Раздел 1. Этапы работы на текстом художественного произведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Этапы работы на текстом художественного произведения



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для работы с текстом художественного произведения:
анализы и примеры

 

Екатеринбург, 2020

Методические рекомендации для работы с текстом художественного произведения: анализы и примеры. Методические рекомендации / С. С. Корепанова. – Екатеринбург: Государственное автономное образовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж», 2020г.

Настоящие методические рекомендации определяют общие требования к анализу языка художественной литературы в аспекте изучения разных типов художественных текстов. В методических рекомендациях содержится информация об основных методах и принципах подхода к художественному произведению.

Данный материал рассчитан для студентов средних учебных заведений и поможет обучающимся более качественно подготовиться к практическим занятиям по дисциплине ОУД. 02 Литература.

 

Разработчик:
Корепанова Светлана Семёновна, преподаватель, 1КК

 

 

Рекомендации рассмотрены и рекомендованы к использованию на
 методическом совете Колледжа. \
Протокол № __ от ______________
Председатель методического совета________________ Е. В. Новик

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 4

Раздел 1. Этапы работы на текстом художественного произведения 6

Раздел 2. Специфика художественного текста 10

Раздел 3. Общая структура и функции литературно-художественного произведения 12

Раздел 4. Алгоритм анализа поэтического текста (с примерами) 15

Раздел 5. Основные аспекты анализа прозы (с примерами) 24
Заключение 50
Список рекомендуемой литературы 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
Словарь литературоведческих терминов 53

 

 

          

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач современного образования является формирование личности обучающегося. Данный процесс начинается ещё в рамках школьного обучения. Младшая школа дает некие основы для понимания текста художественного произведения, его идейного содержания, позиции автора, учит юного читателя выражать свое отношение к данной позиции. Среднее звено углубляет эти знания и расширяет рамки анализа художественного текста. В старших же классах данные знания учат соотносить с социокультурным контекстом, так как общий кругозор обучающихся уже должен быть достаточно развит для того, чтобы видеть в тексте некие отсылки к историческому периоду, в который данное произведение было написано.

На наш взгляд, на первом курсе среднего образовательного учреждения необходимо продолжать углубляться в данную тему. Важно расширять знания студентов, касающихся анализа литературного текста, так как эта сфера, на данный момент, до сих пор остается самой трудной и самой важной проблемой современного литературного образования. До молодого поколения нужно доносить информацию о том, что художественное произведение и литература в целом – это часть культуры, которая способна показать истинные ценности (моральные, нравственные, эстетические) нашего народа. Что в свою очередь поможет студентам обрести свое «я», сформирует умения выражать себя в письменном и устном слове. Также данные умения пригодятся каждому из обучающихся и в профессиональной деятельности.

Умение проникать в глубину содержательности художественной формы, видеть тесную связь между всеми уровнями и подсистемами произведения, их направленность на воплощение и выражение идейно-эстетического содержания – это умение необходимо постоянно закреплять и совершенствовать. Чем больше знаний получит обучающийся, чем глубже он научится проникать в суть текста, тем шире станет его историко-литературный и общекультурный кругозор, что приведет к более полному и осознанному пониманию окружающей действительности, поможет развить исследовательские и творческие способности.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать цель данных методических рекомендаций: углубить и закрепить знания обучающихся, касающиеся анализа текста литературного произведения.

Задачами данной методической продукции будут выступать:

1. Закрепление теоретических знаний, полученных в школьном курсе Литературы.

2. Изучение методики анализа поэтических и прозаических текстов по теоретическому материалу и образцам анализа, которые представлены в данной работе.

В рекомендациях дан алгоритм действий для анализа разных типов художественных текстов, следуя которому, студент сможет более полно оценить подлинную красоту литературного произведения. Ему удастся увидеть скрытый смысл, разобраться в тематике и проблематике текста, основательнее поработать с образами героев, понять мотивы их поступков, внутреннее состояние и пр.

В первом разделе представлены основные этапы работы над художественным текстом; во втором разделе даны непосредственно рекомендации, касающиеся анализа художественных текстов разных типов, а так же примеры разборов литературных произведений; имеется список рекомендуемой к прочтению литературы и словарь литературоведческих терминов.

