Шаблон характеристики художественного образа-персонажа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шаблон характеристики художественного образа-персонажа



Главным (или второстепенным) действующим лицом произведения _________ (имя автора) _________(название произведения), на мой взгляд, является ________ (имя героя). Я сделал(а) такой вывод, исходя из того, что_________ (обозначить степень участия в конфликте).

Уже само имя, данное персонажу автором, указывает на ряд особенностей героя, с которыми предстоит познакомиться читателю.   Например, его фамилия (или имя) намекает нам на то, что ____________ (обозначить ваши предположения, касаемо героя, исходя из его имени. Если же имя или фамилия не являются «говорящими», то это стоит указать!).  В ходе чтения произведения мне удалось не только подтвердить свои предположения, но и углубить знания, касаемо образа __________ (имя героя).

Первое, на что хотелось бы обратить внимание – внешность героя. _______ (имя автора) описывает её так: «________» (цитата с описанием из текста: рост, телосложение, лицо, руки, манера одеваться и держаться в обществе). По моему мнению, это полностью соответствует (или противоречит) той модели поведения, которой придерживается персонаж. На всём протяжении произведения _______ (имя героя) ведёт себя как _______ (с чем сравнимо его поведение). Все его поступки прямо-таки кричат о том, что _________ (о чём нам говорят его поступки касаемо мировоззрения, характера и пр.). В этом плане очень показательной может являться ситуация, когда герой ____________ (описать какой-то поступок героя, в доказательство своей точки зрения). Данный поступок, в моём понимании, совершенно не типичен (или типичен) для человека того времени. Поэтому-то и вызывает (или не вызывает) такой шквал эмоций у других персонажей данного текста. Самым интересным здесь является тот факт, что сам герой объясняет своё поведение тем, что ___________ (как объясняет мотивы). В его представлении так поступать абсолютно нормально, ведь совершая то или иное действие, он ________ (обличает общественные пороки, пытается найти свое предназначение и пр.). Подобное поведение персонажа только подтверждает наши представления о его характере и внутреннем состоянии, высказанные выше.

Ещё одним не менее значимым средством характеристики является речь героя. Она полна __________ (перечислить особенности речи: обороты, выразительные средства, диалекты, неологизмы и пр.). В обращении с другими он _________ (указать, как он разговаривает с другими персонажами: интонация и пр.). Это говорит нам о том, что герой __________ (какие свойства личности, качества характера в этом проявляются). Наедине с собой ______ (имя героя) __________ (как и о чём он говорит с самим собой).   Характер и манера общения говорит о том, что данный персонаж _________ (сказать о его соц. положении, уровне воспитания и образования, внутреннем состоянии. Указать, соотносится ли это с его образом. Обозначить почему вы так думаете). Обстановка жилища только упрочивает (или противопоставлена) складывающееся мнение об образе, созданном _______ (имя автора). Комната (дом, квартира) в которой живёт _______ (имя героя) ___________(как и чем обставлена). Это говорит о том, что герой _______ (указать качества личности, особенности характера, испытываемые переживания и др., которые отражаются в интерьере).

Создать более полное представление о персонаже также помогает характеристика, даваемая ему другими героями ________ (указать жанр произведения). Например, ________ (имя персонажа, который дает характеристику) говорит: «__________» (привести цитату из текста). С ним соглашается (или не соглашается) _________ (имя другого героя). Он считает, что ________ (имя исследуемого персонажа): «___________» (цитата из текста). По моему мнению, они правы (не правы) в оценке _________ (имя персонажа), так как ___________ (пояснить свою точку зрения).

Совсем иной (или похожей) является характеристика, даваемая герою самим автором. Описывая его, он акцентирует своё внимание на _________ (указать, на каких чертах характера, поступках и последствиях этих поступков, автор останавливает своё внимание). Это формирует некую позицию, особую точку зрения, которая заключается в следующем ____________ (каково общее отношение автора к своему герою).

Говоря о данном персонаже, мне вспоминается герой произведения _______ (автор) ___________ (название произведения) – _________ (имя героя). На мой взгляд, их схожесть заключается в следующем ___________ (перечислить черты). Но в рамках анализируемого произведения, у нашего героя тоже имеются двойники – _________ (имя/имена). Их объединяет _________ (перечислить). Героем-антиподом же является ___________ (имя персонажа). На это указывает ___________ (обозначить, в чём заключается противопоставление).

В целом, образ ________ (имя героя) мне близок и понятен. Я испытываю к нему симпатию, так как _____________________ (объяснить причины симпатии и высказать своё мнение о персонаже в целом. Если герой вам не понравился, то в заключительной части напишите именно об этом и обязательно поясните, почему вы к нему так относитесь!).

 

Для того чтобы специфика анализа художественного образа-персонажа стала более понятной, приведём пример. Для разбора мы выбрали главного героя романа И. А. Гончарова «Обломов».

Главным действующим лицом произведения И. А. Гончарова «Обломов» является Илья Ильич Обломов. Я сделала такой вывод, исходя из того, что, во-первых, название романа носит его фамилию, во-вторых, данный герой является не просто участником конфликтов в произведении, а персонажем, от которого эти конфликты и берут свое начало.

