Раздел 3. Общая структура и функции литературно-художественного произведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Общая структура и функции литературно-художественного произведения



Перед тем как приступать к анализу художественного произведения стоит вспомнить, что литературный текст имеет особую структуру и ряд функций, которые отличают его от любого другого вида текстов.

Во-первых, даже самое маленькое по объему произведение, описывающее ограниченный ряд персонажей, событий, небольшой промежуток времени и пр. несёт в себе представление автора о важнейших, с его точки зрения, проблемах человеческой жизни. И освещает те или иные человеческие ценности.

Во-вторых, любой литературный текст является художественным аналогом действительности, в котором автор дает своё собственное понимание смысла жизни, создаёт личную «сокращённую Вселенную». То есть писатель не стремится в мельчайших деталях передать все нюансы реального мира, сделать копию реальности, он лишь опирается на существующие факты, а потом на их основе выстраивает собственный мир.

В-третьих, как бы ни хотел автор, он не в силах объять целый мир в рамках одного текста. В исследованиях, посвящённых организации художественного произведения, целостный образ мира называют художественной условностью, которая строится из ограниченного числа слов, персонажей, событий при помощи определенных способов организации художественного текста.

Здесь стоит отметить, что структура литературного произведения образуется во взаимосвязи трёх уровней:

1. Внешняя форма.

2. Внутренняя форма.

3. Уровень эстетической концепции.

 

Внешняя форма – это непосредственно текст литературного произведения, его речевая и ритмико-мелодическая организация.

Внутренняя форма – это та художественная реальность, «сокращённая Вселенная», которая предстаёт перед читателем по мере продвижения по тексту. Для того, чтобы представить более детально «модель» целого мира, автор большое внимание уделяет пространственно-временной организации (хронотопу) текста. То есть тщательно продумывает, в какое время происходит действие и в каком месте, а потом описывает это.

Всмотревшись в воссозданный воображением автора образ мира, пережив происходящие в нём события, проникшись чувствами и мыслями героев, читатель осваивает воплощённую в произведении эстетическую концепцию действительности. Другими словами, начинает иначе, чем прежде, понимать жизнь, оценивать её, благословлять или отвергать существующий миропорядок.

В-четвёртых, важно помнить о том, что:

1. Все вышеуказанные элементы (внешняя и внутренняя форма, эстетическая концепция) тесно связаны между собой.

2. Структурные элементы художественного текста нацелены на то, чтобы читатель переосмыслил свое отношение к жизни, произвёл переоценку ценностей, увидел реальную суть вещей.

3. Структурные элементы литературного произведения не связаны между собой напрямую. Нельзя напрямую связать ритм произведения и ту эстетическую концепцию действительности, которую он несёт в себе. Тесную связь можно обнаружить лишь между соседствующими уровнями. Например, между внешней и внутренней формой произведения.

Именно поэтому важно, чтобы анализ художественного произведения начинался с рассмотрения внешней формы, постепенно рассматривая форму внутреннюю, и заканчивался рассмотрением эстетической концепции действительности. (В том случае, если известен авторский замысел или интерпретации текста, то целесообразной становится обратная последовательность анализа: от эстетической концепции к внешней форме. В данной ситуации проводимый анализ поможет оценить точность интерпретации текста или послужит своеобразной проверкой того, насколько был реализован авторский замысел).

Данное методическое пособие нацелено на то, чтобы читатель смог в полной мере проанализировать внешнюю и внутреннюю форму любого художественного текста. Под внешней формой здесь понимается в первую очередь ритмико-мелодическая организация поэтического произведения, система изобразительно-выразительных средств, встречающихся в стихотворении. Внутренняя форма подразумевает анализ сюжета, пространственно-временной организации, скрытого смысла (подтекста) и пр.

Раздел 4. Алгоритм анализа поэтического текста (с примерами)

Лирика  – особый способ художественного мышления и осмысления окружающей действительности. Ещё в 20-е годы 19 века известный немецкий философ Г. Гегель писал, что в основе любого лирического текста лежат «переживания и страсти сердца и духа». Основное лицо в данных произведениях – сам автор стихотворения, а предметом изображения выступает не что иное, как его внутренний мир. Впоследствии, В.Г. Белинский (русский критик 19 века), переосмысливая слова Г. Гегеля, сказал, что лирическая поэзия – «внутренняя, выражение самого поэта». Именно поэтому так важно уметь разбираться в поэтическом тексте. Научившись видеть чужие переживания, понимать, чем они вызваны, разобравшись в многообразии характеров, мы научимся лучше понимать самих себя и окружающих.

Основными этапами, на которых базируется анализ лирического текста, являются:

1. Рассмотрение истории создания и условий, при которых создавалось произведение: какие исторические события предшествовали появлению стихотворения, что в жизни самого автора могло подвигнуть к написанию текста; конкретная дата создания. Данная информация обычно располагается в комментариях к стихотворениям. Их можно найти, например, в полных собраниях сочинений автора.

2. Название текста, его смысловая связь с содержанием всего произведения, отражает ли заголовок суть написанного.

3. О чём данный текст, какую мысль хотел донести автор до читателя.

4. Эмоциональная составляющая лирики. Каким настроением проникнуто стихотворение, какую эмоцию (эмоции) оно призвано передать.

5. Как развиваются события внутри стихотворения (если имеется какой-то явный сюжет и прослеживается конфликт, как, например, в поэме А. Блока «Двенадцать»). Практически любой лирический текст можно разделить на две части, зачастую они не равны между собой: собственно повествование о каком-либо событии и тот смысл, который привносит в текст автор. Собственно ради передачи этого философского смысла и создается то или иное поэтическое произведение.

Сюжет же в большинстве лирических текстов отсутствует. Он явно прослеживается только в произведениях, освещающих какое-либо историческое событие.

6. В каком жанре написано стихотворение (ода, элегия, эпиграмма и др.)

7. При помощи каких образов автор создает собственную картину мира (образы событий, чувств, переживаний и т. д.).

8. Каким перед читательским взором предстает лирический герой. Обычно в образе лирического героя выступает сам автор или кто-то приближенный к нему в плане восприятия окружающей действительности.

9. Какие литературные приемы и изобразительно-выразительные средства помогают поэту передать чувства мысли и переживания (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, антитеза и пр; символы, гротеск, сарказм, ирония и пр.).

10. Каковы особенности рифмовки и стихотворный размер.

11. Каковы личные впечатления после прочитанного, отношение к автору.

В кратком варианте план анализа можно представить следующим образом:

1. Дата написания. История создания стихотворения.

2. Название стихотворения, его связь с текстом.

3. Тема. Основная мысль.

4. Настроение стихотворения.

5. Особенности сюжета (если есть) и композиции.

6. Жанр.

7. Художественные образы.

8. Образ лирического героя.

9. Средства речевой выразительности.

10.  Рифмовка. Размер.

11.  Личные впечатления от прочитанного.

Анализ лирического произведения может быть записан как в виде списка, содержащего краткие ответы на вопросы плана, так и в форме полноценного сочинения. При выборе развёрнутого анализа (в форме сочинения) обучающийся может воспользоваться универсальным шаблоном, который показан ниже.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.008 с.)