Использование данного материала возможно при подготовке к практическому занятию по литературе и при осмыслении самостоятельно выбранного текста для чтения.

Методические рекомендации адресованы студентам 1 курса средних образовательных учреждений и всем тем, кто заинтересован в анализе и интерпретации художественного теста.

А вы могли бы?

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

 

 

Стихотворение «А вы могли бы?» было написано В. В. Маяковскимв 1913 году. Оно проникнуто печальным и даже трагическим настроением, так как создавалось в очень сложное для автора время. Он – поэт-революционер, стремящийся раз и навсегда изменить «серость будня», но окружающие не понимают посыла его творчества и продолжают смотреть на всё «из раковин вещей».   Это глубоко разочаровывало автора. Он испытывал ряд переживаний, связанных с происходящим, которые впоследствии нашли отражение в лирике поэта.

В своем тексте Владимир Владимирович рассказал читателю о том, насколько консервативным, унылым и не стремящимся развиваться было окружающее его общество. Он резко противопоставлял себя (лирического героя) ему.В связи с этим данное стихотворение можно считать ярким образцом гражданской лирики. Своим стихотворением автор хотел донести до читателя мысль о том, что в жизни очень важно не погрязнуть в рутине, не стать безучастным и безразличным. По мнению поэта важно и нужно избавляться от узкого практицизма и утилитаризма. Ведь именно такой настрой поможет не только человеку, но и обществу в целом не стоять на месте, а развиваться, стремиться к лучшей жизни и новому себе.Так же идея произведения прослеживается и в самом названии. На мой взгляд, оно полностью отражает подлинную суть написанного. В заглавии автор будто бы бросает вызов этому «обрюзгшему» миру. После прочтения стихотворения мне удалось уловить и то настроение, которое в нём заложено. По моему мнению, поэтический текст полон не только печали и трагизма, как уже было сказано выше, но и показывает, насколько Маяковский отчаянно борется за «свою правду». Это помогло мне глубже проникнуть в суть произведения, дало представление о том, с каким чувством автор писал о нежелании общества шагнуть в новый мир.

Главенствующее место отводится в стихотворении переживаниям лирического героя о том, насколько люди вокруг обленились, обжились в своих мирках и не хотят из них выбираться, чтобы попробовать что-то новое и интересное. Примером из текста может служить строчка: «… вы смотрите устрицей из раковин вещей». Помимо этого, таящиеся внутри стихотворения переживания, чувства и мысли художника, мастерски помогают передать те образы, которые созданы поэтом. Можно выделить ряд особо ярких образных составляющих: «карта будня», «блюдо студня», «чешуя жестяной рыбы», «зовы новых губ», «флейта водосточных труб». В их создании автор использовал такие изобразительно-выразительные средства как метафоры и эпитеты. Последних в тексте не так много. В данном случае сами образы выступают в роли своеобразных метафор, а эпитетами можно назвать такие сочетания как «жестяная рыба», «новые губы».

Но, несмотря на всё выше сказанное, главенствующая роль отводится образу лирического героя. В тексте он предстает как сам автор. Отражает те жизненные ценности и устои, которые были у поэта. В моем понимании лирический герой данного текста очень одинок. Одиночество это вызвано его бунтарской натурой, которая не желает пребывать в серости будней, не хочет быть частью той безликой толпы, которая его окружает. Он очень внимателен к деталям. Чувствуется, что лирический герой – поистине творческая натура, не лишённая романтизма, со своим мировосприятием и желанием сделать этот мир лучше. Его основная особенность заключается в том, что он в самых обыденных вещах может увидеть нечто необычное, значительное и очень красивое. Так, например, в обыкновенном студне герой видит «косые скулы океана», а на «чешуе жестяной рыбы» – «зовы новых губ». Помимо этого я считаю, что он, в силу своих особенностей, в какой-то степени иронично относится к обывателям. Он не просто интересуется, смогут ли они разглядеть очарование в неприглядных предметах, смогут ли пересилить себя и создать нечто прекрасное, он пытается их «поддеть». В этом как раз и чувствуется какая-то лёгкая ирония.

