Япония в раннее средневековье. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Япония в раннее средневековье.



Распад первобытности и переход к сословно-государственным структурам на Японских островах про­исходил в III -VII вв.

В III - IV вв. на основе прогресса в земледелии начинается разложение родового строя: развивается со­циальная и имущественная дифференциация. Одновременно развора­чивается борьба между отдельными кланами (родамми). В IV - V вв. образуются союзы племен. В VI - VII вв. кровнородственные общины превращаются в соседс­кие. Появляются и "царские поля" - собственные земли глав племенных союзов и их семей, которые обра­батывали обедневшие общинники. Но угодья еще оставались в коллек­тивном пользовании общин. Наконец, верховная соб­ственность на землю переходит от общин к сформировавшейся государственной власти. В VII - VIII вв. происходит обособление малых семей.

Указанные процессы происходили на фоне упорной борьбы родов за главенство в племен­ных союзах. В этой борьбе, обострившейся в VII в., и оформилось госу­дарство. На заключительном этапе этой борьбы между родами Сога и Сумэраги, в начале VII в. была предпринята попытка реорганизовать племенное управление и создать сильную централизованную государ­ственную организацию во главе с "сыном неба" - монархом. Один из наиболее образованных на тогдашних островах, наследный принц из рода Сога - Сётоку-Тайси (572 - 621) установил по примеру китайского "Табель 12 рангов", а в 604 г. издал "Закон из 17 статей", пронизанный идеями буддизма и конфуцианства о централизованном государстве и неограниченном су­веренитете монарха, о необходимости подчинения низших высшим. Так готовились политические основы государственности.

Но сформировалось японское государство при другой династии, в ходе так называемого "переворота Тайка" - серии реформ конца VII - начала VIII., когда были ликвидирова­ны прежние наследственные звания родоплеменной знати, ее права владения землёй. Оновой японского обще­ства становилась государственная собственность на землю, а населе­ние страны превращалось в держателей государственных наделов. Все прежние налоги и поборы заменялись единым поземельным обложени­ем, вносимым в зависимости от плодородия почвы. Периодически про­изводились переписи населения и земельного фонда. Сохранялась так­же подать изделиями домашнего ремесла. Вводилась отработочная повинность.

Оставались императорские и Храмовые земли. Но прежняя родоплеменная знать преобразовывалась в феодалов, владельцев бенефициев. Крестьяне не имели права поки­дать наделы, данные им в держание.

Во второй половине VII-VIII функции центрального правительства стал выполнять государственный совет во главе с первым министром. Ему подчинялись 8 исполнительных департаментов. Обычно все ведущие должности прибирал к рукам какой-либо род (дом). Наибольшим вли­пнем длительное время обладал дом Фудзивара, постепенно оттеснивиий императора и с середины XI в. фактически управлявший страной. Первой столицей тогдашней Японии стала Ясука.

С середины XII в. развернулась острая борьба между самыми могу­щественными в то время домами - Тайра и Минамото, в которой верх одержали последние. Во время этой борьбы завершился процесс отделения воен­ного дела от земледельческого труда. Постепенно раз­вился своеобразный культ меча и формировалось особое военно-фео­дальное сословие самураев. В X - XI вв. они становятся профессио­нальными воинами, вассалами крупных землевладельцев. В их среде складывается и их специфический кодекс поведения - бусидо, включавший каноны буддизма и конфуцианства. Любое нарушение бусидо и бесчестное поведение влекло за собой самоубийство самурая, совершаемое по определенному ритуалу путем харакири (вспарывание живота).

Восточный феодализм.

При более раннем, чем в Европе начале складывания феодализма - его за­медленное развитие.

Поскольку на Востоке не сложилось предпосылок для формирования частной собственности на землю, феодализм здесь - форма централизованного управления об­ществом на основе единой - государственной формы собственности на землю, централизованного сбора ренты и цен­трализованного же ее распределения. Верность подданных гарантиро­валась не дарообменом, как на Западе, (сеньор вассалу - землю, тот - верную службу), а отсутствием у подданных гарантированных прав на землю - основной источник существования. В силу этих особенностей власть государя на Востоке стала всеобщей, опиралась только на традицию и не нуждалась в пра­вовом оформлении. Она - выше права, имела мистическое происхож­дение, не требовала доказательств.

Государствен­ная организация возникла на востоке до начала формирования частных прав на земельные наделы. Государство стало гипертрофированной всеоб­щей общиной. Но такая огромная община не могла каждодневно воздействовать на своего главу, как на старейшину в деревне. Патриарх отдалялся от народа, вынужден прибегать к помощи слуг. Ничем, кро­ме традиции, такой патриарх не был ограничен. Окруженный слугами, отдаленный и отделенный от народа, патриарх отдалялся и от тради­ций. В итоге - деспотия. Частная собственность на землю, которая всё же формировалась из монарших дарений, пожалований, таким образом, складывалась только в среде приближенных к власти, то есть у высшей прослойки господ­ствующего сословия, причем сверху, как дополнение к правам на сбор налога. Важен и моральный фактор - отсутствие гарантий прав личности. Даже знать подвергалась телесным наказаниям.

Всё рассмотренное отразилось и на духовной сфере, религии и культуре. Государство воспринималось как нечто абстрактное и непос­тижимое, почти сверхъестественное, в котором нельзя что-либо отстаи­вать, а надо беспрекословно подчиняться, как божеству



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.150 (0.004 с.)