный текст можно отнести к посланию. Я сделала такой вывод, так как в стихотворении прослеживаются следующие жанровые характеристики: личностность, очевидность связи «автор – читатель» и привязанность к конкретной ситуации.

В целом стихотворение мне понравилось, так как оно в полной мере отражает не только глобальные человеческие проблемы, но и проливает свет на личность автора. Читая эти строки, я представляла себе самого поэта. Чувствовала, насколько он презрительно относился к мещанству и как горячо желал изменить мир к лучшему. Но в окружении не было никого, кто смог бы понять поэта. Безграничное чувство тоски и одиночества – вот чем наполнено данное стихотворение. Но это совсем не значит, что поэт был слаб. Просто бороться со «злом», с теми пороками, в которых погрязло общество, не так уж просто одному. Именно поэтому в заключительных строках произведения Маяковский как бы обращается к своим читателям в надежде, что найдётся хотя бы ещё один человек, который способен видеть прекрасное в обыденности и менять мир к лучшему.

При выполнении анализа любого поэтического текста важно помнить и следовать следующим правилам:

1. Для качественного анализа стихотворение мало прочитать один раз. Первое прочтение может быть ознакомительным, а все последующие – с целью поиска ключевых особенностей. Чем большее количество раз будет прочитан текст, тем глубже будет его анализ.

2. Центром повествования в любом поэтическом тексте является образ лирического героя. Поэтому для того, чтобы понять идею произведения, его тему нужно обращать внимание на то, каким образом поэт выражает переживания своего героя.

3. При исследовании композиции стоит обращать внимание на мысли и чувства лирического героя и стараться показать их при изложении содержания каждой из частей. Помимо этого, важно говорить о том, при помощи каких художественных средств данные мысли и чувства передаются автором.

4. На заключительном этапе анализа важно провести рефлексию. Рефлексией принято называть размышления человека, которые направлены на самого себя. То есть в завершении анализа нужно обязательно задаться вопросами: «Что нового дал мне этот текст?», «Понравился ли он мне и почему?», «О чём он заставил меня задуматься?» и др.      

Раздел 5. Основные аспекты анализа прозы (с примерами)

В рамках данной главы нами будут рассматриваться произведения эпического характера. Эпос является одним из трёх родов художественной литературы и характеризуется изображением событий, внешних по отношению к автору.

В зависимости от того какой временной промежуток взят для описания, какие события рассматривает, эпос делится на крупные, средние и малые жанры.

Крупными формами эпического произведения принято считать, например, роман. Это монументальное по охвату изображаемых событий произведение. Оно затрагивает в описании судьбы множества людей, и иногда рассматривает их жизнь на протяжении десятилетий.

К средним формам относятся жанры, изображающие историю одной человеческой жизни или нескольких периодов в жизни группы людей. Сюда можно отнести, к примеру, повесть.

И, наконец, малые формы, такие как рассказ или новелла, показывают читателю один-два эпизода в жизни определенных людей.

Планы анализов и примеры, приводимые в данной главе, могут быть применены в разборе каждой из форм эпического повествования, так как являются универсальными.