В числе прочего очень важное место в стихотворении занимает инверсия: «На чешуе жестяной рыбы прочёл я зовы новых губ». Акцент здесь делается именно на то, что лирический герой, а не кто-то ещё способен на подобное. А присущая Маяковскому жёсткость в поэзии достигается при помощи аллитераций (повторяются такие согласные как «ж», «ч», «ш», «щ»). Обилие глагольных форм – «смазал», «плеснувши», «показал», «прочёл» – придаёт тексту динамичность и даже стремительность.

Композиционно поэтический текст очень прост. Он состоит только из одной строфы, которая представляет собой монолог лирического героя. Содержание и смысл данного текста неделимы. Что делает его более целостным. На протяжении стихотворения лирический герой рассказывает, каково его мировосприятие, а затем обращается к общественности.

Рифмовка в данном стихотворении в основе своей достаточно традиционна. Автор использует перекрёстный способ рифмовки (будня – студня, стакана – океана), но поэт-революционер не смог обойтись и в этом вопросе без некоторой эпатажности. Это проявляется в наличии совершенно новой для стихосложения того времени рифмы – составной (рыбы – могли бы).

Размер данного поэтического текста – четырёхстопный ямб.

В плане жанровой специфики данный текст можно отнести к посланию. Я сделала такой вывод, так как в стихотворении прослеживаются следующие жанровые характеристики: личностность, очевидность связи «автор – читатель» и привязанность к конкретной ситуации.

В целом стихотворение мне понравилось, так как оно в полной мере отражает не только глобальные человеческие проблемы, но и проливает свет на личность автора. Читая эти строки, я представляла себе самого поэта. Чувствовала, насколько он презрительно относился к мещанству и как горячо желал изменить мир к лучшему. Но в окружении не было никого, кто смог бы понять поэта. Безграничное чувство тоски и одиночества – вот чем наполнено данное стихотворение. Но это совсем не значит, что поэт был слаб. Просто бороться со «злом», с теми пороками, в которых погрязло общество, не так уж просто одному. Именно поэтому в заключительных строках произведения Маяковский как бы обращается к своим читателям в надежде, что найдётся хотя бы ещё один человек, который способен видеть прекрасное в обыденности и менять мир к лучшему.

При выполнении анализа любого поэтического текста важно помнить и следовать следующим правилам:

1. Для качественного анализа стихотворение мало прочитать один раз. Первое прочтение может быть ознакомительным, а все последующие – с целью поиска ключевых особенностей. Чем большее количество раз будет прочитан текст, тем глубже будет его анализ.

2. Центром повествования в любом поэтическом тексте является образ лирического героя. Поэтому для того, чтобы понять идею произведения, его тему нужно обращать внимание на то, каким образом поэт выражает переживания своего героя.

3. При исследовании композиции стоит обращать внимание на мысли и чувства лирического героя и стараться показать их при изложении содержания каждой из частей. Помимо этого, важно говорить о том, при помощи каких художественных средств данные мысли и чувства передаются автором.

4. На заключительном этапе анализа важно провести рефлексию. Рефлексией принято называть размышления человека, которые направлены на самого себя. То есть в завершении анализа нужно обязательно задаться вопросами: «Что нового дал мне этот текст?», «Понравился ли он мне и почему?», «О чём он заставил меня задуматься?» и др.      

Раздел 5. Основные аспекты анализа прозы (с примерами)

В рамках данной главы нами будут рассматриваться произведения эпического характера. Эпос является одним из трёх родов художественной литературы и характеризуется изображением событий, внешних по отношению к автору.

В зависимости от того какой временной промежуток взят для описания, какие события рассматривает, эпос делится на крупные, средние и малые жанры.

Крупными формами эпического произведения принято считать, например, роман. Это монументальное по охвату изображаемых событий произведение. Оно затрагивает в описании судьбы множества людей, и иногда рассматривает их жизнь на протяжении десятилетий.