Уже сама фамилия, данная герою автором, указывает на ряд особенностей, с которыми нам предстоит познакомиться. Как известно, И. А. Гончаров впервые ввел в оборот слово «облом» со значением «грубый, неуклюжий человек». Отсюда следует, что автор, начиная с самого названия романа, намекает нам на то, что герой, возможно, сломается, обломается, или же это сделают с ним другие герои.

В ходе чтения произведения мне удалось не только подтвердить свои предположения, но и углубить знания, касаемо образа Ильи Ильича.

Первое, на что хотелось бы обратить внимание – внешность героя. И. А. Гончаров описывает её так: «...Это был человек лет тридцати двух трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно серыми глазами...»; «...талия округлилась, волосы стали немилосердно лезть, стукнуло тридцать лет...»; «...тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины...». По моему мнению, это полностью соответствует той модели поведения, которой придерживается персонаж. На всём протяжении произведения, за исключением времени, когда он был влюблен в Ольгу Ильинскую, Илья Ильич находится в состоянии лени, апатии, практически не встает с дивана и ничего не делает внешне. Все его поступки говорят о том, что у человека нет цели в жизни, ему ничего не хочется, а может он просто-напросто ничего и не умеет делать. В этом плане очень показательной может являться ситуация уже в самом начале романа, когда Обломов лежит весь день на диване и на все предложения гостей куда-либо выйти, отвечает отказом и продолжает дальше лежать и ничего не делать. Данный поступок, в моём понимании, совершенно не типичен для человека того времени, т. к. если посмотреть на окружение Обломова, то мы увидим, что остальные герои, даже второстепенные, все время чем-то заняты. Поэтому это и вызывает такой шквал эмоций у других персонажей данного текста.

Самым интересным здесь является тот факт, что автор дает нам понять, почему его герой является таковым. Об этом свидетельствует глава 9 «Сон Обломова», из которой мы и узнаем, что для нашего персонажа лень, апатия, некая меланхолия являются вполне нормальными и привычными явлениями. В его представлении так поступать абсолютно нормально, ведь совершая то или иное действие, он опирается на своих родителей, которые вели себя точно также, и в целом на окружающее общество. Уже одно то, что все вокруг всегда опекали маленького Илюшу и не давали делать ему что-то самостоятельно (например, элементарно надеть штаны «Я ни разу не натянул себе чулок на ноги!.. не ты ли с самого детства ходил за мной? Ты все это знаешь, видел, что я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался»), говорит о том, почему во взрослой жизни человек оказывается не приспособлен к каким-то серьезным действиям. Подобное поведение персонажа только подтверждает наши представления о его характере и внутреннем состоянии, высказанные выше.

Ещё одним не менее значимым средством характеристики является речь героя. В самом романе ее достаточно мало, однако и это характеризует нашего героя как человека, который не растрачивает силы даже на разговоры. Единственный человек, с которым ему не чуждо поддерживать беседу – это Штольц, а впоследствии и Ольга Ильинская. В обращении с другими герой немногословен, а по отношению к слуге Захару груб – это показывает типичные отношения между слугой и барином того времени. Скорее, здесь важно сказать о внутреннем монологе Обломова, т. к. несмотря на внешнее ничегонеделание, персонаж совершает глубокую мыслительную работу, думая о том, для чего же жить так, как живут другие люди – бессмысленно и растрачивая себя на всякие мелочи.

Обстановка жилища только упрочивает складывающееся мнение об образе, созданном И. А. Гончаровым. Квартира, в которой живёт Обломов выглядит следующим образом: «...У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал [...] В трех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены...»; «...Квартира сухая, теплая; в доме смирно: обокрали всего один раз! Вон потолок, кажется, и непрочен: штукатурка совсем отстала, – а все не валится...»; «...можно было бы подумать, что тут никто не живет, – так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия...». Это говорит о том, что не только герой, но и его слуга ведут тот образ жизни, о котором сказано выше.

Создать более полное представление о персонаже также помогает характеристика, даваемая ему другими героями романа. Например, Андрей Штольц отзывает о нем следующим образом: «…Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо, как Обломова. Узнав раз, его разлюбить нельзя…». С ним соглашается и верный слуга Захар: «Илья Ильич выше всех помещиков»; «...Малейшего повода довольно было, чтоб [...] заставить его смотреть с благоговением на барина, иногда даже удариться, от умиления, в слезы...».

По моему мнению, Штольц прав в своем мнении, ведь действительно, Обломов никому не сделал зла за всю жизни=ь, он прожил жизнь чисто, светло, по чести, пусть и не совершая каких-то героических поступков. Его главный поступок – это осознание того, что люди живут с пустотой внутри и все делают только для того, чтобы жизнь казалась только жизнью: «Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! [...] Разве это не мертвецы? Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома...»; «Дела‑то своего нет, они разбросались на все стороны, не направились ни на что. Под этой всеобъемлемостью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему!»

