Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шаблон анализа прозаического текста

Поиск

Произведение _______ (Ф.И.О. автора)________ (название текста) являет собой яркий образец жанра ______ (указать жанр). Об этом нам говорит наличие в нём таких черт как __________ (перечислить жанровые особенности).

Оно было написано в ______ (указать год написания) году и стало откликом писателя на _____________ (указать исторические основы произведения). Наряду с этим, в жизни _______ (И. О. автора) в тот период было ________ (описать, что происходило с автором в это время). Это и подтолкнуло великого русского автора к созданию текста, рассказывающего нам о (об) _______ (обозначить тему). Раскрывая тему, он поднял такие важные проблемы, как ___________ (охарактеризовать проблематику). Целью писателя было, показать обществу, что__________ (раскрыть основную мысль). В попытках донести до читателя основную мысль, автор ставит своего героя в исключительные обстоятельства, впоследствии приводящие к конфликту(ам), свойственным той эпохе, в которую создавалось произведение. Они заключаются в _________ (дать характеристику конфликту(ам). На мой взгляд, проблематика произведения и связанный с ней конфликт актуальны и по сей день, так как _________ (пояснить свою точку зрения. Если вы считаете, что проблемы больше неактуальны, то стоит указать это и доказать свою позицию!).

Система персонажей, созданная автором, не только помогает читателю лучше понять конфликт произведения, но и показывает то, какими были люди той эпохи, что их волновало, с какими проблемами они сталкивались, как решали их и пр. По моему мнению, образ человека того времени мало чем отличается от того, что есть сейчас, так как __________ (пояснить свою точку зрения, привести доказательства. Если же ваша точка зрения диаметрально противоположна, то необходимо указать это и обосновать свою позицию!).

Образная система данного текста привычным для нас образом делится на главных и второстепенных персонажей, положительных и отрицательных. Главным героем (героями) здесь я считаю _________ (назвать имя (имена) персонажа(персонажей). Именно благодаря ему (им), решается основная проблема, заложенная автором. Это человек, для которого свойственно __________ (указать особенность(ти) характера, которая(ые) помогли в решении проблемы). Уже в его портрете мы угадываем, что _________ (обозначить то, на какие мысли о дальнейших поступках героя, его характере и прочем вас навёл его портрет). Не менее ярок и образ________ (имя героя), связанный с чувственной составляющей. Герой предстает перед читателем как человек_________ (описать чувства, эмоции героя в разных ситуациях). Помимо прочего, речь персонажа не менее важная деталь. Она полна ________ (указать какую лексику использует герой), что делает его приближенным к ________ (написать к какой группе людей, социальному классу и пр. вы бы отнесли персонажа). В произведении данный герой противопоставляется _______ (кому или чему он противопоставлен в тексте). Данное противостояние мне понятно (или непонятно), потому что __________ (описать свою точку зрения). Исходя из характеристики данной мной выше, можно сказать, что ______ (имя героя) является положительным (отрицательным) персонажем. Говоря о нём, вспоминается герой произведения ____________ (указать Ф.И.О. автора и название произведения) – ________ (имя героя того произведения, о котором вспомнили). Их сближает _________ (указать сходства).

Образный ряд данного текста, раскрывающий особенности второстепенных персонажей, на мой взгляд, так же важен, ибо такие герои как _______ (перечислить имена второстепенных персонажей) помогают нам лучше понять то, каким является _________ (имя главного героя). Без них, невозможно было бы оценить всю глубину образа главного героя, во-первых, а, во-вторых, конфликт произведения, его проблематика и ключевая мысль тоже остались бы не до конца изученными.

Помимо прочего, вся образная система очень органично вписана автором в ткань сюжета. Описывая героев и те обстоятельства их жизни, ситуации, в которые они попадают _______ (имя автора) очень умело выстраивает всю композицию произведения. В ней можно выделить следующие элементы: завязка – ___________ (написать, в чём она), кульминация – __________ (в чём кульминация), развязка – _________ (в чём она). (При желании можно рассмотреть большее количество композиционных составляющих. Например, можно сказать об экспозиции, развитии действия и эпилоге. В крупных же формах, выбранных для анализа, необходимо рассмотреть не только общую композиционную структуру, но и построение каждой сюжетной линии).