К средним формам относятся жанры, изображающие историю одной человеческой жизни или нескольких периодов в жизни группы людей. Сюда можно отнести, к примеру, повесть.

И, наконец, малые формы, такие как рассказ или новелла, показывают читателю один-два эпизода в жизни определенных людей.

Планы анализов и примеры, приводимые в данной главе, могут быть применены в разборе каждой из форм эпического повествования, так как являются универсальными.

Зачастую от обучающегося требуется представить полный анализ прозаического текста, чаще всего он требуется при рассмотрении малых форм эпоса, так как не требует подробного разбора образов главных героев в отдельности. Но иногда становится необходимым и при разборе крупных эпических форм для того, чтобы создать общее впечатление о тексте художественного произведения, разобраться в основных сюжетных линиях и персонажах, углубиться в тематику и проблематику написанного. При выполнении данного вида анализа в первую очередь необходимо отталкиваться от исторических реалий, в которых текст создавался. Это является большим подспорьем в дальнейшем рассмотрении системы персонажей, так как, углубившись в историю создания, можно обнаружить некоторые прототипы героев или событий, показанных автором. Помимо этого, знание об эпохе, в которую создавался текст, помогут лучше понять проблематику и идею, а также авторскую задумку. Непосредственно разбор произведения начинается с определения его жанровой принадлежности. Именно от жанра зависит дальнейшее развитие действия и, как следствие, ход художественного анализа. Например, анализ рассказа будет отличаться от анализа романа в том смысле, что в рассказе, как представителе малого жанра, будет изображено меньшее количество сюжетных линий, они будут короче, а автор, при описании событий – краток и лаконичен. В романе же может быть много сюжетных линий, более масштабных по объему, писатель не будет скупиться на характеристики своим героям, так как ему это позволит общий объем текста. После определения жанровой специфики следует обратиться к рассмотрению тематики и основной мысли произведения. Здесь важно помнить, что тем может быть несколько и только одна из них – основная. Проблематика произведения – ещё одна ступень в разборе художественного текста. По большей части проблемы, затрагиваемые авторами как классической, так и современной литературы, являются вечными и поэтому встречаются во множестве текстов. Так, например, проблему поиска смысла жизни можно увидеть у М. Ю. Лермонтова («Герой нашего времени»), И. С. Тургенева («Отцы и дети»), Ф. М. Достоевского («Преступление и наказание») и т. д. После того как проблематика будет определена, важно разобраться в том, на чём строится конфликт (или конфликты, если их несколько). Он обычно вытекает из общей проблематики текста. В идеальном варианте нужно обозначить все его композиционные части. То есть – экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпилог (если таковой имеется). Система персонажей, которая рассматривается на следующем этапе, помогает в полной мере исследовать все противоречия, которые и решает автор. На данной ступени необходимо понять, для чего писателю понадобился тот или иной персонаж, какую функцию в тексте он выполняет. Следующий пункт анализа – художественные особенности текста. Это самый масштабный пункт, в котором необходимо в деталях рассмотреть особенности композиции. Если в произведении имеется несколько сюжетных линий (в крупных жанровых формах), то следует разобрать композиционные составляющие каждой из них. Например, в романе И. С. Тургенева прослеживается как минимум 4 сюжетные линии: Базаров – братья Кирсановы, Базаров – Одинцова, Базаров – родители, Базаров – Ситников и Кукшина и т. д. Рассмотрим некоторые из них:

1. Евгений Базаров – братья Кирсановы (экспозиция – приезд в Марьино и знакомство с хозяевами имения, завязка – спор Евгения с Павлом Кирсановым, кульминация – дуэль, развязка – смерть главного героя).

2. Евгений Базаров – Анна Одинцова (экспозиция – знакомство на балу, завязка – приезд в Никольское, кульминация – признание Базарова, развязка – прощание и смерть).

Помимо композиционных составляющих на данном этапе важно отметить какими художественными приемами пользуется автор: портрет, пейзаж, интерьер, психологизм в изображении героев, художественные детали, антитеза, юмор, ирония, сатира, гротеск, фантастика и пр. На заключительных ступенях анализа рассматривается оценка критиков, касаемо данного произведения. Например, о драме А. Н. Островского «Гроза», была написана статья Н. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», о комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» - «Мильон терзаний», о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» - «Асмодей нашего времени» и т. д. И завершается разбор текста личной оценкой произведения со стороны читателя.