Но в рамках анализируемого произведения, у нашего героя тоже имеются двойники – это преданны слуга Захар. Их объединяет то, Захар был слугой ленивым не только от природы, но и «своему лакейскому воспитанию». Всё свободное время он проводит будто погружённый в дремоту, равнодушно рассматривая всё вокруг. Об этом свидетельствует и то, что персонажи говорят друг о друге. Обломов думает о Захаре: «Да ты ещё больше Обломов, чем я сам», — а Захар, в свою очередь, размышляет о барине: «Ты только мастер говорить мудрёные и жалкие слова, а для пыли и паутины тебе дела нет».

Героем-антиподом же является Андрей Штольц. На это уже указывает описание его внешности, которое контрастирует с Обломовским: «...Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости...». И, конечно, совсем другое воспитание: «...С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал Священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же «Телемака»...». «...Четырнадцати, пятнадцати лет мальчик отправлялся частенько один, в тележке или верхом, с сумкой у седла, с поручениями от отца в город, и никогда не случалось, чтоб он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах...»

В целом, образ Ильи Ильича Обломова мне понятен. Не сказать, что я испытываю к нему симпатию, но и негативных эмоций не возникает. Скорее, его становится жалко, он словно родился не в свое время. От него все чего-то хотели, а ему нужно было только одно – покой, который, он, в общем-то, получил, женившись на Пшеницыной. Хочется верить, что его сынишка действительно вырастет человеком своего времени и его существование будет более осмысленным и полезным, чем жизнь общества того времени.

 

В словаре литературоведческих терминов даётся следующее определение слову «эпизод». Эпизодотносительно целостная и самостоятельная часть (фрагмент) эпического, лиро-эпического или драматического произведения, которая изображает завершенное во времени событие, некий законченный момент действия в произведении. Поэтому его анализ может стать хорошей тренировкой перед рассмотрением какого-либо более крупного произведения.

Работа над анализом эпизода может быть как краткой, носящей обзорный характер, так и более развёрнутой. В данном пособии мы приведем примеры планов как сжатого, так и развёрнутого анализа. Так как оба могут пригодиться для более глубокого погружения в суть произведения.

Начинать анализ стоит с определения границ эпизода и его роли в общей структуре текста.

Основная или центральная часть работы – самая сложная и трудоёмкая. Именно она позволяет выявить значение данного эпизода для общей структуры произведения. Поэтому анализ должен быть вдумчивым и тщательным. Важно помнить, что чем меньше эпизод по объему, тем значимее будет в нём каждая деталь.

Завершать анализ следует рассуждением о сюжетной, образной и идейной связи данного отрывка со всем текстом.

 

План анализа эпизода (сжатый)

1. Обозначить границы эпизода (найти начало и конец какого-либо события или действия. Главное помнить, что основная мысль эпизода, как и его сюжет, после определения границ, должна быть ясна).

2. Определить место данного эпизода в общем сюжете (то есть выяснить, зачем автору понадобился именно этот эпизод. Какую роль он играет в произведении: характерологическая – эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение; психологическа я - раскрывает душевное состояние героя; поворотная – показывает новый поворот в отношениях героев; оценочная – автор даёт характеристику персонажа или события).

3. Определить, что было в произведении до появления данного эпизода (т. е следует охарактеризовать время действия, кратко описать сюжет, обзорно рассмотреть героев и их характеры).

4. Рассмотреть образы героев и их характеры внутри эпизода (как они относятся к изображаемому событию, к проблеме, друг к другу; как и что они говорят; какие поступки они совершают и почему; какие пояснения к их речи, жестам, мимике, позам делает сам автор).

5. Выделить художественные приёмы, которые использует автор внутри данного фрагмента (ирония, сарказм, гротеск, афоризм, каламбур и пр.).

6. Выяснить, к каким последствиям привёл эпизод (что случилось после событий, изображенных в отрывке).

7. Озаглавить эпизод.

План анализа эпизода (развёрнутый)

1. Обозначить границы эпизода и дать ему название, указать местоположение в произведении (том, часть, глава). Определить роль данного эпизода в тексте.

2. Дать характеристику событию, лежащему в основе эпизода (о чём этот эпизод).

3. Назвать героев, принимающих участие в эпизоде, и коротко пояснить: кто они и каково их место в системе персонажей (главные, второстепенные, внесценические).

4. Найти и сформулировать проблему, раскрывающуюся в данном фрагменте (какое противоречие заложено в основу).

5. Обозначить конфликт внутри эпизода.

6. Дать характеристику героям внутри эпизода (как они относятся к изображаемому событию, к проблеме, друг к другу; как и что они говорят; какие поступки они совершают и почему; какие пояснения к их речи, жестам, мимике, позам делает сам автор).

7. Охарактеризовать композицию эпизода (завязка, кульминация, развязка).

8. Рассмотреть портрет, пейзаж, интерьер (если какие-то из этих описаний есть). И охарактеризовать их особенности, а также значение для всего эпизода.

9. Сформулировать основную мысль эпизода.

10.  Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (предисловие, пролог, эпилог, эпиграф и пр.).

Как и в предыдущих случаях, приведём пример шаблона для выполнения полноценного анализа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.025 с.)