Для того, чтобы глубже раскрыть характеры, показать противостояние, объяснить ключевую идею _______ (фамилия автора) прибегает к следующим художественным приёмам: _____________ (перечислить найденные художественные средства и привести примеры из текста).  

Старания автора были оценены по достоинству критиками и современниками, например, такими как ____________ (перечислить имена). В своей работе ___________ (название работы) ____________ (имя автора работы) писал: ______________ (привести цитату из текста, либо объяснить своими словами). (Если текст критиковали, обнаруживали в нём недостатки, то напишите об этом и укажите, в какой период произведение всё же было признано! Если мнения критиков относительно произведения разнились, то это тоже стоит указать).

Лично мне данный текст понравился (не понравился), потому что ________ (пояснить свою позицию, выразить личное отношение к написанному).

По мере необходимости структуру шаблона можно корректировать, исходя из особенностей того или иного произведения и личных предпочтений.

Для того чтобы специфика анализа прозаического текста стала более понятной, приведём пример. Для разбора нами был выбран рассказ А. П. Чехова «Палата № 6».

ПроизведениеА. П. Чехова «Палата № 6»являет собой яркий образец жанра повести. Хотя по многим определениям данный текст относят к разряду рассказов. Действительно, повесть можно легко спутать как с малыми разновидностями эпоса, так и с крупными, например, с романом. В. Г. Белинский писал: «Повесть есть тот же роман, только в меньшем объеме…». Но всё же в повести есть отличия, которые помогли нам определиться с жанровой принадлежностью. О том, что «Палата №6» всё же является повестью, говорит наличие в ней таких черт как: относительно небольшой по объему материал, узкий сюжет, сдержанность в описании, малое число действующих лиц, небольшой промежуток времени. Но вместе с тем наблюдается реалистичность в изображении, характеры показаны в развитии, имеется ярко выраженный центральный сюжет, нет особого внимания к мельчайшим подробностям (как, например, в рассказе).

Повесть была написана в 1892 году и стала откликом писателя на суровые времена, в которые у власти находился Александр III. В ту пору мыслящий человек был не нужен. Интеллигенция, да и просто люди, способные критически мыслить, подавлялись государственной машиной. Наряду с этим, в жизни Антона Павловича в тот период было много поездок по стране. Одной из них было путешествие на остров Сахалин, где писатель изучал быт ссыльных и каторжных. Это и подтолкнуло великого русского автора к созданию текста, рассказывающего нам о пошлости и ограниченности общества, об одиночестве человека в этом мире. Раскрывая тему, он поднял такие важные проблемы, как безразличие людей друг к другу, жестокость и равнодушие по отношению к близким. Целью писателя было, показать обществу не столько узкий круг проблем, возникающих в отношениях между людьми, сколько объяснить, что просвещённые умные люди так же беспомощны и бесправны в рамках государства, как и все остальные. Палата № 6 стала символом того, что любой человек, пытающийся мыслить иначе, чем прочие, жить, исходя из личного мировоззрения, оказывался в неком «страшном месте», которое было призвано избавить его от всякого рода вольнодумства. Присутствует в повести и социальная проблематика (показан старый больничный флигель, давно уже требующий ремонта. Отсутствие необходимых лекарств. Всё это – попустительство со стороны чиновников). Освещаются так же и проблемы философского характера, касающиеся темы самоопределения и сущности человеческого существования. В попытках донести до читателя основную мысль, автор ставит своего героя в исключительные обстоятельства, впоследствии приводящие к конфликту, свойственному той эпохе, в которую создавалось произведение. Он выстроен на основе философской проблематики, обозначенной выше. На мой взгляд, проблематика произведения, а так же связанный с ней конфликт актуальны и по сей день, так как и сегодня мы сталкиваемся с безразличием окружающих людей, с бездействием чиновников, не желающих делать что-то ради просто народа. Проблема самоопределения тоже никуда не исчезла. Поиски своего «я», попытки постигнуть суть бытия всегда будут преследовать человечество.