В упрощённом варианте план анализа прозаического текста можно представить в следующем виде:

1. История создания произведения.

2. Жанровая специфика.

3. Тема произведения, его основная мысль.

4. Проблематика.

5. Конфликт.

6. Система персонажей.

7. Художественные особенности:

a) композиция;

b) художественные приемы.

8. Произведение в оценке критиков и современников.

9. Личное отношение к написанному.

По аналогии с анализом лирического произведения, анализ прозы можно записать как в виде нумерованного списка, включающего в себя краткие ответы на предложенные вопросы плана, так и в форме сочинения. При выборе развёрнутого анализа (в форме сочинения) обучающийся может воспользоваться универсальным шаблоном, который показан ниже.

План характеристики художественного образа-персонажа

1. Место персонажа в системе образов (главный или второстепенный, какое отношение имеет к конфликту произведения).

2. Анализ имени (что его имя или фамилия могут сказать о характере, возможной модели поведения и пр.).

3. Портрет (внешний облик героя: рост, телосложение, лицо, руки и пр.; особенности и детали в манере одеваться и держаться в обществе).

4. Речевая характеристика (анализ монологичной речи (внутренний и внешний монолог) и диалогов с другими персонажами. Что это говорит об его образовании, воспитании, происхождении, социальном положении; о его внутренних переживаниях).

5. Поступки (что герой делает? Как он объясняет мотивы данных поступков? Характерно ли это для людей того времени? Что говорят о персонаже его поступки? Как они влияют на окружающих?).

6. Интерьер жилища (что может сказать о герое обстановка, в которой он живёт?).

7. Характеристика другими действующими лицами.

8. Авторская характеристика.

9. Сопоставление с персонажами внутри текста (есть ли герои-двойники или антиподы (герои, во всех смыслах противопоставленные ему), с литературными героями другого автора.

10.  Оценка героя современниками автора и критиками.

11. Личное отношение к персонажу.

При составлении развёрнутого анализа образа не обязательно характеризовать героя в той последовательности, которая предложена в плане.

 

План анализа эпизода (сжатый)

1. Обозначить границы эпизода (найти начало и конец какого-либо события или действия. Главное помнить, что основная мысль эпизода, как и его сюжет, после определения границ, должна быть ясна).

2. Определить место данного эпизода в общем сюжете (то есть выяснить, зачем автору понадобился именно этот эпизод. Какую роль он играет в произведении: характерологическая – эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение; психологическа я - раскрывает душевное состояние героя; поворотная – показывает новый поворот в отношениях героев; оценочная – автор даёт характеристику персонажа или события).

3. Определить, что было в произведении до появления данного эпизода (т. е следует охарактеризовать время действия, кратко описать сюжет, обзорно рассмотреть героев и их характеры).

4. Рассмотреть образы героев и их характеры внутри эпизода (как они относятся к изображаемому событию, к проблеме, друг к другу; как и что они говорят; какие поступки они совершают и почему; какие пояснения к их речи, жестам, мимике, позам делает сам автор).

5. Выделить художественные приёмы, которые использует автор внутри данного фрагмента (ирония, сарказм, гротеск, афоризм, каламбур и пр.).

6. Выяснить, к каким последствиям привёл эпизод (что случилось после событий, изображенных в отрывке).

7. Озаглавить эпизод.

План анализа эпизода (развёрнутый)

1. Обозначить границы эпизода и дать ему название, указать местоположение в произведении (том, часть, глава). Определить роль данного эпизода в тексте.

2. Дать характеристику событию, лежащему в основе эпизода (о чём этот эпизод).

3. Назвать героев, принимающих участие в эпизоде, и коротко пояснить: кто они и каково их место в системе персонажей (главные, второстепенные, внесценические).

4. Найти и сформулировать проблему, раскрывающуюся в данном фрагменте (какое противоречие заложено в основу).