Зачастую от обучающегося требуется представить полный анализ прозаического текста, чаще всего он требуется при рассмотрении малых форм эпоса, так как не требует подробного разбора образов главных героев в отдельности. Но иногда становится необходимым и при разборе крупных эпических форм для того, чтобы создать общее впечатление о тексте художественного произведения, разобраться в основных сюжетных линиях и персонажах, углубиться в тематику и проблематику написанного. При выполнении данного вида анализа в первую очередь необходимо отталкиваться от исторических реалий, в которых текст создавался. Это является большим подспорьем в дальнейшем рассмотрении системы персонажей, так как, углубившись в историю создания, можно обнаружить некоторые прототипы героев или событий, показанных автором. Помимо этого, знание об эпохе, в которую создавался текст, помогут лучше понять проблематику и идею, а также авторскую задумку. Непосредственно разбор произведения начинается с определения его жанровой принадлежности. Именно от жанра зависит дальнейшее развитие действия и, как следствие, ход художественного анализа. Например, анализ рассказа будет отличаться от анализа романа в том смысле, что в рассказе, как представителе малого жанра, будет изображено меньшее количество сюжетных линий, они будут короче, а автор, при описании событий – краток и лаконичен. В романе же может быть много сюжетных линий, более масштабных по объему, писатель не будет скупиться на характеристики своим героям, так как ему это позволит общий объем текста. После определения жанровой специфики следует обратиться к рассмотрению тематики и основной мысли произведения. Здесь важно помнить, что тем может быть несколько и только одна из них – основная. Проблематика произведения – ещё одна ступень в разборе художественного текста. По большей части проблемы, затрагиваемые авторами как классической, так и современной литературы, являются вечными и поэтому встречаются во множестве текстов. Так, например, проблему поиска смысла жизни можно увидеть у М. Ю. Лермонтова («Герой нашего времени»), И. С. Тургенева («Отцы и дети»), Ф. М. Достоевского («Преступление и наказание») и т. д. После того как проблематика будет определена, важно разобраться в том, на чём строится конфликт (или конфликты, если их несколько). Он обычно вытекает из общей проблематики текста. В идеальном варианте нужно обозначить все его композиционные части. То есть – экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпилог (если таковой имеется). Система персонажей, которая рассматривается на следующем этапе, помогает в полной мере исследовать все противоречия, которые и решает автор. На данной ступени необходимо понять, для чего писателю понадобился тот или иной персонаж, какую функцию в тексте он выполняет. Следующий пункт анализа – художественные особенности текста. Это самый масштабный пункт, в котором необходимо в деталях рассмотреть особенности композиции. Если в произведении имеется несколько сюжетных линий (в крупных жанровых формах), то следует разобрать композиционные составляющие каждой из них. Например, в романе И. С. Тургенева прослеживается как минимум 4 сюжетные линии: Базаров – братья Кирсановы, Базаров – Одинцова, Базаров – родители, Базаров – Ситников и Кукшина и т. д. Рассмотрим некоторые из них:

1. Евгений Базаров – братья Кирсановы (экспозиция – приезд в Марьино и знакомство с хозяевами имения, завязка – спор Евгения с Павлом Кирсановым, кульминация – дуэль, развязка – смерть главного героя).

2. Евгений Базаров – Анна Одинцова (экспозиция – знакомство на балу, завязка – приезд в Никольское, кульминация – признание Базарова, развязка – прощание и смерть).

Помимо композиционных составляющих на данном этапе важно отметить какими художественными приемами пользуется автор: портрет, пейзаж, интерьер, психологизм в изображении героев, художественные детали, антитеза, юмор, ирония, сатира, гротеск, фантастика и пр. На заключительных ступенях анализа рассматривается оценка критиков, касаемо данного произведения. Например, о драме А. Н. Островского «Гроза», была написана статья Н. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», о комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» - «Мильон терзаний», о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» - «Асмодей нашего времени» и т. д. И завершается разбор текста личной оценкой произведения со стороны читателя.

В упрощённом варианте план анализа прозаического текста можно представить в следующем виде:

1. История создания произведения.

2. Жанровая специфика.

3. Тема произведения, его основная мысль.

4. Проблематика.

5. Конфликт.

6. Система персонажей.

7. Художественные особенности:

a) композиция;

b) художественные приемы.

8. Произведение в оценке критиков и современников.

9. Личное отношение к написанному.

По аналогии с анализом лирического произведения, анализ прозы можно записать как в виде нумерованного списка, включающего в себя краткие ответы на предложенные вопросы плана, так и в форме сочинения. При выборе развёрнутого анализа (в форме сочинения) обучающийся может воспользоваться универсальным шаблоном, который показан ниже.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.026 с.)