Система персонажей, созданная автором, не только помогает читателю лучше понять конфликт произведения, но и показывает то, какими были люди той эпохи, что их волновало, с какими проблемами они сталкивались, как решали их и пр. По моему мнению, образ человека того времени мало чем отличается от того, что есть сейчас. Взять для примера Андрея Ефимовича Рагина. Это человек, который работает врачом не по призванию, а по настоянию отца. По этой причине он наплевательски к ней относится, страдает от того, что жизнь проходит совсем не так, как хотелось бы. И, самое страшное, ему не с кем поделиться своими мыслями и переживаниями. Он очень одинок. Такая картина встречается и в наше время. Огромное количество людей идут совсем не по тому пути, по которому бы хотелось. Это заставляет их чувствовать себя брошенными и безмерно одинокими.

Образная система данного текста привычным для нас образом делится на главных и второстепенных персонажей, положительных и отрицательных. Главными героями здесь я считаю Андрея Ефимовича Рагина и Ивана Дмитриевича Громова. Именно благодаря им, раскрывается основная проблема, заложенная автором. Рагин – человек, для которого свойственна какая-то инфантильность. Да, он умён, много читает, но при этом про него говорят, что «он человек добрый, но безвольный, не умеющий отдавать приказания и хоть как-то распоряжаться». Своё безразличие он прикрывает так называемыми «философскими размышлениями», говоря, что страдание – благо. В произведении данный герой противопоставляется Ивану Дмитриевичу Громову. Громов считает все философские изыскания Андрея Ефимовича лишь ленью и «сонной одурью». Ведь Рагин сам в жизни не страдал по-настоящему, а вот Ивану Дмитриевичу пришлось. И поэтому он презирает горожан и самого Рагина за то, что те живут «сонной животной жизнью», ни к чему не стремятся, ничего не хотят. Данное противостояние мне понятно, потому что есть в моём окружении люди, опустившие руки. Они смотрят на всё сквозь пальцы и не хотят бороться за лучшую жизнь. Я же придерживаюсь точки зрения Громова. Пусть я и не испытала на себе столько несчастий, сколько испытал он, не так умна и начитана, но во мне, как и в нём, бушует праведный гнев и желание вырваться из этого порочного круга, сбежать в лучшую жизнь.

Образный ряд данного текста, раскрывающий особенности второстепенных персонажей, на мой взгляд, так же важен, ибо такие герои как, например, Евгений Фёдорович Хоботов помогают нам лучше понять то, каким является Рагин. Без него, невозможно было бы оценить всю глубину образа главного героя, во-первых, а, во-вторых, конфликт произведения, его проблематика и ключевая мысль тоже остались бы не до конца изученными.

Помимо прочего, вся образная система очень органично вписана автором в ткань сюжета. Описывая героев и те обстоятельства их жизни, ситуации, в которые они попадают, А. П. Чехов очень умело выстраивает всю композицию произведения. В ней можно выделить следующие элементы: экспозиция – описание здания больницы и черт характера обитателей палаты №6, завязка – образ Рагина, его жизненная позиция, кульминация – неожиданный поворот в жизни врача, его пожизненное заключение в психиатрической палате, развязка – кончина Рагина.

Старания автора были оценены по достоинству критиками и современниками, например, такими как Н. С. Лесков, А. Л. Волынский, И. Е. Репин. Лесков писал: «В Палате № 6 в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюдупалата № 6. ЭтоРоссия. Чехов сам не думал того, что написал (он мне говорил это), а между тем это так. Палата егоэто Русь!». Литературный критик Волынский считал повесть лучшим произведением Чехова и отмечал: «Г-н. Чехов ничего не преувеличивает, и, не прибегая к утрировке ради каких-нибудь посторонних, публицистических целей, ведёт свой рассказ с искусством и простотою настоящего артиста. <…> Повсюду, в мельчайших подробностяхпечать ума простого, ясного, презирающего ходульные эффекты, неестественную, риторическую декламацию <…> Ни у одного из других наших молодых писателей мы не встретим такого великолепного сочетания редких красок и художественной простоты, такого тонкого психологического анализа, таких потрясающих драматических подробностей». А И. Е. Репин в письме к автору написал: «…Даже просто непонятно, как из такого простого, незатейливого, совсем даже бедного по содержанию рассказа, вырастает в конце такая неотразимая, глубокая и колоссальная идея человечества. <…> Я поражён, очарован <…> Спасибо, спасибо, спасибо! Какой Вы силач!..»