5. Обозначить конфликт внутри эпизода.

6. Дать характеристику героям внутри эпизода (как они относятся к изображаемому событию, к проблеме, друг к другу; как и что они говорят; какие поступки они совершают и почему; какие пояснения к их речи, жестам, мимике, позам делает сам автор).

7. Охарактеризовать композицию эпизода (завязка, кульминация, развязка).

8. Рассмотреть портрет, пейзаж, интерьер (если какие-то из этих описаний есть). И охарактеризовать их особенности, а также значение для всего эпизода.

9. Сформулировать основную мысль эпизода.

10.  Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (предисловие, пролог, эпилог, эпиграф и пр.).

Как и в предыдущих случаях, приведём пример шаблона для выполнения полноценного анализа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ художественного текста – очень трудоемкий процесс. Он требует вдумчивости и умения проникать в глубину содержательности художественной формы, видеть тесную связь между всеми уровнями и подсистемами произведения, их направленность на воплощение и выражение идейно-эстетического содержания.

Приступая к разбору произведения важно помнить, что достигнуть по-настоящему ценного результата возможно только после прочтения текста. Лишь изучив содержание и проникнув в ткань повествования, можно вынести из написанного массу полезных жизненных уроков, сформировать умение выражать себя в письменном и устном слове, развить критическое мышление, а так же творческие и исследовательские способности.

Но задавшись целью понять какой-либо текст нужно осознавать: анализ в конечном итоге не должен превратиться в критический очерк или хвалебную песнь автору. Анализ – это, прежде всего, диалог с писателем, результатом которого должны стать те умения и навыки, которые пригодились бы каждому в обычной жизни. Важно научиться создавать собственную интерпретацию прочитанного, не заключающуюся во фразе: «автор хотел сказать…». Необходимо увидеть в произведении нечто своё, вложить в изучаемое индивидуальное понимание, дать новое прочтение уже всем известного текста.

Оказать существенную помощь в этом могут данные методические рекомендации. Они являются некой базой, стартовой площадкой, от которой необходимо отталкиваться, становясь на путь формирования собственного мировоззрения и мироощущения.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабенко Л. Г. Филологический анализ текста: учебник для студентов филологических специальностей вузов / Л. Г. Бабенко. – Москва: Академ. проект, 2004. – 400 с. – ISBN 5-8291-0431-8.

2. Богин Г. И. Схемы действия читателя при понимании текста: учеб. пособие / Г. И. Богин. – Калинин: КГУ, 1989. – 69 с.

3. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста: учеб. пособие / Н. С. Болотнова. – Москва: Флинта, 2009. – 520 с. – ISBN 978-5-9765-0053-2.

4. Бройтман С. И., Магомедова Д. М. Анализ художественного текста: лир. произведение: хрестоматия / Д. М. Магомедова, С. И. Бройтман – Москва: РГГУ, 2005. – 334 с. – ISBN 5-7281-0386-3.

5. Виноградов В. В. О языке художественной литературы / В. В. Виноградов. – Москва: Гослитиздат, 1959. – 654 с.

6. Гаспаров М. Л. О русской поэзии: Анализы. Интерпретации. Характеристики / М. Л. Гаспаров. – Санкт-Петербург: Азбука, 2001. – 476 с. – ISBN 5-267-00275-5.

7. Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х – 1925-го годов в комментариях / М. Л. Гаспаров. – Москва: Высш. шк., 1993. – 271 с. – ISBN 5-06-001850-4.

8. Гаспаров М. Л. Русский стих начала ХХ века в комментариях: учеб. пособие / М. Л. Гаспаров. – 2-е изд., доп. – Москва: Фортуна Лимитед, 2001. – 288 с. – ISBN 5-85695-023-2.

9. Гаспаров М. Л. Русский стих начала ХХ века в комментариях: учебн. пособие / М. Л. Гаспаров. – 3-е изд. – Москва: Университет кн. дом, 2004. – 310 с. – ISBN 5-98227-020-2.

10. Гиршман М. М. Литературное произведение: теория и практика анализа / М. М. Гиршман. – Москва: Высш. шк., 1991. – 159 с. – ISBN 5-06-001843-1.