Лично мне данный текст понравился, потому что он отражает проблему не столько масштабную, государственную, сколько показывает нам душевные переживания и терзания героев. Меня восхищает мастерство А. П. Чехова в создании образов персонажей. Особенно превосходны в повести Громов и Рагин. Несмотря на различие во внешности и убеждениях, они очень похожи, это подчеркивает автор: Громов – вежливый, услужливый и необыкновенно деликатный, Рагин «при встрече в узком коридоре всегда первым останавливается, чтобы дать дорогу и … мягким тенорком говорит: «Виноват». Оба они страдают от пошлости окружающего мира, о низменности интересов обывателей. Только Громов об этом говорит горячо и возмущенно, а Рагин тихо и задумчиво. Оба они хорошо образованы, начитанны, честны и порядочны, а оттого бедны. Оба с брезгливостью относятся ко всякой нравственной чистоте. Оба одержимы идеями, только Рагин исповедует философию стоиков и близкую ей идею Толстого о «непротивлению злу насилием», а в горячих речах Громова слышится «нескладное поппури» из старых песен народнического движения. Но оба эти героя так одиноки, так несчастны. Поневоле хочется сопереживать каждому из них. Поэтому я полностью разделяю все восхищения, высказываемые в адрес повести.

При разборе крупных жанровых форм эпоса зачастую требуется углубить свои представления о произведении, чтобы лучше понять сюжет, конфликт и проблематику. Для этого используются отдельные разновидности анализов, менее масштабные по отношению к полному разбору, но не менее трудоемкие. К ним, например, относятся: анализ пейзажа и интерьера, характеристика художественного образа-персонажа, анализ эпизода и прочие. Полноценному анализу в рамках занятий по литературе чаще всего подвергаются герои произведения и обстоятельства, в которых эти герой находятся. Поэтому рассмотрим примеры характеристики художественного образа и анализ эпизода.

Характеристику художественного образа следует начинать с определения места персонажа в общей системе предлагаемых героев и продвигаться к формулировке личного отношения к нему (персонажу). Приведём примерный план, которого следует придерживаться, выполняя данный вид анализа.

 

План характеристики художественного образа-персонажа

1. Место персонажа в системе образов (главный или второстепенный, какое отношение имеет к конфликту произведения).

2. Анализ имени (что его имя или фамилия могут сказать о характере, возможной модели поведения и пр.).

3. Портрет (внешний облик героя: рост, телосложение, лицо, руки и пр.; особенности и детали в манере одеваться и держаться в обществе).

4. Речевая характеристика (анализ монологичной речи (внутренний и внешний монолог) и диалогов с другими персонажами. Что это говорит об его образовании, воспитании, происхождении, социальном положении; о его внутренних переживаниях).

5. Поступки (что герой делает? Как он объясняет мотивы данных поступков? Характерно ли это для людей того времени? Что говорят о персонаже его поступки? Как они влияют на окружающих?).

6. Интерьер жилища (что может сказать о герое обстановка, в которой он живёт?).

7. Характеристика другими действующими лицами.

8. Авторская характеристика.

9. Сопоставление с персонажами внутри текста (есть ли герои-двойники или антиподы (герои, во всех смыслах противопоставленные ему), с литературными героями другого автора.

10.  Оценка героя современниками автора и критиками.

11. Личное отношение к персонажу.

При составлении развёрнутого анализа образа не обязательно характеризовать героя в той последовательности, которая предложена в плане.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.151 (0.008 с.)