11.  Гольдман А. А. Стратегия и тактика текста: в 4 ч.: учеб. пособие / А. А. Гольдман. – Москва: Флинта, 2014. – 184 с. – ISBN 978-5-9765-2046-2.

12. Доронина Т. В., Францова Н. В. Анализ стихотворения: учеб. пособие для учеников 10-11 классов и абитуриентов / Т. В. Доронина, Н. В. Францова. – Москва: Экзамен, 2005. – 189 с. – ISBN 5-472-00718-6.

13.  Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: учеб. пособие / А. Б. Есин. – Москва: Флинта, 2005. – 244 с. – ISBN 5-89349-049-5.

14. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения / Б. О. Корман. – Москва: Просвещение, 1972. – 110 с.

15. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. Анализ поэтического текста / Ю. М. Лотман. – Санкт-Петербург: Азбука. – 701 с. – ISBN 978-5-389-14396-8.

16. Новиков А. А. Художественный текст и его анализ / А. А. Новиков. – Москва: ЛКИ, 2007. – 300 с. – ISBN978-5-382-00274-3.

17. Рябинина Н. В. Основы анализа художественного текста: учеб. пособие / Н. В. Рябинина. – Москва: Флинта, 2009. – 272 с. – ISBN 978-5-9765-0663-3.

18. Сырица Г. С. Филологический анализ текста: учеб. пособие / Г. С. Сырица. – Москва: Флинта, 2015. – 344 с. – ISBN 5-89349-841-0.

19. Тамарченко Н. Д. Анализ художественного текста: эпич. проза: хрестоматия / Н. Д. Тамарченко. – Москва: РГГУ, 2005. – 442 с. – ISBN 5-7281-0492-4.

20. Тюпа В. И. Аналитика художественного: введ. в литературовед. анализ / В. И. Тюпа. – Москва: Лабиринт: РГГУ, 2001. – 189 с. – ISBN 5-87604-116.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для работы с текстом художественного произведения:
анализы и примеры

 

Екатеринбург, 2020

Методические рекомендации для работы с текстом художественного произведения: анализы и примеры. Методические рекомендации / С. С. Корепанова. – Екатеринбург: Государственное автономное образовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж», 2020г.

Настоящие методические рекомендации определяют общие требования к анализу языка художественной литературы в аспекте изучения разных типов художественных текстов. В методических рекомендациях содержится информация об основных методах и принципах подхода к художественному произведению.

Данный материал рассчитан для студентов средних учебных заведений и поможет обучающимся более качественно подготовиться к практическим занятиям по дисциплине ОУД. 02 Литература.

 

Разработчик:
Корепанова Светлана Семёновна, преподаватель, 1КК

 

 

Рекомендации рассмотрены и рекомендованы к использованию на
 методическом совете Колледжа. \
Протокол № __ от ______________
Председатель методического совета________________ Е. В. Новик

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 4

Раздел 1. Этапы работы на текстом художественного произведения 6

Раздел 2. Специфика художественного текста 10

Раздел 3. Общая структура и функции литературно-художественного произведения 12

Раздел 4. Алгоритм анализа поэтического текста (с примерами) 15

Раздел 5. Основные аспекты анализа прозы (с примерами) 24
Заключение 50
Список рекомендуемой литературы 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
Словарь литературоведческих терминов 53

 

 

          

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач современного образования является формирование личности обучающегося. Данный процесс начинается ещё в рамках школьного обучения. Младшая школа дает некие основы для понимания текста художественного произведения, его идейного содержания, позиции автора, учит юного читателя выражать свое отношение к данной позиции. Среднее звено углубляет эти знания и расширяет рамки анализа художественного текста. В старших же классах данные знания учат соотносить с социокультурным контекстом, так как общий кругозор обучающихся уже должен быть достаточно развит для того, чтобы видеть в тексте некие отсылки к историческому периоду, в который данное произведение было написано.

На наш взгляд, на первом курсе среднего образовательного учреждения необходимо продолжать углубляться в данную тему. Важно расширять знания студентов, касающихся анализа литературного текста, так как эта сфера, на данный момент, до сих пор остается самой трудной и самой важной проблемой современного литературного образования. До молодого поколения нужно доносить информацию о том, что художественное произведение и литература в целом – это часть культуры, которая способна показать истинные ценности (моральные, нравственные, эстетические) нашего народа. Что в свою очередь поможет студентам обрести свое «я», сформирует умения выражать себя в письменном и устном слове. Также данные умения пригодятся каждому из обучающихся и в профессиональной деятельности.

Умение проникать в глубину содержательности художественной формы, видеть тесную связь между всеми уровнями и подсистемами произведения, их направленность на воплощение и выражение идейно-эстетического содержания – это умение необходимо постоянно закреплять и совершенствовать. Чем больше знаний получит обучающийся, чем глубже он научится проникать в суть текста, тем шире станет его историко-литературный и общекультурный кругозор, что приведет к более полному и осознанному пониманию окружающей действительности, поможет развить исследовательские и творческие способности.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать цель данных методических рекомендаций: углубить и закрепить знания обучающихся, касающиеся анализа текста литературного произведения.

Задачами данной методической продукции будут выступать:

1. Закрепление теоретических знаний, полученных в школьном курсе Литературы.

2. Изучение методики анализа поэтических и прозаических текстов по теоретическому материалу и образцам анализа, которые представлены в данной работе.

В рекомендациях дан алгоритм действий для анализа разных типов художественных текстов, следуя которому, студент сможет более полно оценить подлинную красоту литературного произведения. Ему удастся увидеть скрытый смысл, разобраться в тематике и проблематике текста, основательнее поработать с образами героев, понять мотивы их поступков, внутреннее состояние и пр.

В первом разделе представлены основные этапы работы над художественным текстом; во втором разделе даны непосредственно рекомендации, касающиеся анализа художественных текстов разных типов, а так же примеры разборов литературных произведений; имеется список рекомендуемой к прочтению литературы и словарь литературоведческих терминов.

Использование данного материала возможно при подготовке к практическому занятию по литературе и при осмыслении самостоятельно выбранного текста для чтения.

Методические рекомендации адресованы студентам 1 курса средних образовательных учреждений и всем тем, кто заинтересован в анализе и интерпретации художественного теста.

Раздел 1. Этапы работы на текстом художественного произведения

Начиная разговор об этапах работы над текстом литературного произведения, целесообразно будет вспомнить о том, что собой представляет художественный текст в целом.

Литературное произведение – это очень сложная конструкция. В нём удивительным образом переплетается множество компонентов: идейно-тематическая основа, сюжет, композиция, различные изобразительно-выразительные средства и способы создания героев. Все эти составляющие активно взаимодействуют между собой, образуя ткань художественного текста. И вот как раз по причине того, что текст – это сложная многоуровневая система, современная методика выделяет три этапа работы над художественным произведением:

1. Первичный синтез.

2. Анализ.

3. Вторичный синтез.

Данные этапы знакомы каждому, кто хотя бы раз посещал уроки литературы. Исходя из этой концепции, школьные учителя развёртывают работу по изучению литературного произведения со своими учениками. Зачастую преподаватель на уроке литературы начинает беседу по теме занятия издалека: включает музыкальную композицию, читает стихи, в процессе беседы просит обучающихся объяснить значения некоторых слов или сам их объясняет. Нередко встречается ситуация, когда учитель рассказывает о личности автора произведения, его судьбе. Таким образом, педагог готовит аудиторию к первому этапу работы – первичному синтезу. На данном этапе основной целью является ознакомление обучающихся с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией. Здесь очень важно целостное восприятие текста. Преподавателю необходимо понять, какие эмоции вызвало произведение. А для полноценной картины нужно, чтобы это произведение было прочитано учащимися заранее. Именно поэтому очень часто в рамках изучения литературы, будь то школа, колледж или ВУЗ задают чтение текстов на дом.

После того как выяснены все моменты, касающиеся первичного восприятия текста, начинается второй этап – анализ. На данном этапе устанавливаются причинно-следственные связи, рассматр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.113 с.)